рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

"Табель о рангах" и его значение рефераты

"Табель о рангах" и его значение

Оглавление

Введение

1. Этапы подготовки проекта Табели о рангах

1.1 Законотворческая деятельность Петра I

1.2 Окончательная редакция Табели о рангах

2. Типы и классы чинов по Табели о рангах

3. Роль Табели о рангах в государственной службе России

Заключение

Библиография

Приложение


Введение


Табель о рангах представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.

Табель о рангах - законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.

Важность изучения Табели о рангах и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и ее историческое значения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)      описать подготовку и принятие Табели о рангах;

2)      описать типы и классы чинов по Табели о рангах;

3)      охарактеризовать роль Табели о рангах в государственной службе России.



1.      Этапы подготовки проекта Табели о рангах


Начало системы титулов, мундиров и орденов в России было положено в царствование Петра I и связано с его реформаторской деятельностью. Решая задачу создания регулярной армии и действенного аппарата государственного управления, Петр должен был окончательно ликвидировать систему местничества и привлечь дворянское сословие на государственную службу. Не «порода», а служба должна была отныне стать главным мерилом заслуг каждого.

Введение в действие Табели о рангах (от 24 января 1722 г.) явилось кульминационным пунктом в оформлении правового положения служилого дворянства и чиновничества. Он (документ) представлял собой закон о порядке государственной службы, обозначавший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Осуществление норм Табели о рангах влекло за собой чрезвычайно важные социальные последствия: изменение социального статуса чиновников, особенно вышедших из непривилегированных сословий, увеличение численности и изменение состава правящего класса, постепенный отрыв чиновников от прежней социальной среды и превращение бюрократии в особую категорию общества.

История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.

Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:

1.       Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).

2.       Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).

3.       Обсуждение второй редакции Табели о рангах в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).

4.       Завершение Сенатом окончательной редакции Табели о рангах (январь 1722 г.).

Большая часть документов по истории подготовки Табели сохранилась в архиве Коллегии иностранных дел. Это позволило сделать вывод о том, что именно этому ведомству было поручено подготовить этот документ. Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман. Подтверждением этому служит помета секретаря Секретной экспедиции Иностранной коллегии И.Ю. Юрьева-Большого на проект написанного по-немецки текста из 14 статей: «Проекты о рангах в Российском государстве, чиненные в 1721 г., которые отданы к Секретной экспедиции от тайного советника канцелярии господина Остермана».

Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.

В частности, сведения о служебной иерархии французского королевства были представлены в записке крупного государственного деятеля и дипломата А.А. Матвеева. Особый интерес представляют данные о тайных секретарях королевского кабинета. Таких секретарей было всего два, они назначались из представителей лучших дворянских фамилий и имели высокое жалование наравне с придворными чинами. В их подчинении находились 24 королевских курьера, которые рассылались с королевскими указами. В состав кабинета входили так же и чтецы, представители аристократии, в чьи обязанности входило чтение королю тайных документов.

Введение канцелярских чинов в систему государственного чинопроизводства стало одной из основных черт бюрократизации абсолютного государства. Французские источники незначительно повлияли на проект, но обращение к ним демонстрирует стремление России учитывать опыт государства, считавшегося «образцовым» в Европе.

Наибольшее влияние на подготовку Табели о рангах оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.

Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.

Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта Табели о рангах была аналогичной.

Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.

По указанию Петра I были составлены экстракты из этих документов. Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.

Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.

Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы. Так, например, первые 5 статей по содержанию и нумерации соответствовали шведскому регламенту, 6,8 - 10-й и 12-й пункты были заимствованы из датского законодательства. Статья 7, содержавшая принципиальное положение о том, что любой человек, независимо от происхождения, мог получить любой ранг благодаря верной службе монарху, наиболее четко сформулирована была в прусском учреждении. В пункты вошли наиболее важные моменты чинопроизводства. Был определен порядок утверждения монархом патентов на чины и ранги, наказания лишением чинов. Отдельно рассматривался вопрос об иерархии «женских чинов». Как уже говорилось, эти нормы были взяты из датского законодательства, но Остерман ввел свою группировку их по классам и установил ранги для жен чиновников, что явилось определенным новшеством. Согласно 10-й статье, все лица, дослужившие до чинов шести первых рангов, получали потомственное дворянство. Статья 13 устанавливала, что лишь монарх мог жаловать дворянское достоинство.


1.1 Законотворческая деятельность Петра I


Следующим этапом работы над проектом стало его редактирование Петром I. Хотя, учитывая важность документа, можно с утверждением сказать, что царь активно руководил Остерманом уже при его разработке. Но в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы. Видимо, были сокращены низшие канцелярские чины коллегий, так как этот вопрос поднимался в дальнейших обсуждениях в Сенате и коллегиях. Вероятно, Петр считал, что само получение табельной должности должно быть заслужено верной службой.

Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.

Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.

Отдельно следует отметить оперативность и продуктивность деятельности монарха. Глубокая, серьезная работа по изучению многочисленных материалов, значительной переработке проекта была проведена за один месяц.

Важность принимаемого документа, его огромная социальная и прикладная управленческая значимость заставили монарха привлечь к обсуждению проекта сенаторов и членов присутствия Военной и Адмиралтейской коллегий.

