|
Становление системы социальной защиты государственных служащих
Становление системы социальной защиты государственных служащих
Российская
Академия государственной службы
при
Президенте Российской Федерации
Кафедра
государственной службы и кадровой политики
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на
тему:
Становление
системы социальной защиты государственных служащих
(на
примере Хабаровского края)
Выполнила:
Шашкова
И.А.,
слушатель 2 курса
заочного
отделения,
2
группа
Научный
руководитель:
Романов
В.Л.,
доктор медицинских наук
Москва,
1997 г.
Содержание
стр.
|
Введение
|
3
|
|
|
Раздел 1.
Социальная защита населения и социальная защита государственных служащих в
Российской Федерации. Общие подходы и различия
|
5
|
|
|
Раздел 2.
Проблемы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской
Федерации и их законодательное регулирование на примере Хабаровского края
|
17
|
|
|
Заключение
|
32
|
|
|
Список источников
и использованной литературы
|
33
|
|
|
Приложение
|
39
|
Введение
Необходимость
существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена
самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт
и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой
демократии, показывают, что современное общество не может нормально
функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и
определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала
демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения необходим
достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат,
аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных
политических, экономических и социальных реформ.
Все более
углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском
обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по
сложности и остроте политические, экономические, правовые и
духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает
государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид
управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства,
направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного
государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач
переходного периода.
Вполне оправдано
одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы
социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о
социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов
населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке
государства. Но, по-нашему мнению, актуальность проблемы и состоит в
том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности
государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной
службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать
связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать
и защищать права и законные интересы человека в этой стране.
Необходимо
отметить, что социальная защита государственных служащих отличается от
социальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы находится на
начальной стадии. Не много на заданную тему и научных разработок. Потому, нам
пришлось использовать труды коллектива Российской Академии государственной
службы (Романов В.Л., Лытов Б.В., Охотский Е.В., Соколов В.М. и другие), а
также собственные материалы.
Целью настоящей
работы является исследование системы социальной защиты государственных
служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего
комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской
Федерации. В качестве примера нами выбран Хабаровский край.
Объектом
исследования являются государственные служащие, лица, на профессиональной основе
осуществляющие должностные обязанности в, прежде всего, исполнительных, а также
законодательных и судебных органах государственной власти Российской Федерации.
Предметом
- социальная защита служащих органов государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов.
Были
применены конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный методы
исследования.
Раздел
1. Социальная защита населения и социальная защита
государственных
служащих в Российской Федерации. Общие
подходы
и различия
Прежде чем
перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо
понять, что есть социальная защищенность населения вообще.
Понятие
“социальная защищенность человека” отражает многообразие связей человека и
общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие
и использование их способностей. Однако, такой подход возник только недавно. В
период существования командно-административной системы социальная защита
понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной
системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита
в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта
и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты
государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась,
так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки
зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных
жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату
труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему
медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным
жилищным условиям и тому подобным.
Сегодня
социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление
значительной его части от нищенского существования в условиях, когда
среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения
элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость
предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов
общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но
так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен[1], все большее количество товаров
повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не
только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим
возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника
обеспечения средств существования и создание условий для активного включения
населения в социально полезную деятельность.
Таким
образом, эффективная система социальной защиты населения рассчитана не только
на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на
максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого
трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы
заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной
социальной защиты.
Судьба
демократических реформ, укрепление их социальной базы тесно связаны с развитием
института государственной службы. Ведь именно опираясь на него государство
сможет обеспечить экономическое и социальное благополучие всего населения. “Для
успешного решения таких задач, считают зарубежные аналитики Я.Джейбс и
Ст.Синнерстрем, необходимы высококвалифицированные специалисты государственной
службы, политически нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов
общества, беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать
информацию, а также эффективно и результативно руководить.
Вместе с
тем, констатируют эти авторы, такие цели труднодостижимы из-за нестабильности
положения чиновников.
