Реферат: Бэкон и его индуктивный метод
Реферат: Бэкон и его индуктивный метод
Введение
Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории
человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли
знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной
стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что касается
моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской молве,
чужеземным народам и будущим векам".
К Бэкону полностью применима характеристика, данная Ф.
Энгельсом деятелям эпохи Возрождения, которые не стали еще рабами разделения
труда: "Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все
живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в
практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии ... Отсюда та
полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми". Крупнейший
политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист, лелеявший идею
реформы средневекового права, философ, социальный мыслитель, историк,
литератор, публицист - вот далеко не полный перечень граней
культурно-исторического феномена, имя которому - Бэкон.
И все же потомкам он известен прежде всего как
выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментирующей науки.
История, как это часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете
справедливый отбор, высветив в творческом наследии мыслителя и политика
непреходящее и оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из
которых представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.
Новая вспышка исследовательского интереса к Бэкону, и
прежде всего к Бэкону-философу, произошла в 60 - 70-х годах нашего века, после
того как в 1961 г. было отмечено 400-летие со дня его рождения. В 1968 г. в США
переиздано наиболее полное собрание сочинений Ф. Бэкона, впервые опубликованное
в 50 - 70-х годах прошлого века его соотечественниками Дж. Спеддингом, Р. Эллисом
и Д. Хитом. В СССР двумя изданиями вышел двухтомник, включивший важнейшие
философские труды Ф. Бэкона.Закономерен интерес и к личности этого человека,
жившего в эпоху перехода от средневековья к новому времени.
Бэкон и его жизнь
Детство Бэкона - он родился 22 января 1561 г. - прошло
в лондонской резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с
дворцом королевы. Расположение Порк-хауза довольно точно отражало и то место,
которое занимала семья Бэконов в придворной иерархии Елизаветы Тюдор.
Отец Фрэнсиса Николас Бэкон являл собой типичный
образец "новой знати", пришедшей на смену старой родовитой
аристократии и занявшей ключевые позиции в политической жизни тюдоровской
Англии. Н. Бэкон сумел получить высокое по тому времени образование: он окончил
колледж Корпус-Кристи в Кембридже со степенью бакалавра искусств, изучал право
в лондонской юридической корпорации Грейз-Инн, а на досуге читал сочинения
древнегреческих философов. Благодаря природной сметке, профессиональной хватке
и умению держать себя с власть имущими, Н. Бэкон достиг весьма высоких ступеней
на поприще юридической и государственной карьеры. В течение 20 лет он занимал
должность лорда-хранителя печати, одну из наиболее высоких при елизаветинском
дворе. Н. Бэкон пользовался расположением и дружбой всесильного советника
королевы Уильяма Сесила, будущего лорда Бэрли, с которым к тому же находился и
в родственных связях: оба были женаты на дочерях Энтонк Кука, бывшего при
Генрихе VIII воспитателем наследного принца Эдуарда.
Мать Фрэнсиса, урожденная Анна Кук, была
образованнейшей женщиной своей эпохи. Она в совершенстве владела латынью,
древнегреческим, итальянским и французским языками. Фанатичная пуританка, Анна
Бэкон поддерживала личные контакты и переписку с ведущими теологами-кальвинистами
Англии и континентальной Европы. Ей принадлежит перевод на английский язык ряда
богословских трактатов.
Атмосфера придворных интриг и политических схваток
заполняла покои и залы Йорк-хауза. Кухня "большой политики"
составляла содержание домашних бесед. Сопряженность личных дел, интересов,
наклонностей с проблемами общегосударственными была одной из наиболее
отличительных черт жизненного уклада Бэкона. "Бэкон изощрил свой ум
общественными делами, - заметил А. И. Герцен, - он на людях выучился мыслить".
