рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Судебная экспертиза (на примере рассмотрения гражданского дела об авторском праве) рефераты

Судебная экспертиза (на примере рассмотрения гражданского дела об авторском праве)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Судебная экспертиза

(на примере рассмотрения

гражданского дела об авторском праве)»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

Глава 1. Применение экспертизы в спорах об авторском праве   5

1.1. Судебный порядок защиты авторских прав.. 5

1.2. Понятие экспертизы и ее применение при рассмотрении споров по защите авторских прав.. 15

Глава 2. Проведение экспертизы... 20

2.1. Назначение экспертизы... 20

2.2. Процедура проведения экспертизы... 32

2.3. Исследование и оценка заключения эксперта судом    48

Заключение.. 55

Список литературы... 57


Введение


В настоящее время довольно часто суды принимают к рассмотрению исковые заявления авторов, которые обнаруживают в чужих произведениях заимствования из своих ранее опубликованных произведений. При этом объем заимствования бывает различным – от нескольких строчек до большой части произведения. Никаких указаний на то, что при подготовке материала использованы чужие произведения, нет, как и нет разрешения автора на использования его произведения, что позволяет авторам первоначального произведения говорить о том, что авторство на его произведение присвоено иным лицом.

Разрешение споров о защите авторских прав представляется достаточно сложным из-за специфического характера предмета спора.

Основной проблемой по делам о присвоении авторства является зачастую тот факт, что лицо, осуществившее заимствование, применяет такую тактику, как переписывание чужих мыслей своими словами, иногда просто переставляя слова в предложении. Между тем, как известно, в соответствии с Законом РФ “Об авторском и смежном правах” идеи, мысли, сюжеты авторским правом не охраняются, поэтому признать наличие плагиата можно только в том случае, когда имеются факты прямого заимствования.

Практически во всех спорах о защите авторских прав суды прибегают к проведению специальной экспертизы, которая призвана установить, имело ли место незаконное заимствование или нет.

Объектом исследования в настоящей дипломной работе является судебный порядок разрешения дел о защите авторских прав, а предметом исследования выбрано проведение экспертизы при рассмотрении вышеуказанных споров.

Целью данной дипломной работы является раскрытие значения экспертизы при установлении авторства, соавторства, и т.д.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

·        проанализировать условия применения экспертизы в рассмотрении споров о защите авторских прав;

·        рассмотреть порядок назначения и проведения экспертизы;

·        провести анализ деятельности суда по оценке заключения эксперта;

·        отразить виды экспертиз, применяемых при рассмотрении споров о защите авторских прав.

Исследованию положений об экспертизе в советском гражданском процессе и в настоящее время отводилось довольно большое место, было выпущено множество учебников и научной литературы на эту тему.

Во многих книгах раскрываются теоретические основы экспертизы, ее проведения и места в системе доказательств в гражданском процессе. Однако, значению экспертизы в рассмотрении споров о защите авторских прав, процедуре проведения и специфической оценки судом заключения эксперта, вынесенного в качестве результата по такой экспертизе, посвящено небольшое количество литературы.

Проблемы, рассматриваемые в дипломной работе, не являются незначительными, так как в работе проведена работа по обобщению имеющихся мнений выдающихся юристов на тему экспертизы, а также по сведению их единое целое с тем, чтобы дать необходимые рекомендации авторам, иным лицам, которые используют и защищают произведения науки, искусства, литературы и т.д.


Глава 1. Применение экспертизы в спорах об авторском праве

1.1. Судебный порядок защиты авторских прав

Судебный порядок защиты авторских прав закреплен в пункте 3 статьи 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах"[1], который предусматривает, что за защитой прав обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Правом на такое обращение обладают следующие субъекты:

·        авторы произведений, то есть лица, создавшие своим творческим трудом произведения литературы, науки и искусства. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности;

·        наследники авторов: защищают права автора после его смерти;

·        иные правопреемники: к ним относятся лица, на которых автор сам возложил защиту своих прав после смерти; лица, обладающие указанными правами по авторскому договору о передаче исключительных прав; специально уполномоченные организации или соответствующие министерства и ведомства. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. Также иск в интересах автора может быть заявлен прокурором.

Специально уполномоченной организацией до 1990 г. было Всесоюзное агентство по авторским правам. Оно охраняло права авторов и их правопреемников внутри страны и за рубежом, обеспечивало представительство их интересов, вело работу по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенного права.

В 1992 г. ВААП было преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте Российской Федерации. В функции РАИС входило содействие обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд.

После принятия Закона “Об авторском праве и смежных правах” РАИС было реорганизовано в Российское авторское общество (РАО), которое в настоящее время управляет имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. Его правовой статус закреплен в Указе Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных правах" от 7 октября 1993 г. № 1607.

В пп. 5 п.1 ст.15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" закреплено положение о том, что автору принадлежит "…право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора…", а п. 3 этой же статьи устанавливает, что "…личные неимущественные права (к которым относится и право на защиту) принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения". Таким образом, автору предоставлена возможность защищать любое из нарушенных прав.

В ГК РСФСР 1964 г. содержался перечень нарушений личных неимущественных и имущественных прав авторов, а именно: использование чужого произведения без договора с автором или его правопреемниками (ст. 488), несоблюдение условий использования произведения без согласия автора (ст. 492, 495), нарушение неприкосновенности произведения (ст. 480), а также причинение убытков автору или его правопреемникам (ст. 500).

В существующем законе 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" прямой классификации действий, ущемляющих права автора нет, а предусматривается очень широкое и общее понятие нарушения авторских и смежных с ними прав, предусмотренных данным законом (ст. 48). В упомянутом законодательном акте четко выделяется лишь контрафакция (от французского слова "contefacon", обозначающего нарушение прав интеллектуальной собственности), представляющая собой самовольное и противозаконное изготовление и распространение чужого произведения. Действия же, приводящие к нарушению авторских и смежных прав, называются контрафактными, они совершаются, если при изготовлении или распространении произведений были допущены нарушения закона.

Нарушителями авторских прав являются лица, которые не выполняют требований законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Большое количество действий по нарушению авторских и смежных прав совершаются физическими лицами, посягающими на охраняемые права автора. Но контрафактные действия часто совершаются и юридическими лицами.

В настоящее время в соответствии со ст. 113 ГПК судебный порядок защиты авторских прав связан с исковым производством. В зависимости от того, какие права автора нарушены, определяется содержание искового заявления, поэтому, исходя из традиционной классификации прав автора на имущественные и личные неимущественные, можно выделить иски имущественного и неимущественного характера.

Практически любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание становится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, которую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора, поэтому чаще всего возможно и сочетание этих исков, если истец требует восстановления как имущественных, так и личных неимущественных авторских прав.

К имущественным правам авторов, в соответствии со ст.16 Закона “Об авторском праве и смежных правах” относятся: право на использование произведения в любой форме и любым способом, которое включает право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку

Исходя из перечисленных прав, иски в защиту имущественных прав могут быть следующими:

·        иск о взыскании авторского гонорара или убытков, вызванных нарушением авторских прав;

·        иск из неосновательного обогащения (например, если соавтор без достаточного к тому основания получил гонорар, причитающийся другому соавтору, то последний вправе прибегнуть к подобному иску).

·        иск о возврате аванса, о взыскании расходов по корректуре и т. п. (например, предъявляются к авторам организациями, использующими их произведения).

В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора.

В защиту личным неимущественных прав можно предъявить следующие иски:

·        иск о признании авторства: в таких исках могут не признаваться права на созданное произведение за их носителем или признаваться права за другими лицами, отрицаться определенные факты, которые создают личные права. Например, при отрицании создания книги данным автором, или утверждении, что она написана другим лицом, нарушается личное право автора – права на имя. Восстановление указанного права возможно путем предъявления автором иска о признании авторства. Удовлетворение такого иска восстановит его личное право, так как устранит сомнение в принадлежности ему данного права;

·        иск об обязании заменить титульный лист книги или снабдить ее вкладным листом с соответствующим сообщением, заменить театральные афиши, титры кинофильма и т. п. при нарушении права на имя. Такой иск возможен и при использовании произведения без согласия автора в случаях, предусмотренных ст. 492 и 495 ГК, в соответствии с которыми указание имени автора является обязательным условием использования произведения;

