Административно-правовое регулирование управления обороной
- разработка и принятие мер по подготовке к
вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее
территории
- организация и осуществление мероприятий по
обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и
мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации
- обеспечение финансовыми средствами,
материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил
- координация деятельности федеральных
министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны
- участие в осуществлении военного строительства
в Российской Федерации
- совершенствование правовой основы деятельности
Вооруженных Сил
- разработка мер, направленных на повышение
авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических
традиций
- участие в международном сотрудничестве по
военным вопросам и.т.д.
Основным органом оперативного управления
войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб, несмотря
на то, что ФЗ РФ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по
совершенствованию государственного управления" ст.15 ФЗ « Об обороне» ,
которая регламентировала основные функции Генерального штаба , была исключена.
Он разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства Вооруженных Сил РФ и координирует
разработку предложений по численности Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов.
Помимо Генерального штаба в аппарате Минобороны
действуют главнокомандующие видами (родами) войск с главными штабами и военными
советами.
Для оперативного управления войсками
Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является
оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием
Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих
границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство
объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны.
Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота РФ . Руководит
военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность
через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).
Войсковые соединения и части (армии, дивизии,
полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование
соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные
службы.
В систему органов управления обороной входят
также военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах,
возглавляемые военными комиссарами.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному
Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Минобороны России и
являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных
комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих
военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей
деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных
округов.
На военные комиссариаты возлагается проведение
призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных
мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов
призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие
войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по
контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за
медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу;
содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной
подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан,
пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.
Одним из важнейших направлений их деятельности
является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам,
прапорщикам, мичманам, членам их семей.
Таким образом , организационная система
военного управления в РФ построена на началах строгой централизации,
вертикальной связи между ее звеньями , управление и непосредственное
руководство работой которых сосредоточено в Министерстве обороны РФ. Именно оно
несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных сил РФ, их
боеготовность , состояние воинской дисциплины.
3.
Военная служба и ее административно-правовое регулирование.
В соответствии с
Конституцией РФ (ст. 59) защита Отечества является долгом и обязанностью
граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной
службы в Вооруженных Силах РФ. ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной
службе" определяет военную службу «как особый вид
федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах
Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска),
инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при
федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования),
Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы
безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных
органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее -
органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и
создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными
гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах.». Исходя из вышеназванного определения военную службу
могут проходить не только граждане РФ, но и иностранные граждане - по контракту
на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и
старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и
органах. Но призыву подлежат только граждане РФ.
Порядок организации и прохождения
военной службы в Вооруженных Силах закрепляется не только упомянутым законом,
но и ФЗ РФ "Об обороне", Положением о порядке прохождения военной
службы, воинскими уставами и другими нормативными актами органов
государственной власти.
Установлено, что все
мужчины - граждане РФ - обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах
РФ. В отдельных случаях, предусмотренных ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ
"Об альтернативной гражданской службе" , вместо военной службы
граждане могут пройти альтернативную службу. Например ,
если
несение
военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
На военную службу могут быть
приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту)
и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению
военнослужащими женского пола.
ФЗ РФ "О
воинской обязанности и военной службе" закреплена смешанная система
комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на
военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний
день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на
военную службу. Реформа, проводимая в настоящий момент в Вооруженных силах,
направлена на рост числа граждан проходящих службу по контракту. Хотя,
несомненно, переход на полностью профессиональную армию в России произойдет еще
не скоро. В силу в первую очередь больших финансовых затрат, но прогресс в
данном направлении реформирования Вооруженных сил очевиден.
На действительную
военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на
воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на
военную службу.
Для проведения
организованного призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на
которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан,
подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального
решения.
Такими решениями
могут быть:
а) о призыве
гражданина на военную службу;
б) о направлении на
альтернативную службу;
в) о предоставлении
отсрочки от призыва;
г) об освобождении
от воинской обязанности.
Комиссия принимает
также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в которые
направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не
согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную
комиссию субъекта РФ либо в суд.
Контрактная система
комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного
контракта о прохождении военной службы между гражданином, в том числе и
иностранным, и Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит
медицинскому освидетельствованию; проходит профессиональный психологический
отбор.
Он также должен
соответствовать требованиям, установленным в законе:
по
общеобразовательному цензу;
по уровню
профессиональной подготовки; по выполнению нормативов физической подготовки и
др.
