рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Гражданское судопроизводство рефераты

Есть ограничение гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступлений от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средств массовой информации. Но приговоры и решения суда должны оглашаться только в открытом порядке.

Таким образом, Принципы любой отрасли права тесно связаны между собой и образуют одну логическую систему. Только взятые вместе, в качестве системы они характеризуют процессуальное право гражданского судопроизводства как отрасль и определяют состязательное построение процесса.

Нарушение любого из этих Принципов, приводит как правило, к нарушению другого, а то и всей цепи Принципов. Поэтому одни Принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других.

Благодаря новым взглядам на роль и значение судебной власти  в обществе, Принципы становятся важными предпосылками дальнейшего совершенствования и развития гражданского и арбитражного процессуальных законодательств в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту судами прав граждан и юридических лиц независимо от того, кем эти граждане и юридические лица являются.

З  А  К  Л  Ю  Ч  Е  Н  И  Е.

Сегодня, когда формирование правового государства в России крайне затруднено сложной экономической и политической ситуацией, к которой привели: неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономики, безудержная инфляция, рост цен, падение курса рубля, поляризация общества по признаку отношения к собственности и степени материальной обеспеченности, сращивание собственности с властью и мафиозными структурами, когда происходит массовое нарушение законов, которые ведут к переделу денежных и сырьевых ресурсов, стремлению уклониться от налогов, незаконному вывозу капитала за границу, резко возрастает роль судебной власти. На нее возложено, в силу закрепленного Конституцией принципа разделения властей, право и обязанность защищать права, свободы и законные интересы участников всех видов правоотношений, в том числе и участников нарождающихся рыночных экономических отношений.

Таким образом право на судебную защиту, являющееся одним из конституционных прав человека и гражданина, также является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом его особенность и основная ценность, поэтому ст. 18 Конституции прямо предусматривает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием, а ст. 46 гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

Каждый участник гражданских правоотношений, который считает, что его права и законные интересы нарушены, вправе искать защиты в суде, который, выявив нарушение права, выносит решение, восстанавливающее нарушенное право, которое, после вступления решения суда в законную силу, обязаны выполнять все – органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, организации (не зависимо от форм собственности), физические лица. При этом все решения суда, как единственного органа, осуществляющего правосудие в Российской Федерации, обеспечены мерами государственного принуждения. Но судебная власть, облеченная такими правами сама должна действовать в строго ограниченных законом рамках и не должна в процессе выполнения своих функций выходить за них.

Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в ст. 123 Конституции Российской Федерации. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Принципы гражданского судопроизводства выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания (в Конституции), так и в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве, а также во всей системе отраслевого законодательства, применяемого судами при рассмотрении и разрешении гражданских дел, как-то: гражданского, трудового, брачно-семейного, земельного, экологического, административного и иных отраслей права, где есть гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без таких норм принципы превратились бы в призывы, лозунги.

Процессуальные принципы гражданского судопроизводства (далее ‑ Принципы) ‑ основополагающие правовые идеи, пронизывающие все процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение гражданского или арбитражного процесса, которое обеспечивало бы вынесение законных и обоснованных решений. Это основание, обеспечивающее каркас всей системы норм гражданского и арбитражного процессуального права, которые закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах: "О судебной системе в РФ", "Об арбитражных судах в РФ"; а также в Гражданско-процессуальном и Арбитражно-процессуальном кодексах РФ. Принципы ‑ центральные понятия, стержневые начала этих законов.

Принципы гражданского судопроизводства тесно связаны между собой и образуют одну логическую систему. Только взятые вместе, в качестве системы они характеризуют процессуальное право гражданского судопроизводства как отрасль, и определяют состязательное построение процесса и нарушение любого из этих принципов, приводит как правило, к нарушению другого, а то и всей цепи принципов. Поэтому одни принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других.

Таким образом Принципы гражданского судопроизводства, только в своей целостности и единстве образуют ту систему, которая может обеспечить законное и справедливое правосудие, так необходимое нашему обществу.

Список использованных источников и литературы.

 

Источники :


1.                 Постановление Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 33 // Бюллетень Верховного Суда РФ № 1. 1996 г. с. 3.

2.                 “Судебная и правоохранительная системы.” Сборник нормативных актов. ‑ М.: Теис, 1996. ‑ 408 с.

3.                 Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации.” ‑ М.: Юридическая литература, 1994. ‑ 64 с.

