Денежное обращение, финансы и кредит
8.Роль денег в поддержании
общеэкономического равновесия.
Для анализа изменений движения
денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике
используются денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4. (в России М1-М3).
М0-наличные деньги в обращении,
М1-это М0+средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в
банках , депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства
страховых компаний; М2-М1+срочные депозиты населения в сберегательных банках, в
том числе компенсация.
М3-это М2+сертификаты, облигации
государственного займа.
Между агрегатами необходимо
равновесие, в противном случае нарушается денежное обращение. Из практики
равновесие наступает при М2 больше М1, оно укрепляется при М2+М3 больше М1. В э
том случае денежный капитал
переходит из наличного оборота в безналичный.
9. Государственные финансы.
Структура бюджетной системы России.
Государственные финансы
(децентрализованные, т.е. все субъектв хозяйства)одна из сфер финансовой
системы. В сфере государственных финансов в качестве звеньев выделяются: 1.
ГОСБЮДЖЕТ; 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ; 3. ГОС.КРЕДИТ.
1. Гос. бюджет отражает денежные отношения,
которые складываются у государства с юр. лицами и населением и заключаются в
перераспределении нац. дохода в связи с образованием и использованием средств
для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития
науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления
обществом. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ- это финансовые отношения между предприятиями,
учреждениями и населением с государством. Перераспределение созданных в
обществе финансовых ресурсов при помощи бюджета происходит на основе
использования ДОХОДОВ и РАСХОДОВ. ДОХОДЫ- налоги и сборы- 81 %,неналоговые
доходы-доходы целевых бюджетных фондов 9%,доходы от федерального имущества, от
приватизации, от внешнеэкономической деятельности-10%- направленные на
формирование бюджетного фонда гос-ва.
РАСХОДЫ- с учетом общественного
назначения расходов бюджетные средства могут выделяться: - на нужды всего
хозяйства 25%(важные приоритетные программы);- на социально-культурные
мероприятия 22%;- на оборону 18,4%; - на управление 23 %; - прочие расходы
примерно 12%.
2.Второе звено- ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
(ВФ)-это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для
финансирования различных государственных расходов, помимо бюджета . ВФ. в
зависимости от целевого назначения делятся на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ, а с
учетом уровня управления на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и РЕГИОНАЛЬНЫЕ. В 1993 г.
насчитывалось более 20 ВФ. Основными ВФ являются:
1).Ф. ГОС-ГО СТРАХОВАНИЯ (создает
денежные ресурсы для выплаты пособий);
2). ПЕНСИОННЫЙ Ф.(целевой сбор
средств для выплаты пенсий- 1% от зар. платы);
3).ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Ф. ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ (аккумулирует средства для поддержки нетрудоспособного населения, 2%
от зар. платы);
4). Ф.ЗДРАВООХРАНЕНИЯ;
5).ДОРОЖНЫЕ Ф. И прочие В.Ф.
3. ГОС. КРЕДИТ - особая форма
кредитных отношений между государством и юр. и физ. лицами, при которых гос-во
выступает главным образом заемщиком средств, а также как кредитор и гарант. Для
покрытия бюджетного дефицита используют гос-ные краткосрочные облигации со
сроком обращения 3 мес. и золотые сертификаты МФ со сроком обр. 1 год. В
настоящее время внутренний гос. долг РОССИИ состоит из гос-ых ц/б, выпущенных
МФ РФ от имени Правительства
России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ России(заимствования срочные и
потом выплачиваются %).
Как гарант гос-во гарантирует
вклады населения в СБЕРБАНКе ,выступает гарантом по долговым обязательствам
различных обществ и групп, поддерживает малое предпринимательство. Как кредитор
предоставляет ВНУТРЕННИЕ ССУДЫ предприятиям и организациям и ВНЕШНИЕ ССУДЫ
иностранным государствам.
II.В соответствии с Зак. РСФСР
"ОБ основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от
10.10.91 и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система
России включает 3 звена: 1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ Б. РФ или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ; 2. БЮДЖЕТЫ
национально-гос-ных и административно территориальных образований, к которым
относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные,
б. автономий, автономных округов и городские б. Москвы и Санкт-Петербурга. Это
бюджеты субъектов федерации; 3. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ. Вся бюджетная система России
построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности бюджетов всех
уровней. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА - единые правовые правила, бюджетные символики, составления
статистической и бухгалтерской отчетности.
