рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Денежное обращение, финансы и кредит рефераты

8.Роль денег в поддержании общеэкономического равновесия.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике используются денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4. (в России М1-М3).

М0-наличные деньги в обращении, М1-это М0+средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках , депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2-М1+срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация.

М3-это М2+сертификаты, облигации государственного займа.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае нарушается денежное обращение. Из практики равновесие наступает при М2 больше М1, оно укрепляется при М2+М3 больше М1. В э

том случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.































































9. Государственные финансы. Структура бюджетной системы России.

Государственные финансы (децентрализованные, т.е. все субъектв хозяйства)одна из сфер финансовой системы. В сфере государственных финансов в качестве звеньев выделяются: 1. ГОСБЮДЖЕТ; 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ; 3. ГОС.КРЕДИТ.

1. Гос. бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юр. лицами и населением и заключаются в перераспределении нац. дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ- это финансовые отношения между предприятиями, учреждениями и населением с государством. Перераспределение созданных в обществе финансовых ресурсов при помощи бюджета происходит на основе использования ДОХОДОВ и РАСХОДОВ. ДОХОДЫ- налоги и сборы- 81 %,неналоговые доходы-доходы целевых бюджетных фондов 9%,доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности-10%- направленные на формирование бюджетного фонда гос-ва.

РАСХОДЫ- с учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться: - на нужды всего хозяйства 25%(важные приоритетные программы);- на социально-культурные мероприятия 22%;- на оборону 18,4%; - на управление 23 %; - прочие расходы примерно 12%.

2.Второе звено- ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ВФ)-это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов, помимо бюджета . ВФ. в зависимости от целевого назначения делятся на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ, а с учетом уровня управления на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и РЕГИОНАЛЬНЫЕ. В 1993 г. насчитывалось более 20 ВФ. Основными ВФ являются:

1).Ф. ГОС-ГО СТРАХОВАНИЯ (создает денежные ресурсы для выплаты пособий);

2). ПЕНСИОННЫЙ Ф.(целевой сбор средств для выплаты пенсий- 1% от зар. платы);

3).ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Ф. ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (аккумулирует средства для поддержки нетрудоспособного населения, 2% от зар. платы);

4). Ф.ЗДРАВООХРАНЕНИЯ;

5).ДОРОЖНЫЕ Ф. И прочие В.Ф.

3. ГОС. КРЕДИТ - особая форма кредитных отношений между государством и юр. и физ. лицами, при которых гос-во выступает главным образом заемщиком средств, а также как кредитор и гарант. Для покрытия бюджетного дефицита используют гос-ные краткосрочные облигации со сроком обращения 3 мес. и золотые сертификаты МФ со сроком обр. 1 год. В настоящее время внутренний гос. долг РОССИИ состоит из гос-ых ц/б, выпущенных

МФ РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ России(заимствования срочные и потом выплачиваются %).

Как гарант гос-во гарантирует вклады населения в СБЕРБАНКе ,выступает гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп, поддерживает малое предпринимательство. Как кредитор предоставляет ВНУТРЕННИЕ ССУДЫ предприятиям и организациям и ВНЕШНИЕ ССУДЫ иностранным государствам.

II.В соответствии с Зак. РСФСР "ОБ основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10.10.91 и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России включает 3 звена: 1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ Б. РФ или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ; 2. БЮДЖЕТЫ национально-гос-ных и административно территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные, б. автономий, автономных округов и городские б. Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов федерации; 3. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ. Вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА - единые правовые правила, бюджетные символики, составления статистической и бухгалтерской отчетности.

П.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов РФ.

10. Денежные реформы.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными МЕТОДАМИ (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Дефляция-изъятие из обращения излишних денег. Нулификация - изымание старых денег из обращения. Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении.

61г. - 1/10, 98г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, з/п, срок для обмена короткий. Девальвация - изменение курса нац. валюты по отношению к иностранной или изменение металлич. содержания ден. единицы. Ревальвация - повышение курса ден. ед. по отношению к иностр.

Реформы - кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения реформы является подъем производства.

1922 - реформа денег 1р к 10000, 1 червонец: 0,75г. золота. 23г. - 1 к 1000 была конвертируемая валюта до 26г. 24 - 1 к 100, вывозили, до 28 г.- ввозили. 29 - ввели карточные ненастоящие деньги 46 - не урожай - реформы нет 47-реформа за 10 дней, деноминация 1/10. У предприятий деньги остал 1/1. Цены остались на уровне карточек 50 - новое соотношение рубля к доллару, 1рубль: 0.222 г золот. 61-девальвация 1/10, но отношение 1 рубля: 0,987 г. золота, т.е. пошла скрытая инфляция, т.к. старые деньги лучше новых. Валютная интервенция - введение в обращение параллельной твердой валюты


















11.Структура и классификация доходов государственного бюджета.

