Курсовая работа: Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности
Представления
старших школьников, абитуриентов о целях обучения в вузе, об уровнях,
требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора
профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления
студентов в период обучения их в высшей школе, когда повышение информированности
о профессии становится фактором формирования к ней положительного или
отрицательного отношения. По данным А.Т. Коденковой, полнота сведений о
профессии и ее требованиях у пятикурсников вдвое превышает объем аналогичной
информации у только что поступивших первокурсников.
По
данным и сведениям, приводимым другими авторами, подавляющее большинство (до
70-80%) абитуриентов различных вузов имеет слабые или вовсе не имеет адекватных
представлений о своей будущей работе и предъявляемых профессиональных требованиях
.
Вполне обоснованно
возникает вопрос о том, каким же образом перестраивается структура мотивации
студентов, включая отношение к целям (профессии), к учению и различным учебным
дисциплинам по мере роста знаний о будущей профессии и формирования более
адекватных представлений о ней в процессе обучения в вузе?
Ответ на поставленный вопрос частично дает
исследование Л.Б. Юшковой, выполненное под руководством автора. Изучая
проблему наиболее общих ценностей, выступающих у студентов в качестве жизненно
важных целей, Л.Б. Юшкова выявила, что для студентов такими целями-ценностями
являются (в порядке понижения их субъективной значимости): любовь и семья, хорошие
и верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье,
социальная активность, познание и возможность творчества. Отсутствие
статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов
субъективно значимых для них основных целей-ценностей указывает на
относительную стабильность и независимость в процессе профессионального и
социального становления личности студентов в период обучения их в вузе. Судя по
данным Е.Э. Смирновой та же структура ценностей сохраняется в течение длительного
времени и у работающих выпускников разных специальностей. Эти данные служат
свидетельством того, что сформированная система доминирующих ценностей является
устойчивой и типичной для студентов .
Ранговые места наиболее
общих целей-ценностей у студентов (по данным Л.Б. Юшковой):
Цели-ценности |
Ранговые |
Любовь и счастливая
семейная жизнь |
1 |
Наличие хороших и
верных друзей |
2 |
Интересная работа |
3 |
Общая хорошая
обстановка в стране |
4 |
Активная жизнь |
5 |
Здоровье |
6 |
Познание |
7 |
Свобода и независимость
в суждениях |
8 |
Творчество (возможность
творчества) |
9 |
Красота в природе и
искусстве |
10 |
Из
приведенных данных, раскрывающих структуру самых общих ценностных ориентации
студентов, следует, что интересная работа стоит третьей в ряду ведущих
целей-ценностей. Общая ориентация на интересную работу не может не проявляться
в формировании и развитии профессиональной направленности как обобщенной формы
положительного отношения к определенной будущей работе и профессии.
Целесообразно
начать краткое описание особенностей влияния самых общих целей-ценностей на
нижележащие уровни и формы мотивации с анализа мотивов выбора профессии как
исходного акта и первоначальной формы выражения отношения субъекта к будущей
профессии. Как видно из табл.1, на выбор профессии оказывают наибольшее влияние
увлечение в школе учебным предметом, а также интерес к профессии. Приведенные в
табл.1 данные хорошо согласуются с аналогичными результатами других авторов:
А.Ф. Шиян, Н. Комусовой, Н.В. Нестеровой, С.Е. Рескиной, Н.Л. Ивановой [6].
Однако при ответе на
вопрос о начале проявления интереса к профессии большинство первокурсников
(84%) ответили, что он появился только после окончания школы. Это значит, что
поступающие в вуз школьники часто принимают за интерес увлечение учебным
предметом в школе. Представления об избранной профессии продолжают оставаться
у студентов практически теми же, что и до поступления в вуз, вплоть до III
курса, с которого обычно начинается специализация. Именно с этого времени
отмечается существенная перестройка в системе представлений студентов о
профессии.