П.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - все уровни
единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов
и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд
каждого из субъектов РФ.
10. Денежные реформы.
Денежная реформа - полное или
частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью
упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется
различными МЕТОДАМИ (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в
зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег,
политики государства.
Дефляция-изъятие из обращения
излишних денег. Нулификация - изымание старых денег из обращения.
Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении.
61г. - 1/10,
98г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, з/п, срок для
обмена короткий. Девальвация - изменение курса нац. валюты по
отношению к иностранной или изменение металлич. содержания ден. единицы. Ревальвация
- повышение курса ден. ед. по отношению к иностр.
Реформы -
кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения реформы
является подъем производства.
1922 -
реформа денег 1р к 10000, 1 червонец: 0,75г. золота. 23г. - 1 к 1000 была
конвертируемая валюта до 26г. 24 - 1 к 100, вывозили, до 28 г.- ввозили. 29 -
ввели карточные ненастоящие деньги 46 - не урожай - реформы нет 47-реформа за
10 дней, деноминация 1/10. У предприятий деньги остал 1/1. Цены остались на
уровне карточек 50 - новое соотношение рубля к доллару, 1рубль: 0.222 г золот.
61-девальвация 1/10, но отношение 1 рубля: 0,987 г. золота, т.е. пошла скрытая
инфляция, т.к. старые деньги лучше новых. Валютная интервенция - введение в
обращение параллельной твердой валюты
11.Структура и классификация
доходов государственного бюджета.
Обобщающим источником доходов
бюджетной системы является национальный доход общества. СОСТАВ ДОХОДОВ
бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ.
лицами в тот или иной бюджет. Доходы, поступающие в бюджеты разного уровня,
можно классифицировать по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку, ПОРЯДКУ и УСЛОВИЯМ
ЗАЧИСЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ. По СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку доходы
бюджетной системы делятся на доходы от хозяйственной деятельности организации;
доходы от внешнеэкономической деятельности; акцизы; доходы от оказания
брокерских и иных посреднических услуг организациями; пошлинные доходы, доходы
от банковской и страховой деятельности; доходы от приватизации; ресурсные
платежи; доходы от граждан, прочие доходы. Необходимость деления доходов
бюджетной системы по указанному признаку вызывается существенными различиями
самих источников этих доходов по их получению, социально-экономической
значимости. Развитие форм коммерческой деятельности с вовлечением в нее все большего
числа субъектов, а также разработка и реализация программы приватизации привели
к возникновению новых источников доходов бюджетной системы. Это - доходы от
оказания брокерских и иных посреднических услуг, доходы от банковской и
страховой деятельности, доходы от приватизации. С расширением сети платных
услуг и возможностей экспорта и импорта товаров увеличивается размер пошлинных
доходов (гос-ная и тамо-женная пошлина). Приоритетная задача гос-ва - охрана
окружающей среды; -ресурсные доходы бюдж. системы это ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ, ПЛАТА ЗА
ВОДУ, ЛЕСНОЙ ДОХОДи др. Среди бюджетных доходов от граждан наиболее крупный
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗ. ЛИЦ, так же НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА (наследование, дарение).
Среди прочих доходов б.с. соц-экон. характера следует отнести ДОХОДЫ ОТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТЬЮ, в том числе от ее продажи, сдачи
в аренду.
ПО ПОРЯДКУ И УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ
Д. Б.С. можно классифицировать на ЗАКРЕПЛЕННЫЕ( твердо фиксированный размер в %
зачисляется в соотв.-ие бюд-ы), РЕГУЛИРУЮЩИЕ (ежегодно распределяемые
отчисления в нижестоящие бюджеты на основе решения гос. власти), ДОТАЦИИ и
СУБВЕНЦИИ(денежные отчисления с вышестоящ. б. в нижестоящ. б. в качестве
материальной помощи), СОБСТВЕННЫЕ и ЗАЕМНЫЕ. По ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ доходы б. с.