Только при
соответствии предъявляемым требованиям к состоянию здоровья гражданин может
заключить контракт о прохождении военной службы.
Прохождение
военной службы возможно в двух основных вариантах : действительная служба и
служба в запасе.
Действительная
военная служба - это служба в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских
формированиях и органах. Граждане, проходящие действительную военную службу,
являются военнослужащими, правовое положение которых определяется ФЗ "О
статусе военнослужащих", а также другими законами и подзаконными актами.
Прохождение
действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских
обязанностей, к которым относятся: участие в боевых действиях; исполнение
должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в
походах и учениях; выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;
нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком
дня служебного времени и т. п.
Военнослужащий,
впервые поступивший на военную службу или не проходивший военной службы и
впервые призванный на военные сборы, принимает Военную присягу на верность РФ .
Все военнослужащие делятся на составы: солдаты и
матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицеры (младшие, старшие,
высшие). Каждому составу соответствуют определенные воинские звания . Например
, прапорщикам и мичманам соответствуют воинские звания войсковые - прапорщик ,
старший прапорщик и корабельные - мичман, старший мичман
Деление на составы
- основа целесообразного построения организационно-штатных структур воинских
частей и учреждений, а также установления четкой служебной соподчиненности
воинов друг другу в соответствии с объемом их обязанностей и прав. Важное
значение имеет установление системы воинских знаний и их присвоение в
соответствии с определенным служебно-правовым положением (составом)
военнослужащих.
Названные составы военнослужащих и
соответствующие им воинские звания позволяют четко выражать военную и
специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и
авторитет каждого военнослужащего.
В настоящий момент
, ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе" для военнослужащих
определены следующие сроки военной службы:
для проходящих
военную службу по призыву - 24 месяца;
имеющих высшее
образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев;
имеющих воинское
звание офицера - 24 месяца;
проходящих военную
службу по контракту, - на срок, указанный в контракте.
ФЗ от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока
военной службы по призыву" данные сроки службы пересмотрены. Так для
военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную
службу до 1 января 2007 года, за исключением военнослужащих, имеющих высшее
образование - 24 месяца;
- для военнослужащих, не имеющих воинского
звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007
года включительно, за исключением военнослужащих, имеющих высшее образование ,
- 18 месяцев;
- для военнослужащих, имеющих высшее
образование, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу
до 1 января 2008 года, -12 месяцев;
- для военнослужащих, имеющих воинское звание
офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 24 месяца;
- для военнослужащих, призванных на военную
службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев.
ФЗ РФ
"О воинской обязанности и военной службе" освобождает от призыва на
военную службу отдельные категории граждан: признанные негодными или
ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; имеющие ученую
степень кандидата или доктора наук; проходящие или прошедшие альтернативную
службу и др. Не подлежат призыву граждане, отбывающие наказание в виде
обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или
лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение
преступления и др. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется
гражданам, признанным временно негодными к военной службе по состоянию
здоровья, - на срок до 1 года; имеющим ребенка, воспитываемого без матери, и
др. В рамках проводимой реформы призыва в Вооруженные силы РФ часть отсрочек от
призыва на военную службу подлежит отмене. В частности , отменены отсрочки от
службы для тех, кто ухаживает за родственниками - инвалидами первой и второй групп,
имеет ребенка до трех лет (исключения составляют дети-инвалиды такого же
возраста), женой со сроком беременности не менее 26 недель (исключения
составляют случаи, когда у гражданина имеется ребенок и жена со сроком
беременности не менее 26 недель) и.т.д. Данные изменения , а также ряд других
внесены в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уже упоминавшимся мною
ФЗ от 6 июля 2006г. N104-ФЗ.
По окончании срока службы и
достижении установленного законом предельного возраста военнослужащие
увольняются с действительной военной службы и зачисляются в запас, получая
правовой статус военнообязанного запаса.
Военнообязанные,
находящиеся в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе либо
признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся в
отставку и снимаются с воинского учета. Лица рядового и сержантского состава
находятся в запасе до 50, офицеры - до 60 лет, генералы и маршалы - до 65 лет.
При нахождении в запасе граждане могут призываться для прохождения военных сборов
сроком не более двух месяцев. За запасниками сохраняются и присвоенные им
воинские звания.
Таким образом, военную
службу следует определить как особый вид федеральной государственной службы,
исполняемый гражданами в составе Вооруженных Сил, а также в других войсках,
воинских формированиях требующий особой четкости, детальной регламентации
служебных взаимоотношений, подчинения младших по должности и воинскому званию
распоряжениям старших, основанного на беспрекословности воинского повиновения.
