рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности рефераты

Касаясь вопроса о влиянии субъективных факторов на отношение студентов к учебным предметам, можно отметить следующее, Прямое влияние профессиональной направленности и учебных мотивов наблюдается только на старших курсах. Так, например, у старшекурсников, которые удовлетворены профессией, интерес к специальным дисциплинам достигает 5,9 балла из семи возможных, а у тех студентов, кто избранной профессией неудовлетворен, степень интереса к тем же предметам составляет 5,2 балла. Доминирующее влияние на отношение к учебным дисциплинам оказывают профессиональные мотивы. Они занимают ведущее место в структуре учебной мотивации на всех этапах обучения- Студенты старших курсов, которые имеют ярко выраженные профессиональные мотивы учебной деятельности, оценивают профессиональную важность предметов и интерес к ним значительно выше, чем те, кто не стремится стать хоро­шим специалистом и приобрести необходимые глубокие знания.

При разделении студентов по уровневым показателям отношения к учебным предметам на две полярные группы и последующем их сравнении Н.В. Нестеровой удалось установить совершенно разные мотивационные основания учебной деятельности студентов каждой из выделенных групп. Например, учебная деятельность студентов со сформировавшимся ценностным отношением к учебным дисциплинам (группа А) протекает на высоком мотивационном уровне. Эти студенты удовлетворены профессией и направлены на ее содержательные и творческие аспекты. Более двух третей студентов с низким уровнем ценностного отношения к учебным предметам (группа Б) в лучшем случае безразличны к профессии или вовсе ее отвергают в качестве своих целей.

Индекс удовлетворенности профессией у студентов группы А равен 0,40, а у студентов группы Б - всего 0,10. Оценка привлекательности для студентов группы А таких сторон будущей профессии, как «содержание профессионального труда», «возможность творчества», вдвое превышает аналогичную оценку тех же аспектов студентами груп­пы Б. Значительно выше у студентов группы А выражена интенсивность проявления учебных мотивов. Студенты с низким уровнем ценностного отношения более зависимы от факторов организации учебного процесса, в том числе и качества преподавания. Ведущим внутренним фактором, управляющим учебной деятельностью таких студентов, является прагматическая и утилитарная мотивация, проявляющая себя в формальном отношении к учению.

Учитывая изложенное, можно сказать, что у студентов группы А высокий уровень ценностного отношения к учению обеспечивается в большей степени психологичес­кими факторами, тогда как мотивационная основа студентов группы Б поддерживается и формируется в основ­ном педагогическими факторами. Отсюда вытекает вывод о необходимости разработки разных для способов управления мотивацией учебно-познавательной деятельности: для студентов группы А «путь сверху», т. е. через осознанное непосредственное принятие студентами предъявляемых целей обучения, студентов группы Б «путь снизу», т. е. через специальную организацию обучения.

 По психологическим особенностям развития учебно-познавательной деятельности студентов Н.В. Нестерова разделяет весь период обучения на три этапа.

Первый этап охватывает период обучения студентов на I курсе. Он характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных ценнос­тей, которые выступают в роли мотивов, управляющих учебной деятельностью студентов. Вместе с тем профессиональные ценности и ценности учения несколько идеализированы, так как обусловлены скорее пониманием их общественного значения, чем личностным смыслом, т. е. значением этих ценностей для самих студентов, причем вся система мотивации еще не образует целостной иерар­хической структуры. Иллюстрацией дезинтегрированной структуры мотивации служит тот факт, что показатели отношения студентов к учебным дисциплинам не связа­ны с показателями отношения к профессии и учению. Учебная деятельность большинства первокурсников непосредственно управляется только средним звеном мотивационно-целевой системы - учебными мотивами.

Второй этап (II и III учебные курсы) отличается общим снижением интенсивности всех мотивационных компонентов, а также разрушением их иерархической си­стемы. Профессиональные и познавательные мотивы пе­рестают управлять учебной работой студентов, вследствие чего в этот период заметно снижаются их учебная актив­ность и успешность, образуется так называемый «синд­ром разочарования».