Обобщающим источником доходов бюджетной системы является национальный доход общества. СОСТАВ ДОХОДОВ бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. Доходы, поступающие в бюджеты разного уровня, можно классифицировать по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку, ПОРЯДКУ и УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ. По СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку доходы бюджетной системы делятся на доходы от хозяйственной деятельности организации; доходы от внешнеэкономической деятельности; акцизы; доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг организациями; пошлинные доходы, доходы от банковской и страховой деятельности; доходы от приватизации; ресурсные платежи; доходы от граждан, прочие доходы. Необходимость деления доходов бюджетной системы по указанному признаку вызывается существенными различиями самих источников этих доходов по их получению, социально-экономической значимости. Развитие форм коммерческой деятельности с вовлечением в нее все большего числа субъектов, а также разработка и реализация программы приватизации привели к возникновению новых источников доходов бюджетной системы. Это - доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг, доходы от банковской и страховой деятельности, доходы от приватизации. С расширением сети платных услуг и возможностей экспорта и импорта товаров увеличивается размер пошлинных доходов (гос-ная и тамо-женная пошлина). Приоритетная задача гос-ва - охрана окружающей среды; -ресурсные доходы бюдж. системы это ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ, ПЛАТА ЗА ВОДУ, ЛЕСНОЙ ДОХОДи др. Среди бюджетных доходов от граждан наиболее крупный ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗ. ЛИЦ, так же НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА (наследование, дарение). Среди прочих доходов б.с. соц-экон. характера следует отнести ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТЬЮ, в том числе от ее продажи, сдачи в аренду.

ПО ПОРЯДКУ И УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ Д. Б.С. можно классифицировать на ЗАКРЕПЛЕННЫЕ( твердо фиксированный размер в % зачисляется в соотв.-ие бюд-ы), РЕГУЛИРУЮЩИЕ (ежегодно распределяемые отчисления в нижестоящие бюджеты на основе решения гос. власти), ДОТАЦИИ и СУБВЕНЦИИ(денежные отчисления с вышестоящ. б. в нижестоящ. б. в качестве материальной помощи), СОБСТВЕННЫЕ и ЗАЕМНЫЕ. По ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ доходы б. с. делятся на НАЛОГОВЫЕ ( 81 % к общей сумме доходов бюджета) и НЕНАЛОГОВЫЕ (19 %). Наиболее крупными налоговыми доходами б.с. являются: НДС(37%),налог на прибыль предприятий(16%), акцизы(13%),спец. налог с предприятий, учрежд. и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслейнародного х-ва РФ (9%).

Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

12. СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА-устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющего роль всеобщего эквивалента или деньги как знак стоимости) различают денежные системы 2 х типов: 1. СИСТЕМА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все 5 функций (д. как мера стоимости, как средства обращения, как средства накопления и сбережения, как средства платежа, ф. мировых денег)., а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. 2. СИСТЕМА БУМАЖНО-КРЕДИТНОГО ОБРАЩЕНИЯ- при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги. При ПЕРВОЙ СИСТЕМЕ выделяются 2 ВИДА денежных систем: БИМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за 2 металлами -серебром и золотом) и МОНОМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при кот. один металл серебро или золото служит всеобщим эквивалентом) в зависимости от того, сколько металла принято в качестве общего эквивалента и базы денежного обращения. Различают 3 РАЗНОВИДНОСТИ золотого монометализма: - ЗОЛОТОМОНЕТНЫЙ(золотое обращение, свободная чеканка монет), ЗОЛОТОСЛИТКОВЫЙ (Великобритания,Франция - банкноты обменивались на золотые слитки); ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ (Германия, Австрия, Дания, Норвегия- банкноты обменивались на девизы -платежные средства в иностранной валюте) разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929-33) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги. При ВТОРОЙ СИСТЕМЕ БУМ.КРЕД.ДЕН.

господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны. В 1944 г Бреттон-Вудская денежная система представляла собой межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами являются: - золото выполняло функцию мировых денег; - использование денежной единицы США - доллар и английский фунт стерлингов. Доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официальному соотношению; - национальные денежные единицы свободно обменивались через ЦБ на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом соотношениям. Все обратимые нац. денежные единицы через доллар могли превратиться в золото. В связи с ослаблением позиции США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны Международная денежная система в 1971-73 гг потерпела банкротство и доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять- марки ФРГ, японская иена, ЭКЮ. В РОССИИ официальной денежной ед. (валютой) является РУБЛЬ. Введение на территории РФ других денежных валют запрещено. Соотношение между рублем и золотом и др. драг. Металлов законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным ден. ед. определяется ЦБР и публикуется в печати. ВИДЫ ДЕНЕГ: имеющие законную платежную силу - БАНКНОТЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МОНЕТЫ, которые обеспечиваются всеми активами Банка России в том числе золотым запасом, гос-ыми ц/б, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (банкноты и монеты) и БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях.