4.                 Федеральный конституционный закон. “О статусе судей в Российской Федерации.” ‑ М.: Издательство “Кодекс“, 1995. ‑ 32 с.

5.                 Федеральный конституционный закон. “О судебной системе Российской Федерации.” ‑ М.: Юридическое бюро “Городец“, 1996. ‑ 32 с.


Литература :

1.                 “Конституционный контроль в Российской Федерации, становление и проблемы.”// Государство и право. 1993.№ 7. с.3.

2.                 “Новая Конституция и судебная власть в Российской Федерации.” // Российская юстиция. 1994, № 1. с.2.

3.                 “Новая страница жизни.”// Человек и закон. 1994, № 11. с.3.

4.                 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. ‑ М.: Инфра М ‑ Норма, 1997. ‑ 752 с.

5.                 Гуценко К. Ф. , Ковалев М. А. “Правоохранительные органы.” ‑ М.: Зерцало, 1997. ‑ 367 с.

6.                 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. ‑ 2‑е изд., перераб. и доп. ‑ М.: Юристъ, 1998 г., с. 570.

7.                 Козулин А. В. “Права человека и их защита.” // Государство и право. 1994 г., № 2, с. 144 – 147.

8.                 Конституция Российской Федерации. Научно ‑ практический комментарий. / Под редакцией академика Топорина Б. Н. ‑ М.: Юристъ, 1997. ‑ 320 с.

9.                 Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г. с. 520.

10.            Савицкий В. М. “ Организация судебной власти в Российской Федерации.” ‑ М.: Издательство “ Бек “, 1996. ‑ 320 с.

11.            Тищенко В. М. “Социальное государство.” // Общество и экономика. 1996 г., № 8, с. 4 – 12.

12.            Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. – М.: Городец, 1997, с.342.


§ 3. Гражданский процесс.

1. Защита законных прав и представляемых интересов в судах общей юрисдикции.

В условиях обновления общественных отношений, создания правового государства, осуществления программы социально-экономического развития общества особая роль при защите субъективных прав и свобод принадлежит правосудию по гражданским делам. Достаточно сказать, что из общего количества дел, рассматриваемых судами, преобладающее число (ок. 75%) в судах составляют гражданские дела, с тенденцией их дальнейшего увеличения на основе законов, принятых в последние годы.

Поскольку суды общей юрисдикции рассматривают преимущественно дела, в которых одной из сторон являются граждане, то нетрудно понять, что в гражданском судопроизводстве затрагиваются субъективные права и законные интересы значительного числа граждан. В связи с этим обратимся к понятию "гражданские дела".

Понятие “гражданские дела” охватывает большое число рассматриваемых и разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства правовых споров (конфликтов), возникающих из различных правоотношений, а также дела особого производства. Круг таких дел указан в ст. 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане и юридические лица могут защитить свои права в судах общей юрисдикции, если они являются участником спорного правоотношения в делах:

1. по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин;

2. по спорам, возникающим из публично-правовых отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, если подчиненной стороной является гражданин;

3. об оспаривании гражданами (объединениями граждан) нормативных актов, проверка законности которых не осуществляется в ином порядке;

4. об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и выдаче им лицензий; об оспаривании решений об аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации;

5. по спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами или по спорам этих организаций между собой и другими организациями;

6. об оспаривании отказа в регистрации указанных организаций или о прекращении (приостановлении) их деятельности;

7. о признании незаконными решений, действий государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов;

8. о защите деловой репутации и возмещении морального вреда и др.

Кроме того, в судах общей юрисдикции рассматриваются дела особого производства.

Приведенный перечень носит открытый характер. В судах общей юрисдикции могут рассматриваться и другие споры. Подведомственность данной системы судов самая объемная, и сегодня она определяется прежде всего на основе пунктов 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации. В то же время споры, отнесенные к предметной компетенции, Конституционного Суда и арбитражных судов, не могут быть рассмотрены в судах общей юрисдикции.

Согласно ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе и судебная защита от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законами. Иной (несудебный) порядок защиты прав и законных интересов граждан может быть установлен только законами.

В полном соответствии с этим положением в ст. 11 Гражданского кодекса 1994 г. установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд (общий или арбитражный). Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом Гражданский кодекс указывает, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Согласно ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Установленный законом порядок обращения в суд состоит из двух групп обстоятельств процессуального характера, подлежащих проверке судьей при принятии искового заявления или иного обращения в суд (заявления, жалобы) ‑ подлежит ли данное требование рассмотрению в суде и соблюден ли заявителем установленный законом порядок обращения в суд.

