Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
– оставление отбитой руды и метала по почве
отрабатываемого слоя;
– просыпи руды и металла при её транспортировании;
– при сортировке руды на РКС.
Общий норматив потерь и разубоживания при отработке запасов
проектируемого блока, данной системой разработки принят равным:
Потери:
– по руде – 5%;
– по металлу – 4,6%;
Разубоживание – 36,7%.
При разработке блока средние нормативы потерь и
разубоживания по выемочным слоям блока должны уточнятся и утверждаться в
установленном порядке.
Формулы расчёта для определения эксплуатационных запасов
блока:
Эксплуатационные запасы руды и металла проектируемого блока
представлены в таблице 4.
Таблица 4. Эксплуатационные запасы блока
Балансовые
|
Потери
|
разубоживание, %
|
Эксплуатационные
|
Руда
т.т
|
Сод
%
|
Ме
т
|
Руда
%
|
Ме
%
|
Руда
т.т
|
Сод.
%
|
Ме
т.
|
41,8
|
0,282
|
117,9
|
5
|
4,6
|
36,7
|
62,9
|
0,179
|
112,5
|
2.3 Горно-подготовительные и нарезные работы
В связи с принятой классификацией к горно-подготовительным относятся
горные выработки, обеспечивающие вскрытие рудных тел в пределах рудных залежей
(орты, штреки, блоковые восстающие, транспортный уклон и т.д.).
Горно-подготовительные работы включают: проходку комплекса
горных выработок, обеспечивающих ведение очистных работ в безопасных условиях; наличие
запасных выходов; обеспечение горных работ свежей струёй воздуха, твердеющей
закладкой и транспортной схемы электровозной откатки. Исходя из этой
классификации, при разработке проекта к горно-подготовительным работам (ГПР)
отнесены: горизонтальные горные выработки откаточного и вентиляционного
горизонтов, транспортный уклон, материальные и вентиляционные ходовые
восстающие, рудоспуски и камерные выработки, проходимые в границах
проектируемого блока.
Блок 1–406 подготовлен следующими выработками (Рис. 2):
1. По горизонтали:
– III горизонт (+540,0 м) – штреком 1–301 и квершлагом 11К-300;
– IV горизонт (+480,0 м) – штреками 1–419 и 1–401,
квершлагом 11К-400, откаточный орт №1, откаточный орт №2;
– камерные выработки: лесокамера, камера временного
хранения ВМ. 2. По вертикали:
– вентиляционный восстающий 4–3;
– материально ходовой восстающий 1–406/1;
– восстающий 1–406/2;
– рудоспуски 1–406 1,2;
3. Наклонные:
– транспортный уклон №1 с IV горизонта (+480,0 м)
до подэтажа (+503,5 м);
– съезд на откаточный орт №2;
– транспортный уклон №2 с подэтажа (+503,5) до рудных
пластов.
Рис. 2. ГПР: 1 – штрек 1–301;
2 – квершлаг 11к-300; 3 – штрек 1–40; 4 – штрек 1–419; 5
– квершлаг 11к-400; 6 – откаточный орт №2; 7 – откаточный орт №1;
8 – вентиляционный В/с 4–3; 9 – материальный ходовой В/с 1–406/1;
10 – В/с 1–406/2; 11 – Р/с 1–406/2; 12 – Р/с 1 – 406/1; 13
– транспортный уклон №1 (на подэтаж); 14 – подэтаж; 15 – съезд на
откаточный орт №1; 16 – транспортный уклон №2
Крепление подготовительных горных выработок, в зависимости
от горно-геологических условий характеристики вмещающих пород, выполняется
согласно паспортам, действующим на руднике и утвержденных главным инженером
рудника. В неустойчивых породах (в зонах тектонических швов и их оперяющих) –
крепление рамами СВП-22 с применением Ж/Б затяжки бортов и кровли выработок и забутовкой
пустот за креплением. В среднеустойчивых породах (в зоне тектонических швов и
их оперяющих) – крепление кровли, сталиполимерными анкерами (со штрипсами)
с торкретированием бортов и кровли выработки.
