Внешнеэкономические связи России
Кроме
того, в контексте постимперского дискурса стоит и еще более сложная
задача: поиск новой национальной идентичности всеми составными частями бывшей
империи. Нередко национальное самоопределение территориальных единиц
распавшейся империи, проходило в условиях вооруженного конфликта.
Характерным примером чему стал кровопролитный "развод" Франции, с одной
стороны, и Вьетнама и Алжира, с другой.
Несмотря
на специфику разных европейских стран, их объединяет одно — каждая,
пережив расцвет собственной империи, распалась и вступила в период
постимперского развития, который подразумевает выстраивание новых отношений
между бывшей метрополией и ее бывшими колониями. Одним из важнейших
компонентов таких отношений неизбежно становится миграционное взаимодействие,
которое, независимо от специфики каждого конкретного государства, имеет ряд
закономерностей.
Во-первых,
ключевым принципом иммиграционной политики становится собирание нации в виде возвращения
представителей имперского народа, проживающих в колониях, обратно
в метрополию. Как правило, собирание нации принимает форму реэмиграции
(репатриации). Так, после обретения странами периферии независимости, часть
бывших колонистов, выходцев из европейских стран, вернулась
в метрополии. Это произошло и в случае с Россией, иммиграционный
поток в которую более чем на 50% состоит из этнических русских,
и более 90% въезжающих в страну иммигрантов ранее проживали
в странах СНГ. Следует оговориться, что принцип собирания нации скорее
соответствует неоимперской логике
поведения государства, нежели постимперской.
Во-вторых,
наличие соглашений между бывшей метрополией и ее периферией о двойном
гражданстве, как правило, сочетающихся с достаточно либеральным иммиграционным
режимом и облегченной процедурой приобретения гражданства метрополии
жителями колоний. В этом случае, как правило, культивируется идея кровного
и духовного братства народа, проживающего дисперсно в различных
государствах — бывших колониях, но имеющего собственный "национальный
очаг" — бывшую метрополию. Таким образом, возникает миф
о соотечественниках, которым должны быть оказаны особые преференции при их
иммиграции в метрополию. Русский язык, общая история, культура,
а также религия делают возможным существование СНГ как формы постимперской
организации. Именно поэтому в российском политическом дискурсе
возникло довольно размытое в смысловом отношении понятие
"соотечественник за рубежом".
В-третьих,
в метрополии неизбежно образуются относительно крупные диаспоры
иммигрантов из бывших колоний. Наличие такого рода диаспор,
сформировавшихся, как правило, еще в колониальный период, играет роль
аттрактора для жителей бывших колоний, поскольку существенно облегчает
адаптацию вновь прибывающих иммигрантов на новом месте.
В-четвертых,
бывшие колонии обычно сохраняют в качестве основного или неофициального
языка общения (а иногда и в качестве государственного языка) — язык
метрополии. Это способствует сохранению общего коммуникативного пространства
культуры, системы ценностей, образования и т.п. Зачастую бывшие колонии,
при полной качественной замене властвующих элит, сохраняют властную модель,
некогда установленную колониальной администрацией, либо ту, которая существует
в бывшей метрополии.
В-пятых,
метрополия и ее бывшие доминионы, как правило, входят в различного
рода постимперские союзы и интеграционные объединения, призванные
поддерживать широкий спектр связей — от культуры и экономики
до обороны и политики. Вариантами постимперского союза стран являются
Британское Содружество Наций и Содружество Независимых Государств.
В-шестых,
экономическая, политическая и военная нестабильность, нередко
сопровождающие развитие бывших колоний, обычно ведет к увеличению так
называемой гуманитарной иммиграции в метрополию из ее бывших колоний,
а также к необходимости для бывших метрополий содержать военные базы
(миротворческие контингенты) на территориях прежних колоний.
Миграционная
динамика постсоветского пространства в 1991-2006 гг. определяется
процессами постколониальной трансформации. Перед современной Россией стоит
дилемма: либо продолжать курс на реинтеграцию империи (для чего
у России нет ни демографических, ни материальных ресурсов), либо
укреплять национальное государство, основанное
на гражданско-демократических и правовых принципах (что также трудно
достижимо в силу отсутствия соответствующих не только
политико-экономических, но и ментально-исторических предпосылок).
