рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Права и обязанности субъектов нотариального права рефераты

При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу. Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа - нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как способствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.

Существует такая точка зрения, что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов дополнить выравниванием их компетенции по совершению нотариальных действий (а именно лишить нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, исключительного права на ведение наследственных дел), то «можно прогнозировать дальнейшее значительное повышение эффективности деятельности частнопрактикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах».[17]

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества, и государства. Учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, совершенно закономерно, что законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно с помощью государственно-правовых механизмов наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

Российский нотариус - лицо, наделенное публичными полномочиями, действующее от имени государства. Нотариус России, занимающийся частной практикой, самостоятельно организует свою работу, несет полную имущественную ответственность за результаты профессиональной деятельности. «Система небюджетного, свободного нотариата России - это не только частнопрактикующие нотариусы, но и нотариальные палаты субъектов РФ, и Федеральная нотариальная палата. Это единое целое, публичной задачей которого является обеспечение эффективного нотариального обслуживания в стране».[18] Мы согласны с такой позицией автора.

Государственные нотариальные конторы в соответствии со статьей 7 Основ о нотариате открывались и упразднялись государством в лице Министерства юстиции РФ или по его поручению - министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь эта функция передана Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам.

Следует отметить, что, несмотря на существенные отличия статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, от статуса нотариусов, занимающихся частной практикой, государственный нотариат не может считаться элементом системы органов государственной власти, ибо он является составной частью единой системы нотариата РФ, представляющего в целом институт гражданского общества. Некоторые моменты в организации и деятельности государственного нотариата, не полностью соответствующие принципам существования и функционирования института гражданского общества, не влияют на его правовую природу и позволяют считать нотариат в РФ единой системой, базирующейся на общих принципах и выполняющей одни и те же функции.

Согласно статистике к началу 90-х годов XX века в стране было 4500 государственных нотариусов, в 1992-м - не более 600. К 1994 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 1995-му - в Москве их осталось менее тридцати[19].

Содержание правового статуса нотариуса составляют ряд принципов:

Во-первых - беспристрастность и независимость нотариусов. Требование этого принципа обеспечивается точным и неуклонным соблюдением законодательства. Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Кроме того, применяя приказы и инструкции министерств и ведомств, акты местных органов государственной власти и акты органов местного самоуправления, нотариус должен проверить, изданы ли они в пределах предоставленной этим органам компетенции и соответствуют ли они законодательству.

Во-вторых - точное исполнение законов - общее требование к нотариальным актам. Нотариус обязан проверять соответствие законам требуемых от него действий и представляемых ему документов. Нотариус не удостоверяет сделок, противоречащих закону, не свидетельствует верность копии с документа, оформленного не в соответствии с законом, не передает заявлений, содержащих сведения, порочащие честь и достоинство граждан. Отказывает в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону.

В-третьих – тайна о совершаемых действиях. Справки о совершаемых нотариальных действиях и документы нотариальные органы выдают только лицам, в отношении которых совершены нотариальные действия, или их представителям, а также по требованию прокуратуры, суда и следственных органов в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Справки о завещаниях выдаются нотариальными органами только после смерти завещателя. Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, в частности, в связи с осуществлением руководства нотариатом.

В-четвертых, нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. Нотариус не должен быть пристрастен при совершении нотариального действия. У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному действию. Для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса предусматривается специальное правило, ограничивающее гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию. Оно не может заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

