рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Механизмы управления государственной и муниципальной собственностью в сфере водного транспорта рефераты

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994 г. и Типовому уставу казенного завода. Распределение и использование прибыли определяется в уставе конкретного завода в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенного завода[6]. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной казенному предприятию самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Оставшаяся прибыль подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Поскольку одним из источников финансирования казенного предприятия являются ассигнования из федерального бюджета, предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также об амортизационных отчислениях, предназначенных на обновление основных фондов. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Что же касается ответственности казенного предприятия по обязательствам, то на нее распространяются правила п. 5 ст. 113 ГК: казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права. Обратим внимание на то, что Российская Федерация несет субсидиарную ответственность не только в случаях, подпадающих под действие п. 3 ст. 56 ГК, но и в остальных случаях, когда имущества самого казенного предприятия недостаточно для удовлетворения его кредиторов. В случае создания казенного предприятия на базе собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности аналогичные положения соответственно должны применяться и к субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования по обязательствам казенного предприятия.

Вернемся теперь к характеристике права оперативного управления, принадлежащего финансируемым собственником учреждениям. По сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий это право по своему содержанию является еще более ограниченным. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Учреждения, будучи некоммерческими организациями, наделяются специальной правоспособностью. В то же время в соответствии с учредительными документами им может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Законом предусмотрено, что доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся. Если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения.


1.3. Методы управления муниципальной собственностью


На сегодняшний день местными администрациями могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

1.  создание муниципальных предприятий;

2.  контракты с руководителем муниципальных предприятий;

3.  договора на передачу прав на имущество;

4.  внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

5.  передача имущества с баланса на баланс и списание;

6.  аренда, лизинг;

7.  залог, ипотека;

8.  доверительное управление (траст);

9. отчуждение;

10. приватизация муниципальных предприятий

Вторая группа методов включает:

1.     муниципальный заказ;

2.     нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

3.     дотации;

4.     нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

5.     местное налогообложение;

6.     экономические санкции, штрафы.  

Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества.

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

Само МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.

Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

-   внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

-   продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

Цель муниципальной политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта от ее использования.

Эффект может быть получен как в денежной форм6е (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность,  не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

1.4. Приватизация государственной и муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[7] гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы.

Основной целью приватизации является повышение эффективности использования собственности.

                        Приватизация муниципального  имущества осуществляется   только   способами,   предусмотренными     Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"[8]:

       1) преобразование   унитарного    предприятия    в    открытое акционерное общество;

        Приватизация     имущественного     комплекса    унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, превышает минимальный   размер   уставного   капитала   открытого акционерного общества,  установленный законодательством Российской Федерации,  может  осуществляться  только   путем   преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

        Открытое     акционерное    общество,    созданное    путем преобразования унитарного предприятия,  становится правопреемником этого  унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со  всеми изменениями в составе и стоимости имущественного  комплекса  унитарного  предприятия,  произошедшими после  принятия  решения  об  условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.


       2) продажа муниципального  имущества  на аукционе;

        На аукционе  продается  муниципальное имущество  в  случае,  если  его  покупатели  не  должны выполнить какие-либо  условия  в  отношении  такого  имущества.  Право   его приобретения  принадлежит  покупателю,  который  предложит  в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

        Аукцион является открытым по составу участников.

        Передача  муниципального имущества и оформление   права   собственности   на   него   осуществляются  в соответствии  с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи  не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.


       3) продажа   акций    открытых    акционерных    обществ    на специализированном аукционе;

        Специализированным  аукционом  признается  способ   продажи акций  на  открытых  торгах,  при  котором все победители получают акции открытого акционерного  общества  по  единой  цене  за  одну акцию.

        Специализированный аукцион  является  открытым  по  составу участников.


       4) продажа муниципального  имущества  на конкурсе;

        На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс   или   акции   созданного   при  приватизации  открытого акционерного общества,  которые составляют более чем 50  процентов уставного   капитала   указанного   общества,   если  в  отношении указанного   имущества   его   покупателю   необходимо   выполнить определенные условия.