О том, как происходит
перестройка представлений о будущей профессии у студентов, свидетельствуют
данные о динамике студенческих оценок профессиональной важности различных
качеств личности для специалистов-биологов (табл. 2). Из этой таблицы видна
мера совпадения и расхождения мнений студентов и преподавателей-экспертов в
отношении степени профессиональной значимости тех или иных качеств личности.
Наибольшие расхождения между студентами и преподавателями обнаружены в оценках
профессиональной важности таких качеств, как работоспособность,
интеллектуальный потенциал, самостоятельность мышления, научная честность,
добросовестность, ответственность, аккуратность, активность и др., причем
значимость одних личностных качеств студентами переоценивается, а других -
занижается. Более того, от курса к курсу одни и те же качества личности могут
то переоцениваться, то недооцениваться. К концу обучения позиции студентов выпускного
курса и позиции преподавателей в оценке меры профессиональной важности
большинства качеств личности становятся более сходными.
Ранговое распределение различных
качеств личности по их значимости для будущей профессиональной деятельности
(поданным Л.Б. Юшковой)
Таблица
1.
Характеристики личности |
I
(п=38)
|
II (п=36) |
III
(n=37)
|
IV (n=31) |
V (n=32) |
Преподаватели (n=18) |
Активность |
9,0 |
17,0 |
12,0 |
9.5 |
10,0 |
7,0 |
Аккуратность |
9,0 |
3,0 |
2.0 |
3.0 |
14,0 |
9,0 |
Высокая работоспособность |
5,0 |
11,5 |
6,5 |
3,0 |
5,0 |
11,0 |
Трудолюбие |
1,0 |
13.0 |
4,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
Добросовестность |
6.5 |
9,0 |
1.0 |
6,5 |
1,5 |
3.0 |
Инициативность |
14,0 |
17,0 |
13,5 |
9,5 |
11,0 |
13,0 |
Высокий интеллектуальный потенциал |
12,0 |
19,5 |
13,5 |
15,5 |
8.0 |
8,0 |
Увлеченность работой |
2,0 |
6,0 |
6,5 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
Высокий уровень профессиональной подготовки |
3.5 |
1,0 |
8,5 |
6,5 |
6,0 |
5,0 |
Широкая образованность |
17,0 |
19,5 |
15,5 |
11.0 |
12.5 |
14,0 |
Общительность |
24,0 |
23,0 |
22,5 |
19.5 |
22,0 |
23,0 |
Навыки научно-исследовательской работы |
12,0 |
9,0 |
8,5 |
21,5 |
8,0 |
10,0 |
Умение работать в коллективе |
12.0 |
14,5 |
17,0 |
14.0 |
15,0 |
16,0 |
Целеустремленность |
6,5 |
3,0 |
10,5 |
18,0 |
8,0 |
6,0 |
Дисциплинированность |
19,0 |
17,0 |
18.0 |
18.0 |
17,0 |
17.0 |
Самостоятельность мышления |
20.5 |
3,0 |
5,0 |
6,5 |
3,0 |
1,0 |
Чуткость |
22,0 |
21.5 |
24,0 |
23,0 |
21,0 |
21,0 |
Чувство собственного достоинства |
20,5 |
11,5 |
19,5 |
19,5 |
19,5 |
20,0 |
Принципиальность |
15,0 |
9,0 |
21,0 |
21,5 |
18,0 |
18,0 |
Умение руководить людьми |
17,0 |
21,5 |
19.5 |
15,5 |
23.5 |
220 |
Честность |
9,0 |
6.0 |
3,0 |
12,5 |
13,0 |
12,0 |
Ответственность |
3,5 |
6,0 |
10,5 |
6,5 |
16,0 |
150 |
Доброжелательность |
17.0 |
145 |
15.5 |
17,0 |
19,5 |
24,0 |
Склонность к педагогической деятельности |
23.0 |
24,0 |
22,5 |
24,0 |
23,5 |
19.0 |
Ранговое распределение
привлекательных сторон будущей профессиональной деятельности
(по данным Л.Б. Юшкова)
Таблица 2.
