Правовое регулирование государственной службы
Правовое регулирование государственной службы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАОЧНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ
ФАКУЛЬТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая
работа
студента
III курса 1544 гр.
заочного
отделения
Буравцова
С.А.
Научный
руководитель:
Севрюгин
В.Е.
ТЮМЕНЬ - 1997
ПЛАН
I. Введение 3 - 6
II. Раздел I 7 - 18
1.1.Понятие государственной службы 7 - 12
1.2.Государственная служба
России 13 - 18
в историко-правовом аспекте
III. Раздел II 19 - 31
2.1.Государственная служба республик
в составе Российской Федерации 19
- 24
2.2.Государственная служба
областей,
г. Москвы, как субъектов
Российской Федерации 25
- 31
IV. Заключение 32
- 33
V. Приложение 34
- 48
VI. Список источников
и использованной литературы 49 - 51
I. Введение
Развитию законодательства о государственной службе
уделяется в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые
произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была
принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась
структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на
региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого
государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость
повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения
профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем
государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов
усложнена тем, что в советский период специального законодательства о
государственной службе не было, а правовое положение работников
государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других
государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус
всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Однако, как
уже выше излагалось, изменение ситуации привело к выделению службы в органах
государственной власти и управлений - как особого рода государственной
деятельность.
Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена
тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре
власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от
кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной
деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных
значений. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в
Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в
субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в соответствии
с общими принципами построения государственной службы выработать
самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы.
Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации
государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Государственная служба, как юридический институт
рассматривается в такой отрасли права, как административное право. Во всех
учебниках Советского периода государственной службе отводилась определенная
глава или раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также
уделяется внимание, излагаются новые подходы и принципы построения.[1]
Государственная служба освещалась рядом ученых и в
монархической литературе советского периода. Это такие авторы как Манохин В.М.[2],
Воробьев В.А.[3],
Бахрах Д.Н. и ряд других. Новым толчком к изучению государственной службы стала
начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о
необходимости принятия Союзного Закона “О государственной службе”. Появляется
ряд научных статей посвященный этой теме,[4] идет активное
обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной службы
как таковой. Этот интерес сохраняется и сейчас. Еще до принятия Федерального
Закона в ряде субъектов Российской Федерации принимаются собственные
законодательные акты, регулирующие эту сферу. Это, например, Законы о
государственной службе республики Саха (Якутия), принятый 26.03.93 г.,
республик Башкортостан, принятый 13.10.94 г., Марий Эл, принятый 23.02.95 г. и
ряд других. Наконец 05 июля 1995 года Государственной Думой был принят
Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации”,
устанавливающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала
построения государственной службы в субъектах российской Федерации. После его
принятия и подписания Президентом ускорился процесс принятия подобных законов и
в регионах. Были сразу же приняты соответствующие законы в ряде краев и
областей, таких как Свердловской области, Красноярского края и других. В феврале
1996 года соответствующий Закон был принят и в Тюменской области.
Таким образом, еще в советский период изучалась
проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого института
практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой
базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам
государственной службы.
Целью данной работы является. в связи с
вышеизложенным, попытка обобщить и проанализировать ту законодательную базу,
которая уже наработана в ряде субъектов Российской Федерации, выявить слабые и
сильные стороны принятых законов, новое и специфическое по отношению к
Федеральному Закону.
В первом разделе работы мы попытаемся раскрыть общее
понятие государственной службы, дать краткую характеристику этого института в
его историческом развитии. Ведь без получения общего представления, на наш
взгляд, затруднительно рассматривать конкретную законодательную базу
государственной службы. Второй раздел работы будет посвящен изучению тех
Законов о государственной службы. Второй раздел работы будет посвящен изучению
тех Законов о государственной службе, которые уже приняты в ряде республик,
краев и областей их сравнению с пояснениями Конституции Российской Федерации,
Федерального Закона, то есть носить практический характер.
II. Раздел 1.
1.1. Понятие
государственной службы
Служба в государственных органах, государственных и
общественных организациях является одним из видов социальной деятельности
людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в
жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и
правовому регулированию личного состава государственных органов, других
государственных организаций. Государственная служба прежде всего служение государству,
то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности
по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон
“Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает
государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих,
которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов
государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет
отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности
специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также
отграничить государственную службу и другие виды службы. Однако необходимо
отметить, что, например, в Федеративной Республике Германии законодательство
различает два вида государственной службы. Это чиновники государственных
органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные
работники, которые заключают договор о службе.[5] Это прежде всего
работники государственного сектора экономики. Таким образом здесь
государственная служба рассматривается шире, как работа не только в
государственных органах, но и на предприятиях, учреждениях и тому подобное. Но
внутри этого широкого понимания все равно различают виды государственной
службы, в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в
государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно
материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства,
у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия,
которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей,
обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и
занимает должность (имеет собственный статус).[6] В связи с этим
можно выделить и черты самой государственной службы, как правового института.
Государственная служба обязана своим возникновением
государству. с его возникновением и развитием стала развиваться и служба, имея
своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных
областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.
Организующая деятельность государства охватывает
разнообразные сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба
регулируется нормами не только административного права, но и нормами других
отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах
государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных
служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями,
предусмотренными настоящим Законом.[7]
Таким образом государственная служба регулируется частично нормами трудового
права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают
не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо
устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в
связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные
гарантии предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу
распространяются и нормы социального права. Таким образом государственная
служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только
нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового,
финансового, социального и др.).
Усложнение общественных отношений, повышение
требований к государству потребовало необходимость выделения управленческой,
организаторской деятельности, как таковой.
Для выполнения определенных, требующих специальной
квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую категорию
работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального
управления.[8]
Особенности труда государственного служащего, а именно
то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает
государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство
обеспечивать служащего. Поэтому государственный служащий выполняет возложенные
на него обязанности на возмездной основе. Таким образом чертами государственной
службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение
(то есть возмездно), специально подготовленными для этого работниками -
государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей
права. Государственная служба является одной из сторон организационной
деятельности государства и содержание ее составляет практическая реализация
функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного под государственной
службой следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально
подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации
функций и задач государства (в лице государственных органов). Или как
определяет Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской
Федерации” в статье 2 : “Под государственной службой понимается
профессиональная деятельность по обеспечению исполнением полномочий
государственных органов”.[9]
Государственная служба осуществляется на
государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент
государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная
для одного работника, образуемая в распорядительном порядке.[10]
Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в
служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен),
порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру
должностей. Таким образом должность является формализованной социальной
позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного
служащего. Должность характеризует организационный статус, то есть круг
полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления,
ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть
организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная
в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с
соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой
лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления.[11]
Или как определяет закон о государственной службе, государственная должность -
должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной
власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в
соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению
и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием
и ответственностью за исполнение этих обязанностей.[12]
Государственная служба имеет и процессуальный аспект,
который включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть
продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов),
увольнение со службы.
Государственная служба строится в соответствии с
определенными принципами, то есть с основополагающими началами, определяющими
ее характер. Статья 5 Федерального Закона определяет следующие принципы :
верховенство Конституции и Федеральных Законов над иными нормативными правовыми
актами, должностными инструкциями (принцип законности), приоритет прав и свобод
человека и гражданина и обязанность государственного служащего соблюдать и
защищать их, единство системы государственной власти, принцип разделения власти
на исполнительную, законодательную и судебную, равный доступ к службе (то есть
в независимости от пола, национальности, социальной принадлежности, убеждений и
так далее), обязательность для государственных служащих решений вышестоящих
органов и руководителей (централизм), принцип единства основных требований к
государственной службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении,
ответственность за принимаемые решения, в непартийность и стабильность кадров
государственных служащих.
1.2. Государственная
Служба России
в историко-правовом аспекте.
Государственная Служба России начала складываться по
мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков
отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства
осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих
княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы
(рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих
отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя
причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине “первым
среди равных” и в данном военном образовании присутствовали отношения
отличающиеся от отношений “службы”.
Активно стала развиваться государственная служба в
период образования Московского централизованного государства с XII по XV века.
Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат,
совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой
государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых
людей (дворян) получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный
надел на прокорм.[13]
Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку
происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается
иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей,
чины думных дворян, думных дьяков.
Формируется принцип местничества, связывающий
возможность занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его
родовитостью. Вплоть до XII века продолжают развиваться и укрепляться все
эти отношения. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически
уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым
землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной
службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять
одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как
центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство
инструкциями и предположениями по горизонтали.[14] На местах при
воеводах также создаются специальные аппараты управления.
Страницы: 1, 2, 3
|
|