рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Налогообложение в условиях рыночной экономики (на примере предприятия ООО "Служба быта") рефераты

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по  физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.



1.2.         Государственное регулирование системы налогообложения.

Занимая в предыдущие века второстепенное значение в государственном хозяйстве, уступая первенство доходам из государственных и имущественных пошли, налоги приобретают всё более важное значение.  Преобладающее значение налогов состоит в тесной взаимосвязи с развитием культуры и потребностей населения. Мы можем согласиться с мнением  А. А. Исаева, что   «налоги суть обязательные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления1».

Расширение старых потребностей и возникновение новых, не ограничиваясь проблемами индивидуального потребления,  проникают и в отношения к гражданам и к государству: граждане ставят государству все большие запросы, которые оно стремится удовлетворить. Но расширение обыкновенных потребностей требует и увеличения государственных доходов. Государственные имущества далеко не достаточны для покрытия увеличившихся расходов.

Второе влияние, которое оказывает рост культуры: он укрепляет сознание, что многие потребности, удовлетворяемые государством, не должны быть  покрываемы из социальных платежей граждан, так как нет возможности вычислить ценность и значение услуг, доставляемых хозяйством многими государственными расходами.  Чем больше укрепляется это сознание, тем более неизбежно превращение налогов из  чрезвычайных средств в обыкновенные доходы государства. В сфере пошлин государство получает от граждан доход за оказываемые услуги, предоставляет гражданам самим регулировать пользование услугами государственных учреждений и не вмешиваться в их частное хозяйство. Увеличение разновидностей платежей ведёт к  тому, что государство требует от частных хозяйств ознакомить его со всеми сторонами своего быта, то есть раскрыть род и размеры его оборотов, цены товаров, высоту издержек производства, прибыли и убытки и т. д.

Вместе с этим постепенно укрепляется сознание, что граждане должны быть равномерно обременены податями. Когда годовое производство какой либо страны значительно превышает её годовое потребление, говорят, что капитал её возрастает, а когда её годовое потребление даже не её годовым производством, говорят, что её капитал уменьшается. Таким образом, капитал может увеличиваться или вследствие увеличения производства, или вследствие уменьшения производственного потребления.

В тесной связи с уменьшением капитала страны уменьшается и её производство, а ресурсы народа и государства будут истощатся с возрастающей быстротой. Таким образом, все налоги неизбежно падают или на капитал, или на доход. Если они падают на капитал, то должен соответственно уменьшаться тот фонд, размером которого всегда регулируется производственная деятельность страны. А если они падают на доход, то они или уменьшаются или заставляют налогоплательщиков уменьшать для  покрытия их на соответственную величину всё прежнее непроизводственное потребление предметов жизненной необходимости и комфорта. Таким образом, с ростом обложения или с умножением правительственных расходов определённое число предметов комфорта, которыми пользуется народ, должно уменьшаться, если только он не сможет увеличить также свой капитал и доход.  Задача политики правительства должна, поэтому, состоять в том, чтобы получать это стремление к накоплению.

Все налоги при переходе из рук в руки собственности всех видов ведут к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительности труда. Они все в большей степени представляют собой невыгодные налоги, которые увеличивают доход государства за счёт капитала народа, содержащегося в производительном труде.

Если государство и другие принудительные союзы необходимы для достижения общего блага, то право государства изымать налоги и обязывать граждан их  уплачивать не могут подлежать спору. Формы осуществления права государства не  одинаковы: в связи с уровнем культуры, с условием места и времени, государство достигает своих целей при помощи доходов от  казенных имуществ, пошлин,  натуральных повинностей и,  наконец, налогов. Обоснование права государства требовать податей заключается уже во многих  определениях налогов, которые мы находим в литературе.

У многих писателей обязанность граждан платить налоги сводится к обязанности вознаграждать государство за услуги, то есть к началу обмена равно ценностей.

