рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Контроль Гос. Налоговой Инспекции за деятельностью граждан рефераты

4.5. Проверка документов о  расходах по строительству нового жилья или его приобретению.

Суммы, направленные физическими лицами на покупку или строительство жилого дома, квартиры, дачи, садового домика на территории РФ по заявлению физического лица, представляемому в бухгалтерию или в ГНИ в пределах 5000 кратного размера минимальной месячной оплаты труда, учитываемые за трехлетний период. Исключение этих расходов у физических лиц производится по одному объекту в течении трех лет, начиная с того года, в котором подано заявление. Предоставление такого вычета не допускается повторно.

Льгота предоставляется лицам, осуществляющим строительство или покупающим эти объекты, включая незавершенное производство.

При определении сумм, подлежащих исключению из совокупного дохода следует иметь в виду, что к таким расходам относятся расходы, связанные с выполнением строительных работ по возведению дома, включая расходы по изготовлению проектно-сметной документации.

В случае, если при покупке жилья в договоре купли-продажи отсутствует нотариально заверенная запись, подтверждающая факт получения наличных денег продавцом, то к договору должны быть приложены документы, подтверждающие передачу им покупателем денежных средств.

Эти суммы не могут превышать совокупного годового дохода за три года.

4.6. Проверка расходов, включенных в состав затрат.

Наибольший удельный вес по сравнению с другими затратами занимают материальные затраты физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В составе материальных затрат отражаются:

1.     Стоимость приобретения материалов, сырья, которые входят в состав изготавливаемой продукции или используются при проведении работ или оказании услуг.

2.     Стоимость покупных изделий, которые используются в процессе производства продукции и для упаковки продукции.

3.     Вспомогательные материалы, которые содействуют созданию продукции.

Материальные затраты на производство продукции не могут превышать сумму доходов, полученных от реализации этой продукции, так как в составе расходов предпринимателей убытки от реализации продукции законодательством не предусматриваются.

Документами, подтверждающими материальные затраты являются товарные чеки, счета, торгово-закупочные акты, накладные на отпуск товаров с учетом корешков приходно-кассовых ордеров, подтверждающих оплату, банковские документы, подтверждающие безналичный расчет.

Предприниматели могут иметь в собственности здания, сооружения или иное недвижимое имущество, которое используется для цели предпринимательской деятельности. Однако расходы на приобретение основных фондов в состав затрат предпринимателей не включаются.

Основные средства, используемые предпринимателями в процессе своей деятельности, учитываются по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение и включаются в расходы предпринимателей в виде амортизационных отчислений по нормам при наличии документов (счета, платежные документы, товарные чеки, накладные).

В соответствии с Федеральным Законом от 14.06.95 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» определено, что субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с этим законом выделена отдельная статья, которая касается применения субъектами малого предпринимательства механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов с отнесением их на себестоимость продукции в размере в два раза превышающей нормы.

И дополнительно списывается амортизация до пятидесяти процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы основных средств более трех лет.

Нематериальные активы – это затраты предпринимателя в нематериальные объекты, которые используются в течении долгосрочного периода и приносят доход.

К ним относятся патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, договоры на использование объектов авторских и смежных прав, лицензионные договора на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау.

При этом затраты на приобретение нематериальных активов должны быть подтверждены договорами, оплаченными счетами, банковскими документами и другими платежными документами. Документально подтвержденные затраты на приобретение нематериальных активов учитываются в составе расходов предпринимателя.

Предприниматели физические лица вправе заключать с физическими лицами договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг.

В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости», индивидуальные предприниматели выступают в роли работодателя и обязаны перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд по всем выплаченным вознаграждениям по договору гражданско-правового характера в пользу физических лиц.

К расходам, включаемым в состав затрат, относится также арендная плата.

Аренда представляет собой временное владение или пользование имуществом, которое необходимо арендатору для его деятельности.

В аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

У предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на условиях аренды основных средств, в состав расходов включается арендная плата.

5.     Проверка правильности, достоверности и законности отражения в декларации облагаемого дохода.

Расчет облагаемого дохода отражается в VII разделе декларации о совокупном годовом доходе. Данный раздел заполняется налогоплательщиком на основании итоговых данных соответствующих разделов декларации.

В пункте 7.1.:

·        Подпункт 7.1.1. «Общая сумма валового совокупного дохода» рассчитывается следующим образом: Итоговая сумма валового совокупного годового дохода  (лист Б) + Итого сумма полученного дохода (лист Е) + пункт 4.4 «Итоговая сумма валового дохода по всем видам деятельности» (лист 3).

·        Подпункт 7.1.2. «Общая сумма скидок, вычетов, расходов» рассчитывается следующим образом : Итого по пункту 1.1.1. (лист В), итого по пункту 1.1.2. «Сумма произведенных расходов» (лист Г) + Итоговая сумма расходов по видам деятельности пункта 4.3. (лист 3) + Итого по пункту 6.3. (лист К) + Итого сумма расходов, принимаемых к зачету (лист Л).