В-пятых, нотариус не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Согласно ст. 1 Основ о нотариате, в систему нотариата входят как нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является не основной, а только дополнительной функцией и действия которых являются не нотариальными, а приравненными к нотариальным. Включение в систему нотариата указанных должностных лиц предполагает определение правового статуса нотариуса как государственного служащего, должностного лица.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В ст. 13 указанного федерального закона содержится определение государственного служащего, под которым понимается гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Конкретизация этого понятия в федеральном законе производится через определение понятия «должности гражданской службы» и классификацию должностей гражданской службы. Понятие должностного лица достаточно «автономно» и поэтому не всегда совпадает с аналогичными понятиями других отраслей российского права. Должность выводится из слов «долг, должное, обязанность» - «служебное место или звание с обязанностями его; определенные и возложенные на кого-то занятия с каким-либо званием». «Должностной человек - служащий, кто на государевой или частной службе, обязанный должностью». В науке административного права существуют разные определения понятия должностного лица. Наиболее удачным считается определение должностных лиц как служащих, имеющих право совершать служебные юридические действия. Должность - первичная ячейка государственного органа, предназначенная для одного работника, определяющая место и роль в его структуре. В то же время это стабильный комплекс обязанностей и прав, установленных для одного человека, который должен осуществлять часть работы организации. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязанностей служащего.

Таким образом, государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Однако «нотариус (хотя и осуществляет свою деятельность единолично) не входит в структуру органов государственной власти или местного самоуправления как должностное лицо».[20] Формальным признаком государственной должности является то, что она включается в специальные Реестры должностей государственной гражданской службы РФ. Правовой статус государственной гражданской должности возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр. Равным образом государственная должность сохраняет свой статус до того момента, пока она числится в Реестре. Нотариат не включается в перечень государственных учреждений, а нотариусы, включая нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, не включены в Реестр государственных должностей. Этот факт, как предполагает Ю.Н. Власов, свидетельствует о том, что нотариат не является системой государственных органов и должностных лиц, на которых законодательством возложена обязанность по совершению предусмотренных законом действий от имени Российской Федерации.[21]

В связи с этим нечетким, с точки зрения теории права, как говорилось выше, является вопрос о разделении нотариусов на государственных и частных. Противопоставление нотариусов, работающих в нотариальных конторах, предоставленных государством, и нотариусов, занимающихся частной практикой, искусственно. Основы никакого противопоставления между нотариусами не делают. В ст. 2 Основ «Нотариус в Российской Федерации» говорится о том, кто назначается на эту должность, но не упоминается о видах нотариусов. В тексте Основ речь идет о нотариусах, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусах, занимающихся частной практикой. Поэтому следует иметь в виду, как считает, Ю.Н. Власов, что в России нет государственных нотариусов и частнопрактикующих нотариусов.6

Мы категорически не согласны с этой точкой зрения, так как Основы законодательства о нотариате четко устанавливают статус как государственных, так и частнопрактикующих нотариусов. Как видно, Основы о нотариате делают акцент на выборе нотариусом возможности работы в собственной конторе или в конторе, предоставленной специально уполномоченным государственным органом (Минюстом РФ). Понятие «частнопрактикующий» в основном связано с осуществлением предпринимательской деятельности. Вместе с тем нотариус в соответствии с законом не занимается предпринимательской деятельностью. Таким образом, говоря о нотариусе и нотариате, необходимо понять, что это - ни должностное лицо, ни государственное учреждение. Поэтому не вполне правомерно указание на нотариуса как на должностное лицо, встречающееся в законодательстве и в литературе.

Также в правовом статусе нотариуса, занимающегося частной практикой, по существу перечисляются все признаки юридического лица. Однако «нотариус, занимающийся частной практикой, юридическим лицом не является. Его имущественная ответственность не ограничивается обособленным имуществом юридического лица, он несет полную имущественную ответственность, в том числе личным имуществом, за ущерб, причиненный вследствие незаконного нотариального действия».[22]

Совокупность законодательно закрепленных полномочий, предоставленных нотариусу, составляют его компетенцию, которая подразделяется на: предметную и территориальную.

Предметная компетенция выражается в том, на совершение каких нотариальных действий уполномочен нотариус. Так, компетенция государственных нотариусов шире, чем частнопрактикующих, так как согласно ст. 36 Основ нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, помимо нотариальных действий, предусмотренных для частнопрактикующих нотариусов, вправе выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

Территориальная компетенция предполагает совершение отдельных нотариальных действий нотариусами определенного нотариального округа. Например, ст. 56 Основ предусматривает, что договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту отвода земельного участка.

