Гражданское судопроизводство
Есть ограничение гласности и для
некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое
разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или
отступлений от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал
суда для публики и средств массовой информации. Но приговоры и решения суда
должны оглашаться только в открытом порядке.
Таким
образом, Принципы любой отрасли права тесно связаны между собой и образуют одну
логическую систему. Только взятые вместе, в качестве системы они характеризуют
процессуальное право гражданского судопроизводства как отрасль и определяют
состязательное построение процесса.
Нарушение любого из этих
Принципов, приводит как правило, к нарушению другого, а то и всей цепи
Принципов. Поэтому одни Принципы в этой системе можно рассматривать в качестве
гарантий реализации других.
Благодаря новым взглядам на роль
и значение судебной власти в обществе, Принципы становятся важными
предпосылками дальнейшего совершенствования и развития гражданского и
арбитражного процессуальных законодательств в направлении, обеспечивающем
надлежащую защиту судами прав граждан и юридических лиц независимо от того, кем
эти граждане и юридические лица являются.
З А К Л Ю Ч
Е Н И Е.
Сегодня, когда формирование
правового государства в России крайне затруднено сложной экономической и
политической ситуацией, к которой привели: неупорядоченная приватизация, потеря
управляемости экономики, безудержная инфляция, рост цен, падение курса рубля,
поляризация общества по признаку отношения к собственности и степени
материальной обеспеченности, сращивание собственности с властью и мафиозными
структурами, когда происходит массовое нарушение законов, которые ведут к
переделу денежных и сырьевых ресурсов, стремлению уклониться от налогов,
незаконному вывозу капитала за границу, резко возрастает роль судебной власти.
На нее возложено, в силу закрепленного Конституцией принципа разделения
властей, право и обязанность защищать права, свободы и законные интересы
участников всех видов правоотношений, в том числе и участников нарождающихся
рыночных экономических отношений.
Таким образом право на судебную
защиту, являющееся одним из конституционных прав человека и гражданина,
также является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом
его особенность и основная ценность, поэтому ст. 18 Конституции прямо
предусматривает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием, а ст.
46 гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
Каждый участник гражданских
правоотношений, который считает, что его права и законные интересы нарушены,
вправе искать защиты в суде, который, выявив нарушение права, выносит решение,
восстанавливающее нарушенное право, которое, после вступления решения суда в
законную силу, обязаны выполнять все – органы государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица, организации (не зависимо от форм
собственности), физические лица. При этом все решения суда, как единственного
органа, осуществляющего правосудие в Российской Федерации, обеспечены мерами
государственного принуждения. Но судебная власть, облеченная такими правами
сама должна действовать в строго ограниченных законом рамках и не должна в
процессе выполнения своих функций выходить за них.
Судебная власть, как никакая
другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают
собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного
закрепления своих основ. Ряд основополагающих принципов судопроизводства, по
существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в
ст. 123 Конституции Российской Федерации. Это универсальные, общепризнанные во
всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и
политических правах.
Принципы гражданского
судопроизводства выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания
(в Конституции), так и в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве,
а также во всей системе отраслевого законодательства, применяемого судами при
рассмотрении и разрешении гражданских дел, как-то: гражданского, трудового,
брачно-семейного, земельного, экологического, административного и иных отраслей
права, где есть гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без
таких норм принципы превратились бы в призывы, лозунги.
Процессуальные принципы
гражданского судопроизводства (далее ‑ Принципы) ‑ основополагающие
правовые идеи, пронизывающие все процессуальные нормы и институты, определяющие
такое построение гражданского или арбитражного процесса, которое обеспечивало
бы вынесение законных и обоснованных решений. Это основание, обеспечивающее
каркас всей системы норм гражданского и арбитражного процессуального права,
которые закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в
федеральных конституционных законах: "О судебной системе в РФ",
"Об арбитражных судах в РФ"; а также в Гражданско-процессуальном и
Арбитражно-процессуальном кодексах РФ. Принципы ‑ центральные
понятия, стержневые начала этих законов.
Принципы гражданского
судопроизводства тесно связаны между собой и образуют одну логическую систему.
