рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Возрастание роли СПб как важнейшего транзитно- торгового узла Северо-Запада и сопутствующие экологические последствия рефераты

1.3. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха.

Значительный вклад в загрязнение  атмосферы в городе вносит стремительно растущий автомобильный транспорт.  Так, например, только за 2001 г. количество автомобилей в нашем городе выросло на 300 тысяч. Учитывая транзит, число автомобилей в городе достигло 1,5 (полутора миллионов).

     Автомобильными двигателями выделяются в воздух города более 95 % оксида углерода, около 65 % углеводородов и 30 % оксидов азота. Кроме того, входящий в состав воздуха азот при высокой температуре и давлении в цилиндрах двигателя реагирует с остаточным кислородом. В результате образуются оксиды азота - ещё одна вредная составляющая выхлопных газов.

Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметных в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие в непосредственной близости от жилых зданий.

В  Санкт-Петербурге автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу около двухсот тонн загрязняющих веществ. По официальным данным, вклад машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70 %. Наиболее загрязнёнными считаются Василеостровский, Калининский, Центральный и Колпинский районы. Естественно, это не может не сказываться на здоровье населения. Только за пять лет, с 1992 по 1997 год, страдающих бронхиальной астмой среди маленьких петербуржцев стало больше на 20 %, болезнями эндокринной системы - на 15 %, онкологическими заболеваниями- на 67 %. По данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель испытывает на себе негативное воздействие загрязнённого воздуха. Это выражается в кашле, затруднённом дыхании, общем ухудшении самочувствия. В некоторых наиболее неблагоприятных местах страдают до 88 % населения.

Если бы питерские автобусы (но не изрыгающие клубы дыма, а новые), трамваи и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие, говорят, предпочли бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского транспорта, включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате-меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт назначения. А ведь именно в пробках, когда машины то тормозят, то снова трогаются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. Причем больше других загрязняют воздух грузовики и автобусы. Но лишь к 2007 году власти Санкт-Петербурга планируют полностью обновить автобусный парк. В связи с возрастающей ролью СПб как торгово-транспортного центра международного значения потоки автотранспорта и объем грузоперевозок возрастают многократно. Для снижения экологической нагрузки в  настоящий момент Санкт-Петербург строит современную магистраль вокруг города, которая уже получила название К А Д  (Кольцевая автомобильная дорога). Когда кольцо замкнётся, по нему пойдёт весь транзит, а также часть городского транспорта. После окончания строительства, состояние атмосферы в Санкт-Петербурге должно улучшиться в полтора раза. Общая протяжённость трассы 130 км, расчётная скорость движения-120 км/ч.

С таким солидным приобретением петербуржцев можно поздравить. Однако хочется предостеречь от ошибок, допущенных на московском кольце (МКАД). Внимательные автомобилисты наверняка заметили, что огромное количество деревьев, расположенных вблизи дороги, превратилось в настоящих мутантов. Листья на них растут не на ветках, а по стволу. Особенно эти уродцы заметны на северном участке - от Волоколамского до Дмитровского шоссе. Причины две. Первая, это сильная загазованность прилегающих к МКАД территорий. Но оказывается, что еще более опасны для зелёных насаждений химикаты, которыми дорожные службы до последнего времени щедро поливали обледеневший асфальт. Возможно, городу на Неве следует пойти по пути своих соседей финнов, которые в большинстве случаев вовсе не пользуются вредными веществами для растапливания снега, а просто его утрамбовывают. Правда, для этого требуется ввести закон, запрещающий эксплуатацию автомобилей без зимних шин с шипами. Но что-что, а запрещать у нас умеют.

Кроме строительства КАД в Санкт-Петербурге разрабатывают проект автоматизированного контроля за состоянием воздуха и перераспределения транспортных потоков. Подобный проект уже реализуется в Англии, отличающейся самой высокой в мире интенсивностью дорожного движения.  Кроме того, планируется создать большое число «перехватывающих» автостоянок для снижения потока машин через центр. [11,4]

 

1.4. Строительство новых промышленных объектов и их влияние на окружающую среду.

 

    В Санкт-Петербурге и области предусмотрено осуществление ряда крупных проектов развития инфраструктуры - энергетики, транспорта, водоснабжения и водоотведения, защитных сооружений города от наводнений и др. Это, безусловно, повлечет дополнительную антропогенную и техногенную нагрузку на окружающую природную среду и здоровье населения. Единство природы требует комплексного рассмотрения воздействия последствий реализации крупных проектов на почвы, растительность, воздух, пресные, морские, и подземные воды, животный мир, а через них на здоровье человека. Особо следует отметить необходимость оценки взаимного влияния и эффекта совместного воздействия многих из проектов на окружающую среду, что невозможно учесть при разработке каждого из них в отдельности.