Действующее
российское законодательство, напрямую или косвенно касающееся иммиграции,
базируется, в основном на двух основаниях. Во-первых —
на решении проблемы соотечественников за рубежом (в странах СНГ
и Балтии) путем стимулирования и поощрения их иммиграции
в Россию. Во-вторых — на ограничениях иммиграции из стран
"дальнего зарубежья", вне зависимости от того, по каким
основаниям она происходит. Кроме того, российское иммиграционное
законодательство не содержит четкого определения "иммиграции",
хотя и призвано её регулировать. Очевидна тенденция ужесточения режима
въезда и пребывания иностранцев на территории РФ. Селекция иммиграционного
притока, основанная на принципе "общего прошлого", характерна
для всех стран, имеющих так называемый "постколониальный
синдром" — Франции, Великобритании, Нидерландов, России.
Однако
вовсе не очевидны преимущества такого селективного принципа
по сравнению, например, с системой преференций (принятой в разных
формах в США, Канаде, Новой Зеландии и Австралии), основанной
на привлечении необходимой стране квалифицированной рабочей силы
независимо от страны ее происхождения.
Можно
поставить под сомнение сами приоритеты российской иммиграционной политики,
в которой упор сделан именно на репатриации и иммиграции
из республик СНГ и Балтии. Потенциал иммиграции
"соотечественников" из этих регионов иссякает очень быстро.
Вместе с тем растет иммиграция из Восточной Азии — КНР, Вьетнама
и КНДР. Но в силу строгости российских законов эта иммиграция носит
в значительной мере нелегальный характер.
У
современного Российского государства нет четкой информационной стратегии
по формированию положительного имиджа иммигрантов. По-прежнему
не изжит (как, впрочем, и во всей Европе) комплекс
"немецкого" понимания нации, как духовно-исторического
и кровного единства. Потому и стимулируется репатриация
"соотечественников", которая лимитирована естественными причинами. Между
тем масштабы иммиграции в Россию диктуют императив "французского"
понимания национального единства как совокупности граждан,
объединенных общими гражданскими и правовыми ценностями. Необходимо
не противодействовать неизбежному росту иммиграции (и, соответственно,
мультикультурализма как формы сосуществования людей разной этнической
и религиозной принадлежностей), а искать способы эффективного
управления ситуацией в новых условиях.
Международные
миграции, инспирированные постколониальным развитием, следует отнести
к одному из ключевых вызовов современному миру. Главной проблемой,
очевидно, является неопределенность связи между постколониализмом,
интернационализмом и национализмом. Иными словами, все еще неясно, ведет
ли постколониальная миграция к широкому развитию мультикультурализма
внутри страны и, в перспективе, к транснациональному
и космополитическому глобальному сообществу. Или же размывание
национальных границ и сжатие пространства посредством развития современных
средств и форм коммуникации приведет к актуализации реидентизма
иммигрантов, росту фундаментализма, как среди "визуальных
меньшинств", так и среди местного населения, и, как следствие,
к неизбежной фрагментации
расколотых на диаспоры обществ.
Глава 3
Нефтегазовая промышленность
3.1 О состоянии рынка нефти в начале ХХI века
Средняя цена на российскую нефть
Urals на мировом рынке в январе 2007 года снизилась по сравнению с аналогичным
периодом 2006 г на 15,9% до 50 долл. за баррель и на 13,9% к уровню декабря
2006 года. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития РФ о
социально-экономическом развитии РФ в январе 2007 года.
Как отмечают в МЭРТ, в конце 2006
года и в начале 2007 года на мировом рынке топливно-энергетических товаров
произошло существенное снижение цен на нефть.
Если традиционно для января был
характерен рост цен на нефть, обусловленный холодной погодой в США и высоким
спросом на нефтепродукты, то в январе 2007 года аномально теплая погода в
Северной Америке снизила потребность в "черном золоте".
С начала 2007 года нефтяные
котировки показали нисходящую динамику. Основным фактором снижения цен стала теплая
погода в США, которые являются крупнейшим потребителем нефти в мире.
На стоимость "черного
золота" не повлияло прекращение транзита российской нефти в Венгрию,
Германию, Польшу, Словакию и Чехию по причине введения Белоруссией пошлины на
транзит. Европейские страны в дни, когда нефть из России не поступала,
использовали стратегически запасы, рассчитывая на скорое разрешение спорных
отношений между Россией и Беларусью.
Во второй половине января
последовала положительная коррекция мировых цен на нефть. Основными факторами
роста являлись: холодная погода в большинстве штатах США, что повысило спрос на
топливо и решение США об увеличении стратегических запасов нефти в два раза.
В рассматриваемый период цены на
российский природный газ оставались высокими. Средняя контрактная цена газа при
поставке в страны Западной Европы в январе 2007 года по сравнению с январем
2006 года увеличилась на 21,9% и сохранилась на уровне декабря 2006 года.
Производство,
реализация на внутреннем рынке и экспорт нефти1) в 2006г.
характеризовались следующими данными:
|