Административно-правовое регулирование управления обороной
Административно-правовое регулирование управления обороной
План
Введение
1. Понятие, содержание и правовые
основы управления обороной. Военная доктрина Российской Федерации: ее
характеристика
2. Система и
административно-правовой статус органов военного управления
3. Военная служба и ее
административно-правовое регулирование
Заключение
Список используемых
нормативно-правовых актов и литературы
Введение
Для своей курсовой
работы я выбрал тему «Управление в области обороны», т.к. она является
актуальной для России в наше время. Потому что, управление в области обороны
включает в себя правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и
оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и
поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение
мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники;
развитие военной науки и т. д. Кроме того в настоящий момент происходит
реформирование Вооруженных сил Российской Федерации (далее по тексту РФ).
Вообще управление - это воздействие с целью
изменения (сохранения) состояния, поведения, направления развития, движения
кого, чего либо, реализуемое в рамках системы управления.
В сфере управления, как и в любой другой сфере
сознательной деятельности общества, действуют свои законы и закономерности и о
них можно говорить, что они носят всеобщий характер и достаточно исследованы.
Каждый руководитель осуществляет управленческую деятельность только ему
присущими методами, а из этих методов основными являются: правовые,
организационно-административные, экономические, социально-психологические.
Через методы управления реализуется основное
содержание управленческой деятельности. При выполнение сложной управленческой
деятельности постоянно требуется принятие решения. Также решение должно
соответствовать ряду общих требований: всесторонняя обоснованность решения,
своевременность, полномочность, согласованность с принятыми ранее решениями.
Главным исследованием моей курсовой работы
является управление в области обороны. Под обороной РФ следует понимать систему
политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по
обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также
защиты населения, территории и суверенитета РФ.
Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ,
которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, и другие
важные интересы РФ.
Управление в области обороны строится на началах
жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.
Общее руководство Вооруженными Силами
осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ.
Правительство РФ осуществляет организацию
необходимым оснащение вооружением и военной техникой, а также обеспечение
материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и
воинских формирований.
Непосредственное управление Вооруженными Силами
возложено на Министра обороны РФ, который осуществляет его через Министерство
обороны РФ.
Целью своей работы я бы определил изучение и
анализ управления в области обороны, системы и структуры органов управления в
этой области.
Основная задача, которую я должен решить при
написании своей работы, заключается в всесторонней проработке российского
законодательства в области обороны, особенно в связи с изменениями принятыми в
последнее время.
При написании данного курсового проекта было
использовано общенаучное методологическое исследование -это: анализ, синтез,
логический, моделирование.
1. Понятие, содержание и правовые основы
управления обороной .Военная доктрина Российской Федерации : ее характеристика.
Под обороной понимается система политических,
экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к
вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории.
В ст. 51 Устава ООН закреплено «право
государств на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии, под
которой понимается применение вооруженной силы государством против
суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости
другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом
ООН».
В случае агрессии против РФ или
непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в
отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации (ст. 87 Конституции РФ).
Оборона организуется в целях подготовки к
вооруженной защите и вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее
территории. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории
(ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).
Целостность территории означает ее
нераздельность, единство. Под неприкосновенностью территории понимается
сохранение ее целостности, защита от посягательства со стороны другого
государства или каких-либо политических или иных сил.
Положение о целостности и неприкосновенности
территории РФ вытекает из территориального верховенства РФ. Норма Конституции
РФ об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей территории
посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и
внутриполитическому аспекту суверенитета РФ.
Мероприятия в области обороны не могут и не
должны осуществляться спонтанно или хаотично. Они должны соответствовать
Конституции РФ, законодательным и иным правовым актам.
Согласно ст. 71 Конституции РФ вопросы обороны
отнесены к ведению РФ, т.е. исключительная компетенция в данной сфере
деятельности принадлежит федеральным органам государственной власти. Однако это
не означает, что в решении вопросов обороны не участвуют субъекты РФ и муниципальные
образования. В пределах их компетенции они обязаны организовывать и
осуществлять мероприятия в области обороны. Например, организовывать и
обеспечивать воинский учет и подготовку граждан РФ к военной службе , их призыв
на военную службу , военные сборы и.т.д..