Для обеспечения интенсивности отработки слоёв блока 1–406 и
эффективного применения самоходного оборудования проектом предусматривается
заложение транспортного уклона №2. Зарезка слоя и доставка технологического
оборудования, производится с транспортного уклона №2. Транспортный уклон №2
проходится с подэтажа (+503,5 м) до рудных пластов под углом не превышая 120
связывая вертикальные горные выработки.
Наклон выработок уклона на прямолинейных участках – 60,
120, не криволинейных – 00. Радиус поворота на криволинейных
участках транспортного уклона – не менее 6 м. На период проходки уклона, а
также врезки рабочих слоёв используются рудоспуски 1–406/1,2,
которые служат для перепуска горной массы на откаточный горизонт. Проходка вертикальных
горных выработок в этаже III–IV горизонтов производится с помощью проходческого комплекса КПВ
– 4, сечением 4,6м2, которые армируются согласно паспортам ПТО УГРУ.
Рудоспуски не оборудуются вибропитателями, в связи с высокой
слёживаемости руд и пород. В связи с этим погрузка горной массы в вагонетки осуществляется
путем перегрузки из под рудоспусков 1–406/1,2, с помощью машины TORO
– 151D по транспортным ортам №1 и №2 через эстакады, которые расположены
на квершлаге 11К -400 и штреки 1–419.
Для доставки материалов и оборудования на рабочие слои
блока проектом предусматриваются лесокамеры по линии штрека 1–302 в районе расположения
материально – ходового восстающего 1–406/1. Подъем и спуск материалов
и оборудования на рабочие слои в проектируемом блоке осуществляются по
материально ходовому восстающему 1–406/1. Проходка горизонтальных и
наклонных горных выработок (безрельсовых) осуществляется буро-взрывным способом,
отгрузка горной массы производится погрузочной машиной TORO – 151D.
Проходка горизонтальных горных выработок (рельсовых) осуществляется
машиной ППН-1С. Сечение горных выработок показано на Рис 3.
Рис. 3. Сечение горных выработок
Для обеспечения дизельных машин горюче-смазочными материалами
предусматривается дополнительно включить в объёмы ГПР строительство склада ГСМ с
топливозаправочным пунктом в штреке 1–401 IV горизонта со стороны квершлага
11К-400, служащий для заправки и обеспечения погрузо – доставочной машины TORO-151D.
Перечень горно – подготовительных выработок, сечения и
объёмы проходки приведены в таблице 5.
Таблица 5. Объёмы горно-подготовительных выработок
№
п/п
|
Наименование горных выработок
|
Длина, м
|
Сечение, м2
|
Объём,
м3
|
в свету
|
вчерне
|
III горизонт (+540,0 м)
горизонтальные
|
1
|
сбойка на вос. 1–406/2
|
5
|
-
|
7,8
|
39
|
IV горизонт (+480,0 м)
горизонтальные
|
2
|
штрек 1–419
|
27
|
-
|
7,8
|
211
|
3
|
откаточный орт №1
|
40
|
перем
|
9,5
|
380
|
4
|
откаточный орт №2
|
23
|
перем
|
9,5
|
219
|
5
|
штрек 1–401
|
45
|
-
|
7,8
|
351
|
наклонные
|
6
|
транспортный уклон №1
на подэтаж (+503,5 м)
|
96
|
перем
|
9,5
|
912
|
7
|
съезд на откат. орт №2
|
49
|
перем
|
9,5
|
466
|
8
|
транспортный уклон №2
|
395
|
перем
|
9,5
|
3754
|
вертикальные
|
9
|
восстающий 1–406/2
|
45
|
|
4,5
|
203
|
10
|
рудоспуск 1–406/2
|
29
|
4
|
4
|
116
|
11
|
рудоспуск 1–406/1
|
12
|
4
|
4
|
48
|
кубажные
|
|
лесокамера (2 шт.)
