рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций рефераты

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт государственного управления

Кафедра теории государства и права











КУРСОВАЯ РАБОТА

по административному праву Республики Беларусь на тему: Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь

Студентка II курса Касьянчик А.И.

ГУП-1

Руководитель Тагунов Д.Е.

Минск-2007




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1.       Религиозные организации: понятие, признаки, виды

2.       Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций

2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций

2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей

2.3 Отдел по делам религий

2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между государством и церковью. На смену антагонистическим отношениям между этими двумя институтами пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки.

Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, предусматривает значительную демократизацию курса конфессиональной политики Республики Беларусь. С одной стороны наблюдается укрепление конфессиональной структуры, а с другой - происходит появление в исторически сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных в Республике Беларусь, но претендующих на лидерство в духовной сфере. Как результат, религиозная жизнь в Республики Беларусь в последнее время развивается достаточно противоречиво.

В обществе начало все более укрепляться осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания эффективного механизма регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь.

Целью данной работы является изучение механизма административно-правового регулирования деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь, анализ его эффективности и поиск новых путей его функционирования.

1. Религиозные организации: понятие, признаки, виды

Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени обусловлена ростом религиозности населения и значительной демократизацией курса конфессиональной политики Республики Беларусь. [6, c.82-83]

Религиозные организации являются специфическим институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на формирование ценностных ориентаций личности - с одной стороны, а с другой - они являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности.[1, c.228]

В научной литературе религиозную организацию определяют как объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов, традиций и обычаев, сообщество людей со схожими ценностными ориентациями, которые совместно реализуют общую жизненную программу. Функции религиозных организаций состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения [18, c. 88 - 89].

Особенностями религиозных организаций являются устойчивость даже при анонимном членстве в них, отсутствуем процедуры оформления членства. Большинство из них относится к так называемым внешнеорганизованным сообществам: они создаются по инициативе граждан, нередко у них имеется своеобразное штатное расписание, определяющее структуру и иерархию. Почти все они имеют внутреннюю организацию, определяемую схожими ценностями, стереотипами мышления и поведения, личностно-психологическими отношениями. В религиозной организации, как и в любой другой, довольно четко различаются управляющие и управляемые подсистемы, формальная и неформальная иерархия. Сохранение ее внутренней структуры обеспечивается руководством, нормами соответствующего религиозного права к религиозной морали.

Эффективность функционирования религиозной организации обусловлена теми же факторами, что и эффективность любого другого подобного светского образования: внутренней структурой, типом руководства, компетентностью руководителей, внешними и внутренними взаимоотношениями. Определенный отпечаток на функционирование религиозной организации накладывает конфессиональная принадлежность, местные традиции, конкретные исторические обстоятельства [21, с. 38-42].

Обеспечение юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций, появившихся на территории постсоветских государств [10, с. 228].

Из данного принципа вытекает классификация религиозных организаций по степени их исторической принадлежности к данному государству.

Традиционные конфессии - это религиозные объединения, исторически связанные с народом, проживающим на конкретной территории, и повлиявшие на становление и развитие его государственности. В Республике Беларусь такими религиозными организациями являются Белорусская православная церковь, Римско-католическая церковь, Греко-римская церковь, иудаизм, мусульманство.

Вероисповедания, обладающие признаками религии, но не являющиеся традиционными для конкретной страны и не признанные в установленном законодателем порядке деструктивными, являются нетрадиционными. В Республике Беларусь такими организациями являются различные формы протестантизма, бахаисты, кришнаиты.

Деструктивными являются такие общественные и религиозные организации и сообщества, деятельность которых признана наносящей вред нравственности, психическому здоровью народа или безопасности государства. Деструктивные вероучения и деятельность деструктивных религиозных организаций запрещаются законом [16, с. 14 - 15].

Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления. Результатом может быть разрушение личности и переориентация направленности и волевых качеств на дегуманизацию человека. Согласно целому ряду источников в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признающихся деструктивными. [20, с. 17].

Деструктивная организация (секта) (от лат. secta - «школа, учение») - один из типов религиозной организации, которая обособляется исследователями рядом с церковью и деноминацией. Обычно секта возникает в качестве оппозиционного течения к тому или другому религиозному направлению или как протест определенной социальной группы [11, с. 296].