К нормативным правовым актам, регулирующим
вопросы обороны, относятся как федеральные конституционные и федеральные
законы, так и подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ,
постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные
правовые акты). Основными правовыми актами, закрепляющими основы организации
обороны РФ, являются Конституция РФ, федеральный конституционный закон "О
военном положении",федеральные законы: "Об обороне" , "О
воинской обязанности и военной службе", "О статусе
военнослужащих", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в
Российской Федерации", Положение о порядке прохождения военной службы,
утвержденное Указом Президента РФ и др.
Базовым правовым актом, на основе которого
разработано и принято все военное законодательство, является ФЗ РФ "Об
обороне". Он определяет основы и организацию обороны страны, полномочия и
функции органов государственной власти, субъектов Федерации, организаций,
должностных лиц и граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для
обороны. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Президент может
издавать в пределах своей компетенции приказы и директивы, обязательные для
исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и
органами.
Организация обороны в РФ включает в себя ряд
мер, определенных Конституцией РФ, Федеральным законом "Об обороне",
другими законодательными и иными нормативными правовыми актами и направленных
на подготовку к вооруженной защите и в случае необходимости вооруженную защиту
Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
« Меры по организации обороны классифицированы
в следующие группы: политические, экономические, военные, социальные, правовые
и иные меры. К иным, например, относятся мобилизационные меры».
Политические меры, связанные с организацией
обороны, включают:
- объявление состояния войны;
- введение военного положения;
- прогнозирование и оценку военной опасности и
военной угрозы;
- разработку основных направлений военной
политики и положений военной доктрины РФ ;
- обеспечение сведений, составляющих
государственную тайну, в области обороны;
- координацию деятельности органов
государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления в области обороны;
- международное сотрудничество в целях
коллективной безопасности и совместной обороны.
К экономическим мерам относятся:
- развитие науки в интересах обороны;
- финансирование расходов на оборону, а также
контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,
осуществляемый в соответствии с законодательством РФ;
- производство и совершенствование систем
управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и
органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, планирование
использования в интересах обороны радиочастотного спектра.
Военные меры, связанные с организацией обороны,
предусматривают строительство, подготовку и поддержание в необходимой
готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,
планирование их применения, а также их применение в целях обороны РФ.
Социальные меры, связанные с организацией
обороны, включают в себя предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с
военной службы, и членам их семей предусмотренных действующим законодательством
льгот, гарантий и компенсаций, обеспечение других мер социальной защиты
указанных лиц.
В соответствии с Конституцией РФ является
социальным государством (п. 1 ст. 7). Это означает, что одно из основных
направлений деятельности государства - возложение на него решения некоторых
социальных задач, в частности, в отношении военнослужащих ответственности и
обязанностей перед ними по осуществлению социальной программы реализации их
прав.
Функция социальной защиты военнослужащих
выражается в деятельности органов государственной власти, военного управления и
местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных
интересов, свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций,
вытекающих из особенностей военной службы. Указанные условия включают в себя
также обязанности перечисленных органов по закреплению в нормативных правовых
актах льгот, гарантий и компенсаций, обусловленных спецификой военной службы, и
созданию механизмов реализации прав, свобод и обязанностей военнослужащих.
Правовые меры по вопросам организации обороны
связаны с разработкой и принятием федеральных законов, указов и распоряжений
Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов
военного управления по вопросам обороны.
Функция правовой защиты реализуется в процессе
деятельности компетентных органов государственной власти, местного
самоуправления, исполнительной власти, в том числе и военного управления, по
созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию
прав, свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, вытекающих
из особенностей военной службы. Таким образом, правовая защита заключается в
создании и приведении в действие в случае необходимости комплекса правовых
средств, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты.
К мобилизационным мерам, связанным с
организацией обороны, относятся:
- планирование перевода органов государственной
власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях
военного времени;
- мобилизационная подготовка органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
- создание запасов материальных ценностей
государственного и мобилизационного резервов;
- планирование и осуществление мероприятий по
гражданской и территориальной обороне;
- оперативное оборудование территории РФ в целях
обороны.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы. В
соответствии с п.п. 5,6 ст. 1 ФЗ РФ "Об обороне" « к обороне
привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел РФ , войска
гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны
привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования
при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки РФ,
органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и
информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган
обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а
также создаваемые на военное время специальные формирования».
ФЗ РФ "Об обороне" определяет задачи,
состав и предназначение Вооруженных Сил РФ . В соответствии со ст. 10 данного
закона Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация,
составляющая основу обороны РФ. Управление в области обороны строится на
началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных
Силах.