Мы можем согласиться с четырьмя правилами, которые установил Адам Смит для политики налогов, первое содержит в себе указание на требования справедливости: согласно с этим правилом,  поданные каждого государства должны уплачивать налоги соответственно со своими доходами. Второе правило гласит, что налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определён,  а не произволен. Время, вид, способ, платежа, сумма которая должна быть уплачена, всё это должно быть ясно, как налогоплательщику, так и каждому третьему лицу. В соответствии с третьим правилом А. Смита; подчёркивает, что каждый налог взимается в то время и таким образом, когда и как плательщику легче всего его внести.  И, наконец, четвёртое правило регламентирует тот факт, что каждый налог должен быть  так упорядочен что бы разница общей его суммы и долей, поступающих в государственную казну была наименьшая.1

Если бы понятия о справедливости могло быть установлено абсолютно, то и требование к налогам удовлетворять справедливость в известной форме могло бы всегда сохранять свою пригодность. История убеждает нас, однако, что это – понятие относительное изменяющееся с ростом культуры. Требование общества к государственной власти, которые образуют главное содержание новых социальных идей, касаются всех сторон общественной ситуации, в том числе и  финансов. Учение о справедливости в политике налогов содержит в себе ответы на два вопроса:

1.     Кто должен платить налоги?

2.     Как достигнуть уравнительности, при распределении налогов между плательщиками?1

В современном мире существуют два взгляда на проблему распределения налогового времени в экономике:

1.     Принцип  получения благ утверждает, что домохозяйка и предприниматели должны приобретать товары и услуги, предоставленные государством таким же образом, как продаются другие товары.

2.     концепция платёжеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. «Принцип платёжеспособности, который стал применяться в Соединённых Штатах, гласит: отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами, будут выплачивать более высокий  налог – как в абсолютном, так и  в относительном выражении, чем те кто имеет более скромные доходы2».

Защитники концепции платёжеспособности приводят выводы, что каждый дополнительный доллар, полученный домохозяйством, будет влечь   за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Так  происходит потому, что потребители действуют рационально: первые доллары полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, то есть на те товары, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие доллары дохода будут затрачены на не столь необходимые товары и услуги. Можно согласится с мнениями Маконнелла и Брю, что «проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей – либо возможности платить налоги. Так на практике ответ строится на предположениях и догадках, в зависимости от взглядов на проблему налогообложения правящей политической партии, от требований момента и потребностей правительства в доходах1». Налоги не всегда исходят из  тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству.

В первой главе дипломной работы мы рассмотрели систему налогообложения, основные элементы и типы налогообложения.





1.3.         Основные элементы налогообложения.

Важнейшее место в деловой жизни предпринимателя занимают отношения,  возникающие по поводу уплаты налогов. Они затрагивают как сферу бизнеса,  когда зайдёт речь об уплате налогов из прибылей, как частную сферу, когда дело касается налогов из личных доходов. Как правило; - подчёркивает А. Маршал, «существует общее правило: когда некий налог оказывает давление на любой фактор, используемый одной группой лиц в производстве товаров или услуг, предназначенных для продажи другим лицам, он ведёт к сдерживанию производства. Это в свою очередь приводит к переложению значительной части налогового бремени на потребителей…2».

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают налоговые льготы.

Налоговые ставки – определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога, то есть «налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода (имущества) на основе прогрессивной шкалы. По мере роста суммы дохода (имущества), подлежащего обложению налогом, растет и его доля, изымаемая в бюджет1». Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствует целям и задачам экономической стратегии государства, по отношению к развитию экономики. Их изменения могут осуществляться в сторону повышения, если правительство ставит целью увеличить приток средств в государственную казну и изъять средства у предприятий и населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение оказывает непосредственное влияние на  личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные интересы всех слоёв населения.

Тенденция к повышению налогов характерна для сильных централизованных государств, стремящихся сконцентрировать в своих руках  как можно больший объём финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к её получению.

Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведёт к падению доходов и соответственно, к сокращению средств поступающих в бюджет в качестве налогов.

 По имени американского экономиста обосновавшего в конце 70-х начале  80-х г.г. необходимость снижения федеральных налогов в США, была вызвана кривой Лаффера, которая показывает, что по мере роста налоговых ставок К общая сумма поступлений в бюджет R растёт. При  этом значение ставки К* соответствует максимальному объёму финансовых средств в бюджет R*.

