рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Арбитражный процесс в Российской Федерации рефераты

III. Право на обращение в арбитражный суд

Право на обращение в суд можно рассматривать в двух аспектах:

1) как право абстрактное, то есть как потенциальную возможность субъектов хозяйствования (организаций, граждан-предпринимателей) или органов управления (в предусмотренных в законе случаях) на обращение в юрисдикционный орган в лице арбитражного суда за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса;

2) как право персонифицированное, то есть как право конкретного юридического или физического лица на защиту, если оно считает, что его права нарушены и нуждается в подтверждении и реализации с помощью судебной власти.

Право на обращение в арбитражный суд как абстрактное право является одним из неотъемлемых элементов правового статуса всех организаций, если они зарегистрированы в качестве юридического лица[3]. Наличие статуса юридического лица отражается в надлежащем образом зарегистрированном Уставе организации и других учредительных документах (ст. 51—52 ГК РФ).

Право на обращение в арбитражный суд  — элемент правового статуса также и  граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (граждане—предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации (ст.23 ГК РФ). В отдельных случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд имеют органы государственной власти и управления, прокурор, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

Наличие права на обращение в арбитражный суд как элемента правового статуса организаций и граждан-предпринимателей не означает, что все договорные отношения субъектов хозяйствования или управления, рыночные отношения, хозяйственные связи обеспечиваются лишь принудительной силой судебной власти. Наоборот, развитие хозяйственных отношений предполагает, что права организаций и граждан-предпринимателей реализуются, а обязанности исполняются добровольно и сознательно в соответствии с законами и договорами без обращения в арбитражный суд.

Право на обращение в арбитражный суд как потенциальная возможность защиты перерастает в субъективное право конкретного лица в случае наличия у него интереса в защите права, то есть в случае указания или нарушения или оспаривания права. В этом случае право на обращение в  арбитражный суд как субъективное право реализуется в форме права на предъявление иска, то есть идентичного ему права.

Если Федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения этого порядка.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы имеют право на обращение в суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

IV. Арбитражный процесс

Предметом арбитражного процесса как формы деятельности суда являются экономические споры или иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеративными законами. Конечной целью процесса выступает восстановление нарушенного права. Установленный нормами арбитражного процессуального права порядок возбуждения процесса, подготовки  дела к разбирательству, рассмотрения и разрешения дел, обжалования и  пересмотра актов суда, а также исполнения решений арбитражного суда называется процессуальной формой. В арбитражном процессе суд, стороны, другие участники могут совершать те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами.

Роль и значение процессуальной формы состоит в том, чтобы обеспечить защиту действительно существующих прав субъектов хозяйствования и гарантировать внесение законных и обоснованных решений. Закон, в частности Арбитражный процессуальный кодекс, устанавливает процессуальный порядок деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел не ради формы, а для того, чтобы достичь верного конечного результата по разрешаемым спорам. Процессуальная форма выступает в качестве инструмента достижения законности в правоприменительной деятельности арбитражных судов.

Арбитражному суду, другим участникам процесса законом предоставляется определенные и соответствующие их процессуальному положению права и обязанности. Эти права и обязанности реализуются в ходе процессуальных действий.


1. Арбитражные процессуальные правоотношения

Арбитражные процессуальные правоотношения возникают между арбитражным судом (судьей) и другими участниками процесса при рассмотрении и разрешении экономических споров и иных дел, в процессе пересмотра решений суда и их исполнения. Эти общественные отношения урегулированы нормами права, содержащихся в различных источниках, в основном в Арбитражном процессуальном кодексе.

Арбитражные процессуальные отношения характеризуются рядом присущих им качеств. Они возникают и существуют между арбитражным судом и другими участниками процесса по конкретному делу.

Между сторонами (третьим лицом и стороной) то есть между спорящими хозяйствующими субъектами, существуют материальные  отношения, но не процессуальные. Процессуальные отношения непосредственно между участниками процесса не возникают.

Арбитражный суд — обязательный субъект процессуальных правоотношений, поэтому все ходатайства, требования, просьбы обращены к судье арбитражного суда или суду. Арбитражные процессуальные правоотношения — это властеотношения. В законе говорится, что арбитражный суд осуществляет правосудие (ст. 1 АПК РФ), поэтому полномочия арбитражного суда носят властный характер по отношению к другим участникам процесса. Суд привлекает ответчиков в процесс, обязывает лиц, участвующих в деле, выполнять определенные действия.

