рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Внешнеэкономические связи России рефераты

Кроме того, в контексте постимперского дискурса стоит и еще более сложная задача: поиск новой национальной идентичности всеми составными частями бывшей империи. Нередко национальное самоопределение территориальных единиц распавшейся империи, проходило в условиях вооруженного конфликта. Характерным примером чему стал кровопролитный "развод" Франции, с одной стороны, и Вьетнама и Алжира, с другой.

Несмотря на специфику разных европейских стран, их объединяет одно — каждая, пережив расцвет собственной империи, распалась и вступила в период постимперского развития, который подразумевает выстраивание новых отношений между бывшей метрополией и ее бывшими колониями. Одним из важнейших компонентов таких отношений неизбежно становится миграционное взаимодействие, которое, независимо от специфики каждого конкретного государства, имеет ряд закономерностей.

Во-первых, ключевым принципом иммиграционной политики становится собирание нации в виде возвращения представителей имперского народа, проживающих в колониях, обратно в метрополию. Как правило, собирание нации принимает форму реэмиграции (репатриации). Так, после обретения странами периферии независимости, часть бывших колонистов, выходцев из европейских стран, вернулась в метрополии. Это произошло и в случае с Россией, иммиграционный поток в которую более чем на 50% состоит из этнических русских, и более 90% въезжающих в страну иммигрантов ранее проживали в странах СНГ. Следует оговориться, что принцип собирания нации скорее соответствует неоимперской логике поведения государства, нежели постимперской.

Во-вторых, наличие соглашений между бывшей метрополией и ее периферией о двойном гражданстве, как правило, сочетающихся с достаточно либеральным иммиграционным режимом и облегченной процедурой приобретения гражданства метрополии жителями колоний. В этом случае, как правило, культивируется идея кровного и духовного братства народа, проживающего дисперсно в различных государствах — бывших колониях, но имеющего собственный "национальный очаг" — бывшую метрополию. Таким образом, возникает миф о соотечественниках, которым должны быть оказаны особые преференции при их иммиграции в метрополию. Русский язык, общая история, культура, а также религия делают возможным существование СНГ как формы постимперской организации. Именно поэтому в российском политическом дискурсе возникло довольно размытое в смысловом отношении понятие "соотечественник за рубежом".

В-третьих, в метрополии неизбежно образуются относительно крупные диаспоры иммигрантов из бывших колоний. Наличие такого рода диаспор, сформировавшихся, как правило, еще в колониальный период, играет роль аттрактора для жителей бывших колоний, поскольку существенно облегчает адаптацию вновь прибывающих иммигрантов на новом месте.

В-четвертых, бывшие колонии обычно сохраняют в качестве основного или неофициального языка общения (а иногда и в качестве государственного языка) — язык метрополии. Это способствует сохранению общего коммуникативного пространства культуры, системы ценностей, образования и т.п. Зачастую бывшие колонии, при полной качественной замене властвующих элит, сохраняют властную модель, некогда установленную колониальной администрацией, либо ту, которая существует в бывшей метрополии.

В-пятых, метрополия и ее бывшие доминионы, как правило, входят в различного рода постимперские союзы и интеграционные объединения, призванные поддерживать широкий спектр связей — от культуры и экономики до обороны и политики. Вариантами постимперского союза стран являются Британское Содружество Наций и Содружество Независимых Государств.

В-шестых, экономическая, политическая и военная нестабильность, нередко сопровождающие развитие бывших колоний, обычно ведет к увеличению так называемой гуманитарной иммиграции в метрополию из ее бывших колоний, а также к необходимости для бывших метрополий содержать военные базы (миротворческие контингенты) на территориях прежних колоний.

Миграционная динамика постсоветского пространства в 1991-2006 гг. определяется процессами постколониальной трансформации. Перед современной Россией стоит дилемма: либо продолжать курс на реинтеграцию империи (для чего у России нет ни демографических, ни материальных ресурсов), либо укреплять национальное государство, основанное на гражданско-демократических и правовых принципах (что также трудно достижимо в силу отсутствия соответствующих не только политико-экономических, но и ментально-исторических предпосылок).

Действующее российское законодательство, напрямую или косвенно касающееся иммиграции, базируется, в основном на двух основаниях. Во-первых — на решении проблемы соотечественников за рубежом (в странах СНГ и Балтии) путем стимулирования и поощрения их иммиграции в Россию. Во-вторых — на ограничениях иммиграции из стран "дальнего зарубежья", вне зависимости от того, по каким основаниям она происходит. Кроме того, российское иммиграционное законодательство не содержит четкого определения "иммиграции", хотя и призвано её регулировать. Очевидна тенденция ужесточения режима въезда и пребывания иностранцев на территории РФ. Селекция иммиграционного притока, основанная на принципе "общего прошлого", характерна для всех стран, имеющих так называемый "постколониальный синдром" — Франции, Великобритании, Нидерландов, России.

Однако вовсе не очевидны преимущества такого селективного принципа по сравнению, например, с системой преференций (принятой в разных формах в США, Канаде, Новой Зеландии и Австралии), основанной на привлечении необходимой стране квалифицированной рабочей силы независимо от страны ее происхождения.

Можно поставить под сомнение сами приоритеты российской иммиграционной политики, в которой упор сделан именно на репатриации и иммиграции из республик СНГ и Балтии. Потенциал иммиграции "соотечественников" из этих регионов иссякает очень быстро. Вместе с тем растет иммиграция из Восточной Азии — КНР, Вьетнама и КНДР. Но в силу строгости российских законов эта иммиграция носит в значительной мере нелегальный характер.

У современного Российского государства нет четкой информационной стратегии по формированию положительного имиджа иммигрантов. По-прежнему не изжит (как, впрочем, и во всей Европе) комплекс "немецкого" понимания нации, как духовно-исторического и кровного единства. Потому и стимулируется репатриация "соотечественников", которая лимитирована естественными причинами. Между тем масштабы иммиграции в Россию диктуют императив "французского" понимания национального единства как совокупности граждан, объединенных общими гражданскими и правовыми ценностями. Необходимо не противодействовать неизбежному росту иммиграции (и, соответственно, мультикультурализма как формы сосуществования людей разной этнической и религиозной принадлежностей), а искать способы эффективного управления ситуацией в новых условиях.

Международные миграции, инспирированные постколониальным развитием, следует отнести к одному из ключевых вызовов современному миру. Главной проблемой, очевидно, является неопределенность связи между постколониализмом, интернационализмом и национализмом. Иными словами, все еще неясно, ведет ли постколониальная миграция к широкому развитию мультикультурализма внутри страны и, в перспективе, к транснациональному и космополитическому глобальному сообществу. Или же размывание национальных границ и сжатие пространства посредством развития современных средств и форм коммуникации приведет к актуализации реидентизма иммигрантов, росту фундаментализма, как среди "визуальных меньшинств", так и среди местного населения, и, как следствие, к неизбежной фрагментации расколотых на диаспоры обществ.














 

 

Глава 3

Нефтегазовая промышленность

 

3.1 О состоянии рынка нефти в начале ХХI века



Средняя цена на российскую нефть Urals на мировом рынке в январе 2007 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г на 15,9% до 50 долл. за баррель и на 13,9% к уровню декабря 2006 года. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии РФ в январе 2007 года.


Как отмечают в МЭРТ, в конце 2006 года и в начале 2007 года на мировом рынке топливно-энергетических товаров произошло существенное снижение цен на нефть.


Если традиционно для января был характерен рост цен на нефть, обусловленный холодной погодой в США и высоким спросом на нефтепродукты, то в январе 2007 года аномально теплая погода в Северной Америке снизила потребность в "черном золоте".


С начала 2007 года нефтяные котировки показали нисходящую динамику. Основным фактором снижения цен стала теплая погода в США, которые являются крупнейшим потребителем нефти в мире.


На стоимость "черного золота" не повлияло прекращение транзита российской нефти в Венгрию, Германию, Польшу, Словакию и Чехию по причине введения Белоруссией пошлины на транзит. Европейские страны в дни, когда нефть из России не поступала, использовали стратегически запасы, рассчитывая на скорое разрешение спорных отношений между Россией и Беларусью.


Во второй половине января последовала положительная коррекция мировых цен на нефть. Основными факторами роста являлись: холодная погода в большинстве штатах США, что повысило спрос на топливо и решение США об увеличении стратегических запасов нефти в два раза.


В рассматриваемый период цены на российский природный газ оставались высокими. Средняя контрактная цена газа при поставке в страны Западной Европы в январе 2007 года по сравнению с январем 2006 года увеличилась на 21,9% и сохранилась на уровне декабря 2006 года.


Производство, реализация на внутреннем рынке и экспорт нефти1) в 2006г. характеризовались следующими данными:


2006г.

Декабрь
2006г.,
млн. тонн

В % к

млн. тонн

в % к
2005г.

декабрю 2005г.

ноябрю 2006г.

Добыча

480,0

102,1

41,4

101,8

103,8

Реализация (переработка) на внутреннем рынке

219,6

105,7

19,6

107,8

102,7

Экспорт2)

248,4

98,0

20,9

90,2

107,3

доля экспорта в добыче (в %)

51,8


50,6



_______________________
1) Включая газовый конденсат.
2) По данным ФТС России, включая данные по Республике Беларусь.

Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2006г. составил 33,9%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 52,0% (в 2005г., соответственно, 34,7% и 54,2%).

Ниже приведены сравнительные данные о добыче нефти1) в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти:

тыс. баррелей в день


2006г.

декабрь

ноябрь

октябрь

Россия

9670

9320

9593

Страны ОПЕК - всего2)

28690

28819

29448

из них:
Ирак

1905

1923

2026

Саудовская Аравия

8710

8750

8922

_________________
1) Без газового конденсата.
2) По данным публикации ОПЕК "Market indicators as at end: December-2006".

В декабре 2006г. средняя фактическая экспортная цена на нефть составила 381,3 доллара США за 1 тонну (100,8% к ноябрю 2006г.). Цена мирового рынка на нефть марки "Юралс" в декабре 2006г. составляла 423,8 доллара США за 1 тонну (104,3% к ноябрю 2006г.).

Изменение средних фактических экспортных цен Российской Федерации и мировых цен на нефть приведены ниже:


Средняя фактическая
экспортная цена

Мировая цена
на нефть "Юралс"1)

долларов
за тонну

в % к декабрю
предыдущего
года

долларов
за тонну

в % к декабрю
предыдущего
года

2005г.





Январь

234,0

100,2

292,9

113,7

Февраль

256,8

110,0

298,6

115,9

Март

287,4

123,1

348,7

135,3

Апрель

308,4

132,1

346,4

134,4

Май

304,0

130,2

330,3

128,2

Июнь

321,9

137,9

374,4

145,3

Июль

356,7

152,8

400,6

155,5

Август

385,2

165,0

428,4

166,2

Сентябрь

399,4

171,0

425,6

165,2

Октябрь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


 © 2010 Все права защищены.