Только взятые вместе, в качестве системы они характеризуют процессуальное право
гражданского судопроизводства как отрасль, и определяют состязательное
построение процесса и нарушение любого из этих принципов, приводит как правило,
к нарушению другого, а то и всей цепи принципов. Поэтому одни принципы в этой
системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других.
Таким образом Принципы
гражданского судопроизводства, только в своей целостности и единстве образуют
ту систему, которая может обеспечить законное и справедливое правосудие, так
необходимое нашему обществу.
Список использованных
источников и литературы.
Источники :
1.
Постановление Верховного
Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 33 // Бюллетень Верховного Суда РФ № 1. 1996 г.
с. 3.
2.
“Судебная и
правоохранительная системы.” Сборник нормативных актов. ‑ М.:
Теис, 1996. ‑ 408 с.
3.
Федеральный
конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации.” ‑ М.:
Юридическая литература, 1994. ‑ 64 с.
4.
Федеральный конституционный
закон. “О статусе судей в Российской Федерации.” ‑ М.:
Издательство “Кодекс“, 1995. ‑ 32 с.
5.
Федеральный
конституционный закон. “О судебной системе Российской Федерации.” ‑ М.:
Юридическое бюро “Городец“, 1996. ‑ 32 с.
Литература :
1.
“Конституционный контроль
в Российской Федерации, становление и проблемы.”// Государство и право. 1993.№
7. с.3.
2.
“Новая Конституция и
судебная власть в Российской Федерации.” // Российская юстиция. 1994, № 1. с.2.
3.
“Новая страница жизни.”//
Человек и закон. 1994, № 11. с.3.
4.
Баглай М. В.
Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и
факультетов. ‑ М.: Инфра М ‑ Норма, 1997. ‑ 752
с.
5.
Гуценко К. Ф. , Ковалев М.
А. “Правоохранительные органы.” ‑ М.: Зерцало, 1997. ‑ 367
с.
6.
Козлова Е. И., Кутафин О.
Е. Конституционное право России: Учебник. ‑ 2‑е изд.,
перераб. и доп. ‑ М.: Юристъ, 1998 г., с. 570.
7.
Козулин А. В. “Права
человека и их защита.” // Государство и право. 1994 г., № 2, с. 144 – 147.
8.
Конституция Российской
Федерации. Научно ‑ практический комментарий. / Под редакцией
академика Топорина Б. Н. ‑ М.: Юристъ, 1997. ‑ 320
с.
9.
Общая теория права. / отв.
ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г. с. 520.
10.
Савицкий В. М. “
Организация судебной власти в Российской Федерации.” ‑ М.:
Издательство “ Бек “, 1996. ‑ 320 с.
11.
Тищенко В. М. “Социальное
государство.” // Общество и экономика. 1996 г., № 8, с. 4 – 12.
12.
Шишкин С. А.
Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. – М.: Городец,
1997, с.342.
§ 3. Гражданский процесс.
1. Защита законных прав и представляемых
интересов в судах общей юрисдикции.
В условиях обновления
общественных отношений, создания правового государства, осуществления программы
социально-экономического развития общества особая роль при защите субъективных
прав и свобод принадлежит правосудию по гражданским делам. Достаточно сказать,
что из общего количества дел, рассматриваемых судами, преобладающее число (ок.
75%) в судах составляют гражданские дела, с тенденцией их дальнейшего
увеличения на основе законов, принятых в последние годы.
Поскольку суды общей юрисдикции
рассматривают преимущественно дела, в которых одной из сторон являются
граждане, то нетрудно понять, что в гражданском судопроизводстве затрагиваются
субъективные права и законные интересы значительного числа граждан. В связи с
этим обратимся к понятию "гражданские дела".
Понятие “гражданские дела”
охватывает большое число рассматриваемых и разрешаемых в порядке гражданского
судопроизводства правовых споров (конфликтов), возникающих из различных
правоотношений, а также дела особого производства. Круг таких дел указан в ст.
25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане
и юридические лица могут защитить свои права в судах общей юрисдикции, если они
являются участником спорного правоотношения в делах:
1. по спорам, возникающим из гражданских,
семейных, трудовых, земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя
бы одной из сторон в споре является гражданин;
2. по спорам, возникающим из публично-правовых
отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, если
подчиненной стороной является гражданин;
3. об оспаривании гражданами (объединениями
граждан) нормативных актов, проверка законности которых не осуществляется в
ином порядке;
4. об оспаривании отказов в регистрации средств
массовой информации и выдаче им лицензий; об оспаривании решений об
аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности
средств массовой информации;
5. по спорам общественных и религиозных
организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными
лицами или по спорам этих организаций между собой и другими организациями;
6. об оспаривании отказа в регистрации указанных
организаций или о прекращении (приостановлении) их деятельности;
7. о признании незаконными решений, действий
государственных органов, государственных служащих, органов местного
самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных
лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы
государственной власти и местного самоуправления, а также о признании
недействительными результатов референдумов и выборов;
8. о защите деловой репутации и возмещении
морального вреда и др.
Кроме того, в судах общей
юрисдикции рассматриваются дела особого производства.
Приведенный перечень носит
открытый характер. В судах общей юрисдикции могут рассматриваться и другие
споры. Подведомственность данной системы судов самая объемная, и сегодня она
определяется прежде всего на основе пунктов 1 и 2 статьи 46 Конституции
Российской Федерации. В то же время споры, отнесенные к предметной компетенции,
Конституционного Суда и арбитражных судов, не могут быть рассмотрены в судах
общей юрисдикции.
Согласно ст. 46 Конституции
каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе и судебная
защита от неправомерных действий органов государственного управления и
должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и
здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные
Конституцией и другими законами. Иной (несудебный) порядок защиты прав и
законных интересов граждан может быть установлен только законами.
В полном соответствии с этим
положением в ст. 11 Гражданского кодекса 1994 г. установлено, что защиту
нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд
(общий или арбитражный). Защита гражданских прав в административном порядке
осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом Гражданский
кодекс указывает, что решение, принятое в административном порядке, может быть
обжаловано в суд.
Согласно ст. 3
Гражданско-процессуального кодекса всякое заинтересованное лицо вправе в
порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или
оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Установленный законом порядок
обращения в суд состоит из двух групп обстоятельств процессуального характера,
подлежащих проверке судьей при принятии искового заявления или иного обращения
в суд (заявления, жалобы) ‑ подлежит ли данное требование
рассмотрению в суде и соблюден ли заявителем установленный законом порядок
обращения в суд.
Таким образом общим критерием
подведомственности дел судам общей юрисдикции является субъектный состав сторон
судебного процесса. По общему правилу в судах общей юрисдикции рассматриваются
споры, одной или обеими сторонами в которых являются граждане (при условии, что
данный спор не связан с предпринимательской деятельностью индивидуального
предпринимателя).
§ 2. Защита конституционных прав в арбитражных
судах.
Арбитражные суды ‑ специализированный
судебный орган по разрешению экономических споров, связанных с
предпринимательской деятельностью[15].
Эта специализация в настоящее время и определяет подведомственность дел
арбитражных судов в Российской Федерации. В связи с этим по общему правилу
(сформулированному в п. 1 ст. 25 Арбитражно-процессуального кодекса Российской
Федерации) в арбитражные суды могут обращаться юридические лица (далее
организации), а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке, в том случае,
если возникший между ними спор носит экономический характер. В данном случае
неважно, из каких правоотношений он возник: из гражданских, административных
или иных. Безусловно, в арбитражных судах не могут рассматриваться споры, хоть
и касающиеся экономических отношений, но относящиеся к уголовно-правовой сфере.