В материальных правоотношениях субъекты, то есть организации, предприниматели, равны. В процессуальных отношениях положение участников процесса с судом различное. Однако это не означает, что арбитражный суд не несет никаких обязательств перед лицами, участвующими в арбитражном процессе, представителями, экспертами, другими лицами. Судья обязан принимать исковые заявления, если они соответствуют закону, выслушивать объяснения сторон, уважать и соблюдать права всех участников процесса. Арбитражный суд несет обязанности перед сторонами и государством правильно и в соответствии с законом рассматривать и разрешать подведомственные ему споры. Особенность арбитражных процессуальных правоотношений состоит еще и в том, что они могут быть только в правовой форме и не существуют как органические отношения .

В арбитражном процессе суд (судья), другие участники совершают только те процессуальные действия, которые предусмотрены нормами арбитражного процессуального права.

Арбитражные процессуальные отношения возникают на основе процессуальных норм, и в то же время нормы процессуального права реализуются  в этих отношениях. Как и любые другие, арбитражные процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Специфика арбитражных процессуальных отношений состоит в том, что здесь в качестве юридических фактов выступают, как правило, процессуальные действия, совершаемые в сроки, установленные законом, либо назначенные арбитражным судом (ст. 96 АПК).

Объектом арбитражных процессуальных отношений являются экономические споры организаций, граждан-предпринимателей между собой (ст. 22 АПК).

Субъектный состав арбитражных процессуальных отношений по новому законодательству значительно изменился по сравнению с отношениями, существующими при рассмотрении дел в государственном арбитраже. Если ранее споры разрешались одним арбитром, то теперь они в определенных случаях могут рассматриваться коллегиально.

Значительно расширен состав лиц, участвующих в деле. Так закон предусматривает кроме сторон возможность участия третьих лиц, прокурора, государственных и иных органов, выступающих в защиту других лиц.

Если ранее действующим законодательством не предусматривалось участие свидетелей, то теперь в арбитражном процессе они участвуют как субъекты процессуальных отношений.

2. Нормативно-правовые акты, используемые
при рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие
деятельность судов

Согласно части 1 ст. 11 АПК РФ источниками материального права, которые обязан применять арбитражный суд, являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительской власти, нормативные акты субъектов Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации.

Нормативные акты перечислены здесь в определенном порядке, который предопределяет место каждого из них в иерархической системе российского законодательства. Акты, занимающие более низкое место в этой системе, должны соответствовать всем иным занимающим в ней более высокую ступеньку.

На первом месте стоит Конституция Российской Федерации — нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие.

Все законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15). В Конституции содержатся нормы, определяющие положение арбитражного суда как органа, рассматривающего и разрешающего споры, основные начала его деятельности.

Далее законодательные акты, входящие в число источников, можно классифицировать по двум основаниям:

1) юридической значимости;

2) предметной направленности.

Юридическая значимость нормативных актов, как источников, различна. Это законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции органов государственного управления РФ и иных органов.

Предметная направленность законодательных актов также различна. В одних случаях это специализированные акты, применение которых было обусловлено необходимостью регулирования арбитражного судопроизводства, в других — законодательные акты, направленные на регулирование правовых отношений в иной сфере, но содержащие правовые нормы, регламентирующие определенные вопросы арбитражного судопроизводства или определяющие особенности разрешения некоторых видов споров.

Основными по значению законами — являются Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации от 5 мая 1995 г. и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г.

В законе “Об арбитражных судах в РФ определены задачи арбитражных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи арбитражного суда, полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержатся нормы, регулирующие другие отношения[4].

В арбитражном процессуальном кодексе подробно регулируются процессуальные отношения, связанные с предъявлением иска в арбитражном суде, подготовкой дел к судебному разбирательству, рассмотрением судом споров по существу, а также отношения, возникающие при апелляционном и кассационном обжаловании актов арбитражного суда, пересмотре вступивших в законную силу решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнении актов арбитражного суда.

В новом кодексе сохранены оправдавшие себя на практике институты  и правовые нормы, закрепленные в АПК РФ 1992. Эти институты и нормы сформулированы в кодексе с коррективами диктуемыми накопленным арбитражными судами опытом, и с учетом стоящих перед ними задач на этапе углубления рыночных реформ.

Вместе с тем кодекс закрепляет ряд новых процессуальных институтов, новых отдельных правил, совершенствующих порядок  рассмотрения и разрешения дел, обеспечивающих дополнительные гарантии защиты прав организаций и граждан-предпринимателей.

