Арбитражный процесс в Российской Федерации
Арбитражный процесс в Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра _______________
_______________
_______________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Арбитражный
процесс в Российской Федерации
Студент
Федоренко Нина Николаевна
Научный руководитель ____________________
/проф. Каллистратова Р.Ф./
Консультант по
специальным вопросам
____________________ / /
Рецензент ____________________
/ /
Студент
____________________ /Федоренко Н.И. /
“ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ“
Зав.
кафедрой ____________________
/ /
МОСКВА
1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ________________________________________________________________
I. ПРЕДИСЛОВИЕ_____________________________________________________________
II. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ________________________
1. Судебная система в РФ________________________________________________________
2. История становления арбитражных судов________________________________________
3. Задачи и функции арбитражных судов__________________________________________
III. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД___________________________
IV. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС________________________________________________
1. Арбитражные процессуальные правоотношения_________________________________
2. Нормативно-правовые акты, используемые при
рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие
деятельность судов________________________
3. Подведомственность и подсудность дел
арбитражному суду_______________________
V. СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА______________________________________
1. Первая стадия — возбуждение производства по
делу______________________________
2. Стадия подготовки материалов к рассмотрению в
заседании______________________
3. Основная стадия — судебное разбирательство___________________________________
4. Проверка законности и обоснованности решений
(определений) арбитражного суда__
5. Исполнение решения________________________________________________________
VI. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ____________________________________________________________
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.______________________________
В наше время происходит становление
развитие арбитражного процесса. Арбитражный процесс играет огромную роль для
защиты прав организаций (их объединений), граждан-предпринимателей, для
функционирования всего хозяйственного комплекса страны в условиях становления
рыночных отношений.
С 1 июля 1995 г. вступили в силу новые
законодательные акты, регулирующие структуру и порядок деятельности арбитражных
судов: Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской
Федерации“ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Сделан
крупный шаг по проведению судебной реформы в России, совершенствованию судебной
системы, в том числе одной из ее ветвей — арбитражных судов.
Содержащиеся в Федеральном
конституционном законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ нормы
направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между
организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с
участием иностранных фирм и компаний, функционировали в качестве составной
части единой системы. Это означает, что арбитражный суд будет применять единое
материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности
обжалования судебных решений и в конечном счете судебной защиты.
Разобщенность системы арбитражных судов
могла бы нанести непоправимый ущерб экономике, которая и без того находится в
трудном положении.
Федеральный закон — Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации — заменил Арбитражный процессуальный
кодекс[1],
утвержденный 5 марта 1992 г. и вступивший в силу с 15 апреля 1992 г.
Новый кодекс имеет целью завершить
превращение бывших государственных арбитражей в полноценные органы правосудия —
арбитражные суды. Эти суды должны путем разрешение экономических споров, споров
в сфере управления и других дел, эффективно защищать права и законные интересы
российских, иностранных, международных организаций, всех граждан и лиц без
гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в
установленном порядке. Тем самым новый кодекс будет способствовать расширению и
углублению хозяйственных реформ обеспечивать коммерческий оборот, свободную
конкуренцию, защиту любых форм собственности.
Кодекс исходит из конституционных
положений о том, что в ведении Российской Федерации находится установление
системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и
деятельности, арбитражно-процессуальное законодательство. Такой подход
гарантирует единство экономического пространства, позволяет арбитражным судам
посредством охраны интересов конкретных участников рыночных отношений вносить
свой вклад в укрепление единообразного правопорядка на все территории страны,
выполнять задачу предупреждения правонарушений в сферах хозяйства и управления.
Новый АПК РФ выгодно отличается от
кодекса 1992 г. как по содержанию, так и по форме. В частности, он базируется
на более развитой системе арбитражного процессуального права и арбитражных
процессуальных правоотношений. Изменилась структура кодекса. Теперь он состоит
не только из глав, но и разделов, а каждая часть конкретной статьи обозначена
самостоятельным номером, что более удобно для пользователей.
Значительно обогатилось его содержание:
введен ряд новых институтов (протокол судебного заседания, производство в
апелляционной инстанции, производство в кассационной инстанции, производство по
делам с участием иностранных лиц и др.), а также новые процессуальные нормы (о
непосредственности и непрерывности судебного разбирательства, субъектах
представительства, основаниях оставления иска без рассмотрения и др.). Многие
статьи АПК РФ 1992 г. в новом кодексе “разрослись“ в самостоятельные и
полнокровные институты и главы (приостановление производства по делу,
подготовка дела к судебному разбирательству, решение арбитражного суда и др.).
Изменилось соотношение между Общей и
Особенной частями Кодекса. Общая часть стала богаче по содержанию за счет норм
и институтов, закрепленных ранее в Особенной. Так, в Общую часть кодекса теперь
включены также общие институты, как приостановление производства по делу,
оставление иска без рассмотрения. И это правильно, поскольку данные институты
действуют не только в суде первой инстанции, но и в апелляционной и
кассационной инстанциях.
В изменения и дополнения вносимые в
кодекс способствовали повышению эффективности правосудия, действенности
судебной защиты от правонарушений, утверждение правопорядка в экономических
отношениях. Под эффективностью правосудия понимается:
во-первых — это оперативность, то есть быстрота, срок рассмотрения дел;
во-вторых — качество выносимых судами решений, то есть их законность;
в-третьих — исполнение судебных решений, потому что без этого нет
реального правосудия, нет реальной защиты.
На решение этих задач и были направлены
реформы последних лет, в частности, принятие нового кодекса, что завершает
процесс превращения государственных арбитражей в полноценные органы правосудия
— арбитражные суды.
Далее в работе будут раскрыты главные
вопросы касающиеся арбитражного процесса, а также возникающие проблемы в
процессе осуществления правосудия.