делятся на НАЛОГОВЫЕ ( 81 % к общей сумме доходов бюджета) и НЕНАЛОГОВЫЕ (19
%). Наиболее крупными налоговыми доходами б.с. являются: НДС(37%),налог на
прибыль предприятий(16%), акцизы(13%),спец. налог с предприятий, учрежд. и
организаций для финансовой поддержки важнейших отраслейнародного х-ва РФ (9%).
Конкретный состав доходов и их
объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о
соответствующем бюджете на каждый год.
12. СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПЫ
ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ.
ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА-устройство
денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное
национальным законодательством. В зависимости от вида денег (деньги как товар,
выполняющего роль всеобщего эквивалента или деньги как знак стоимости)
различают денежные системы 2 х типов: 1. СИСТЕМА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ,
которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих
все 5 функций (д. как мера стоимости, как средства обращения, как средства
накопления и сбережения, как средства платежа, ф. мировых денег)., а
обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги.
2. СИСТЕМА БУМАЖНО-КРЕДИТНОГО ОБРАЩЕНИЯ- при которой действительные деньги
вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские
векселя) либо кредитные деньги. При ПЕРВОЙ СИСТЕМЕ выделяются 2 ВИДА денежных
систем: БИМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента
закреплена за 2 металлами -серебром и золотом) и МОНОМЕТАЛЛИЗМ (денежная
система, при кот. один металл серебро или золото служит всеобщим эквивалентом)
в зависимости от того, сколько металла принято в качестве общего эквивалента и
базы денежного обращения. Различают 3 РАЗНОВИДНОСТИ золотого монометализма: -
ЗОЛОТОМОНЕТНЫЙ(золотое обращение, свободная чеканка монет), ЗОЛОТОСЛИТКОВЫЙ
(Великобритания,Франция - банкноты обменивались на золотые слитки);
ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ (Германия, Австрия, Дания, Норвегия- банкноты обменивались на
девизы -платежные средства в иностранной валюте) разменные на золото. В
результате мирового экономического кризиса (1929-33) были ликвидированы все
формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных
денег, не разменных на действительные деньги. При ВТОРОЙ СИСТЕМЕ БУМ.КРЕД.ДЕН.
господствующее положение банкнот,
выпускаемых эмиссионным центром страны. В 1944 г Бреттон-Вудская денежная
система представляла собой межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее
главными ориентирами являются: - золото выполняло функцию мировых денег; -
использование денежной единицы США - доллар и английский фунт стерлингов.
Доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официальному
соотношению; - национальные денежные единицы свободно обменивались через ЦБ на
доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом
соотношениям. Все обратимые нац. денежные единицы через доллар могли
превратиться в золото. В связи с ослаблением позиции США на внешнем рынке в
результате сокращения золотых запасов страны Международная денежная система в
1971-73 гг потерпела банкротство и доллар перестал быть единственной мировой
резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять- марки ФРГ, японская
иена, ЭКЮ. В РОССИИ официальной денежной ед. (валютой) является РУБЛЬ. Введение
на территории РФ других денежных валют запрещено. Соотношение между рублем и
золотом и др. драг. Металлов законом не установлено. Официальный курс рубля к
иностранным ден. ед. определяется ЦБР и публикуется в печати. ВИДЫ ДЕНЕГ:
имеющие законную платежную силу - БАНКНОТЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МОНЕТЫ, которые
обеспечиваются всеми активами Банка России в том числе золотым запасом, гос-ыми
ц/б, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР. НАЛИЧНЫЕ
ДЕНЬГИ (банкноты и монеты) и БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (в виде средств на счетах в
кредитных учреждениях.
13.Изменения
структуры расходов государственного бюджета
Расходы федерального бюджета РФ
классифицируются:
1. По своей роли в
процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием мат.
производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. По функциональному
назначению - на расх. на финансирование н/х, соц.-культурных
мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохр-ю
деят-сть и обесп. безопасности, на фунд-е исслед-я и содействие НТП, на расх.
по обслуж. гос. долга. Каждая из групп делится по ведомственному признаку.
Все расходы состоят из текущих
расходов и затрат капитального характера. Основная часть это текущие
расходы - закупка товаров и услуг, оплата труда гос. служащих,
начисления на з/п, платежи по внутр. займам и гос. внеш. долгу и др. Кап.
расходы - это кап. вложения в осн. фонды, кап. строительство, кап.
