рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Порядок предъявления исков транспортной организации при ненадлежащем исполнении обязательства по пер... рефераты

 

2.5 Ненадлежащие адресаты заявленной претензии


Претензии предъявляются к транспортному предприятию. По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоотправителя претензия всегда предъявляется к транспортному предприятию пункта отправления. Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии направляются на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – транспортному предприятию пункта назначения, а на автомобильном транспорте при утрате груза – предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

На морском транспорте претензия предъявляется к транспортной организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была совершена – к транспортной организации, которая в соответствии с поданной заявкой (заказом) или договором должна была осуществить перевозку[38].

Согласно статье 122 Устава железнодорожного транспорта РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом сообщении (т.е. только железнодорожным транспортом), предъявляются к перевозчику. В настоящее время на рынке транспортных услуг действует более двадцати железнодорожных перевозчиков. Крупнейшим из них является ОАО "Российские железные дороги", образованное на базе имущества существовавших ранее государственных унитарных предприятий (Приволжская, Московская, Западно-Сибирская железные дороги и др.). В настоящее время указанные железные дороги вошли в состав ОАО "РЖД" в качестве филиалов, т.е. утратили статус юридических лиц, и оказывают услуги по перевозке грузов от имени "РЖД". Право филиалов (железных дорог) заключать от имени ОАО "РЖД" договоры перевозки грузов закреплено в Уставе ОАО "РЖД". Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 1993 "Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц" при возникновении споров по обязательствам юридических лиц (в нашем случае ОАО "РЖД"), претензии и исковые требования не могут предъявляться к их филиалам (в нашем случае, к филиалам ОАО "РЖД")[39]. Они предъявляются к самому юридическому лицу, но по месту нахождения обособленного подразделения (филиала). Поэтому адресатом претензии будет ОАО "РЖД". Даже если индивидуальный предприниматель сдал груз к перевозке во Владивостоке, а принял доставку в Санкт-Петербурге. Исключение составляют случаи, если в качестве перевозчика предприниматель выбрал иную перевозочную железнодорожную организацию. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (т.е. с участием организаций двух и более видов транспорта), предъявляются к железнодорожному перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция либо к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.




2.6  Содержание претензии и

удовлетворение претензионных требований. Предъявление иска

 

Претензия должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требования, что в совокупности позволит перевозчику рассмотреть претензию по существу. Так, в претензии указывается: дата ее подачи; полное наименование заявителя претензии, а для юридических лиц - данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; местонахождение юридического лица, а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию; банковские реквизиты заявителя; подробное описание обстоятельств, вызвавших предъявление претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, просрочка в доставке); сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и иным документам. Заканчивается претензия перечислением документов приложения. В работе я привела примерный образец претензии (см. Приложение №2). Тут необходимо также повторить, что претензии подписываются грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути не общего пользования, страховщиком, либо их представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством, а не именно главой организации отправителя как в образце претензии.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен тридцатидневный срок, в течение которого перевозчик обязан ответить на претензию. Нормы УАТ РСФСР, установившие трехмесячный срок для ответа на претензию по перевозкам грузов одним видом транспорта и шестимесячный по перевозкам в прямом смешанном сообщении, утратили силу как не соответствующие ГК РФ. В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику в порядке арбитражного судопроизводства.

Возможны случаи, когда перевозчик принимает претензию к рассмотрению, признает содержащиеся в ней требования, но исполнять лежащую на нем обязанность, т.е. нести меру ответственности, не спешит. Возникает резонный вопрос: когда претензия может считаться удовлетворенной - при ее признании или при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной перевозчиком суммы?

На этот вопрос нашла ответ в работе зав. кафедры Трудового права и социальной политики Юридического института Московского государственного университета путей сообщения путей сообщения:  претензию можно считать удовлетворенной только при фактическом перечислении соответствующей денежной суммы. В уведомлении о признании претензии полностью или частично перевозчик должен указать, в какой сумме удовлетворена претензия. При частичном удовлетворении претензии, так же как и при ее отклонении, перевозчик обязан указать основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью.

В пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1 дано важное для практики разъяснение о действиях заявителя претензии в случаях, когда перевозчик признал претензию, но не перечислил признанную сумму либо когда указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам. Ранее в таких случаях заявитель претензии обращался в нотариальную контору за получением исполнительной надписи. С учетом норм ГК РФ, Пленум дал принципиально новое разъяснение: при указанных обстоятельствах заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей суммы с перевозчика в судебном порядке.

При рассмотрении такого дела в арбитражном суде необходимо учитывать, что уведомление перевозчика о признании претензии и в случае не перечисления признанной суммы фактически свидетельствует о признании должником требований кредитора, что согласно статье 203 ГК РФ влечет перерыв течения срока исковой давности.

Такую позицию занял Президиум ВАС РФ, рассматривая дело, по которому грузополучатель обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза. Решением арбитражного суда в иске было отказано со ссылкой на пропуск срока исковой давности. Суды апелляционной и кассационной инстанций это решение оставили без изменений. Как усматривалось из материалов дела, в ответ на претензию грузополучателя железная дорога уведомила его, что содержащиеся в претензии требования ею признаются, а соответствующая денежная сумма будет перечислена на счет грузополучателя. В связи с тем, что признанная сумма железной дорогой перечислена не была, истец обратился в арбитражный суд с иском, который не был удовлетворен по причине пропуска истцом установленного статьей 797 ГК РФ и статьей 141 Устава железнодорожного транспорта РФ годичного срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик. Истец не согласился с принятым решением, сославшись на признание ответчиком своей задолженности в ответе на претензию истца, что, по его мнению, прервало течение срока исковой давности.

Президиум ВАС РФ все состоявшиеся по данному делу судебные акты отменил, а дело передал на новое рассмотрение, указав в своем Постановлении, что согласно статье 203 ГК РФ совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности и после перерыва он начинается заново. Исходя из смысла данной статьи, признание претензии ответчиком и есть совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Ссылка апелляционной и кассационной инстанций на то, что согласно статье 141 Устава железнодорожного транспорта РФ иски к железной дороге могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа дороги удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение 30 дней, в данном случае является необоснованной и не может служить основанием для отказа в иске, поскольку невыполнение железной дорогой обязательства по перечислению частично признанной суммы и есть отказ удовлетворить претензию. Таким образом, с учетом перерыва годичный срок исковой давности на взыскание с железной дороги признанной суммы штрафа не пропущен (постановление Президиума ВАС РФ от 25.04.2000 N 8291/99 // Вестник ВАС РФ N 7, 2000)[40]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отличие от законодательства периода плановой экономики Гражданского Кодекса РФ не предусматривает возникновения перевозочных отношений из плана или иных административных актов, предусматривая в качестве обязательного основания этих отношений договоры между участниками перевозки. Перевозка грузов, а также возникновение прав и обязанностей перевозчиков, отправителей и получателей, связанных с подачей транспортных средств, погрузкой и выгрузкой грузов, организацией перевозок осуществляется на основании договора перевозки.

Основная цель договора - согласование объемов перевозок и регулирование взаимоотношений сторон по созданию необходимых условий для предстоящих перевозок. На автомобильном транспорте такой договор заключается, как правило, сроком на 1 год. Однако при устойчивых, постоянных хозяйственных связях договоры на организацию перевозок могут заключаться и на более длительный срок.

В договоре определяются объемы перевозок и условия, не предусмотренные транспортным кодексом, порядок расчетов, рациональный режим работы по приему и выдаче грузов, условия обеспечения сохранности грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ, содержания подъездных путей и устройств и другие условия, направленные на повышение эффективности транспортной деятельности и качества обслуживания клиентуры.