Весной 1573 г., после завершения домашнего
образования, 12-летний Фрэнсис и его брат Энтони, которому исполнилось 15, были
отправлены в Кембридж, в Тринити-колледж. К этому времени твердыни
средневековой университетской схоластики были в значительной степени
поколеблены двумя поколениями английских гуманистов. Поколеблены, но не
уничтожены. Университетское образование продолжало оставаться оторванным от
действительных потребностей жизни. Много лет спустя Бэкон с горечью писал, что
в Англии нет учебного заведения, где бы давалось образование, необходимое для
государственной деятельности, где бы молодые люди "прежде всего изучали
(помимо других наук) историю, новые языки, политические книги и трактаты, чтобы
затем приступить к государственной службе более подготовленными и
сведущими".
Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые
осознал бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля,
причесанного в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это
отрицательное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранил на всю
жизнь. И, может быть, именно в эти годы впервые посетила его дерзновенная идея
пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в Тринити-колледже
пришлось прервать из-за чумы, свирепствовавшей в Англии с лета 1574 г. В 1576
г. Фрэнсис и Энтони поступают в качестве студентов в Грейз-Инн. Но уже через
несколько месяцев отец добивается зачисления 15-летнего Фрэнсиса в состав
английского посольства во Франции. Жизнь в Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье,
непосредственное участие в выполнении дипломатических поручений способствовали
расширению кругозора юного дипломата.
Внезапная смерть отца в феврале 1579 г. принуждает
Бэкона вернуться на родину. Младший сын, он получил весьма скромное наследство.
Пришлось всерьез задуматься о своем будущем. Без особого энтузиазма Фрэнсис
вновь поступает в Грейз-Инн, где тщательно штудирует "общее право".
Юридическая карьера его складывалась удачно. Уже в 1582 г. он получил
адвокатский чин барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним
из руководителей коллегии барристеров.
В 1584 г. Бэкон был впервые избран в палату общин от
Малкомба (графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его
парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против
католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла характер
борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом европейской
католической реакции. Угроза иностранного вторжения способствовала временной
консолидации разнородных социальных групп английского общества. Сведения о
парламентской деятельности Бэкона в этот период крайне скудны. Его имя
упоминается в парламентских документах 1584 г. и 1586 г. среди ораторов,
выступавших по вопросу о суде над Марией Стюарт, а также в числе членов
специального комитета, созданного в связи с обсуждением этого вопроса.
Научные труды
К религиозным проблемам Бэкон подходит с сугубо
светской политической меркой, заботясь прежде всего о стабильности
государственных дел. Ему чужды настроения пуритан, "движимых опрометчивой
ненавистью ко всем церемониям и порядкам времен римской церкви (как если бы все
они без различия были суеверными и грязными) и ведомых болезненным подражанием
некоторым протестантским церквам". В то же время он считает эти настроения
скорее обидными для церковных и светских властей, нежели враждебными. В
английской реформации Бэкон выделяет три важных момента: "удержание внутри
королевства значительных денежных средств, которые прежде стягивались в
Рим", закрытие монастырей, освобождение английских королей от подчинения
внешним политическим силам. Своеобразная охранительная позиция в вопросах
религии обусловила и его отношение к правительственным преследованиям папистов
и пуритан. Он рекомендует прибегать к репрессиям против тех и других лишь в
случае их публичных выступлений или других действий, наносящих вред
государству.
Гораздо больше, чем противоборство англичан, католиков
и пуритан, Бэкона привлекали занятия философией, историей, искусством.
Мировоззрение Бэкона изначально складывалось как светское в своей основе. Его
молодость совпала с порой бурного цветения английской гуманистической культуры.
Современниками Бэкона были выдающиеся поэты и драматурги, филологи и
антикварии, мореплаватели и пираты, люди холодного ума и горячих страстей -
Фрэнсис Дрейк и Уолтер Рэли, Томас Смит и Уильям Кемден, Джон Лили и Томас Нэш,
Эдмунд Спенсер и Филипп Сидни, Роберт Грин и Томас Кид, Кристофер Марло и
Уильям Шекспир...
В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению,
несохранившийся философский трактат "Величайшее порождение времени",
где с молодой энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого
знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам
издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса,
"определило характер всех его теорий", оставаясь их душой,
животворящим. Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского
интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы "Нового
Органона", придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы
вышло из-под его пера.