Профессиональная деятельность нотариусов в РФ заключается в совершении ими нотариальных действий, предусмотренных законодательством. Статьями 35 и 36 Основ законодательства РФ о нотариате закреплен круг этих действий. Помимо этого, необходимо учитывать, что согласно ст. 109 Основ, если международным договором РФ установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора. А в том случае, когда международный договор России относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного российским законодательством, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ.

В настоящее время наряду с проблемами, связанными с применением нового законодательства в нотариальной деятельности появилось много проблем, касающихся судьбы нотариата в Российской Федерации и непосредственно деятельности нотариусов.

Как известно, в 1995 г. российский нотариат вошел в международный институт Латинского нотариата, объединяющий более 50 стран Западной Европы (кроме Великобритании), Латинской Америки и т. д. При этом перед Россией было поставлено условие создания единой системы нотариата. Предъявление таких требований связано с тем, что Латинский нотариат объединяет только свободных нотариусов - независимых представителей государства, наделенных им полномочиями совершать нотариальные действия и несущих личную ответственность за их совершение.

С этой проблемой связано усиление контроля органов юстиции с деятельностью частных нотариусов. Пока контроль осуществляется только на стадии назначения на должность нотариуса, выдачи лицензии на право занятия нотариальной деятельностью и ведения нотариального делопроизводства. Контроль же за исполнением профессиональных обязанностей частными нотариусами осуществляют нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Но при переходе на единую систему нотариата, по мнению многих нотариусов, было бы целесообразно передать часть полномочий по контролю за осуществлением нотариальных действий органам юстиции. Это сделало бы независимых нотариусов действительными представителями государства, как того требует система Латинского нотариата.

Таким образом, вышеизложенные факты, позволяют прийти к следующему выводу.

Сегодня более 6500 нотариусов (90% от общего числа) осуществляют свою деятельность в Российской Федерации на небюджетной основе. Вместе с тем объективными факторами сохранения государственных нотариальных контор в отдельных регионах страны (в основном это Север страны, Дальний Восток, Сибирь) являются значительная территория, малая плотность населения, отсутствие достаточного экономического и имущественного оборота.

В таких условиях еще более важной видится задача организации конструктивного взаимодействия небюджетного нотариата как института гражданского общества и органов государственной власти в целях реализации положений Конституции России о соблюдении и защите прав и свобод граждан.


ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА СВОИХ ПРАВОМОЧИЙ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Исследовав правовой статус нотариуса, мы должны остановиться на правовом статусе сторон нотариального процесса. Основным элементом статуса являются права и обязанности субъектов, а следовательно, правосубъектность. Ниже мы рассмотрим какие существуют правовые проблемы при осуществлении субъектами нотариального права своих правомочий. В отдельный пункт нами была выделена проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц как требующую по нашему мнению более подробного изучения.


2.1 Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц


В соответствии со ст. 43 Основ нотариус обязан удостовериться в дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий.

Выяснение дееспособности гражданина заключается в получении достоверной информации о его возрасте, а в соответствующих случаях - и о состоянии психического здоровья. Полная дееспособность возникает у гражданина с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет, а в случае вступления в брак до достижения этого возраста - со времени вступления в брак. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным), если он работает по трудовому контракту или занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). В соответствии с этим для выяснения вопроса о наличии у гражданина полной дееспособности необходимо посмотреть, какая дата рождения указана в его паспорте, а при отсутствии у него по каким-либо причинам паспорта, если возникает сомнение относительно достижения гражданином совершеннолетия, просить его предъявить свидетельство о рождении либо иной документ, например паспорт одного из родителей, в котором данное лицо значится как сын или дочь (с указанием даты рождения). Если гражданин вступил в брак до достижения 18-летнего возраста, то для выяснения вопроса о наличии у него полной дееспособности потребуется ознакомление со свидетельством о браке. Эмансипация несовершеннолетнего производится по решению органа опеки и попечительства либо суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6