Ценности |
I |
II |
III |
IV |
V |
Дает возможность принести пользу людям |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
3,5 |
2,0 |
Дает возможность достичь профессиональных успехов |
9,0 |
7,0 |
13,0 |
7,0 |
13,0 |
Требует большого интеллектуального напряжения |
12,0 |
11,0 |
10,5 |
10,5 |
9,5 |
Предоставляет возможность быстро продвинуться по
службе |
19,5 |
17,5 |
19,0 |
16,5 |
17,0 |
Имеет высокую общественную значимость |
3,0 |
3,5 |
3,0 |
12,5 |
8,0 |
Дает возможность иметь интересную работу |
2.0 |
3,5 |
2,0 |
1,0 |
3,0 |
Считается престижной среди знакомых |
19.5 |
19,5 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Даст возможность заниматься наукой |
4,5 |
9,0 |
5,0 |
15,0 |
9,5 |
Позволяет постоянно повышать квалификацию |
7,5 |
9,0 |
9,0 |
5,0 |
5,5 |
Даст возможность работать в коллективе |
7,5 |
5,5 |
10,5 |
6,0 |
7,0 |
Представляет творческую инициативу |
6,0 |
2,0 |
6,0 |
2,0 |
1,0 |
Обеспечивает высокий уровень заработной платы |
16,0 |
19,5 |
16,0 |
18,5 |
18,5 |
Позволяет использовать организаторские способности |
14,5 |
17,5 |
15,0 |
12,5 |
15,0 |
Обеспечивает профессиональный рост |
14,5 |
14,0 |
12,0 |
10,5 |
11,0 |
Дает возможность проявить свою индивидуальность в
научной деятельности |
10,5 |
9,0 |
7,0 |
3,5 |
4,0 |
Позволяет достичь социального одобрения |
12,5 |
13,0 |
14,0 |
14.0 |
16,0 |
Даст возможность быстро защитить диссертацию |
17,5 |
16,0 |
17,5 |
16,6 |
14,0 |
Удовлетворяет интерес к научным проблемам |
10,5 |
12,0 |
4,0 |
9,0 |
12,0 |
Дает возможность развивать профессионально значимые
качества |
4,5 |
5,5 |
8 |
8,0 |
5,5 |
Дает возможность использовать рабочее время в личных
целях |
17,5 |
15,0 |
17,5 |
18,5 |
18,5 |
Итак,
образ будущей профессии, т. е. образ-цель у студентов, от курса к курсу
постоянно преобразуется и к концу обучения становится все более адекватным и
приближается к нормативному эталону. Разумеется, с изменением представлений
студентов о своей будущей профессиональной деятельности меняется и структура
мотивации учения. Во-первых, следует отметить, что в отличие от студентов
других специальностей (будущие инженеры, учителя) индекс удовлетворенности
профессией, по которому определяется профессиональная направленность, у
студентов по мере обучения не понижается, как это было установлено в
исследованиях А.Т. Колденковой, А.Ф. Шиян, Н.В. Комусовой, Н.Б. Нестеровой,
а наоборот, повышается. Рост профессиональной направленности определяется
привлекательностью таких сторон научно-педагогической работы биологов, как возможность
творческой инициативы, возможность проявить индивидуальность и заниматься
наукой, общественная значимость научной деятельности, возможность принести пользу
людям, а также другие аспекты научной работы. Заметим, однако, что подавляющее
большинство студентов связывают свои перспективы в основном только с научной деятельностью,
меньше - с педагогической и совсем мало - с работой в практических областях,
например, в качестве агронома, лесника, егеря, зоотехника и т. п., т. е. в
областях, социально менее престижных. Поэтому можно сделать вывод о том, что
отношение студентов к профессии или специализации зависит не только от степени
адекватности представлений о ней, но и от оценки ее социального престижа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|