Создавшийся
существенный разрыв в уровне жизни предпринимателей и служащих в рыночных
структурах, с одной стороны, и большинства чиновников - с другой, явился
основанием для суждений о слабой защищенности государственных служащих”[2].
Но было бы
неправильным подходить к социальной защите государственных служащих аналогично
социальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют два
принципиальных различия.
Отождествлять
социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты
прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся
“от зарплаты до зарплаты” и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно
защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.
Кроме
того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения
удовлетворения первичных потребностей (по А.Маслоу), а социальная защита
государственных служащих - не только первичных, но и вторичных, более
существенных потребностей. “Они работают не просто на зарплату, а во имя того,
чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для
таких людей - не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные
исследований.
Характерна
мотивация выбора работы в государственных структурах. Большое число служащих
связывает этот выбор со стремлением реализовать себя в управленческой сфере
(37%) и занять достойное место в обществе (24%).
В
государственных и муниципальных органах власти Ростовской области для многих
служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4%),
творческий характер труда и самореализация способностей (87,3%), репутация
(64,4%)”[3].
Потому
социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться их
материальным обеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание
со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает
первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа
государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.
Необходимо
отметить, что одной из причин отрицательного отношения населения к
государственной службе была и остается проблема льгот и привилегий. “Привилегии
являются объективной необходимостью любой управленческой структуры в любом
обществе. Заявления о желании их ликвидировать есть или демагогия, или
непонимание основ управления... В то же время именно привилегии вызывают, как
это мы уже подчеркивали, негативные оценки в общественном мнении
государственной службы. Опыт демократически развитых зарубежных стран
показывает, что этого достаточно легко избежать.
Для этого
нужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно оформлены...
Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действенным
и гласным контроль за соблюдением законодательства о привилегиях.
При
соблюдении этих условий их негативное влияние на нравственную оценку
государственных служащих значительно снижается”[4].
Второе
принципиальное различие социальной защиты государственных служащих и социальной
защиты других трудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различных
гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин
работает “на себя”, в то время как государственный служащий не только продает
свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии,
реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других
граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные
права и свободы.
Такие
ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальной
компенсации. Коль государство ограничивает своих служащих, то оно должно
заботиться о них, и забота эта должна быть подлинной и многогранной.
Все
вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что социальная защита
государственных служащих “должна включать в себя комплекс мер, направленных,
во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером
деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий работника, которые
легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию
факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица”[5].
Ограничения,
связанные с государственной службой, законодательно закреплены статьей 11
Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации”
от 31.07.1995 №119-ФЗ. Государственный служащий не вправе заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой
деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа
Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов
федерации, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления
коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или
если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов
федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть
поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в
котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно
подчинен или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях
средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения,
другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за
публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от
физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение,
ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные
вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе
и после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента Российской
Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств,
международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за
границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных
командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской
Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации с
государственными органами иностранных государств, международными и иностранными
организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное
положение в интересах политических партий, общественных, в том числе
религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в государственных
органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных,
общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Наконец, государственный
служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства
на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности
доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке,
установленном федеральным законом.
Основные
социально значимые ограничения для государственных служащих - это,
установленные пунктами 1, 3 части первой указанной статьи, запреты на получение
дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой
деятельностью, прежде всего предпринимательской деятельностью. Педагогическая,
научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как
она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению вторичных
потребностей. Понятно, что низкая заработная плата государственных служащих
будет способствовать оттоку квалифицированных кадров из системы государственной
службы, а также совершению государственными служащими противоправных действий и
коррупции. Так, “с 1989 по 1991 годы количество выявленных коррумпированных
групп преступников увеличилось в 11 раз. Фактов взяточничества с участием таких
групп выявлено в 100 раз больше. По самым скромным подсчетам госчиновники получили
сотни миллионов долларов в виде взяток”[6].
И положение, судя по всему, не улучшилось, о чем свидетельствует арест
“главного чиновника страны” - господина Ильюхина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|