К – налоговая ставка на доходы;

R – общая сумма налоговых поступлений;

К* - ставка налогов, обеспечивающая максимальный уровень налоговых  поступлений;

Q – пороговое значение в динамике кривой.

После прохождения значения Q последующие увеличение ставок К ведёт не к росту налоговых поступлений, а к их сокращению, в силу того что дальнейшее увеличение налогов подрывает заинтересованность предпринимателей в наращивании объёмов производства.

 Налоговая сетка – законодательно закрепляет долю дохода, выраженную в процентах, подлежащих перечислению в бюджет в зависимости от его величины. Необходимо особо подчеркнуть что «налоговая сетка устанавливается на основе принципы прогрессивного обложения, когда больший доход обкладывается по более высокой ставке.  В  результате по мере роста доходов в них растёт доля, изымаемая в качестве налога1». При прогрессивной системе построения налоговых ставок с ростом доходов всё большая часть их  денежного выражения поглощается бюджетом. Предельным случаем является ситуация, когда весь доход, получаемый сверх какого – либо определённого уровня,  может быть перечислен в бюджет. Если речь идёт о прибыли, то в итоге по мере роста доходности предприятия и достижения прибылью какого либо предела, заинтересованность предприятия в повышении эффективности своей работы ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Эта зависимость вынуждает тщательно разрабатывать прогрессивные ставки налогообложения для каждой категории доходов.

Во многих странах сумма, с  которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно называть налогооблагаемым доходом (прибылью). При этом, если размер налоговой ставки жестко закреплён, то величина налоговой базы может меняться в зависимости  от тех вычетов, которые законодательство разрешает производить из дохода (прибыли),  подлежащей обложению налогами. Уменьшение налоговой базы законом разрешено производить в соответствии с предоставлением данной категории налогоплательщиков льготами. Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Установлены следующие виды налоговых льгот:

1.     Необлагаемый минимум объекта налога;

2.     Изъятие из обложения определённых элементов объекта налога (например,  затрат на НИОКР);

3.     Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории плательщиков;

4.     Понижение налоговых ставок;

5.     Вычет из налоговой базы;

6.     Налоговый кредит;

Наиболее распространенными налоговыми льготами являются правила позволяющие под тем или иным предлогом сокращать величину налоговой базы. Так при начислении налога на прибыль важнейшими двумя каналами сокращения налоговой базы являются, во первых, списание части прибыли и включение её в себестоимость продукции, и во вторых, уменьшение облагаемой прибыли за счёт прямых вычетов из её общей суммы. Мы можем согласиться с мнением Д. Рикардо, что «изображение машин, существенно улучшающих отечественную промышленность, имеет всегда тенденцию повышать относительную стоимость денег, а следовательно, и поощрять их ввоз. Напротив всякий налог, ваяние препятствия, которое ставится фабриканту или землевладельцу, имеют тенденцию понижать относительную стоимость денег, а следовательно, и поощрять их ввоз1».

Льготы позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Определение суммы облагаемого дохода позволяет подсчитать размеры налога. Для этого необходимо применить налоговую ставку к облагаемому доходу.

Исчислить налог, значит применить налоговую ставку к облагаемому доходу (налоговой базе). Уменьшение налоговых поступлений в бюджет происходит не только за счёт  официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности  значительной частью мелких и средних предприятий, представляющих собой так называемую «скрытую экономику». В результате того, что  многие  деловые операции не регистрируются, недоплачивается значительная часть соответствующего налога.

В первой главе дипломной работы, мы рассмотрели систему налогообложения: основные элементы и типы налогообложения, а также государственное регулирование системы налогообложения.






Глава II.   Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Российской Федерации.

2.1.  Механизм функционирования налоговой системы.

С 1 января 1992г. вступил в силу Закон РФ об основах налоговой системы в Российской Федераци1.

В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы.

1.                   Единый подход в вопросах налогообложения включая предоставление права на получение налоговых льгот а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

2.                   Чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

3.                   Приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами,  не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими интересы налогообложения;

4.                   Однократность налогообложения, означающая, что один и то же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

5.                   Определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны и налоговых органов, - с другой.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Важно отметить, что отношение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости  от компетенции органов законодательной власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счёт федеральных налогов; то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закреплённых за ними местных налогов они вымогают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6