Что же это за проекты? Это, прежде всего создание Российского транспортно - технического портового комплекса (РТТПК) на побережье Финского залива, который до конца не проработан, и высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль Санкт-Петербург  -  Москва (ВСМ). Эти проекты, безусловно, должны благотворно сказаться на развитии города, улучшив ее экономико-географическое положение. Однако, негативные социальные и экологические последствия могут возникнуть на стадии строительства и эксплуатации ВСМ и при авариях на нефтепроводе при строительстве и эксплуатации РТТПК. Кроме двух отмеченных, следует указать и другие проекты, быть может, не столь масштабные, как упомянутые, но имеющие важное значение для устойчивого развития региона. Это - планируемая реконструкция нефтеналивного района Санкт - Петербургского морского порта, строительство Северо-Западной ТЭЦ, запроектированной по современным для тепловых станций технологиям, завершение затянувшегося строительства комплекса сооружений для защиты города от наводнений, строительство международного аэропорта на 3 млн. пассажиров в год, решение проблем полигона в Красном Бору путем строительства предприятия по обезвреживанию токсичных отходов, создание новых высокотехнологических заводов по комплексной переработке мусора, строительство и ввод в эксплуатацию Юго-Западных очистных сооружений, строительство установки по сжиганию активного ила, дающее возможность рекультивации занятых илом площадей, введение технологии доочистки стоков от фосфатов на Центральной и Северной станциях очистки, что позволит снять вопрос об эвтрофикации восточной части Финского залива и вернуть ему рыбопромысловое и рекреационное значение.


1.5. Характеристика воздействия крупных народнохозяйственных проектов на состояние атмосферы Санкт-Петербурга.

  При постройке крупных хозяйственных объектов идет выброс вредных веществ от разных объектов в разной степени (таблица 4).


ТАБЛИЦА 4

Характеристика воздействия крупных народнохозяйственных проектов на состояние атмосферы Санкт-Петербурга.


Проект

Загрязнение атмосферы

Высокоскоростная магистраль СПб – Москва ( В С М )

Выбросы строительной техники и эксплуатационной базы

Создание Российского транспортно-технического портового комплекса в Финском заливе

Выбросы углеводородов при ж/д транспортировке и авариях на территории СПб

Реконструкция нефтеналивного р-на СПб морского порта

Выбросы NOх котельной в перегруженный район, выбросы углеводородов

Строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга

Выбросы от проезда 3600 автомобилей в сутки

Завершение строительства защитных сооружений от наводнений («дамба»)

Выбросы в ходе строительства, при эксплуатации – выбросы автодороги

Строительство международного аэропорта на 3 млн. пассажиров в год 

Выбросы при взлете и посадке 20000-30000 самолетов в год. Выбросы от автотранспорта

Строительство Северо-Западной ТЭЦ

Выбросы NOx и CO от ТЭЦ. Прекращение выбросов NOх и SO от закрываемых котельных 

Стр-во предприятия по обезвреживанию токсичных отходов в Красном Бору

Сокращение вредных выбросов при термическом обезвреживании отходов

Строительство мусороперерабатывающих предприятий

Прекращение газовыделения со свалок мусора. Выбросы газов термопереработки

Строительство Юго-Западных очистных сооружений

Выброс воздуха после аэрации стоков

Строительство установки по сжиганию активного ила

Выброс газов сжигания илов и анаэробного разложения илов

Очистка стоков от фосфатов на ЦСА и ССА

Без дополнительных выбросов



            Строительство перечисленных объектов с учетом мнения экспертов должно благоприятно отразиться на социальных, экономических и геополитических факторах, важных для нашего города и будет способствовать повышению жизненного уровня населения, что является положительным моментом в формировании прогноза здоровья населения. Однако, есть такое понятие – «бустерный эффект»: вещество, безобидное даже в высоких концентрациях, находясь в комбинации с другим, неожиданно становится чрезвычайно опасным. То же самое может произойти и с упомянутыми крупными объектами. Каждый из них в отдельности может и не представлять особой опасности, однако их совокупное воздействие, к сожалению, оказывается куда серьёзнее. По крайней мере, эта возможность должна учитываться и изучаться, Особо важно отметить перспективы конверсии при использовании наукоёмких и высокотехнологических производств, характерных для нашего региона. Новые технологии и научно - обоснованные рекомендации экспертов позволяют надеяться, что ущерб окружающей среде будет сведен до минимума, а дополнительные финансовые вложения в охрану окружающей среды, полученные от функционирования вышеперечисленных объектов, помогут стабилизировать экологическую ситуацию и в дальнейшем улучшить её.














2. Международные связи Санкт-Петербурга

    2.1.Сотрудничество с ЕС

 

  С 90-х годов Россия уделялет основное внимание отношениям с западными странами. Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны.

  В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

-Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);

-Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

-Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);

-Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

-Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.

            Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.

           

   В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:

-Совет Государств Балтийского моря;

-Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

-Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря:

-Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

     

    Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн. долл.

       Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн. долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия. Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

   Что касается стран - контакторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.




  2.2. Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря

     Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде  всего в следующих областях:

-торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;

-улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;

-развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;

-развитие систем гражданской безопасности и обеспечения, прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;

-развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;

-развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;

-достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении


Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить  наиболее значимые: 

-программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;

Страницы: 1, 2, 3