        Право  приобретения  муниципального имущества  принадлежит  тому покупателю,  который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

        Конкурс   является   открытым   по   составу    участников.

        Договор купли-продажи муниципального имущества  включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса.

        Указанный договор  должен  устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.

         Внесение изменений   и   дополнений   в   условия  конкурса  и обязательства его победителя после заключения указанного  договора не  допускается,  за исключением случаев,  предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

        В  случае  неисполнения  победителем конкурса условий,  а также   ненадлежащего   их  исполнения,   в  том  числе  нарушения промежуточных  или окончательных сроков исполнения таких условий и объема  их исполнения,  договор купли-продажи муниципального  имущества  расторгается по соглашению сторон или в судебном   порядке   с  одновременным   взысканием   с  покупателя неустойки.   Указанное   имущество   остается   в   муниципальной  собственности,  а  полномочия покупателя  в отношении указанного имущества прекращаются.  Помимо неустойки   с  покупателя   также   могут  быть  взысканы  убытки, причиненные  неисполнением договора купли-продажи,  в размере,  не покрытом неустойкой.


       5) продажа   муниципального  имущества посредством публичного предложения;

        Продажа  муниципального   имущества посредством  публичного предложения осуществляется в случае,  если аукцион   по   продаже   указанного    имущества    был    признан несостоявшимся.

        Публичное предложение   о   продаже муниципального имущества является публичной офертой.

        При продаже муниципального  имущества посредством  публичного  предложения  в  информационном  сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения);  период, по истечении которого последовательно   снижается  цена  предложения;  минимальная  цена предложения,  по которой может быть  продано муниципальное имущество (цена отсечения).

        При этом цена первоначального предложения  устанавливается  не ниже  начальной  цены,  указанной  в  информационном  сообщении  о продаже указанного имущества  на  аукционе,  который  был  признан несостоявшимся.

        При продаже муниципального   имущества посредством  публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.

        Право   приобретения  муниципального имущества  принадлежит   заявителю,   который   первым   подал   в установленный  срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.


       6) продажа  муниципального имущества без объявления цены;

        Продажа муниципального имущества без объявления  цены  осуществляется,  если  продажа  этого  имущества посредством публичного предложения не состоялась.


       7) внесение  муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

        Внесение  муниципального имущества,  а также  исключительных   прав   в   качестве   оплаты   размещаемых дополнительных  акций  открытого  акционерного общества может быть осуществлено если      открытое акционерное     общество     в     соответствии     с законодательством Российской Федерации  об  акционерных  обществах приняло  решение  об  увеличении  уставного  капитала  посредством размещения   дополнительных   акций,    оплата    которых    будет осуществляться  в  том  числе  муниципальным имуществом  (с  указанием  вида   такого   имущества),   а   также исключительными   правами,  принадлежащими муниципальному  образованию  (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав).

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно  с  отчуждением  покупателю  следующих земельных участков:

       находящихся у  унитарного  предприятия  на  праве  постоянного  (бессрочного) пользования или аренды;

       занимаемых объектами  недвижимости, входящими в состав   приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники   объектов   недвижимости,    не    являющихся самовольными  постройками  и  расположенных на земельных участках, относящихся к  муниципальной  собственности, обязаны  либо  взять  в аренду,  либо приобрести у муниципального образования указанные земельные участки.



Глава 2. Особенности управления государственной и муниципальной собственностью в сфере водного транспорта

2.1. Государственная и муниципальная собственность на землю водного транспорта


Землями водного транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов  морского, внутреннего водного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

К землям морского транспорта относятся земли, занятые:

- морскими портами, в том числе портами рыбной промышленности и иными специализированными морскими портами, с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

- гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными, жилыми и культурно - бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию морского транспорта.   Без согласования с администрацией портов запрещается сооружение на подходах к портам (каналам) и на территории портов мостовых, кабельных и воздушных переходов, водозаборных и других объектов, а также сооружение радиосистем в зоне действия радионавигационных объектов.

К землям внутреннего водного транспорта относятся земли, занятые:

- портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми техническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими нужды внутреннего водного транспорта;

- пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

-судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно - техническими зданиями;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7