3.2 Внешнеэкономические планы развития газовой отрасли
Важнейшим фактором изменения внешнеэкономической среды для газовой отрасли России становятся либерализация европейского рынка газа, интенсивное формирование новых производителей в Северной и Западной Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, а также рост атлантического и дальневосточного рынков вкупе с созданием сетевого рынка газа в Китае. В течение нескольких лет потребители российских углеводородов настаивают на строительстве энергетических мостов и приглашают к полномасштабному сотрудничеству в области энергетики. Однако пока все сводится к экспорту энергоресурсов из России и участию иностранных компаний в российских добывающих проектах. Необходимо менять тип взаимоотношений – перейти от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов, а впоследствии и к широкому взаимодействию в инвестиционной сфере. Построить современную развитую экономику возможно только при максимально эффективном использовании возможностей выработки продукции с высокой добавленной стоимостью, и Россия неизбежно будет все активнее продвигаться в этом направлении. Учитывая традиции взаимодействия в предыдущие эпохи, экономический потенциал стран – потребителей российских углеводородов и их постоянную заинтересованность в углублении партнерства с РФ, можно ожидать, что зарубежный бизнес станет важнейшим участником этих процессов. Участие в российских проектах обеспечит энергоемкие производства наших зарубежных партнеров продукцией высоких переделов, что создаст мощный синергетический эффект для экономик обеих сторон. Бесспорно, большим потенциалом обладают также проекты, связанные с энергосбережением за счет внедрения современных технологий, процессов и оборудования: они будут способствовать формированию экспортных энергоресурсов. При этом, однако, во многих случаях может потребоваться адаптация применяемых средств к российской среде, включая ценовые условия и возможности потребителей/покупателей; для этого крайне важны взаимодействие с российскими партнерами и нахождение эффективных форм включения «российского компонента». Между тем ключевым условием активизации сотрудничества России и зарубежных партнеров в энергетической сфере является сближение законодательно-нормативных баз. Так, есть необходимость в дополнительном регулировании вопросов по трансграничным трубопроводам, например таких, как обмен информацией и порядок взаимодействия при чрезвычайных происшествиях. Следует также учитывать обязательства России по действующим международным соглашениям и перспективу заключения новых договоренностей. В частности, Договор к Энергетической хартии может потребовать уточнения правил использования транзитных мощностей. Другой аспект связан с продвижением интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в основе которых лежат «стыковка» инфраструктурных комплексов, взаимные поставки и транзит энергоносителей. Правда, здесь все более существенную и не всегда позитивную роль играет политическая составляющая. 3.3 Перспективы создания газового ОПЕК
В последнее время в мировых СМИ усердно муссируются возможность создания так называемого «газового ОПЕК», или картеля мировых производителей природного газа. А самое главное – о перспективах вхождения в этот картель России, занимающей первое место в мире по запасам и количеству добываемого газа. Некоторую пикантность этому вопросу придает политическое наследие либерал-компрадорского режима Ельцина, в правление которого была подписана пресловутая «Энергетическая хартия» (1994), дававшая совершенно неограниченные права западным корпорациям в российской энергетике и превращавшая Россию в этакий неоколониальный энергетический придаток ЕС и США. Как известно, Путин отказался ратифицировать «Энергетическую хартию», что вызвало ожесточенное политическое давление на Москву со стороны ЕС и США, действующих по своему излюбленному принципу – «Что наше, то наше – а вот о вашем мы можем поговорить». В ход пошло все – от прямых угроз «диверсифицировать источники энергоснабжения» до балаганных агитпроповских компаний по поводу убиенных откровенных ничтожеств, типа русофобки-журналистки и беглого сотрудника российских спецслужб. При этом из вышеупомянутых людей делали таки настоящих «титанов духа», в смерти которых винили «кровавый тоталитарный режим» или, на худой случай, некие тайные группировки в российских властных кругах. Хотя есть много оснований подозревать в устранении сиих «титанов духа» их же хозяев из мировой сионистско-масонской закулисы, сейчас организующих и спонсирующих балаганные агитпроповские компании. Видно их прельщают политические дивиденды, полученные от аналогичного «дела Гонгадзе», имевшего место в соседней «самостийной