Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций
Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву Республики Беларусь на тему:
Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в
Республике Беларусь
Студентка II курса Касьянчик А.И.
ГУП-1
Руководитель Тагунов Д.Е.
Минск-2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Религиозные организации:
понятие, признаки, виды
2. Органы государственного управления, регулирующие
деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих
деятельность религиозных организаций
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
2.3 Отдел по делам религий
2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при Уполномоченном
по делам религий и национальностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общественно-политическое и
социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР
повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом
устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между
государством и церковью. На смену антагонистическим отношениям между этими
двумя институтами пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки.
Новая религиозная ситуация,
сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом
религиозности населения, предусматривает значительную демократизацию курса
конфессиональной политики Республики Беларусь. С одной стороны наблюдается укрепление
конфессиональной структуры, а с другой - происходит появление в исторически
сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных
в Республике Беларусь, но претендующих на лидерство в духовной сфере. Как
результат, религиозная жизнь в Республики Беларусь в последнее время
развивается достаточно противоречиво.
В обществе начало все более укрепляться
осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в
сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о
свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного
сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания
эффективного механизма регулирования деятельности религиозных организаций в
Республике Беларусь.
Целью данной работы является
изучение механизма административно-правового регулирования деятельности
религиозных организаций в Республике Беларусь, анализ его эффективности и поиск
новых путей его функционирования.
1. Религиозные организации: понятие,
признаки, виды
Для современной религиозной
ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной
сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация,
сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени обусловлена ростом
религиозности населения и значительной демократизацией курса конфессиональной
политики Республики Беларусь. [6, c.82-83]
Религиозные организации являются специфическим
институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на
формирование ценностных ориентаций личности - с одной стороны, а с другой - они
являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности.[1, c.228]
В научной литературе
религиозную организацию определяют как объединение последователей той или иной
религии, возникающее на основе общности верований и обрядов, традиций и
обычаев, сообщество людей со схожими ценностными ориентациями, которые
совместно реализуют общую жизненную программу. Функции религиозных организаций состоит
в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой
деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения [18,
c. 88 - 89].
Особенностями религиозных
организаций являются устойчивость даже при анонимном членстве в них,
отсутствуем процедуры оформления членства. Большинство из них относится к так
называемым внешнеорганизованным сообществам: они создаются по инициативе
граждан, нередко у них имеется своеобразное штатное расписание, определяющее
структуру и иерархию. Почти все они имеют внутреннюю организацию, определяемую
схожими ценностями, стереотипами мышления и поведения,
личностно-психологическими отношениями. В религиозной организации, как и в
любой другой, довольно четко различаются управляющие и управляемые подсистемы,
формальная и неформальная иерархия. Сохранение ее внутренней структуры
обеспечивается руководством, нормами соответствующего религиозного права к
религиозной морали.
Эффективность функционирования
религиозной организации обусловлена теми же факторами, что и эффективность
любого другого подобного светского образования: внутренней структурой, типом
руководства, компетентностью руководителей, внешними и внутренними
взаимоотношениями. Определенный отпечаток на функционирование религиозной организации
накладывает конфессиональная принадлежность, местные традиции, конкретные
исторические обстоятельства [21, с. 38-42].
Обеспечение
юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их
культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества
государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это
позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций,
появившихся на территории постсоветских государств
[10, с. 228].
Из данного
принципа вытекает классификация религиозных организаций по степени их
исторической принадлежности к данному государству.
Традиционные конфессии - это религиозные
объединения, исторически связанные с народом, проживающим на конкретной
территории, и повлиявшие на становление и развитие его государственности. В Республике Беларусь такими религиозными
организациями являются Белорусская православная церковь, Римско-католическая
церковь, Греко-римская церковь, иудаизм, мусульманство.
Вероисповедания, обладающие
признаками религии, но не являющиеся традиционными для конкретной страны и не
признанные в установленном законодателем порядке деструктивными, являются
нетрадиционными. В Республике Беларусь такими
организациями являются различные формы протестантизма, бахаисты, кришнаиты.
Деструктивными являются такие
общественные и религиозные организации и сообщества, деятельность которых
признана наносящей вред нравственности, психическому здоровью народа или
безопасности государства. Деструктивные вероучения и деятельность деструктивных
религиозных организаций запрещаются законом [16, с. 14 - 15].
Под деструктивным культом понимается организация
(как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах
авторитаризма и иерархической форме управления. Результатом может быть
разрушение личности и переориентация направленности и волевых качеств на
дегуманизацию человека. Согласно целому ряду источников в Беларуси в настоящее
время действует несколько религиозных организаций, признающихся деструктивными.
[20, с. 17].
Деструктивная организация (секта) (от лат. secta
- «школа, учение») - один из типов религиозной организации, которая
обособляется исследователями рядом с церковью и деноминацией. Обычно секта
возникает в качестве оппозиционного течения к тому или другому религиозному
направлению или как протест определенной социальной группы [11, с. 296].
Некоторые авторы выделяют такой тип религиозной
организации как деноминация (лат. donominatio - “наделение специальным именем”)
- промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющей
черты как первой, так и второй. Это религиозное объединение в стадии
становления. Возникновение деноминации связано не столько с оппозиционными
тенденциями, сколько с установлением религиозного плюрализма [7,с. 48].