В соответствии с месячными и декадными заданиями грузоотправители подают в автопредприятие заявки по определенной форме, установленной Типовым договором на перевозку грузов автотранспортом. К заявке прилагается согласованный сторонами график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок.

За невыполнение плана (согласованного объема) перевозок перевозчик уплачивает штраф за невывоз груза в количестве, согласованном в декадном задании или принятым к исполнению в разовом заказе (при внеплановых и сверхплановых перевозках) - в размере 20% стоимости перевозки невывезенного груза; за непредоставление автомобилей, работа которых оплачивается по повременному тарифу, штраф в размере 10% стоимости пользования автомобилями, исходя из времени пользования, указанного в договоре.

Перевозчик освобождается от ответственности за невыполнение плана (согласованного объема) перевозок, если это произошло: вследствие явлений стихийного характера, запрещения, прекращения или ограничения перевозок в установленном порядке и в других, предусмотренных законодательством случаях.

Грузоотправитель освобождается от ответственности за невыполнение плана (согласованного объема) перевозок, если оно произошло вследствие: вследствие явлений стихийного характера, при запрещении, прекращении или ограничении перевозок в установленном порядке, аварий на предприятиях грузоотправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3х суток, и в других, предусмотренных законодательством случаях.

До предъявления грузоотправителем или грузополучателем иска к автотранспортному предприятию, вытекающему из договора перевозки грузов автомобильным транспортом, а также в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, должна быть обязательно предъявлена претензия.

По Гражданскому Кодексу РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Претензии, вытекающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке. Такая обязательная претензионная процедура облегчает получение необходимых доказательств о неисправной перевозке, позволяет транспортным организациям своевременно проводить расследование в отношении допущенных при перевозке нарушений и во многих случаях ведет к урегулированию возникшего спора без обращения в судебные органы, которое потребовало бы дополнительных расходов и времени.


 

 

 

 




















Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:


1.     Конституция Российской Федерации (принята всенар. гол. 12.12.93) (с изм. от 25.03.2004)

2.     Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ (принят ГД РФ 21.10.94) (ред. от 30.12.04)

3.     Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №16-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 21.03.05)

4.     Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.01 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.01) (ред. 02.12.04)

5.     Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.02 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.02) (в ред. от 29.12.04)

6.     Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.02 № З95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. от 02.01.04)

7.     Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 №81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.99) (ред. 02.11.04)

8.     Воздушный кодекс Российской федерации 19.03.97 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. 21.03.05)

9.     Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.01 № 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.01) (ред. от 29.06.04)

10. Федеральный закон от 10.01.03 №18-ФЗ  (ред. 07.07.03) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (принят ГД СФ РФ 24.12.02)

11. Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995)

12. Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ/CVR) (Заключена в г. Женева, 19.05.56)

13. Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом"

14. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 № 34 «Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц»

15. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.04.2000 № 8291/99

 

Основная литература:

 

1.     Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (часть вторая) Под ред. проф. Т.Е. Абовой и проф. А.Ю. Кабалкина // Издательство «Юрайт», 2003

2.     Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожникова», 2001

3.     Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004

4.     Витрянский В.В. Договор перевозки. – М., 2001

5.     Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. – М., 1998

6.     Хаскелберг Б.Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву // Автореф. докт. дисс. – Томск, 1969

7.     Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. – М., 1958

8.     Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение  плана железнодорожных перевозок грузов. М., 1959

9.                 Постановление пленума ВАС РФ от 25.01.2001 № 1 "О некоторых вопросах применения Транспортного устава железных дорог Российской федерации"

Дополнительная литература:


1.     Г.А. Моргунова Предъявление претензий к железнодорожным перевозчикам // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», N 1, январь 2005 г.

2.     Сергиенко В.Н.  Правовые проблемы при подаче исковых заявлений // Современное право, №4, 2004 г.

3.     Алексеев С.С.  Договор перевозки // Журнал российского права, 2003, №5

4.     Егоров К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок // Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1955 г.