Третий этап (IV и V учебные курсы) выделяется тем, что на фоне сниженных уровневых показателей растет степень осознания и интеграции различных форм мотивации обучения в единую целостную систему, структурированную по уровню их обобщенности. Корреляционный анализ показывает, что, если на младших курсах отношение к профессии оказывало влияние на активность и результативность учебной работы в основном опосредованно, т. е. через профессиональную и познавательную мотивацию, то на V курсе удовлетворенность профессией прямо связана с эффективностью учебной деятельности студентов. На этом основании можно заключить, что только на старших курсах конечная цель обучения непосредственно оп­ределяет средства и способы ее достижения.


§4. Идея и методика коррекции педагогической оценки с учётом возрастных особенностей деятельностного развития обучающихся

Известно, что в учебных заведениях оцениваются многогранные результаты учебной работы, связанные с выполнением разных заданий по содержанию, объёму и сложности. Деятельность учащихся протекает на разных уровнях интеллектуального развития и с разной продолжительностью времени. А форма оценки - одна и та же. Известно также, что одни и те же баллы для разных возрастных категорий учебного контингента не равнозначны между собой. Иначе говоря, одни и те же отметки, выставленные в балльном выражении возрастным категориям, не равнозначны по показателю обученности: скажем, ”тройка” в десятом классе в переводе на информационную величину означает применение знаний учащимися с темпом 3,6 бит/мин ; а та же “тройка” в школьном журнале успеваемости в пятом классе, разумеется, имеет более низкий показатель, так как уровень интеллектуального развития последних слабее, чем старшеклассников. Очевидно, шкала балльных отметок не воспринимает возрастной градации  школьников, но объективно такая ранжировка существует. Встаёт вопрос: как весовой коэффициент отметок, изменяющихся в пределах балльной оценочной шкалы, зависит от деятельностного развития обучающихся? В этом и заключается та проблема, которую мы хотим чётко сформулировать и решить.

Роль весового коэффициента в ранговой шкале играет показатель обученности Д, который   рассчитывается по формуле:

Д(t)=М1(Д1*е1+Д2*е2+..+Д5*е5+М2(Д1*1+Д2*2+..+Д5*5))М3(t)/е010,0,(1)

где еr и r - количество балльных отметок, выставленных соответственно за письменные и устные ответы учащихся;  r =  - ранг отметки; е0 - количество всех отметок, включённых в статистику; М2 - коэффициент, позволяющий сбалансировать погрешности вкладов, вносимых разными типами оценок; М1 - индивидуальный коэффициент требовательности (строгости) к предмету оценивания, предъявляемый со стороны учителя (эксперта); М3(t) - коррекционный коэффициент для возрастной категории учащихся; t - количество возрастных категорий в учебном контингенте; Дr = [0,4; 1,6; 3,6; 6,4; 10,0] - весовые коэффициенты отметок ранговой шкалы для оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

Но указанный ряд весовых коэффициентов относится к балльным отметкам одной возрастной категории учащихся - старшеклассникам. Следовательно, нужно определить весовые ряды для ранговых шкал других возрастных категорий обучающихся с целью получить возможность оценивать результаты их учебно-познавательной деятельности в единых абсолютных единицах измерения. В этом состоит задача нашего исследования.

Коэффициент деятельности учащихся по возрастным категориям учебного контингента за период образовательного процесса монотонно возрастает. Чтобы проследить, как изменяется динамическая картина обученности в относительных или абсолютных единицах измерения, надо знать место привязки - своеобразную точку отсчёта на шкале Д. С этой целью воспользуемся рядом весовых коэффициентов балльных отметок Дr (t), полученных для оценки результатов учебно-познавательной  деятельности старшеклассников. Он позволяет ввести корректирующий коэффициент М3(t) для ранговой шкалы с учётом возрастных категорий обучающихся t=III-IV курс ,  для чего строится система отношений:

М3(1)=Дr(1)/Дr(t) ; М3(2)=Дr(2)/Дr(t) ;  ...  М3(m)=Дr(m)/Дr(t); (2)

среди которых найдется одно из них при Дr(t) с показателем М3(t)=1,0. Этот показатель называется  э т а л о н н ы м, он может служить привязкой t-ой возрастной категории испытуемых к коррекционной шкале балльных отметок и даст возможность зафиксировать на ней точку отсчёта. В этом состоит путь решения основной задачи исследования. Таким образом, в результате данной процедуры мы получаем своеобразный эталон, относительно которого можно будет экспериментальным путём строить другие балльные шкалы для соответствующих возрастных категорий обучающихся.