В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие
- он выпускает в свет свой первый литературный труд "Опыты и наставления
нравственные и политические". В последующие годы "Опыты"
переиздавались неоднократно. От издания к изданию увеличивалось их число,
разнообразилась тематика, заметнее становился политический акцент. Издание 1597
г. состояло всего из 10 коротких эссе, которые, на первый взгляд, производят
впечатление случайного, аморфного собрания с хаотической композицией. Сам автор
в посвящении, адресованном брату, опасался, что "Опыты" "будут
подобны... новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и
полноценно, очень уж мелки".
Но действительно ли случайной была тематика "Опытов"
1597 г.? Фактически Бэкон рассматривает в них те же вопросы, которые волновали
его все последние годы - пути и способы достижения высоких должностей, правила
поведения в обществе и др. Об этом идет речь в опытах "Об искусстве
беседы", "О мерах соблюдения приличий", "О приближенных и
друзьях", "О просителях и ходатаях", "О почестях и
известности". Проза жизни продиктовала и темы двух других опытов - "О
расходах" и "О способах сохранить здоровье".
"Опыты" - это маленький свод правил морали,
почерпнутых "больше из опыта, нежели из книг". В них отчетливо
проявляется гуманистический ренессансный характер этики Бэкона, отвергавшего
пассивное созерцательное отношение к окружающему миру и считавшего, что счастье
и благополучие может быть достигнуто благодаря собственной активности человека.
Этот основополагающий принцип его этической концепции получает развитие в
последующих изданиях "Опытов", в философских и политических трудах.
Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь
человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает, что
"столь же естественно умереть, как и родиться" .
Логически продолжая свое этическое учение, Бэкон
выводит его за рамки отношений отдельных индивидов и распространяет на
общественную жизнь в целом. Уже в издании 1597 г. появляются опыты "О
партиях" и "Об искусстве переговоров", в которых Бэкон
затрагивает сугубо политические проблемы. Число "политических" опытов
резко увеличивается в издании 1612 г. Бэкон был знаком с "Опытами"
Монтеня, впервые опубликованными в 1580 г., и испытал их влияние. Характер
этого влияния, соотношение масштабов сделанного Монтенем и Бэконом хорошо
показал А. И. Герцен. Во Франции XVI в., писал он, "образовалось особое,
практически-философское воззрение на вещи... воззрение свободное, основанное на
жизни, на самомышлении и на отчете о прожитых событиях, отчасти на усвоении, на
долгом, живом изучении древних писателей; воззрение это стало просто и прямо
смотреть на жизнь, из нее брало материалы и совет...Монтень был в некотором
отношении предшественник Бэкона, а Бэкон - гений этого воззрения" .
Мышление Бэкона отличала одна не так уж часто
встречающаяся черта - постоянство идей, выводов, концепций. Вглядываясь,
скажем, в дополнения, которые он делал к новым изданиям "Опытов", трудно
обнаружить швы между разновременными частями. В жизни дело обстояло иначе...
Бэкону, 42-летнему юристу, оглядывающемуся назад, в
свое прошлое, приходилось признать, что большинство его надежд не
осуществилось, а планы все еще оставались планами. В 1604 г., стремясь
заручиться расположением Якова I, Бэкон составляет так называемую
"Апологию" - документ, призванный реабилитировать автора перед
королем и друзьями казненного графа. "Все, что я сделал, - заявляет Бэкон,
- ...было сделано по соображениям долга и служения королеве и государству"
.
В первые годы царствования Якова Бэкон стремится
заинтересовать его своими политическими и научными идеями. "Подобно тому
как весна года - лучшее время для очищения и лечения тела природы, - пишет он,
- так и весна королевского правления - наиболее подходящее время для очищения
политического тела" В 1605 г. Бэкон издал первое крупное философское
произведение "Две книги о восстановлении наук" - принципиальный
набросок завершенного 18 лет спустя труда "О достоинстве и приумножении
наук". Первая книга посвящалась обоснованию выдающейся роли знания и наук
во всех областях жизни, вторая содержала схему классификации наук и намечала
пути их дальнейшего развития.