Стоит также отметить , что в данный момент в рамках комплексного реформирования
Вооруженных сил РФ идут и преобразования в организации военной службы, с целью
ее качественного улучшения. На это направлены и усилия по увеличению
комплектования Вооруженных сил за счет граждан поступающих на военную службу по
контракту, сокращение сроков службы по призыву, повышение уровня социальной
защищенности военнослужащих.
Заключение
В процессе написания своей курсовой работы я
изучил одну их основных отраслей государственного управления - управление в
области обороны. В процессе изучения данного вопроса были проанализированы
разнообразные нормативно-правовые акты РФ, учебники и учебные пособия по
административному праву. Для раскрытия данной темы, мною были рассмотрены следующие
учебные вопросы - общее понятие и правовые основы управления обороной, система
и структура органов военного управления, административно-правовое регулирование
военной службы. В целом деятельность государства в области обороны в России
представляет собой систему военно-политических, военно-стратегических,
военно-экологических и иных мер, обеспечивающих военную безопасность России.
Национальные интересы РФ в военной сфере заключаются в защите ее независимости,
суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении
военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для
мирного, демократического развития страны. Вместе с тем в современных условиях
сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются реальные и потенциальные
внешние и внутренние угрозы военной безопасности России и ее союзников. В
частности это и расширение сфер влияния НАТО, рост экстремизма на южных
границах нашего государства.
После написания курсовой работы я могу сделать
вывод, что вопросы, составляющие тему моей работы , для нашего времени
актуальны и востребованы в России, в том числе и для изучения студентами,
поскольку национальная безопасность государства во все времена и у всех народов
являлась основой его суверенитета. Целям же обеспечения национальной
безопасности РФ служит военная организация государства, ядром которой являются
Вооруженные Силы РФ и в не последнюю очередь эффективное управление ими.
Список используемых
нормативно-правовых актов и литературы:
1. Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) - М.: Энциклопедия
российского законодательства -Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”,
2005 .
2. Федеральный закон от 31 мая
1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" - М.: Энциклопедия российского
законодательства -Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
3. Федеральный закон от 27 мая
1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"- М.: Энциклопедия
российского законодательства -Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”,
2005 .
4. Федеральный закон от 28
марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - М.:
Энциклопедия российского законодательства -Осень 2005 (Система Гарант):
Компания “Гарант”, 2005 .
5. Федеральный закон от 26
февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в
Российской Федерации" - М.: Энциклопедия российского законодательства
-Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
6. Федеральный закон от 25
июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" - М.: Энциклопедия
российского законодательства -Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”,
2005 .
7. Федеральный закон от 6
февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации" - М.: Энциклопедия российского законодательства
-Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
8. Указ Президента РФ от 16
августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской
Федерации" - М.: Энциклопедия российского законодательства -Осень 2005
(Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
9. Указ Президента РФ от 7
июня 2004 г. N 726 "Об утверждении положений о Совете Безопасности
Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а
также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента
Российской Федерации"- М.: Энциклопедия российского законодательства
-Осень 2005 (Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
10. Указ Президента РФ от 21
июля 2003 г. N 793 "Вопросы организации альтернативной гражданской
службы" - М.: Энциклопедия российского законодательства -Осень 2005
(Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
11. Указ Президента РФ от 15
октября 1999 г. N 1372 "Об утверждении Положения о военных
комиссариатах" - М.: Энциклопедия российского законодательства -Осень 2005
(Система Гарант): Компания “Гарант”, 2005 .
12. Алехин А. П.
Административное право : Учебник для вузов.- М.: Зерцало-М, 2004 .
13. Военное право : Учебник -
М.: Энциклопедия российского законодательства -Осень 2005 (Система Гарант):
Компания “Гарант”, 2005.
14. Габричидзе Б.Н. Курс
административного права Российской Федерации : В 3 ч. : Учеб. для вузов - М. :
Изд.-торговая корпорация "Дашков и Кш", 2003.
15. Герасимов А.С., Дубик С.Н.
Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе"
- М.: Энциклопедия российского законодательства -Осень 2005 (Система Гарант):
Компания “Гарант”, 2005.
16. Козлов Ю.М. Административное
право : Учебник .- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.
17. Алехин А.П. , Кормолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ : учеб.для вузов - М.: Зерцало -М ,
2003.
18. Габричидзе Б.Н.
Административное право России : учеб.для вузов - М.: Велби , 2005.
Страницы: 1, 2, 3
|