·        иск о признании не автором произведения: истец может быть в этом заинтересован по моральным соображениям, так как приписывание ему создания недоброкачественного произведения отражается на его репутации;

·        иск об установлении ответчика не автором;

·        иск о признании соавтором: согласно ст. Закона “Об авторском праве и смежных правах” соавторством является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. Под “совместным трудом” подразумевается обязательное объединение творческого процесса. Важно внесение в произведение каждым из соавторов творческого вклада;

·        иск о присуждении к совершению действий, направленных на устранение таких нарушений (например, внесения соответствующих исправлений, публикации в печати или иным способом о допущенном нарушении либо запрещения выпуска произведения в свет либо прекращения его распространения);

·        иск о прекращении дальнейшего использования произведения без согласия автора (например, при подготовке произведения к изданию или переизданию без согласия автора; автор может требовать, чтобы была снята постановка драматического произведения, если театр допустил искажение идеи и смысла произведения; автор произведения изобразительного искусства вправе требовать, чтобы был прекращен выпуск репродукций, которые выполняются настолько плохо, что не отражают качества оригинала, или об уничтожении репродукций, которые были выпущены без согласия автора или не соответствуют оригиналу).

Защитить нарушенные авторские и смежные права можно способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ 1994 г. и в ст. 49 Закона 1993 г. В числе таких способов: признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения; прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплата компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Необходимо отметить, что споры о защите авторских прав требуют сложной досудебной подготовки. Это объясняется тем, что их разрешение требует не только изучения правового материала, но и в большинстве случаев самого спорного произведения, рецензий, заключений, договоров, расчетных документов и т. п.

При подаче искового заявления истец в большинстве случаев прилагает материалы, подтверждающие его доводы, а именно: авторские договоры, отзывы, рецензии, учетные данные о движении рукописи и иные письменные доказательства, а если спор связан с установлением авторства, соавторства или неправомерного заимствования из чужих произведений – экземпляры этих произведений и сличительные таблицы совпадений.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству нередко принимаются меры по обеспечению иска с целью гарантии возможности исполнения будущего судебного решения. Например, в отношении защиты личных прав меры по обеспечению иска могут состоять в запрете выпуска произведения, нарушающего авторские права, а в отношении защиты имущественных прав – в запрете незаконной выплаты гонорара или в наложении ареста на имущество автора или соавтора, привлеченного в качестве ответчика. Если сторонами в споре являются только граждане (споры об авторстве или разделе гонорара), то обеспечение иска может состоять лишь в наложении ареста на имущество. Запрет выпуска произведения или выплаты гонорара может относиться только к организациям, использующим произведения и выплачивающим гонорар.

В процессе досудебной подготовки суд может исследовать объекты спора, а именно: рукопись, фильм, спектакль, концерт и т.д. Такое прочтение или просмотр является специфическим для авторских споров методом ознакомления с предметом спора и может не облекаться в процессуальную форму[2]. Специфика здесь состоит не в исследовании средств доказывания по делу, каковыми являются рукопись, книга, пленка, картина и т. п., а в изучении содержания спорного произведения. При прочтении, просмотре или прослушивании мнения могут разойтись, но окончательный вывод по существу спора будет содержаться в решении суда.

В том случае, когда судья приходит к выводу, что дело достаточно подготовлено, он назначает его к судебному разбирательству, которое происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.

По общим процессуальным правилам предметом доказывания в гражданских делах являются обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дел по искам об авторстве предмет доказывания определяется прежде всего как установление спорного произведения в качестве объекта авторского права. После того, как доказано, что на спорное произведение распространяются положения авторского права, может возникнуть необходимость установить его создателя, т. е. решить вопрос об авторстве.

Предметом доказывания по авторским делам может быть и факт существования между сторонами договора на использование произведения, а также сам факт использования (в соответствии с договором, в противоречии с его условиями или вообще без договора). Доказываться может соблюдение тех или иных условий договора (сроки, трактовка образов, сюжетные построения и т. п.), создание работы в соответствии с планом научного учреждения, отсутствие препятствий к переизданию произведения и т. д. и т. п.

В судебном заседании суд непосредственно исследует доказательства по делу: заслушивает объяснения участников процесса, показания свидетелей и заключения экспертов, знакомится с письменными и вещественными доказательствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5