К спорам же, разрешаемым в
арбитражных судах, в частности относятся споры:
1. о разногласиях по договору, заключение
которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на
разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
2. об изменении условий или о расторжении
договоров;
3. о неисполнении или ненадлежащем исполнении
обязательств;
4. о признании права собственности;
5. об истребовании собственником или иным
законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
6. о нарушении прав собственника или иного
законного владельца, не связанном с лишением владения;
7. о возмещении убытков;
8. о признании недействительными (полностью или
частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного
самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным
правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и
граждан-предпринимателей;
9. о защите чести, достоинства и деловой
репутации;
10. о признании не подлежащим исполнению
исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в
бесспорном (безакцептном) порядке;
11. об обжаловании отказа в государственной
регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок
организации или гражданина-предпринимателя и в других случаях, когда такая
регистрация предусмотрена законом;
12. о взыскании с организаций и граждан штрафов
государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами,
осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен
бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
13. о возврате из бюджета денежных средств,
списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном
(безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного
правового акта.
Таким образом общим критерием
подведомственности дел арбитражным судам является субъектный состав сторон
судебного процесса. По общему правилу в арбитражных судах рассматриваются
споры, обеими сторонами в которых являются или организации, или органы
государственной власти (местного самоуправления), или граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие
статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в законном порядке, при
условии, что данный спор связан с предпринимательской деятельностью
индивидуального предпринимателя.
Закрепив в ч. 1 ст. 118
Конституции Российской Федерации принцип осуществления правосудия только судом,
Основной Закон в ч. 2 этой же статьи устанавливает, что судебная власть может
осуществляется только посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства, но разрешение споров в порядке
гражданского судопроизводства может осуществляться только судами общей
юрисдикции и арбитражными судами посредством гражданского и административного
судопроизводств. При этом законодатель не исключает разрешение гражданских
споров различными частными третейскими арбитражными судами, административными
комиссиями и другими квазисудебными органами, создаваемыми спорящими сторонами
или действующими на постоянной основе. Но их деятельность не может называться
правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне
установленных законом процессуальных правил, в то время, как Конституция
Российской Федерации закрепляет четкое правило: правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции). Следовательно
только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в
установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа
(народные заседатели, присяжные заседатели) вправе рассматривать дела в порядке
судебного производства, выносить приговоры и решения, обеспеченные
государственным принуждением. ****************************** уже есть
Правосудие по гражданским делам осуществляется
только судом в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции и
отраслевом законе ‑ Гражданско-процессуальном кодексе
Российской Федерации.
Правила судебного разбирательства и разрешения
гражданских дел используются другими юрисдикционными органами с учетом их
специфики и выполняемых задач, в частности третейскими судами, а до недавнего
времени ‑ товарищескими судами. Под влиянием гражданского
процессуального права и гражданского судопроизводства сформировалось
арбитражное процессуальное законодательство, в значительной части
воспроизводящее нормы гражданского процессуального права: преобладающее число
норм Арбитражно-процессуального кодекса (АПК) текстуально совпадает с нормами
Гражданско-процессуального кодекса (ГПК).
[1] Тищенко В. М. “Социальное государство.” //
Общество и экономика. 1996 г., № 8, с. 4.
[2] Козулин А. В. “Права человека и их защита.”
// Государство и право. 1994 г., № 2, с. 145.
[3] Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е.
А.. – М.: Норма, 1996 г. с. 225.
[4] Козулин А. В. “Права человека и их защита.”
// Государство и право. 1994 г., № 2, с. 144.
[5] Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е.
А.. – М.: Норма, 1996 г. с. 225.
[6] Общая теория права / Отв. ред. Лукашева Е. А.
– М.: Норма, 1996 г., с. 236.
[7] Общая теория права. /
отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г., с. 237.
[8] Общая теория права. /
отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г., с. 237.
[9] Баглай М. В. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. ‑ М.:
Инфра М ‑ Норма, 1997 г., c. 625.
[10] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное
право России: Учебник. ‑ 2‑е изд., перераб. и доп. ‑ М.:
Юристъ, 1998 г., с. 476.
[11] Постановление Верховного Суда РФ от 31
октября 1995 г. № 33 // Бюллетень Верховного Суда РФ № 1. 1996 г. с. 3.
[12] Там же.
[13] Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и
арбитражном судопроизводстве. – М.: Городец, 1997, с. 16.
[14] Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и
арбитражном судопроизводстве. – М.: Городец, 1997, с. 16.
[15] Постановление пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 28 сентября 1994 г. № 33 // Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1995, № 2.
с.43.
Страницы: 1, 2, 3
|