рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Права потребителей в торговле рефераты

p> Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 471
Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли - продажи. При этом в случае выявления в товаре недостатков в течение гарантийных сроков, установленных продавцом, к продавцу или к организации, выполняющей функции продавца, потребителем могут быть предъявлены требования, предусмотренные статьей 503
Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 18 Закона "О защите прав потребителей"). Порядок и сроки удовлетворения указанных требований, а также ответственность за нарушение этих сроков должны соответствовать статьям 20 - 22 Закона "О защите прав потребителей".[55]

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случае, если момент заключения договора купли продажи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке, со дня его установки. Если день доставки, установки определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Абзац 2 пункта 7 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" применению не подлежит как противоречащий статьям 470, 471, 503
Гражданского кодекса Российской Федерации.

К изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя, потребитель может предъявить требования, предусмотренные абзацами 2, 4 пункта 1, а также пунктом 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем.

Если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли
- продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности.

Однако в случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем шесть месяцев (двух лет - по недвижимости), с учетом правила, установленного пунктом 5 статьи 477
Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец будет нести ответственность, если недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев (двух лет - по недвижимости) со дня передачи товара покупателю и если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если на товар гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни изготовителем, то, учитывая положения пунктов 1, 2 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 19 Закона "О защите прав потребителей", требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня передачи товара покупателю
(в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю).

При определении разумности сроков рекомендуется исходить из гарантийных сроков, установленных государственными стандартами, а если они не установлены - из показателей долговечности товара, установленных нормативными документами по стандартизации. При этом необходимо учитывать, что Законом Российской Федерации "О стандартизации" гарантийные сроки не отнесены к обязательным требованиям государственных стандартов.
Таким образом, гарантийные сроки, установленные в государственных стандартах, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.

Если изготовителем гарантийный срок не установлен в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить ему (организации, выполняющей функции изготовителя) требования, предусмотренные абзацами 2, 4 пункта 1, а также пунктом 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", если недостатки обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение не более двух лет со дня передачи, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Недостатки, обнаруженные в товаре должны быть устранены изготовителем
(продавцом) или организацией выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования.

В отношении товаров длительного пользования, к тому же, должен быть предоставлен аналогичный товар на период ремонта, в семидневный срок, обеспечив его доставку за свой счет.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. (Статья
20 Закона "О защите прав потребителей").

Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены поставки товаров вследствие непреодолимой силы, то в соответствии с пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных в пункте 1 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1, 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"). Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (изготовитель), а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (изготовителе).

Если потребитель предъявляет требование о замене товара в связи с недостатком в основном товаре, замене подлежит товар в целом, т.е. совокупность составных частей, составляющих товар, а также его принадлежности.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя статья 22 Закона
"О защите прав потребителей").

Из статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" следует, что при расторжении договора купли - продажи потребителю возмещаются убытки в полном объеме (см. статью 15 Гражданского кодекса Российской
Федерации), которые в связи с этим могут возникнуть у потребителя.
Денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков. В связи с этим, если потребителем предъявлено требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, оно должно быть удовлетворено в течение срока, установленного статьей 22
Закона "О защите прав потребителей" для возмещения убытков, причиненных потребителю расторжением договора, т.е. в десятидневный срок с момента предъявления соответствующего требования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 503 Гражданского кодекса
Российской Федерации при расторжении договора купли - продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

В случае предъявления продавцом требования о возврате товара возврату подлежит весь товар, т.е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации. В каждой конкретной ситуации продавец может проверить, в какой комплектности и в каком комплекте первоначально продавался товар.

Согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской
Федерации при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя (статья 23 Закона "О защите прав потребителей").[56]

Неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона "О защите прав потребителей", взыскивается за каждый день просрочки установленных статьями 20, 21, 22 Закона "О защите прав потребителей" сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли - продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой.

В случае, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков
(замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.

Если потребитель в связи с нарушением продавцом
(изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца
(изготовителя) на основании договора с ним, предусмотренных статьями
20, 21 и 22 Закона "О защите прав потребителей" сроков, предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка
(пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных статьей 18
Закона "О защите прав потребителей".