Некоторые авторы выделяют такой тип религиозной организации как деноминация (лат. donominatio - “наделение специальным именем”) - промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющей черты как первой, так и второй. Это религиозное объединение в стадии становления. Возникновение деноминации связано не столько с оппозиционными тенденциями, сколько с установлением религиозного плюрализма [7,с. 48].

Обобщая вышеизложенные исследования, необходимо отметить, что новая религиозная ситуация в Республике Беларусь обусловлена ростом влияния религиозных организаций на белорусское общество. В Республике Беларусь существуют различные религиозные организации со своей иерархической структурой, функциями и задачами. Часто смешивается юридический и культурно-исторический аспекты принципа равенства религий. Однако Республике Беларусь ближе понимание, согласно которому культурно-формирующая роль различных религий не может быть одинаковой.

Необходимо различать религиозные организации по степени их исторической принадлежности к данному государству: традиционные конфессии, нетрадиционные и деструктивные.



2. Органы государственного управления, регулирующие деятельность религиозных организаций


2.1 Общая характеристика органов, регулирующих деятельность религиозных организаций


В настоящее время сложившаяся система управленческих органов преемственно сохраняет организационные черты советской модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. [9, с. 54]

На рубеже 90-х годов XX века после реорганизации СССР в Беларуси перестало действовать союзное законодательство в области религиозных культов, были утрачены полномочия органов, занимающихся регулированием конфессиональной ситуации. В первые годы политики отказа от доминирующего положения атеизма в республике была установлена либерально-демократическая модель государственно-церковных отношений, базирующаяся на соответствующей нормативно-правовой базе. [17,c.121]

В связи с упразднением института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР было принято постановление Совета Министров Белорусской ССР от 16 августа 1991 г. № 318 “О создании в республике государственных органов по делам религий”, в соответствии с которым был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Исполкомам областных Советов народных депутатов было рекомендовано создать временные структурные подразделения для осуществления функций, предусмотренных законодательством о свободе совести и религиозных организациях, укомплектовав их работниками института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по областям.

В январе 1997 года Совет по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь был упразднен и вместо него создан Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Тем самым был повышен статус республиканского органа, регулирующего конфессиональную сферу и его функции распространены на сферу национальных отношений. Расширились функции органов по делам религий в областях и г. Минске.

В рамках осуществления в 2001 году реформы органов государственного управления Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. №707 “О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь” создан Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, являющийся правопреемником Государственного Комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 утверждено Положение о Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, определяющее основные задачи, функции и права Комитета.

В силу изменившейся ситуации 31 октября 2002 года были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”. В новой редакции Закон Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” значительно расширил сферу компетенции органов по делам религий и национальностей в осуществлении их деятельности. [5,c.34]

В соответствии со статьей 10 указанного Закона Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В настоящее время в республике в рамках оптимизации системы органов государственного управления осуществляется дальнейшее совершенствование структуры органов по делам религий и национальностей.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

Тем самым было осуществлено дальнейшее повышение значения органа, занимающегося регулированием этноконфессиональных отношений.

Соответствующая работа по реорганизации структуры была проведена на местах. В конце 2001 года областные и Минский городской исполнительный комитеты собственными решениями утвердили свои структурные подразделения, к числу которых относятся органы по делам религий и национальностей.

В большинстве областей республики созданы Советы по делам религий и национальностей облисполкомов, в Минском облисполкоме и Минском горисполкоме - отделы по делам религий и национальностей, в Брестском облисполкоме Совет первоначально был создан в составе управления информации, затем он также стал подразделением облисполкома.


2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей


Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее - Уполномоченный), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

Уполномоченный по делам религий и национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым Положением.

В соответствии с указанным Положением основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в религиозной сфере являются:

1.       участие в разработке и реализации государственной этноконфессиональной политики;

2.       обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

3.       подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

4.       контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

5.       рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;

6.       в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь;

7.       внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

8.       оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

9.       исследование и прогнозирование религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;

10.     предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения религиозным чувствам.

Указанное Положение определило, что Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере своей компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов и межконфессиональных отношений;

изучает зарубежный опыт;

Страницы: 1, 2