Вооруженные Силы предназначены:
· для отражения агрессии, направленной
против РФ
· для вооруженной защиты целостности и
неприкосновенности территории РФ
· для выполнения задач в соответствии
с международными договорами РФ.
Часть Вооруженных Сил может входить в
объединенные вооруженные силы или находиться под командованием в соответствии с
международными договорами.
В соответствии со статьей 11 Вооруженные Силы
состоят из:
· центральных органов военного
управления
· объединений
· соединений
· воинских частей и организаций,
которые входят в виды и рода войск, в Тыл Вооруженных Сил и войска, не входящие
в виды и рода Вооруженных Сил РФ .
Военная доктрина - система официальных взглядов
и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки
страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения. Основные
положения военной доктрины определяются характером общественного строения,
политикой государства, уровнем развития средств ведения войны и военной науки.
Военная доктрина РФ утверждена Указом
Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706. Военная доктрина РФ представляет
собой систематизированную и сконцентрированную в едином документе совокупность
официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические,
военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной
безопасности РФ .
Структурно Военная доктрина состоит из
введения, заключения и трех разделов:
1. Военно-политические основы.
2. Военно-стратегические основы.
3. Военно-экономические основы.
Доктрина вводится в действие указом Президента
РФ, следовательно, согласно Конституции РФ, ее положения являются обязательными
на всей территории страны для всех органов исполнительной власти и управления,
предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), на
которые российским законодательством возложена, в пределах их обязанностей и
полномочий, ответственность за решение задач военной безопасности.
Современная
военная доктрина развивает «Основные положения военной доктрины Российской
Федерации» 1993 г. и конкретизирует применительно к военной сфере установки
концепции национальной безопасности РФ. Главной политической направленностью
Военной доктрины РФ является последовательная приверженность миру, приоритет
политических, дипломатических и других не силовых средств предупреждения и
разрешения кризисов и конфликтов, равноправное взаимовыгодное добрососедское
сотрудничество. Все государства мира, за исключением вынашивающих и реализующих
агрессивные планы против России или ее союзников, рассматриваются в качестве
партнеров РФ .
Принципиальным отличием российской военной
доктрины от соответствующих директивных документов США и НАТО является то, что
в качестве сферы наших жизненных интересов не рассматривается весь мир. Вместе
с тем в Военной доктрине четко заявлена готовность России отстаивать весь
спектр своих национальных интересов и обеспечивать не только собственную
безопасность, но и безопасность союзных государств. В достижении этой цели
акцент делается на потенциале сдерживания.
Военная доктрина подтверждает, что
международное военное, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
является прерогативой государства. Иностранные эксперты обращают внимание на
то, что в соответствии с реальными возможностями страны российская армия
способна вести сегодня локальные боевые действия или участвовать в региональной
войне единовременно только на одном театре военных действий. Вместе с тем они
подчеркивают, что Военную доктрину РФ отличает от подобных предыдущих
документов реалистичный подход к оценке угроз, к объемам задач и способам
применения национальных вооруженных сил.
Ко всему прочему она опирается на комплексную
оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз
развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач,
объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной
безопасности РФ, а также на выводы системного анализа содержания и характера
современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта
военного строительства и военного искусства.
Военная доктрина РФ имеет сугубо оборонительный
характер, что обусловлено сочетанием в ее содержании последовательной
приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы,
гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Это на мой взгляд означает: во-первых,
исключительно миролюбивую и социально-гуманную направленность военного
строительства РФ; во-вторых, минимальную допустимость превентивных устремлений,
приготовлений и действий со стороны России; в-третьих, полный приоритет в
военном строительстве, в применении вооруженных сил оборонительных направлений,
средств, способов, форм военного строительства и боевой подготовки войск.
В Военной доктрине четко указаны внешние и
внутренние угрозы военной безопасности. В части внешних угроз военной
безопасности России обращает на себя внимание включение в их перечень таких,
как дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан
Российской Федерации в иностранных государствах, а также международный
терроризм. А включение в военную доктрину перечня внутренних угроз военной
безопасности (попытка насильственного свержения конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских и террористических движений,
организаций и структур; создание, оснащение, подготовка и функционирование
незаконных вооруженных формирований и другие - всего шесть пунктов) на мой
взгляд, говорит о том, что государство однозначно возлагает на военную
организацию государства ряд задач по обеспечению внутренней безопасности - тех,
которые по причинам их специфики и масштабности не могут быть решены другими
силовыми структурами.
Страницы: 1, 2, 3
|