Принципы осуществления правосудия только
судом закреплен в ст.118 Конституции РФ. Согласно этой системе, правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная система включает
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (ст.ст. 125—127
Конституции). Только эти суды в соответствии с Конституцией вправе осуществлять
правосудие в Российской Федерации.
Арбитражные суды по действующей
Конституции — это орган осуществляющий правосудие. Они занимают самостоятельное
место в судебной системе Российской Федерации. Арбитражный суд в России
осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе
предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских
правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления.
Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций и
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность между собой, а также
из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.
Прототипом арбитражных судов в
дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные
дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской
революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений, судебные споры
между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между
предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими
органами управления.
Однако с развитием хозяйственных
отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению
споров между государственными учреждениями и организациями. С этой целью в 1922
г. в Российской Федерации были созданы Арбитражные комиссии. Имущественные
споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств
решались высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и
Арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях(ЭКО СО), а затем
Арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик,
Арбитражными комиссиями областей и губерний. В системе органов управления
отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные
комиссии.
Дальнейшее развитие арбитража связано с
внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на
договорной основе.
Постановлениями ВЦИК и СНК СССР,
принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные
органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке
товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести
за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 г. в системе органов
государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный
разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями
социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающим укрепление договорной
и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.
С момента образования, арбитраж
существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном
арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в
ведомственном — подчиненные одному ведомству и комитету и т.д.).
В течение шестидесятилетней истории
существования государственного арбитража (с мая 1931 — по октябрь 1991 г.)
государством неоднократно принимались попытки модернизации его устройства и
деятельности, приспособление к изменяющимся экономическим условиям, повышение
его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые и новые
задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном
арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при
Совете Министров СССР.
В августе 1970 г. Совет Министров СССР
принял постановление “О повышении роли органов государственного арбитража и
арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве, согласно которому
арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного
производства, рационализации хозяйственного расчета, усилению роли договора в
хозяйственных отношениях.
До 1974 г. нижестоящие арбитражи не
подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, то есть
система была несоподчиненной. 17 сентября 1974 г. Госарбитраж СССР был
преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение
о Государственном Арбитраже при Совете Министров СССР.
Последний этап развития госарбитража
связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР 1977
г. Арбитраж был признан конституционным органом.
Организация и порядок деятельности
органов государственного арбитража впервые определялись Законом “О
государственном арбитраже в СССР“, принятым Верховным Советом СССР 30 ноября
1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о
государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения
хозяйственных споров государственными арбитражами.
В Российской Федерации государственный
арбитраж руководствовался в своей деятельности Положение об органах
государственного арбитража, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР
от 5 декабря 1980 г.
Система арбитражей была упразднена с 1
октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в
действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде“, принятом 4 июля 1991 г., с
изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.
Замена системы арбитражей арбитражным
судом предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночной
экономике, существования нескольких форм собственности. В разрешении споров
между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые
применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало
невозможным. Потому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по
рассмотрению и разрешению споров протекали в арбитражно-процессуальной форме,
создающей устойчивые гарантии защиты прав в равной мере: предпринимателя,
приватизированного предприятия, государственного предприятия, другой
организации и учреждения.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции
РФ, первой части нового ГК РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г.
другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего
совершенствования, вызвали потребность в принятии нового Закона “Об арбитражных
судах в РФ“ и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые в
настоящее время и определяет систему, состав и структуру арбитражных судов и
процессуальную форму их деятельности.
Система арбитражных судов Российской
Федерации имеет свое своеобразие. Правосудие по экономическим спорам могут
осуществлять только суды, указанные в Федеральном конституционном законе “Об
арбитражных судах в РФ“. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
федеральный арбитражный суд округа, арбитражные суды республик в составе РФ,
арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов.
Арбитражный суд — единственный в
Российской федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать в
соответствии с АПК экономические споры между предприятиями, учреждениями,
организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими
статус предпринимателя.
Суды арбитражного суда назначаются в
порядке, установленном ст.125 Конституции России и Федеральным законом. Только
назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражного суда могут от
имени государства вынести решение по конкретному экономическому спору.
Рассмотрение и разрешение экономических
споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда,
является исключительной компетенцией этого суда.
Арбитражные суды осуществляют правосудие
путем рассмотрения и разрешения дел, отнесенных законом к их компетенции, и
строго в порядке, установленном специально для них федеральными законами. Этот
порядок разработан с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных
судов и не может использоваться никакими другими органами.
Экономические споры, отнесенные законом
к ведению арбитражных судов, могут рассматривать и третейские суди. Однако
осуществляемая ими деятельность по защите прав организаций не является
правосудием и они, рассматривая споры, не вправе использовать арбитражную
процессуальную форму.
Задачи, стоящие перед арбитражными
судами, можно разделить на две группы:
а) свойственные всем арбитражным судам;
б) возложенные только на Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Общими задачами всех арбитражных судов
являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций,
единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми
средствами укреплению законности в экономических отношениях.
Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд
РФ возложены задачи: изучать и обобщать практику применения законодательства
арбитражными судами, подготавливать и осуществлять предложения по ее
совершенствованию и унификации, на основе изучения и с учетом предложений
арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию
законодательства в порядке законодательной инициативы.
Высший Арбитражный Суд РФ в лице его
Пленума имеет задачу давать арбитражным судам разъяснения по вопросам
применения законодательства.
Для решения задач арбитражные суды
выполняют органично связанные между собой функции:
а) разрешают возникающие в процессе
предпринимательской деятельности споры;
б) предупреждают нарушения
законодательства;
в) ведут статистический учет и
осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;
г) осуществляют международные связи в
установленном порядке.
По вопросах внутренней деятельности
арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для
арбитражных судов в Российской Федерации[2].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|