5.     Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР // автореф. докт. дисс. – Л., 1970 г.

6.     Электронный словарь ABBY lingvo 8.0 Multilingual


Материалы практики


1.     Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2004 дело № А56-174338/03

2.     Постановление Арбитражного суда Самарской области от 11.03.2004 дело № А55-4649/04-33

3.     Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2001 дело № А40-43823/01-20









[1] Электронный словарь ABBY lingvo 8.0 Multilingual

[2] Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожникова», 2001. – 372 с.

[3] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №16-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 21.03.05)


[4] Статья 785 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №16-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 21.03.05)

[5] Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.97 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. 21.03.05)

[6] Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожникова», 2001. – 373 с.

[7] Глава XI Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. 21.03.05)

[8] Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004, - 50-51 с.  

[9] Хаскелберг Б.Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву // Автореф. докт. дисс. – Томск, 1969 – С.8

[10] Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. – М., 1958. – С. 60-63

[11] Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение  плана железнодорожных перевозок грузов. М., 1959 – С. 22.

[12] Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР // Автореф. докт. дисс. – Л., 1970. – С.7

[13] Егоров К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок // Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1955. – С.7

[14] Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. – М., 1998. – С.28

[15] Витрянский В.В. Договор перевозки. – М., 2001 – С. 225.


[16] Статья 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 №81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.99) (ред. от 02.11.04)

[17] Статья 787 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №16-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (в ред. от 23.12.03)


[18]  Статья 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.03 №18-ФЗ  (принят ГД СФ РФ 24.12.02) (ред. 07.07.03); Статья 72 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.01 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.01) (в ред. от 29.06.04); Статья 124 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 №81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.99) (ред. от 01.11.04); Статья 44 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 №12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995).

[19] Пункт 7 постановления Высшего арбитражного суда Российской федерации от 12.11.98 №18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с ведением в действие Транспортного устава железных дорог»

[20] Статья 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.03 №18-ФЗ  (принят ГД СФ РФ 24.12.02) (в ред. 07.07.03); Статья 75 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.01 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.01) (в ред. от 29.06.04);

[21] Ст. 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.03 №18-ФЗ  (принят ГД СФ РФ 24.12.02) (в ред. 07.07.03)

[22] Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (часть вторая) Под ред. проф. Т.Е. Абовой и проф. А.Ю. Кабалкина // Издательство «Юрайт», 2003

[23] Статья 70 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 №12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995).

[24] Воздушный кодекс Российской федерации 19.03.97 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. 21.03.05)


[25] Статья 794 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №16-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 21.03.05)

[26] Статья 115 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.01 № 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.01) (ред. от 29.06.04); Статья 127 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 №12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995).

[27] Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ/CVR) (Заключена в г. Женева, 19.05.56)

[28] Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (часть вторая) Под ред. проф. Т.Е. Абовой и проф. А.Ю. Кабалкина // Издательство «Юрайт», 2003

[29] ч. 3 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от № ФЗ от 24.07.02 № З95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. от 02.01.04)


[30] п. 5 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом".

[31] Г.А. Моргунова Предъявление претензий к железнодорожным перевозчикам // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», N 1, январь 2005 г.

[32] Пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 № 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»

[33] Сергиенко В.Н.  Правовые проблемы при подаче исковых заявлений // Современное право, 2004 №4 С.25-27

[34] Сергиенко В.Н.  Правовые проблемы при подаче исковых заявлений // Современное право, 2004 №4 С.25-27

[35] Статья 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.02 № З95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) (ред. от 02.01.04)

[36] Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004, - 153-154 с.  


[37] Алексеев С.С.  Договор перевозки // Журнал российского права, 2003, №5

[38] Статья 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 №81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.99) (ред. 02.11.04)

[39] Постановление Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 № 34 "Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц

[40] Г.А. Моргунова Предъявление претензий к железнодорожным перевозчикам // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», N 1, январь 2005 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4