13.Изменения структуры расходов государственного бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1. По своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием мат. производства и содержанием непроизводственной сферы;

2. По функциональному назначению - на расх. на финансирование н/х, соц.-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохр-ю деят-сть и обесп. безопасности, на фунд-е исслед-я и содействие НТП, на расх. по обслуж. гос. долга. Каждая из групп делится по ведомственному признаку.

Все расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть это текущие расходы - закупка товаров и услуг, оплата труда гос. служащих, начисления на з/п, платежи по внутр. займам и гос. внеш. долгу и др. Кап. расходы - это кап. вложения в осн. фонды, кап. строительство, кап. ремонт.

В условиях перехода к рынку стр-ра расходов фед. бюджета претерпевает сущ. изменения - резко сокращаются бюдж. ассигнования на н/х, прежде всего на централиз-е кап. вложения. С развитием приватизации происх. Преобр-е знач. части гос. предприятий в АО, кот. должны осущ. расширенное воспр-во за счет собств. средств и ресурсов. Расходы фед. бюджета вкл. осн. группы затрат: гос. поддержку отдельных отраслей н/х (это угольная промышленность, с/х, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический и аграрно-промышленные комплексы и т.д.), финансирование соц.-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, физкультура, соц.обеспечение, соц. помощь, культура и искусство, СМИ); обороны страны, правоохр. Деят-сти, междунар. сотр-ва, погашение гос. долга и финансовую поддержку регионов.

В обл. расходов имеют место существ. недостатки: бюдж. средства исп. не эффективно, распространена практика нецелевого расходования бюдж. средств. Бюдж. расх. не решают многих насущных проблем соц. политики. Не организовано на должном уровне перераспред-е расходов в пользу незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Основные задачи в области государственных расходов: 1.Сократить число федеральных целевых программ, сконцентрировать средства на эффективных и социально-значимых проектах; 2. Снизить расх. на содерж. гос. аппарата; 3.Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса; 4.Повысить эфф-сть использ. ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решение социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работ; 5.Снизить уровень дотации отдельным отраслям; 6.Усилить контроль за использованием бюдж. средств; 7.Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обследование, образование.

14. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения

БД - представители действительных денег. Исторически они появились как заменители золотых монет. Объективная возм-сть этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения. Впервые БД появились в Росии в 1769г. (ассигнации). Право выпуска БД присваивает себе государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует эмиссионный доход казны, является существенным элементом государственных поступлений.

БД выполняют 2 функции: средство обращения и средства платежа. Отсутствие золотого обмена не дает возможность им уйти из обращения. Государство, постоянно испытывающее недостаток средств, увеличивает выпуск БД без учета товарного и платежного оборота. БД, застрявшие в обращении независимо от товарооборота. переполняют каналы обращения и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск БД государством, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.

Сущность БД заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми гос-вом для покрытия бюдж. дефицита, обычно они не разменны на золото и наделены государством принудительным курсом.

КД возникают с развитием тов. производства, когда купля-продажа осущ-ся с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, кот. д.б. погашено через заранее установленный срок действительными деньгами. Изначально экон. значение этих денег - сделать ден. оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в нал. деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безнал. оборота.

В условиях господства капитала КД выражают не взаимосвязь между товарами на рынке как было раньше (Т-Д-Т), а отношение денежного капитала (Д-Т-Д), поэтому денежный капитал выступает в форме КД.

КД прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Вексель - письм. Безусл. обяз-во должника уплатить опред. сумму в заранее огов. срок в установленном месте. Различают простой вексель, выданный должником и переводной (тратту), выписанный кредитором и направленный должнику для подписи с возвратом кредитору. В России в разных сферах действуют коммерческий, банковский, казначейский векселя и др. его виды. Комм. В выдается под залог товара. Банк-й В выдается банком-эмитентом при наличии опред. суммы клиента на депозите. В отличие от комм.В банк-й В в имеет депозитную форму. Это по существу простой В, так как выписывается клиентом банка своему поставщику в оплату за товары, но м.б. индоссирован третьему лицу. Банк-й В дает предпр-ю новое плат. средство, гарантированное банком, кроме получения дохода по депозиту, предприятие получает возможность расчета со своими партнерами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7