Обобщая вышеизложенные
исследования, необходимо отметить, что новая религиозная ситуация в Республике
Беларусь обусловлена ростом влияния религиозных организаций на белорусское
общество. В Республике Беларусь существуют различные религиозные организации со
своей иерархической структурой, функциями и задачами. Часто смешивается
юридический и культурно-исторический аспекты принципа равенства религий. Однако
Республике Беларусь ближе понимание, согласно которому культурно-формирующая
роль различных религий не может быть одинаковой.
Необходимо различать
религиозные организации по степени их исторической принадлежности к данному
государству: традиционные конфессии, нетрадиционные и деструктивные.
2. Органы государственного управления, регулирующие
деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих
деятельность религиозных организаций
В настоящее время сложившаяся система
управленческих органов преемственно сохраняет организационные черты советской
модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. [9, с. 54]
На рубеже 90-х годов XX века после реорганизации
СССР в Беларуси перестало действовать союзное законодательство в области
религиозных культов, были утрачены полномочия органов, занимающихся
регулированием конфессиональной ситуации. В первые годы политики отказа от
доминирующего положения атеизма в республике была установлена
либерально-демократическая модель государственно-церковных отношений,
базирующаяся на соответствующей нормативно-правовой базе. [17,c.121]
В связи с упразднением института уполномоченных
Совета по делам религий при Совете Министров СССР было принято постановление
Совета Министров Белорусской ССР от 16 августа 1991 г. № 318 “О создании в
республике государственных органов по делам религий”, в соответствии с которым
был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Исполкомам
областных Советов народных депутатов было рекомендовано создать временные
структурные подразделения для осуществления функций, предусмотренных
законодательством о свободе совести и религиозных организациях, укомплектовав
их работниками института уполномоченных Совета по делам религий при Совете
Министров СССР по областям.
В январе 1997 года Совет по делам религий при
Совете Министров Республики Беларусь был упразднен и вместо него создан
Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь.
Тем самым был повышен статус республиканского органа, регулирующего
конфессиональную сферу и его функции распространены на сферу национальных
отношений. Расширились функции органов по делам религий в областях и г. Минске.
В рамках осуществления в 2001 году реформы
органов государственного управления Указом Президента Республики Беларусь от 27
ноября 2001 г. №707 “О Комитете по делам религий и национальностей при Совете
Министров Республики Беларусь” создан Комитет по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, являющийся
правопреемником Государственного Комитета по делам религий и национальностей
Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 утверждено Положение о Комитете по делам
религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь,
определяющее основные задачи, функции и права Комитета.
В силу изменившейся ситуации 31 октября 2002
года были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17
декабря 1992 г. “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”. В новой
редакции Закон Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных
организациях” значительно расширил сферу компетенции органов по делам религий и
национальностей в осуществлении их деятельности. [5,c.34]
В соответствии со статьей 10 указанного Закона
Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган
государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за
исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы,
возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В настоящее время в республике в рамках
оптимизации системы органов государственного управления осуществляется
дальнейшее совершенствование структуры органов по делам религий и
национальностей.
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006
г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность
Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству
Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе
Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики
Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном
по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее
Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и
национальностей, который назначается на должность и освобождается от должности
Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики
Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется
Правительству.
Тем самым было осуществлено дальнейшее повышение
значения органа, занимающегося регулированием этноконфессиональных отношений.
Соответствующая работа по реорганизации
структуры была проведена на местах. В конце 2001 года областные и Минский
городской исполнительный комитеты собственными решениями утвердили свои
структурные подразделения, к числу которых относятся органы по делам религий и
национальностей.
В большинстве областей республики созданы Советы
по делам религий и национальностей облисполкомов, в Минском облисполкоме и
Минском горисполкоме - отделы по делам религий и национальностей, в Брестском
облисполкоме Совет первоначально был создан в составе управления информации,
затем он также стал подразделением облисполкома.
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая
2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена
должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная
Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан
аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете
Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном
по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее
Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и
национальностей (далее - Уполномоченный), который назначается на должность и
освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению
Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа
государственного управления и подчиняется Правительству.
Уполномоченный по делам религий и
национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики
Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым
Положением.
В соответствии с указанным Положением основными
задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в
религиозной сфере являются:
1. участие в разработке и реализации
государственной этноконфессиональной политики;
2. обеспечение прав граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от
отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу
объединения в религиозные организации;
3. подготовка предложений по
урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и
общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам,
требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров
Республики Беларусь;
4. контроль деятельности религиозных
организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о
свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их
уставов;
5. рассмотрение вопросов, возникающих в
сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;
6. в пределах своей компетенции участие в
разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов
законодательства Республики Беларусь;
7. внесение предложений по
совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;
8. оказание по просьбе религиозных
организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными
органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между
религиозными организациями различных вероисповеданий;
9. исследование и прогнозирование
религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;
10. предотвращение проявлений религиозной
исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.
Указанное Положение определило, что
Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии
с возложенными задачами:
участвует по поручению Совета Министров в
разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией
и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;
определяет механизмы реализации актов
законодательства, относящихся к его компетенции;
дает местным Советам депутатов, исполнительным и
распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам
исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях;
получает от республиканских органов
государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов
сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях;
участвует в обеспечении соблюдения
законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в
области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по
совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с
международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в
сфере своей компетенции;
организует научные исследования, совместно с
заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных
процессов и межконфессиональных отношений;
изучает зарубежный опыт;
Страницы: 1, 2
|