|
-
|
-
|
-
|
24
|
|
камера временного
хранения ВМ
|
-
|
-
|
-
|
14
|
ИТОГО:
|
|
горизонтальные
|
140
|
перем
|
перем
|
1200
|
|
вертикальные
|
86
|
перем
|
перем
|
367
|
|
наклонные
|
540
|
перем
|
9.5
|
5132
|
|
кубажные
|
-
|
-
|
-
|
60
|
|
ВСЕГО:
|
766
|
перем
|
перем
|
6759
|
В соответствии с принятой классификацией к нарезным работам
относится система горных выработок, обеспечивающая непосредственно подготавливаемые
рудные тела, в пределах эксплуатационного блока, к их отработке (слоевые,
транспортные орты, камеры и т.д.)
Зарезка слоёв проектируемого блока осуществляется в два
этапа:
I этап- с подэтажа (+503, 5 м) проходится транспортный уклон
№2, который сбивается с вертикальными горными выработками по флангам блока.
II этап- с транспортного уклона №2 проходятся разрезные орта (№1–10)
служащие для обеспечения ведения очистных работ твердеющей закладкой.
Транспортный уклон №2 и все разрезные орта проходятся по
руде. Сечение транспортного уклона и разрезного орта показано на рис №4.
уклон орт
Рис 4. Сечение транспортного уклона и разрезного орта
Естественная кровля нарезных выработок крепится с учётом
горно-геологических условий. Для неустойчивых и пород средней устойчивости –
крепление рамами НДО.
Минимальная ширина разрезных ортов с креплением рамами НДО
– 3,5 м, минимальная высота выработок вчерне 2,5 м.
В комплекс нарезных выработок по подготовке пластов к
очистным работам входят следующие выработки:
– разрезные орта (с1 по 10)
– закладочные коллектора №№1,2
– закладочные дучки №№1,2
– камеры для ремонта оборудования и внутрисменного отдыха
людей
– лесокамеры.
Бурение осуществляется с помощью буровой каретки Minibur 1F/E, а также
перфораторами ПП-54 с распорной буровой колонкой ЛКР – 1У.
Горная масса доставляется погрузочно-доставочной машиной TORO-151 D в рудоспуски,
оборудованные на уровнях каждого слоя грохотами.
Таблица 6
Наименование горных
выработок
|
Длина, м
|
Сечение, м2 (вчерне)
|
Объём м3
|
Разрезной орт №1
|
63
|
8,7
|
548
|
Разрезной орт №2
|
95
|
8,7
|
827
|
Разрезной орт №3
|
33
|
8,7
|
287
|
Разрезной орт №4
|
106
|
8,7
|
922
|
Разрезной орт №5
|
99
|
8,7
|
861
|
Разрезной орт №6
|
25
|
8,7
|
218
|
Разрезной орт №7
|
66
|
8,7
|
574
|
Разрезной орт №8
|
30
|
8,7
|
261
|
Разрезной орт №9
|
76
|
8,7
|
661
|
Разрезной орт №10
|
57
|
8,7
|
496
|
Камера внутрисменного
отдыха и ремонта оборудования (1 шт. на – подэтаже, 1 шт. – на уклоне)
|
8
|
12
|
192
|
Лесокамера (2 шт.)
|
6
|
4,5
|
54
|
Закладочный штрек №1
|
55
|
7,42
|
408
|
Закладочный штрек №2
|
45
|
7,42
|
334
|
Закладочная дучка №1
|
3
|
4,6
|
137
|
Закладочная дучка №2
|
5
|
4,6
|
23
|
ИТОГО:
|
786
|
перем
|
6680
|
2.4 Очистные работы
Применяемая система разработки «Горизонтальные слои с
твердеющей закладкой», вариант обработки – «сверху – вниз».
Очистные работы в блоке начинаются после проведения,
предусмотренных проектом подготовительных работ по блоку и нарезных работ по
пластам, обеспечивающих наличие: не менее двух запасных выходов на
вентиляционный и откаточный горизонты; закладочных работ; транспортной схемы
откатки, а также сдачи блока в эксплуатацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|