В случае, если потребитель предъявил новые требования из числа предусмотренных статьями 18, 20, 21 и 22 Закона "О защите прав потребителей", то за просрочку выполнения этого нового требования также взыскивается неустойка, предусмотренная пунктом 1 статьи 23 Закона "О защите прав потребителей".

При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки, модели перерасчет цены товара не производится.

При замене товара ненадлежащего качества на товар другой марки, модели происходит перерасчет цены, в зависимости от ее увеличения или уменьшения.

Перерасчет цен может производиться также при расторжении договора купли продажи (в сторону увеличения).

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (статья 25
Закона "О защите прав потребителей").

Согласно статье 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 25 Закона "О защите прав потребителей" потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Вместе с тем статья 25 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом
Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень товаров, не подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.
N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" [57] Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

В соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса Российской
Федерации и статьей 25 Закона "О защите прав потребителей" требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). Если товар не соответствует данным требованиям Закона "О защите прав потребителей", то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. Гражданский кодекс Российской
Федерации и Закон "О защите прав потребителей" не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с пунктом 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 25
Закона "О защите прав потребителей") при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

(Примечание: В своей работе я буду часто использовать название,
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур - ГКАП России и Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации - ГАК России, это название одного и того же органа, однако в разные периоды времени.

В настоящее время действуют нормативные акты, данного органа, проходящие как под первым, так и под вторым названием.

25 марта 1997 года Администрация Президента Российской Федерации,
Аппарат Правительства Российской Федерации издали распоряжение, которым были приняты "Дополнения и изменения к перечню полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти”[58]. В котором, предписывалось, исключить из раздела "Иные федеральные органы исполнительной власти" Перечня полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти:

Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур - ГКАП России;

И включить в раздел "Иные федеральные органы исполнительной власти"

Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации - ГАК
России;).

Само же Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации,
Аппарата Правительства Российской Федерации от 09.02.94 г. № 180,
(действующее в редакции от 26.06.98 г.) “О перечне полных и сокращенных наименований министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в
РФ” говорило о возможности и необходимости использовать сокращенные наименования органов исполнительной власти.[59]

24 августа 1992 года. Президент Российской Федерации издал Указ "О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. (N 915) Сейчас действует редакция от 09.07.97 года (№ 710).[60]

В котором, устанавливает, что проекты постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, решения министерств, ведомств, других органов государственного управления и местной администрации по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также по вопросам, затрагивающим законные интересы потребителей, подлежат согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальными управлениями.

Далее речь шла о численности работников центрального аппарата
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, фонде оплаты труда, финансировании расходов на его содержание, структуре данного органа, и так далее.

13 ноября 1995 года был издан Приказ "Об утверждении положения о территориальном управлении государственного комитета Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур"(№ 146., который сейчас действует в редакции Приказа ГАК
Российской Федерации от 04.09.98 года. № 416).[61]

Положение определяет основные задачи и компетенцию территориального антимонопольного органа-территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП России).

Территориальное управление ГКАП России осуществляет проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы.(Для более подробного изучения, необходимо смотреть вышеуказанный документ.)

В Законе "О защите прав потребителей" говориться, что Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Этот орган (его территориальные органы) направляет: в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре; материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии, или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности, материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей

Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. (Например, так
Письмом ГКАП РФ “О положениях Федерального антимонопольного комитета”[62], Барановой.О.В. исполняющей обязанности начальника
Ленинградского ТУ ГКАП России, было дано официальное разъяснение, по поводу ее письма:

Установление в статье 41 Закона "О защите прав потребителей", обязанности изготовителя (продавца) по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) не является нарушением прав потребителей. В связи с этим ГКАП России и его территориальные управления не вправе возбуждать дела и выдавать предписания изготовителям продавцам о прекращении нарушения статьи 41 Закона "О защите прав потребителей".

Ответственность индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц изготовителей (продавцов) за неисполнение указанной обязанности, предполагается установить в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях путем внесения в него соответствующих дополнений.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9