Таким образом общим критерием подведомственности дел судам общей юрисдикции является субъектный состав сторон судебного процесса. По общему правилу в судах общей юрисдикции рассматриваются споры, одной или обеими сторонами в которых являются граждане (при условии, что данный спор не связан с предпринимательской деятельностью индивидуального предпринимателя).

§ 2. Защита конституционных прав в арбитражных судах.

Арбитражные суды ‑ специализированный судебный орган по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью[15]. Эта специализация в настоящее время и определяет подведомственность дел арбитражных судов в Российской Федерации. В связи с этим по общему правилу (сформулированному в п. 1 ст. 25 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации) в арбитражные суды могут обращаться юридические лица (далее организации), а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке, в том случае, если возникший между ними спор носит экономический характер. В данном случае неважно, из каких правоотношений он возник: из гражданских, административных или иных. Безусловно, в арбитражных судах не могут рассматриваться споры, хоть и касающиеся экономических отношений, но относящиеся к уголовно-правовой сфере.

К спорам же, разрешаемым в арбитражных судах, в частности относятся споры:

1. о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

2. об изменении условий или о расторжении договоров;

3. о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

4. о признании права собственности;

5. об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

6. о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

7. о возмещении убытков;

8. о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей;

9. о защите чести, достоинства и деловой репутации;

10. о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

11. об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина-предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

12. о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

13. о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Таким образом общим критерием подведомственности дел арбитражным судам является субъектный состав сторон судебного процесса. По общему правилу в арбитражных судах рассматриваются споры, обеими сторонами в которых являются или организации, или органы государственной власти (местного самоуправления), или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в законном порядке, при условии, что данный спор связан с предпринимательской деятельностью индивидуального предпринимателя.



Закрепив в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации принцип осуществления правосудия только судом, Основной Закон в ч. 2 этой же статьи устанавливает, что судебная власть может осуществляется только посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, но разрешение споров в порядке гражданского судопроизводства может осуществляться только судами общей юрисдикции и арбитражными судами посредством гражданского и административного судопроизводств. При этом законодатель не исключает разрешение гражданских споров различными частными третейскими арбитражными судами, административными комиссиями и другими квазисудебными органами, создаваемыми спорящими сторонами или действующими на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил, в то время, как Конституция Российской Федерации закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции). Следовательно только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные заседатели, присяжные заседатели) вправе рассматривать дела в порядке судебного производства, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.  ****************************** уже есть



Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции и отраслевом законе ‑ Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации.


Правила судебного разбирательства и разрешения гражданских дел используются другими юрисдикционными органами с учетом их специфики и выполняемых задач, в частности третейскими судами, а до недавнего времени ‑ товарищескими судами. Под влиянием гражданского процессуального права и гражданского судопроизводства сформировалось арбитражное процессуальное законодательство, в значительной части воспроизводящее нормы гражданского процессуального права: преобладающее число норм Арбитражно-процессуального кодекса (АПК) текстуально совпадает с нормами Гражданско-процессуального кодекса (ГПК).


[1] Тищенко В. М. “Социальное государство.” // Общество и экономика. 1996 г., № 8, с. 4.

[2] Козулин А. В. “Права человека и их защита.” // Государство и право. 1994 г., № 2, с. 145.

[3] Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г. с. 225.

[4] Козулин А. В. “Права человека и их защита.” // Государство и право. 1994 г., № 2, с. 144.

[5] Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г. с. 225.

[6] Общая теория права / Отв. ред. Лукашева Е. А. – М.: Норма, 1996 г., с. 236.

[7] Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г., с. 237.

[8] Общая теория права. / отв. ред. Лукашева Е. А.. – М.: Норма, 1996 г., с. 237.

[9] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. ‑ М.: Инфра М ‑ Норма, 1997 г., c. 625.

[10] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. ‑ 2‑е изд., перераб. и доп. ‑ М.: Юристъ, 1998 г., с. 476.

[11] Постановление Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 33 // Бюллетень Верховного Суда РФ № 1. 1996 г. с. 3.

[12] Там же.

[13] Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. – М.: Городец, 1997, с. 16.

[14] Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. – М.: Городец, 1997, с. 16.

[15] Постановление пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 сентября 1994 г. № 33 // Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1995, № 2. с.43.


Страницы: 1, 2, 3