рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Права потребителей в торговле рефераты

p> Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

В целях обеспечения вышеуказанных положений Закона "О защите прав потребителей" был издан приказ от 4 апреля 1996 года № 42 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения ГКАП (Государственный Комитет по
Антимонопольной политике) России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей".[63]

Данным же приказом были признаны утратившими силу ранее действующие приказы ГКАП России.

Положение предусматривает:

- порядок рассмотрения дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей), и выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписания);

- порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении (приостановлении) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя) в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению ГКАП
России. ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.

Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей в ГКАП России образуется комиссия в составе заместителя председателя ГКАП России, курирующего вопросы защиты прав потребителей, руководителей Управления по защите прав потребителей и его отделов (лиц, исполняющих их обязанности), а также специалистов указанного Управления.

В территориальных управлениях ГКАП России комиссия образуется в составе начальника территориального управления (его заместителя), начальника отдела по защите прав потребителей (его заместителя), специалистов управления.

Персональный состав членов комиссии для рассмотрения конкретного дела определяется председателем комиссии в определении о возбуждении дела.

Общее количество членов комиссии ГКАП России не может быть менее пяти человек, а комиссии территориального управления – менее трех человек.

Об изменении состава комиссии извещаются лица, участвующие в деле.

В ходе подготовки, рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, а также исполнения решений и предписаний ГКАП России и его территориальные управления вправе: запрашивать у заявителя, а также у продавца (изготовителя) необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела; проводить собеседования, запрашивать письменные объяснения по существу дела от продавцов (изготовителей), а также их должностных лиц, привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, а так же принимать другие меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.

Основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей могут быть заявления (иные материалы) общественных объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора, а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГКАП России (его территориальными управлениями).

Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии
ГКАП России (территориального управления).

Председатель комиссии, если находит доводы, изложенные в представленном материале, достаточными, выносит определение о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, в котором определяются:

- состав комиссии, которая будет рассматривать данное дело;

- необходимые дополнительные документы и материалы;

- дата и место рассмотрения дела;

- лица, которые привлекаются к участию в деле.

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей. ( Далее, в данном нормативном акте, изложен порядок рассмотрения подобных дел).

Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока): в связи с мотивированным ходатайством продавца (изготовителя) об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание; в связи с ходатайством продавца (изготовителя) о добровольном устранении нарушения без выдачи предписания; в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства; с необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, обязательно; когда разрешение дела невозможно в данном заседании.

При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.

Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях: нахождения на рассмотрении в ГКАП России (его территориальном управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации.
Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление. Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжает течь с момента возобновления дела.
Рассмотрение дела продолжается с момента, которым было завершено последнее перед приостановлением дела заседание комиссии.

Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое председателем и членами комиссии, копия которого в трехдневный срок направляется продавцу (изготовителю) в отношении которого возбуждено дело, а также заинтересованным лицам.

Рассмотрение дела завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым приходит комиссия в результате рассмотрения дела.

Решение может быть вынесено: о выдаче предписания; о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранения нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия в связи с ликвидацией организации (смерти индивидуального предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае, если меры воздействия выходят за рамки компетенции ГКАП России (территориального управления).

Решение состоит из мотивировочной и резолютивной частей.

В решении могут быть даны рекомендации: о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей; о направлении материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

о направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти
(их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.

По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела. Она должна быть подписана председателем и всеми членами комиссии и приобщена к делу.

Копия мотивированного решения вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу (изготовителю, исполнителю), в отношении которого было возбуждено дело, а также заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его вынесения.

В случае вынесения решения о выдаче предписания комиссия выносит продавцу (изготовителю) предписание о прекращении нарушений прав потребителя (группы потребителей) или неопределенного круга потребителей.[64]

Предписание ГКАП России (территориального управления) оформляется в течение трех дней после дня окончания разбирательства и одновременно с мотивированным решением вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу
(изготовителю) в отношении которого было возбуждено дело.

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом изготовителем, исполнителем срок, указанный в предписании.

Контроль за исполнением предписания возлагается председателем комиссии на одного из членов комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания.

Исполнение предписания подтверждается актом проверки продавца
(изготовителя) либо документальным подтверждением добровольного устранения нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем), которые приобщаются к материалам дела.

При исполнении предписания дело считается законченным.

Продавец (изготовитель) может ходатайствовать о продлении срока, установленного для устранения нарушения.

Решение вопроса о продлении указанного срока принимает комиссия, которая рассматривала дело. При удовлетворении ходатайства о продлении срока комиссия выносит определение, которое подписывается председателем и членами комиссии.

Порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей

При выявлении нарушений могут выдаются предписания: о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности; о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены;

о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре. о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе (изготовителе, продавце), режиме его работы.