Сенаторы свое отношение к проекту высказали в своем «Мнении». Обращает на себя внимание стремление Сената укрепить государственный аппарат. Они предложили повысить ранги для морских должностей гражданского управления, в том числе и канцелярских: секретарей, актуариусов и регистраторов Сената, архивариусов, нотариусов и переводчиков коллегий. Сенаторы обратили внимание на то, что в Табели отсутствуют должности коллежских актуариусов, ðåãèñòðàòîðîâ, êàíöåëÿðèñòîâ, íàçâàííûõ â Ãåíåðàëüíîì ðåãëàìåíòå. Îíè ïðåäëîæèëè âêëþ÷èòü èõ â òåêñò çàêîíà. Íî ýòî ïðåäëîæåíèå íå áûëî ïðèíÿòî .Òàêæå íå íàøëî îòðàæåíèÿ â Òàáåëè ïðåäëîæåíèå ñåíàòîðîâ î âêëþ÷åíèè «ñòàðûõ ìîñêîâñêèõ ÷èíîâ»: бояр, êðàâ÷èõ, îêîëüíè÷èõ.

×ëåíû ïðèñóòñòâèé Âîåííîé è Àäìèðàëòåéñêîé êîëëåãèé ,ïî-âèäèìîìó ,áûëè îñâåäîìëåíû î õîäå îбсуждений в Сенате, так как их президенты А.Д. Меньшиков и Ф.М. Апраксин входили в его состав. Безусловно, основное внимание в ходе прений было обращено на размещение армейских и флотских чинов. Но к вопросам формирования системы гражданского управления был проявлен значительный интерес. Так члены военной коллегии решили подойти к вопросу о повышении рангов дифференцированно. Прежде всего, следовало бы повысить ранги сенатским чиновникам. Обер-секретаря Сената предлагалось переместить из 10-ãî ðàíãà â 8-é, ïðèðàâíÿâ åãî ïîëêîâíè÷üåìó ÷èíó. Îáîñíîâûâàëè ýòî òåì ,÷òî âñå ñåíàòñêèå óêàçû ðàññûëàëèñü «çà åâî ðóêîþ», òî åñòü ïîâûøåííîé îòâåòñòâåííîñòüþ, âîçëàãàåìîé íà ýòó äîëæíîñòü .Ïðåäëàãàëîñü òàêæå ïîâûñèòü äîëæíîñòü öàðñêîãî êàáèíåò-ñåêðåòàðÿ ,òàê êàêон приближен ê ìîíàðõó, âåäàåò òàéíûìè äåëàìè. Ïîâûñèòü ðàíãè ñëåäîâàëî è êàíöåëÿðñêèì ÷èíàì Èíîñòðàííîé, Âîåííîé è Àäìèðàëòåéñêîé êîëëåãèé, òàê êàê, âî-ïåðâûõ, âûñîêèå ðàíãè èìåëè èõ ñîâåòíèêè è, âî-âòîðûõ, â çàñåäàíèè èõ ïðèñóòñòâèé ÷àùå ó÷àñòâîâàë öàðü. Òàêèì образом, ранги канцелярских служащих этих трех коллегий должны быть ниже аналогичных сенатских, но выше коллежских.


1.2 Îêîí÷àòåëüíàÿ ðåäàêöèÿ Òàáåëè î ðàíãàõ


Ïàðàëëåëüíî ñ îáñóæäåíèåì â Ñåíàòå è êîëëåãèÿõ Ïåòð I ïðîäîëæàë ðàáîòàòü íàä ïðîåêòîì è ïîäãîòîâèë íåñêîëüêî âàðèàíòîâ êðàéíå âàæíîé ñòàòüè çàêîíà óñòàíàâëèâàþùåé ïîðÿäîê ÷èíîïðîèçâîäñòâà äâîðÿí íà øòàòñêîé ñëóæáå â çàâèñèìîñòè îò âûñëóãè è îáðàçîâàíèÿ .Îíà ëîãè÷åñêè ïðîäîëæàëà íîðìû ,ââåäåííûå Ãåíåðàëüíûì ðåãëàìåíòîì â ñòàòüå «Î ìîëîäûõ ëþäÿõ äëÿ îáó÷åíèÿ ïðè êàíöåëÿðèè». Çäåñü ÷åòêî ïðîñëåæèâàëàñü ìûñëü î íåâîçìîæíîñòè óñâîåíèÿ òîíêîñòåé óïðàâëåí÷åñêîãî ìàñòåðñòâà, ìèíóÿ îáó÷åíèå â êàíöåëÿðèè .Îáó÷åíèå êàíöåëÿðñêîé ðàáîòå, ïîñëåäóþùàÿ ðàáîòà â ãîñóäàðñòâåííûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ïðîâîçãëàøàëèñü äîñòîéíûìè äàæå äëÿ ïðåäñòàâèòåëåé çíàòíûõ äâîðÿíñêèõ ñåìåé. Íåîáõîäèìîñòü ïðèâëå÷åíèÿ êâàëèôèöèðîâàííûõ êàäðîâ â ãðàæäàíñêóþ ñëóæáó òðåáîâàëà ñîçäàíèÿ íîâûõ ñòèìóëîâ .Ýòî ïîñëóæèëî ïðè÷èíîé ïîäãîòîâêè ñòàòüè îá îðãàíèçàöèè ïîäãîòîâêè äâîðÿí ê ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáå â ãðàæäàíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14