·        Подпункт 7.1.3. «Совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению» равен : подпункт 7.1.1. – подпункт 7.1.2..

6.     Проверка правильности расчетов по подоходному налогу в декларации о совокупном годовом доходе.

Расчет суммы налога, подлежащей к уплате с совокупного годового дохода отражается в VII разделе декларации о совокупном годовом доходе.

·        Подпункт 7.1.4. «Сумма налога, подлежащая к уплате с совокупного годового дохода исчисляется по ставкам статьи 6 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» с дохода, указанного в подпункте 7.1.3. «Совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению».

·        Подпункт 7.1.5. «Сумма налога, исчисленная в течение года» рассчитывается следующим образом : Итоговая сумма исчисленного подоходного налога (лист Б) + итоговая сумма налога, принимаемая к зачету (лист Е)  + Сумма налога, исчисленная налоговой инспекцией авансом.

В пункте 7.4. отражаются итоги перерасчета и определяется сумма налога, подлежащая к доплате или возврату.

7.     Оформление результатов документальной проверки и порядок их рассмотрения.

7.1. Оформление результатов документальной проверки.

В соответствии с положением о Государственной Налоговой Службе РФ, результаты проверки по соблюдению налогового законодательства оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения и факты невыполнения требований должностных лиц налоговых инспекций, а также даются указания об устранении нарушений и о внесении в бюджет причитающихся сумм.

В содержании акта документальной проверки должны быть соблюдены объективность, лаконичность и точность описания выявленных нарушений.

Недопустимо в акт, включать непроверенные факты.

Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у должностного лица ГНИ, а второй экземпляр – у проверяемого.

Акты и приложения к ним подписываются должностными лицами Государственной Налоговой Службы, участниками проверок, руководителями и главными бухгалтерами проверенных предприятий.

Акты регистрируются в специальном журнале ГНИ и передаются начальнику Налоговой Инспекции или его заместителю.

Руководитель (заместитель) по получении акта в 10-дневный срок должен рассмотреть все материалы проверки и принять письменное решение о применении санкции к налогоплательщику. Акты хранятся в архиве Налоговой Инспекции 10 лет.

При отсутствии нарушений оформляется справка со всеми необходимыми реквизитами. Подписывают такую справку те же лица, что и акт.

7.2. Порядок рассмотрения материалов проверки.

На ГНИ, в соответствии с нормативными актами, возлагается обязанность принимать по материалам проведенных документальных проверок письменные решения, направленные на устранение выявленных нарушений, о внесении причитающихся сумм в бюджет, уплате штрафных санкций.

После принятия решения руководителем (заместителем) НИ оформляется решение в виде указания налогового органа, которое должно содержать:

-         краткое изложение выявленных нарушений со ссылками на конкретные нормативные акты;

-         перечень рекомендаций налогоплательщику по устранению недостатков с указанием конкретных сроков из реализации;

-         ответственность за допущенные нарушения, сроки и адреса перечисления денежных сумм

-         разъяснение налогоплательщику его права в месячный срок обжаловать действия должностных лиц Налоговой Инспекции.

Налоговые органы после проведения проверки должны обеспечить всесторонний контроль за устранением нарушений.

8.     Анализ общих тенденций в декларировании предпринимателями своих доходов

Прошедшие годы показали, что число предпринимателей получающие доходы, подлежащие декларированию и сумма подоходного налога исчисленная налоговым органом с этих доходов растет. Этот рост обусловлен экономической ситуацией (спад производства, рост безработицы, реформирование экономики в рыночную), а также усилением информационно-методологической и контрольной работы налоговых органов, выявлением лиц, имеющих крупные доходы . Это подтверждают данные, приведенные в таблице 4.1.

Таблица 8.1

 

Кол-во полученных деклараций,

шт.

Подоходный налог, исчисленный по декларациям, тыс.руб.

Сумма налога, подлежащая уплате к доплате, тыс.руб.

1996 год

8661

3600

1720

1997 год

8880

4260

2430

1998 год

9860

4680

2360

1999 год

10800

5760

3560


Особенно это видно из приведенной на рис.5. диаграммы динамики поступления деклараций в налоговую инспекцию по г. Благовещенску от физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и на Рис.6 диаграммы динамики исчисления подоходного налога по декларациям по г. Благовещенску от физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью


Рис.8.1


Рис.8.2


Однако вполне очевидно, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения своих доходов; или скрывают свои истинные доходы.

Так, к 1 апреля 1998 года декларации добровольно представили 8420 человек, а в период с 1 апреля 1998 года до 1 января 1999 года налоговые органы принудили представить декларации еще более 1400 человек, что составляет 14,6% от числа граждан, подавших декларации.