Для организации экспериментальных исследований примем сложившееся в образовании административное деление обучающихся на классы (группы). Будем априорно считать, что в контингенте обучающихся общеобразовательной школы одиннадцать возрастных категорий (согласно классно-годовому признаку деления). В качестве точки отсчёта в коррекционной последовательности (3) имеет смысл взять учащихся старшей возрастной категории, для которой фактически и была установлена на базе показателя обученности шкала отметок, но в которую ещё не включён возрастной корректирующий коэффициент М3(11)=1,00 , где t=11 - категория одиннадцатиклассников; 10tIV - интервал возрастных категорий для учащихся общеобразовательной школы и студентов университета.

Кроме коррекционного назначения для балльной шкалы отметок, показатель М3(t) имеет глубокий психолого-педагогический смысл: он фиксирует динамику деятельностного развития учащихся по возрастным категориям учебного  контингента. Следовательно, по другому его можно назвать коэффициентом возрастного деятельностного развития школьников.

Коррекционный ряд (3) для формулы балльных отметок (2) можно определить экспериментально следующим путём:

- сначала разрабатываем простое письменное и устное задание, которое могут до конца выполнить учащиеся нескольких возрастных категорий по отношению к той

- применяем индивидуальный показатель обученности Дi(t), который выражается формулой :

Дi(t)=k * Ui / ti ,             (3)

где Ui - объём преобразованной информации при выполнении задания; ti - время деятельности; k - коэффициент, указывающий, какая часть задания реализована правильно (без ошибок и без существенных отклонений от алгоритма деятельности);

- определяем коррекционный показатель шкалы отметок для той возрастной категории, которая включена в эксперимент:

М3(t)=Д(t) / Д(11),                  (6)

где Д(t) - показатель обученности учащихся исследуемой возрастной категории; Д(11) - показатель обученности учащихся 11-го класса;

Д(t)= U(t)/t(t) ; Д(11)=U(11)/t(11),            (7)

где U(11) и U(t) - объём преобразованной информации учащимися 11-го класса и учащимися t-ой возрастной категории соответственно при k =1,0; t(t), t(11) - время выполнения задания; тогда формула (5) примет вид :

М3(t)= U(t)*t(11)/ U(11)*t(t).           (8)

Коэффициент k принимаем равным единице, поскольку будем засчитывать только правильно решённые задания, а также для простоты расчёта.

Поскольку тем и другим возрастным категориям предлагалось одно и то же задание, то информационные объёмы деятельности равны:

U(11)= U(t).           (9)

Отсюда получаем расчётную формулу в окончательном виде:

М3(t)= t(11)/t(t) 1,0,             (10)

-где t(11) - время выполнения контрольного задания в эталонной группе, в данном случае - учащимися 11-х классов; t(t) - время выполнения этого же задания учащимися экспериментальной категории (результаты опыта засчитываются, если информационные объёмы, реализованные в их учебно-познавательной деятельности, одинаковые);

- и, наконец , формируем балльную систему отметок по показателю обученности для категорий учащихся общеобразовательной школы (10tIV) с учётом коррекционного коэффициента М3(t), которая принимает окончательный вид:

Д(t)=М1(0,4*е1+1,6*е2+..+10,0*е5+М2(0,4*1+1,6*2+..+10,0*5))М3(t)/е010,0, (10)

где ранговая система оценки показателя обученности учащихся организуется с учётом трёх факторов, каждый из которых характеризуется количественной мерой:

0,64М11,21 - индивидуальный коэффициент, корректирующий степень требовательности (строгости) учителя (эксперта) к предмету оценивания; измеряется в относительных единицах и выражается десятичной дробью в случае завышения отметки М1<1,0 , а при занижении её М1>1,0 ; в нашем случае мы пренебрегаем его истинным значением, так как данный вопрос не рассматриваем в работе. Исходя из того, что учитель пользуется нормами отметок, а также уровень требовательности соответствует критериям оценивания, М1 принимаем равным единице. Но существует методика, с помощью которой можно определить корректирующий коэффициент М1 [13, с.34-37];

М2 - коррекционный коэффициент, позволяющий сбалансировать погрешности вкладов, вносимых разными типами отметок в расчётный показатель обученности; измеряется в относительных единицах и выражается десятичной дробью М2<1,0 ; в целях уточнения результата может быть разложен по видам учебно-познавательной деятельности. За письменные работы учащихся учитель ставит отметки, которые более объективны и содержат минимальную погрешность по отношению к оценкам за устные ответы. Чтобы сбалансировать показатели обученности (определяемые соответственно на базе отметок за письменные работы и устные ответы учащихся), и применяется коэффициент М2: для отметок за письменные работы М2=1,0 ; а для отметок за устные ответы -M2=0,9, так как статистически установлено, что ошибка в оценке последних по отношению к первым составляет 10% (среднестатистическое значение найдено экспериментальным путём) [8];

 М3 - возрастной коэффициент деятельностного развития, корректирующий расчётный показатель обученности по возрастным категориям учащихся, измеряется также в относительных единицах; в интервале 10tIV он принимает значения М31,0.

Экспериментальное исследование по определению коррекционного коэффициента М3(t) на каждой возрастной категории испытуемых будем проводить на одном и том же экспериментальном материале, обеспечивая репрезентативность выборки временных данных.

Таким образом, идеальная статистическая закономерность В2=а*Д, с учётом коррекционных коэффициентов М1 и М3 может быть представлена в следующем виде :

В2=2,5*Д/(М1* М3 ),                (11)

которая образует ранговую шкалу отметок и приближает нас к более точному и однозначному расчёту показателя обученности учащихся на балльных отметках учителя.


Выводы

На основе вышеописанного можно сказать следующее: во-первых, имея дело с учащимися, мы естественно, каждый раз сталкиваемся с тем, что, в нормальных условиях обучения и воспитания по мере того, как ребёнок становится старше, очень заметно возрастают его умственные силы, а, следовательно, и коэффициент деятельностного развития.

Во-вторых, данное обстоятельство можно учитывать при оценке результатов обучения, если рассматривать их в абсолютных единицах измерения на каждой возрастной категории.

И, в-третьих, объективно существует шкала балльных отметок, которая воспринимает возрастную градацию школьников, и с помощью предложенной методики можно рассчитать показатель обученности, применяя относительные коэффициенты деятельностного развития учащихся.

Таким образом, мы доказали, что возможно скорректировать педагогическую оценку, учитывая возрастные особенности учащихся.

 А как именно применить данный факт на практике, рассмотрим в главе II.


ГЛАВА II Экспериментальное исследование

деятельностного коэффициента

для учащихся 10 - 11 классов

общеобразовательной средней школы

и студентов III – IV курсов

Для экспериментального исследования деятельностного коэффициента нам необходимо, прежде всего, разработать экспериментальный материал для испытуемых, применить методику для определения возрастного коэффициента деятельностного развития и проанализировать полученные результаты. Рассмотрим более подробно эти вопросы.

§1. Разработка экспериментального материала

В результате нашего эксперимента предстоит аналитическими методами вычислить возрастной коэффициент деятельностного развития по возрастным  категориям в интервале III£t£IV (учащиеся соответственно III - IV-ых курсов).

В данном исследовании ставилась цель сформировать балльную систему отметок по показателю обученности для категорий учащихся старшего школьного возраста общеобразовательной средней школы и студентов физико-математических специальностей с учётом коррекционного коэффициента М3(t), который и необходимо рассчитать в работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6