рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Арбитражный процесс в Российской Федерации рефераты

Арбитражный процесс в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра     _______________

                  _______________

                  _______________



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Арбитражный процесс в Российской Федерации


Студент Федоренко Нина Николаевна




Научный руководитель ____________________ /проф. Каллистратова Р.Ф./

Консультант по

специальным вопросам ____________________ /                                                 /

Рецензент                        ____________________ /                                                 /

Студент                             ____________________ /Федоренко Н.И.                  /

“ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ“

           Зав. кафедрой       ____________________ /                                                 /





МОСКВА

1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ________________________________________________________________

I. ПРЕДИСЛОВИЕ_____________________________________________________________

II. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ________________________

1. Судебная система в РФ________________________________________________________

2. История становления арбитражных судов________________________________________

3. Задачи и функции арбитражных судов__________________________________________

III. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД___________________________

IV. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС________________________________________________

1. Арбитражные процессуальные правоотношения_________________________________

2. Нормативно-правовые акты, используемые  при рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие  деятельность судов________________________

3. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду_______________________

V. СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА______________________________________

1. Первая стадия — возбуждение производства по делу______________________________

2. Стадия подготовки материалов к рассмотрению в заседании______________________

3. Основная стадия — судебное разбирательство___________________________________

4. Проверка законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда__

5. Исполнение решения________________________________________________________

VI. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ____________________________________________________________

VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.______________________________


I. предисловие



В наше время происходит становление развитие арбитражного процесса. Арбитражный процесс играет огромную роль для защиты прав организаций (их объединений), граждан-предпринимателей, для функционирования всего хозяйственного комплекса страны в условиях становления рыночных отношений.

С 1 июля 1995 г. вступили в силу новые законодательные акты, регулирующие структуру и порядок деятельности арбитражных судов: Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Сделан крупный шаг по проведению судебной реформы в России, совершенствованию судебной системы, в том числе одной из ее ветвей — арбитражных судов.

Содержащиеся в Федеральном конституционном законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ нормы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировали в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд будет применять единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете судебной защиты.

Разобщенность системы арбитражных судов могла бы нанести непоправимый ущерб экономике, которая и без того находится в трудном положении.

Федеральный закон — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — заменил Арбитражный процессуальный кодекс[1], утвержденный 5 марта 1992 г. и вступивший в силу с 15 апреля 1992 г.

Новый кодекс имеет целью завершить превращение бывших государственных арбитражей в полноценные органы правосудия — арбитражные суды. Эти суды должны путем разрешение экономических споров, споров в сфере управления и других дел, эффективно защищать права и законные интересы российских, иностранных, международных организаций, всех граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном порядке. Тем самым новый кодекс будет способствовать расширению и углублению хозяйственных реформ обеспечивать коммерческий оборот, свободную конкуренцию, защиту любых форм собственности.

Кодекс исходит из конституционных положений о том, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, арбитражно-процессуальное законодательство. Такой подход гарантирует единство экономического пространства, позволяет арбитражным судам посредством охраны интересов конкретных участников рыночных отношений вносить свой вклад в укрепление единообразного правопорядка на все территории страны, выполнять задачу предупреждения правонарушений в сферах хозяйства и управления.

Новый АПК РФ выгодно отличается от кодекса 1992 г. как по содержанию, так и по форме. В частности, он базируется на более развитой системе арбитражного процессуального права и арбитражных процессуальных правоотношений. Изменилась структура кодекса. Теперь он состоит не только из глав, но и разделов, а каждая часть конкретной статьи обозначена самостоятельным номером, что более удобно для пользователей.

Значительно обогатилось его содержание: введен ряд новых институтов (протокол судебного заседания, производство в апелляционной инстанции, производство в кассационной инстанции, производство по делам с участием иностранных лиц и др.), а также новые процессуальные нормы (о непосредственности и непрерывности судебного разбирательства, субъектах представительства, основаниях оставления иска без рассмотрения и др.). Многие статьи АПК РФ 1992 г. в новом кодексе “разрослись“ в самостоятельные и полнокровные институты и главы (приостановление производства по делу, подготовка дела к судебному разбирательству, решение арбитражного суда и др.).