Одновременно с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации был принят Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленный порядок и срок введения в действие АПК РФ с 1 июля 1995 г.

Не является законом, но относится к источникам Регламент арбитражного суда РФ от 17 сентября 1992 г., в котором определены внутренние вопросы деятельности арбитражного суда — порядок ведения заседания, распределение работы между коллегиями и судьями, порядок работы Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

В законах материально-правового характера устанавливается, кроме того, особенности разрешения отдельных видов споров, рассматриваемых арбитражными судами. К их числу относится, в частности, Закон РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий“ от 19 ноября 1991 г.

В различных законах регулируются иные вопросы, относящиеся к арбитражному судопроизводству, например, связанные с арбитражными расходами — Закон Российской Федерации орт 9 декабря 1991 г. “О государственной пошлине“.


В подзаконных актах, выступающих источниками, также содержатся нормы, регулирующие различные аспекты арбитражного судопроизводства. К из числу относятся: “Инструкция о государственной пошлине“ (издана Государственной налоговой службой РФ 13 марта 1992 г.), Инструкция по применению закона РФ “О государственной пошлине“ (издана государственной налоговой службой РФ 15 мая 1996 г.). Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда не являются источниками, но они имеют исключительно важное значение для совершенствования правоприменительной практики арбитражных судов, обеспечивая ее единообразие на всей территории РФ. Пленум в порядке судебного толкования дает разъяснение по наиболее общим вопросам, так и по вопросам, касающимся особенностей рассмотрения отдельных категорий дел.


3. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду

Подведомственность

 Под подведомственностью понимают круг дел, отнесенных законодательством к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов Российской Федерации. Подведомственность тех или иных категорий споров арбитражному суду определяется как собственно арбитражным процессуальным законодательством (ст. 22 АПК РФ), так и правовыми актами материально-правового характера (Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон "О банках и банковской деятельности" и т.д.).

Четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно лишь опираясь на критерии подведомственности, выработанные и широко использующиеся процессуальной доктриной и практикой. К таким критериям относятся:

а) субъективный состав участников спора;

б) характер спорного правоотношения.

Оба критерия неразрывно связаны между собой, они должны существовать в единстве — спор будет подведомствен арбитражному суду лишь при их одновременном наличии. Следует, однако, отметить, что на практике доминирующую роль играет первый критерий — субъектный состав. Это объясняется тем, что в ряде случаев использование дел разграничения подведомственности второго критерия представляется затруднительным. Конечно, если речь идет о жилищных или трудовых правоотношениях, сомнений нет — споры, возникающие из указанных правоотношений, рассматриваются судами общий юрисдикции. Однако гражданско-правовые споры, дела, возникающие из административно-правовых отношений, могут рассматриваться и разрешаться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами — и в этих случаях без обращения к субъектному составу участников спора правильно определить подведомственность практически невозможно.

Далее я хотела бы рассмотреть по порядку эти критерии.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 АПК РФ арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Таким образом, для того чтобы спор был подведомствен арбитражному суду, его участниками должны быть юридические лица или граждане-предприниматели. Ели одной из сторон в споре выступает гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, или организация, не являющаяся юридическим лицом, спор, по общему правилу, должен рассматриваться в суде общей юрисдикции, как следует из положений ст. 25 ГПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны дела по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 АПК РФ).

Участниками спора в арбитражном суде могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Под "иными органами" понимаются органы общественных организаций. Эти органы могут выступать ответчиком по делам о признании недействительными изданных ими актов, которые несоответствуют законодательству и нарушают права организаций и граждан-предпринимателей (ч. 2 ст. 22 АПК РФ). Могут также обращаться как истцы, защищающие интересы государства и общества, по делам о взыскании с организаций и граждан различного рода штрафов.

Арбитражному суду подведомственны споры с участием организаций и граждан Российской Федерации, а так же иностранных организаций с иностранными инвестициями , международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 6 ст. 22 АПК РФ).

Вторым критерием подведомственности споров является характер спорного правоотношения. Выделяется две группы споров: а) экономические споры (споры, возникающие из гражданских правоотношений); б) споры, возникающие в сфере управления.

Новый АПК РФ, основываясь на положениях Конституции РФ, устанавливает, что арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции самим Кодексом и другими федеральными законами.

Часть 2 ст. 22 АПК РФ содержит перечень экономических споров, подведомственных арбитражному суду. Перечень этот является открытым, то есть арбитражному суду подведомственны и иные экономические споры, удовлетворяющие общим критериям подведомственности. К экономическим спорам, в частности, относятся:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5