Собственно философской части сочинения предшествовал
обильный поток славословий в адрес Якова I, завершающийся следующим пассажем:
"Поистине нелегко было бы найти за всю историю со времени рождения Христа
хоть одного государя, которого можно было бы сравнить с вашим величеством по
разнообразию и глубине познании в области наук как человеческих, так и
божественных". Нас не должны удивлять эти выдержанные в духе явного
сервилизма комплименты, имеющие длительную, идущую со времени античности
традицию и обычные для литературной практики гуманистов эпохи Возрождения. Их смысл
не сводился только к "домогательству благосклонности", но и
преследовал этические цели, метко вскрытые самим Бэконом: "Когда говорят
людям, каковы они есть, им показывают, какими они должны быть".
Однако идеи реформатора науки не были поняты королем. Перелистав
как-то одно из сочинений Бэкона, Яков заметил, что оно, как Священное писание,
превосходит все доступное пониманию.
В первом парламенте Якова, созванном в 1604 г., имя
Бэкона называлось в числе имен возможных кандидатов на пост спикера палаты общин.
По давней традиции на этот пост избиралось лицо, предложенное короной, но в
парламенте 1604 г. отлаженный механизм забуксовал. Депутаты встретили в штыки
кандидатуру двора и назвали собственных кандидатов, среди которых Бэкон
представлялся фигурой компромиссной, способной удовлетворить и палату, и
королевский двор.
В отношениях короны и парламента начинался новый этап.
Палата общин все больше стремилась к положению действенного и постоянного
фактора в политической жизни страны, подчеркивая законность и незыблемость
своих прав. Этот мотив отчетливо прозвучал уже в самом начале работы первого
парламента Якова. 20 июня 1604 г. был выработан документ "Апология палаты
общин", который рассматривается советскими историками как программа
политических и экономических требований нового дворянства и буржуазии. Авторы
"Апологии" заявляли: "В нашей стране нет другого занимающего
столь высокое положение органа, который мог бы по положению и правам ставиться
наравне с этой высокой палатой парламента, которая с согласия вашего величества
издает законы для всех других органов государства, сама же не получает ни от
какого другого органа ни законов, ни приказов". "Апология"
фактически отрицала абсолютный и единоличный характер королевской власти как в
гражданской, так и в духовной сфере и намечала мероприятия, долженствовавшие по
своему объективному смыслу обеспечить право собственности на землю и
неприкосновенность доходов от торгово-промышленной деятельности.
Сравнение текста "Апологии" с парламентскими
речами, письмами и политическими трактатами Бэкона этих лет позволяет
предположить, что его идеи нашли отражение главным образом в той части, где
идет речь об устранении разногласий в вопросах религии, а также в отдельных
положениях, касающихся отмены наиболее одиозных феодальных повинностей.
При обсуждении в палате вопроса об англо-шотландской
унии, которой добивался король, Бэкон выступил как убежденный сторонник
объединения двух королевств. Он видел в англо-шотландской унии единственную
реальную гарантию против многовековой вражды и кровавых междоусобиц двух стран.
К тому же, полагал Бэкон, Англия, объединившись с Шотландией и подчинив
Ирландию, превратилась бы в одну из сильнейших монархий мира. По его мнению, к
началу XVII в. уже можно было говорить о единстве территории двух соседних
стран, которые не были разделены естественными границами, о близости языка и
общности религиозной доктрины (при различиях в церковной организации); с
воцарением Якова Стюарта на английском престоле обе страны имели к тому же
одного суверена.
Бэкон включается и в обсуждение проблем, связанных с
религиозными распрями между официальной англиканской церковью и пуританами.
Сохранился его трактат 1603 г. "Об умиротворении и наставлении
церкви", проникнутый духом неприятия религиозного фанатизма. Бэкон-политик
считал, что в делах религии следует резко отличать разногласия в вопросах
догматики от разногласий в вопросах ритуала, церковной иерархии. Если в первом
случае надлежит руководствоваться принципом: "Кто не с нами, тот против
нас", то во втором более уместен принцип: "Кто не против нас, тот с
нами". Отмечая, что в области гражданских дел парламент регулярно
принимает законы, призванные корректировать различные политические нормы, он
выражает недоумение, почему эта практика не распространяется на церковные дела.
Страницы: 1, 2
|
|