Предписание выдается на основании акта проверки продавца
(изготовителя) проводимой в порядке, установленном территориальным управлением ГКАП России.

Предписание о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности выдается в случае установления проверкой факта продажи такого товара, а также наличия такого товара в месте непосредственной реализации товаров потребителям (в торговом зале, на витрине, в торговом отделе, в киоске, лотке и др.).

Предписание выдается продавцу товара.

Предписание о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, выдается в случае установления проверкой факта продажи товаров, а также наличия в месте непосредственной реализации товаров потребителям
(в торговом зале, в торговом отделе, в киоске и так далее) товаров, включенных в перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Закона.

Предписание о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре выдается в случае установления проверкой фактов непредставления достоверной и достаточной информации о товаре в объеме и способами, предусмотренными статьями 8, 10 Закона, а также Указом Президента
Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. N 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства"[65]. Продажа товаров приостанавливается до получения продавцом (изготовителем) разрешения на дальнейшую продажу товаров.

Предписание о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе (изготовителе, продавце), режиме его работы, выдается в случае установления проверкой факта непредставления информации в объеме.

Предписание выдается начальником территориального управления
ГКАП России (его заместителем) в трехдневный срок после составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя) и в тот же срок вручается продавцу (изготовителю) под расписку или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Контроль за исполнением предписания возлагается начальником территориального управления ГКАП России (его заместителем) на лицо
(лиц) из числа проводивших проверку продавца (изготовителя) в результате которой были обнаружены нарушения прав потребителей.

Если при осуществлении контроля за исполнением предписания о приостановлении продажи товаров будет установлено устранение нарушения, предписание считается исполненным и продавцу (изготовителю, исполнителю) за подписью начальника территориального управления
ГКАП России (его заместителя) выдается письмо, разрешающее продажу соответствующего товара и дело считается законченным.

Предписание считается не исполненным частично в случаях: устранения не всех нарушений прав потребителей, которые в соответствии с предписанием должен был устранить продавец
(изготовитель); прекращения продажи товаров, не всех наименований товаров, указанных в предписании о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, а также приостановления продажи товаров не всех наименований товаров, указанных в предписании о приостановлении продажи товаров, при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре.

В предусмотренных законом случаях органы ГКАП России вправе накладывать штрафы.

Предписания и постановления о наложении штрафов вышеуказанными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вынесения.

24 сентября 1996 г.Комитет направляет для использования в практической работе Рекомендации по применению Положения о порядке рассмотрения ГКАП
России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, разработанные ГКАП России.(Письмо ГКАП РФ N
НФ/4139).[66]

При рассмотрении дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, принятии решения о выдаче предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний территориальным управлениям Комитета необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1) исходить строго из компетенции территориального управления
Комитета, установленной Законом, Положением о территориальном управлении
Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур;

2) точно в соответствии с Положением соблюдать порядок создания комиссий по рассмотрению дел, процедуру возбуждения и рассмотрения дела, порядок оформления процессуальных документов, выдачи предписания и наложения штрафа. Территориальные управления не вправе вносить изменения и дополнения в формы документов, являющихся приложениями к Положению.

Территориальные управления Комитета в своей работе должны учитывать, что в случае, если изготовитель (продавец), в отношении которого рассмотрено дело, обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания либо об отмене или об изменении постановления о наложении штрафа, несоблюдение установленной процедуры или оформление документов без учета предъявляемых требований, может явиться основанием для признания такого предписания или постановления недействительным. Кроме того, если арбитражным судом будет отменено предписание или постановление территориального управления о наложении штрафа, то изготовитель (продавец) вправе ставить вопрос о возмещении ему понесенных расходов по оплате государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дела;

3) до начала заседания комиссии необходимо проверить полномочия представителя продавца изготовителя (продавца) в отношении которого возбуждено дело (наличие доверенности, правильность ее оформления, срок действия). При этом необходимо иметь в виду, что индивидуальные предприниматели или руководители организаций, лично присутствующие на заседании комиссии, представляют документы, удостоверяющие соответственно их личность или служебное положение (полномочия);

4) письменные доказательства (акты, справки, договоры, деловая корреспонденция, иные документы и материалы), направляемые в комиссию, представляются в подлиннике или в копии. Все копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены. Если к рассматриваемому делу имеет отношение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него;

5) при квалификации нарушений учитывать, что кроме Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" отдельные правоотношения могут регулироваться иными законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, в том числе соответствующими правилами продажи отдельных видов товаров.

6) для правильной квалификации нарушений по соответствующим статьям
Гражданского кодекса Российской Федерации,Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", иных законов и правовых актов внимательно с обязательным участием юристов изучать обстоятельства дела и возникающие при этом отношения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9