Кроме того, с 19969 года введена упрощенная система налогообложения для предпринимателей, в соответствии с которой налоговые органы ведут работу, связанную с выдачей патентов.

Продолжает оставаться узким местом обработка сведений о доходах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Налоговым инспекторам приходится обрабатывать десятки тысяч сведений, полученных на бумажных носителях. Для резкого повышения эффективности этой работы, необходимо переходить на получение сведений на магнитных носителях.

Сдерживает эффективность работы по выявлению лиц, имеющих крупные доходы отсутствие правовой базы по сопоставлению крупных расходов на потребление декларируемым доходам граждан.

Более 4000 предпринимателей ушли от налогообложения своих доходов (то есть более 30% граждан стоящих на учете в качестве предпринимателей в ГНИ по г. Благовещенску). Такая ситуация вызвана незнанием физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, своих прямых обязанностей. Некоторые предприниматели считают, что если они в течении года не занимались предпринимательской деятельностью и не получали доходов от этой деятельности, то декларацию по итогам года подавать в налоговый орган не обязаны. Однако, это далеко не так. Предприниматель в любом случае, независимо от того, был у него в течении года источник получения доходов или нет, обязан предоставить декларацию в ГНИ, в которой должен отметить что предпринимательской деятельностью не занимался и доходов не получал.

По экспертным оценкам имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога более 14 тыс. физических лиц. Таким образом, вне контроля находится значительная часть граждан, которые уходят от налогообложения. В основном это так называемые «челноки» – как российские, так и иностранные граждане.

Так, в 1 квартале 1999 года документальные проверки были проведены у 57 предпринимателей. Дополнительно начислено 1525,8 тыс.руб. Привлечено к административной ответственности 181 человек на сумму 36,6 тыс.руб., из них в бюджет поступило 35,0 тыс.руб. или 95,6%.

Далее приведем отдельные примеры крупных доначислений по результатам проверок деклараций.

В результате проведения проверки по достоверности сведений, указанных в декларации, у предпринимателя Р. выявлено занижение полученного дохода  Всего этому предпринимателю по результатам проверки доначислено 7,9 тыс.руб., в том числе – 1,1 тыс руб. подоходного налога.

Госинспекцией по г. Благовещенску после проведения документальной проверки декларации предпринимателя К., занимающегося коммерческой и посреднической деятельностью, было предъявлено к уплате 1,3 тыс. рублей. Однако, на него продолжали поступать сведения от торгующих организаций о получении им значительных сумм доходов. По этим сведениям совместно с УФСНП была проведена повторная документальная проверка его декларации о доходах за 1998 год. В результате проделанной работы выявлен доход, сокрытый этим предпринимателем, в размере 80,8 тыс. рублей. Всего предпринимателю К. предъявлено к уплате 21,5 тыс. рублей.

Предприниматель П в декларации за 1998 год указал, что предпринимательской деятельностью не занимался и дохода от этой деятельности не имел. Однако, по имеющимся в налоговой инспекции сведениям выяснилось, что указанный предприниматель в 1998 году интенсивно занимался предпринимательской деятельностью. При проверке документов, представленных предпринимателем, было установлено, что ему на счет поступали значительные суммы от фирмы «Пан», где он является руководителем, за имущество. Далее деньги обналичивались и шли на приобретение товара у фирм «Прото», «Норд» и «Шанс». Однако, было установлено, что указанные фирмы не зарегистрированы в госреестре, т.е. эти фирмы не существуют. По результатам проверки декларации предпринимателя П., которая производилась совместно с УФНСП, был выявлен сокрытый доход в размере 100,9 тыс. рублей. Всего предъявлено к уплате 26,8 тыс.рублей, в том числе доначисленный подоходный налог в размере 3,7 тыс. рублей. Материал направлен в суд для взыскания указанных сумм и в налоговую полицию для возбуждения уголовного дела.

Плановое поступление подоходного налога за I квартал 1999 года выполнено на 95,3% (при плане 239000 тыс. руб. поступило 22781 тыс. руб.). По сравнению с I кварталом 1998 года поступление увеличилось на 392 тыс. руб. Плановое задание по сравнению с I кварталом 1998 года доведено больше на 2650 тыс. руб.

За I квартал 1999 года за нарушение налогового законодательства по подоходному налогу, за непредставление или несвоевременное представление сведений о доходах, полученных не по месту основной работы, привлечено к административной ответственности 14 должностных лиц на сумму 2180 тыс. руб., из них в бюджет поступило 1512 тыс. руб  или 69,4%.

Налоговыми органами ведется большая работа по обеспечению декларирования предпринимателями своих доходов при все более увеличивающейся нагрузке. Ведь ни в 1997 ни в 1998 годах штатная численность инспекторов, занимающихся подоходным налогом, не менялась, а объем работ постоянно возрастает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5