ремонт.
В условиях перехода к рынку стр-ра
расходов фед. бюджета претерпевает сущ. изменения - резко
сокращаются бюдж. ассигнования на н/х, прежде всего на централиз-е кап.
вложения. С развитием приватизации происх. Преобр-е знач. части гос.
предприятий в АО, кот. должны осущ. расширенное воспр-во за счет собств.
средств и ресурсов. Расходы фед. бюджета вкл. осн. группы затрат: гос.
поддержку отдельных отраслей н/х (это угольная промышленность, с/х,
жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический и аграрно-промышленные
комплексы и т.д.), финансирование соц.-культурных мероприятий (образование,
здравоохранение, физкультура, соц.обеспечение, соц. помощь, культура и
искусство, СМИ); обороны страны, правоохр. Деят-сти, междунар. сотр-ва,
погашение гос. долга и финансовую поддержку регионов.
В обл. расходов имеют место существ.
недостатки: бюдж. средства исп. не эффективно, распространена практика
нецелевого расходования бюдж. средств. Бюдж. расх. не решают многих насущных
проблем соц. политики. Не организовано на должном уровне перераспред-е расходов
в пользу незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном
секторе.
Основные задачи в области
государственных расходов: 1.Сократить
число федеральных целевых программ, сконцентрировать средства на эффективных и
социально-значимых проектах; 2. Снизить расх. на содерж. гос. аппарата;
3.Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса; 4.Повысить эфф-сть
использ. ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на
решение социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских
работ; 5.Снизить уровень дотации отдельным отраслям; 6.Усилить контроль за
использованием бюдж. средств; 7.Обеспечить приоритетное финансирование расходов
на науку, культуру, медицинское обследование, образование.
14. Бумажные и кредитные деньги, закономерности
их обращения
БД - представители действительных
денег. Исторически они появились как заменители золотых монет. Объективная
возм-сть этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства
обращения. Впервые БД появились в Росии в 1769г. (ассигнации). Право выпуска БД
присваивает себе государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных
денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует
эмиссионный доход казны, является существенным элементом государственных
поступлений.
БД выполняют 2 функции: средство
обращения и средства платежа. Отсутствие золотого обмена не дает
возможность им уйти из обращения. Государство, постоянно испытывающее
недостаток средств, увеличивает выпуск БД без учета товарного и платежного
оборота. БД, застрявшие в обращении независимо от товарооборота. переполняют
каналы обращения и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск БД
государством, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экспорта
и импорта страны.
Сущность БД заключается в том, что
они выступают знаками стоимости, выпускаемыми гос-вом для
покрытия бюдж. дефицита, обычно они не разменны на золото и наделены
государством принудительным курсом.
КД возникают с развитием тов. производства, когда
купля-продажа осущ-ся с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с
функцией денег как средства платежа, где деньги выступают
обязательством, кот. д.б. погашено через заранее установленный срок
действительными деньгами. Изначально экон. значение этих денег - сделать ден.
оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в нал. деньгах;
экономить действительные деньги; способствовать развитию безнал. оборота.
В условиях господства капитала КД
выражают не взаимосвязь между товарами на рынке как было раньше (Т-Д-Т), а
отношение денежного капитала (Д-Т-Д), поэтому денежный капитал выступает в
форме КД.
КД прошли следующий путь развития:
вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги,
кредитные карточки.
Вексель - письм. Безусл. обяз-во должника уплатить
опред. сумму в заранее огов. срок в установленном месте. Различают простой
вексель, выданный должником и переводной (тратту),
выписанный кредитором и направленный должнику для подписи с возвратом
кредитору. В России в разных сферах действуют коммерческий, банковский,
казначейский векселя и др. его виды. Комм. В выдается под залог товара.
Банк-й В выдается банком-эмитентом при наличии опред. суммы клиента на
депозите. В отличие от комм.В банк-й В в имеет депозитную форму. Это по
существу простой В, так как выписывается клиентом банка своему поставщику в
оплату за товары, но м.б. индоссирован третьему лицу. Банк-й В дает предпр-ю
новое плат. средство, гарантированное банком, кроме получения дохода по
депозиту, предприятие получает возможность расчета со своими партнерами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|