державе». И вот когда политический балаган на убиенных ничтожествах стал уже приедаться, тема российской «самостийности» в энергетической сфере получила новый импульс – во время визита Секретаря Совбеза РФ Иванова в Иран тамошние руководители сделали официальное предложение Москве по созданию этого самого «газового ОПЕК». Стоит заметить, что аргументация иранцев была весьма убедительной – «Иран и Россия обладают более половиной мировых запасов газа, поэтому имеют право решающего голоса при планировании развития этой сферой мировой энергетики». И вот тут-то многие персонажи русской политической жизни (от влиятельного сотрудника Администрации президента РФ Ястржембского до самого заметного российского журналиста Леонтьева) несколько поторопились с оценкой иранской инициативы в создании будущего газового картеля – обозвав его всякими нехорошими словами и фактически предложив его отвергнуть. А вот русский президент не стал так торопиться, и уже на своей недавней пресс-конференции охарактеризовал иранские инициативы как – «интересные». И уже во время только что закончившегося блиц-визита в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию Путин назвал иранские инициативы заслуживающими самого пристального изучения и фактически заявил, что Россия в той или иной форме присоединится к создаваемой организации стран-производителей природного газа. Итак, будет ли создан «газовый ОПЕК», если «да», то когда он будет создан, и что он собой будет представлять? Автору этих строк видится эта проблема в двух измерениях. Первое. Кремль наверняка попробует использовать тему «газового ОПЕК» в переговорах со своими «европейскими партнерами» по части приведения их к реальности в вопросе пресловутой «либерализации российской энергетики». Мол, или вы должны забыть об «Энергетической хартии» и начать по-настоящему равноправный энергетический диалог с обменом активами и заключением долгосрочных эксклюзивных договоров по нефте- и газоснабжению, или вы получите новый картель – «газовый ОПЕК». И все эти витийствования по поводу «диверсификации энергопоставок» не будут стоить даже той газетной бумаги, которая будет использована для их популяризации. Второе. Поскольку западные правители, подстрекаемые сионитстско-масонской закулисой, отвергнут русские предложения о начале действительно равноправного сотрудничества (за исключением отдельных стран, типа Германии и Италии), то события для них примут крайне негативный оборот. Через несколько лет (примерно к 2011 году) будет создана не просто «газовая ОПЕК», а новый объединенный картель по углеводородам, который объединит нефте- и газопроизводителей. Благо, многие из них являются крупными производителями и того и другого. Или, на крайний случай, обладают большими потенциальными запасами жидких и газообразных углеводородов. Вот тогда создаться совершенно иная мировая экономико-политическая ситуация, а Россия доведет до логического конца свои усилия по обретению статуса мировой державы, который будет куда влиятельней, чем канувшего в лету СССР... Заключение
Россия в современном мире – проблемы и перспективы
Существенной особенностью экономической
ситуации в России остается резкий контраст между столицами и провинцией. Более
развитые транспортная, коммуникационная и социальная инфраструктуры стали
основой расширения «третичного» и «четвертичного» секторов экономики в
столицах. Здесь банки, торговля, операции с недвижимостью, индустрия
развлечений, рекламный и туристический бизнес становятся новой сферой
занятости, компенсирующей, хотя бы отчасти, коллапс промышленного производства.
Здесь можно обнаружить элементы виртуальной экономики. Подобная
реструктуризация сильно затруднена во многих индустриальных, зачастую
моноотраслевых, регионах России. Здесь остановка «железоделательных»
производств приводит к практически тотальной экономической стагнации. Таким
образом, структура российской экономики приобретает специфический вид: между
сохраняющим свою долю «первичным» и растущими «третичным» и «четвертичным»
секторами образуется брешь. Наиболее популярные сейчас рецепты экономического
развития связаны с идеей восстановления и расширения промышленного
производства, организационной формой которого должны стать финансово-промышленные
группы (ФПГ). Приобретение банковскими группировками государственных
предприятий в ходе аукционов в 1997 г. можно считать началом практической
реализации этой концепции. Однако, в сложившейся ситуации и в свете процесса
виртуализации экономики реальные перспективы не догоняющего, а опережающего
экономического развития в России видятся несколько иначе. Перспективы эти
связаны с решением двух принципиальных задач. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |