рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Права и обязанности субъектов нотариального права рефераты

1.       Нотариус:

а)       работающий в государственной нотариальной конторе;

б)      занимающийся частной практикой;

2.                 Помощник нотариуса;

3.                 Лицо, исполняющее обязанности нотариуса;

4.                 Стажер;

5.                 Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия;

6.                 Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия.

В Российской Федерации нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой.

Как отмечает В. Герасимов, значительные препятствия на пути использования преимуществ нотариата коренятся и в неверном понимании сущности нотариата. Слово «частный», благодаря советской пропаганде ставшее ругательным, вводит в заблуждение не только граждан, но порой и представителей власти. Термин «частный» в сочетании с термином «нотариус» означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах этого благого дела.[9]

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) декларируют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления нотариальных действий, выполняемых частнопрактикующими нотариусами и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса, единый порядок назначения его на должность.

«Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют, по общему правилу, равные права, т.е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации».[10]

Частнопрактикующие нотариусы вправе совершать любые нотариальные действия за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества.

Только при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 36 Основ).

В случае, когда в населенном пункте отсутствуют нотариусы, обязанность совершать нотариальные действия возлагается на должностных лиц органов исполнительной власти. При этом совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на кого-то из должностных лиц аппарата.

Нотариальные действия осуществляют за границей должностные лица консульских учреждений. В их компетенцию входит совершение почти всех нотариальных действий.

Законодательными актами Российской Федерации перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти, может быть расширен. К уполномоченным должностным лицам следует отнести и главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов. Инструкцией Министерства юстиции СССР от 20.06.1974, согласованной с Минздравом СССР и министерствами соцобеспечения союзных республик, о порядке удостоверения завещаний названным лицам предоставлено право удостоверять завещания граждан, находящихся на излечении в этих больницах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях или проживающих в указанных домах для престарелых и инвалидов.

Завещания, удостоверенные должностными лицами лечебных учреждений, приравниваются к нотариально удостоверенным документам. При этом один экземпляр завещания выдается на руки завещателю, а второй передается (пересылается) в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя.

В 1974 году Министерством юстиции СССР были утверждены инструкции аналогичного содержания в отношении иных должностных лиц. Это: Инструкция о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, Инструкция о порядке удостоверения завещаний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций.

Названные инструкции согласованы с соответствующими министерствами и являются действующими. Завещания, удостоверенные капитанами судов и начальниками экспедиций, приравниваются к нотариально удостоверенным.

Мы считаем, что к системе органов нотариата следует отнести главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других санитарно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов, которым представлено право удостоверения завещаний, также, например, завещания вправе удостоверять командиры воинских частей. Завещания, удостоверенные этими лицами, приравниваются к нотариально удостоверенным документам.

Гражданский кодекс Российский Федерации[11] приравнивает к нотариально удостоверенным ряд доверенностей, удостоверенных должностными лицами. К ним относятся доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы. Администрация учреждений социальной защиты населения или руководитель (заместитель) соответствующего органа социальной защиты вправе удостоверять доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в этих учреждениях, следовательно, руководителей этих учреждений можно отнести к системе нотариата.

Таким образом, ниже мы приводим краткую характеристику субъектов нотариального права.

1) Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой

Характеристика правового статуса нотариуса будет дана нами ниже в пункте 1.3.

2) Помощник нотариуса

Приобретение профессии нотариуса начинается с работы стажером. Затем после успешной сдачи квалификационного экзамена лицо получает статус помощника нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе производится органом юстиции, а назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой.

Помощником нотариуса может быть назначено только лицо с высшим юридическим образованием. Помощник нотариуса помимо диплома о высшем юридическом образовании также должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке.

Помощник нотариуса вправе по поручению нотариуса участвовать в совершении нотариальных действий, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, исполнять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязанности нотариуса в случае его временного отсутствия, а также выполнять иные поручения нотариуса по обеспечению нотариальной деятельности.

Тем не менее помощник нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Он также имеет право вести консультационную работу, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п. Однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Трудовой договор, заключаемый с помощником нотариуса органом  юстиции или с нотариальной палатой, определяет его права и обязанности.

3) Лицо, исполняющее обязанности нотариуса

Согласно ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

«К числу уважительных причин на практике относятся исполнение обязанностей президента или члена правления нотариальной палаты, исполнение поручений правления нотариальной палаты, например по проведению проверки профессиональной деятельности другого нотариуса, повышение квалификации, работа в комиссиях и комитетах, образованных при нотариальной палате, или правлении нотариальной палаты, и другие подобные причины».[12]

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.

Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим, поскольку, как уже указывалось, нотариальная деятельность носит сугубо личностный характер, не является предпринимательской и должна по общему правилу осуществляться самим нотариусом. Как правило, исполнение полномочий временно отсутствующего нотариуса производится помощником данного нотариуса как лицом, имеющим лицензию на право нотариальной деятельности.

Согласно ст. 21 Основ законодательства РФ о нотариате за исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением. Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус. При этом нотариус вправе предъявить лицу, исполнявшему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.

4) Правовой статус стажера.

Срок стажировки по общему правилу не может быть менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, но при этом продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.

В настоящее время действует Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. № 179 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г.).

Назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а на должность стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Оплата труда стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

Непосредственное руководство работой стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом со стажем работы не менее трех лет, при наличии у него соответствующих условий для организации работы стажера. Кандидатура руководителя стажировки совместно утверждается органом юстиции и нотариальной палатой.

По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату.

При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

5) Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия

Согласно ст. 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч.1 ст. 37 Основ о нотариате.

Компетенция должностных лиц органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий установлена Основами законодательства о нотариате. Отдельные полномочия их предусмотрены в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций и должностными лицами органов исполнительной власти от 27 декабря 2007 г. Выполнение нотариальных действий не является основной обязанностью должностных лиц органов местного самоуправления, на которых возложена эта функция. Они совершают нотариальные действия, исполняя в органе местного самоуправления и другие свои обязанности.

«Каких-либо особых требований относительно образования и подготовки должностного лица органа местного самоуправления, на которого возлагается совершение нотариальных действий, в законодательстве не установлено».[13] Для совершения ими нотариальных действий не требуется получения лицензий на право нотариальной деятельности (ч. 1 ст. 3 Основ законодательства о нотариате).

Уполномоченные должностные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют завещания;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах (ч. 1 ст. 37 Основ).

Совершение названных нотариальных действий может быть возложено на должностное лицо органа местного самоуправления только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса. Это - обязательное условие, которое должно соблюдаться при наделении должностных лиц полномочиями нотариальной деятельности (ст. 1 и 37 Основ).

Предоставив им право совершать нотариальные действия в местностях, где нет нотариусов, и куда трудно либо долго добираться нотариусам ближайших населенных пунктов, государство тем самым обеспечило повсеместное нотариальное обслуживание всего населения России. Однако предметная компетенция должностных лиц весьма ограничена: из всех многочисленных видов сделок они вправе удостоверять лишь две, а из двадцати видов нотариальных действий совершать только четыре. Установленная Основами предметная компетенция может быть расширена и другими законодательными актами Российской Федерации, если в соответствии с их нормами на должностных лиц будет возложено совершение иных нотариальных действий.

От имени любого обратившегося лица независимо от того, где оно проживает и гражданином какого государства является, должностные лица органов местного самоуправления обязаны удостоверять завещания и доверенности, а также свидетельствовать копии с документов и выписок из них, подлинность подписи на документе. Как правило, свидетельствуется подлинность подписи граждан на документах, адресованных в различные организации:

а) заявлениях в нотариальную контору, связанных с оформлением наследственных прав;

б) заявлениях, связанных с правом собственности на имущество (о согласии супруга на отчуждение совместно нажитого имущества, об отказе от преимущественного права покупки и др.);

в) заявлениях, связанных с семейными правоотношениями (о согласии на расторжение брака, об усыновлении, о назначении опекуна и др.);

г) уведомлениях об отмене завещания.

Основы в отличие от ранее действовавшего законодательства не содержат каких-либо ограничений относительно видов документов, с которых должностные лица вправе свидетельствовать копии или выписки. Они свидетельствуют и копии с копий документов, при условии, когда копия документа оформлена нотариально или выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ, и изготовлена на бланке юридического лица, а также содержит отметку, что подлинный документ находится у юридического лица.

Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения.

Нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа.

Согласно п. 10 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций и должностными лицами органов исполнительной власти оплата нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления, производится в порядке, установленном статьей 22 Основ:

за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает государственную пошлину по ставкам, установленным статьей 33324 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 33325 Налогового кодекса Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного самоуправления взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 221 Основ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6