Изменилось соотношение между Общей и Особенной частями Кодекса. Общая часть стала богаче по содержанию за счет норм и институтов, закрепленных ранее в Особенной. Так, в Общую часть кодекса теперь включены также общие институты, как приостановление производства по делу, оставление иска без рассмотрения. И это правильно, поскольку данные институты действуют не только в суде первой инстанции, но и в апелляционной и кассационной инстанциях.

В изменения и дополнения вносимые в кодекс способствовали повышению эффективности правосудия, действенности судебной защиты от правонарушений, утверждение правопорядка в экономических отношениях. Под эффективностью правосудия понимается:

во-первых — это оперативность, то есть быстрота, срок рассмотрения дел;

во-вторых — качество выносимых судами решений, то есть их законность;

в-третьих — исполнение судебных решений, потому что без этого нет реального правосудия, нет реальной защиты.

На решение этих задач и были направлены реформы последних лет, в частности, принятие нового кодекса, что завершает процесс превращения государственных арбитражей в полноценные органы правосудия — арбитражные суды.

Далее в работе будут раскрыты главные вопросы касающиеся арбитражного процесса, а также возникающие проблемы в процессе осуществления правосудия.


II. Арбитражные суды в Российской Федерации

1. Судебная система в РФ

Принципы осуществления правосудия только судом закреплен в ст.118 Конституции РФ. Согласно этой системе, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная система включает Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (ст.ст. 125—127 Конституции). Только эти суды в соответствии с Конституцией вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Арбитражные суды по действующей Конституции — это орган осуществляющий правосудие. Они занимают самостоятельное место в судебной системе Российской Федерации. Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность между собой, а также из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.

2. История становления арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.


В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений, судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными учреждениями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и Арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях(ЭКО СО), а затем Арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, Арбитражными комиссиями областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные  арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.

Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающим укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

С момента образования, арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном  — подчиненные одному ведомству и комитету и т.д.).

В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 — по октябрь 1991 г.) государством неоднократно принимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособление к изменяющимся экономическим  условиям, повышение его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые и новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление “О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве, согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных  органах, то есть система была несоподчиненной. 17 сентября 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено  новое Положение о Государственном Арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впервые определялись Законом “О государственном арбитраже в СССР“, принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.

В Российской Федерации государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положение об органах государственного арбитража, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона  РСФСР “Об арбитражном суде“, принятом 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражным судом предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночной экономике, существования нескольких форм собственности. В разрешении споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Потому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекали в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты прав в равной мере: предпринимателя, приватизированного предприятия, государственного предприятия, другой организации и учреждения.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции  РФ, первой части нового ГК РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г. другого законодательства, а также внутренние потребности  дальнейшего совершенствования, вызвали потребность в принятии нового Закона “Об арбитражных судах в РФ“ и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые в настоящее время и определяет систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

3. Задачи и функции арбитражных судов

Система арбитражных судов Российской Федерации имеет свое своеобразие. Правосудие по экономическим спорам могут осуществлять только суды, указанные в Федеральном конституционном законе “Об арбитражных судах в РФ“. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральный арбитражный суд округа, арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Арбитражный суд — единственный в Российской федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Суды арбитражного суда назначаются в порядке, установленном ст.125 Конституции России и Федеральным законом. Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражного суда могут от имени государства вынести решение по конкретному экономическому спору.

Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения дел, отнесенных законом к их компетенции, и строго в порядке, установленном специально для них федеральными законами. Этот  порядок разработан с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не может использоваться никакими другими органами.

Экономические споры, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматривать и третейские суди. Однако осуществляемая ими деятельность по защите прав организаций не является правосудием и они, рассматривая споры, не вправе использовать арбитражную процессуальную форму.

Задачи, стоящие перед арбитражными судами, можно разделить на две группы:

а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Общими задачами всех арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд РФ возложены задачи: изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливать и осуществлять предложения по ее совершенствованию и унификации, на основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Высший Арбитражный Суд РФ в лице его Пленума имеет задачу давать арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства.

Для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:

а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;

б) предупреждают нарушения законодательства;

в) ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;

г) осуществляют международные связи в установленном порядке.

По вопросах внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации[2].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5