Территориальная организация экономики и населения Центрального Черноземного экономического района
Дворянство Курского края действовало на исторической сцене
России XV- XVIII вв. и как пионеры-первопроходцы, осваивавшие пустынные земли,
заселяя их своими крестьянами. Они приносили сюда и ростки новой культуры и
традиций Московской Руси.
Во времена царствования Бориса Годунова по Руси была
проведена перепись населения, в целях оформления крепостного права,
составлялись Писцовые книги, в которых по каждому населенному пункту
указывалось количество земель, угодий, торговых и промышленных заведений, число
дворов и людей в каждом, облагаемых податью. Для учета военного населения в
1598-1599 гг. по Курску и уезду также были составлены Писцовые книги. Курский
край в конце XVI в. включал в себя примерно половину нынешней Курской области.
В него входили пять уездов: Курский, Фатежский, Щигровский, Тимский и
Дмитриевский.
В Курском крае преобладали небольшие предприятия, занимавшиеся
переработкой сельскохозяйственного сырья. В 1846 г. в губернии насчитывалось
фабрик и заводов - 361. Из них 70 находились в губернском Курске, 146 - в
уездных и штатных городах, 145 - в селениях. Общая сумма произведенных здесь
изделий равнялась 3610520 руб. серебром.22 Крупнейшей вотчинной мануфактурой
оставалась Глушковская суконная фабрика, к которой было приписано до 19 тыс.
крестьян графа Потемкина.
Слабость российской государственности стала еще более
очевидной после поражения в Крымской войне. Пореформенное развитие Курского
края во многом определялось строительством железных дорог, связавших российскую
"глубинку" с крупными политическими и торгово-промышленными центрами
России. 24 декабря 1866 г. было основано частное акционерное "Общество
Курско-Киевской железной дороги" и подписана концессия сроком на 85 лет.
Курск был одним из первых городов России, где в 1896 г.
городская управа заключила договор с бельгийской фирмой об устройстве в городе
трамвая, а затем строительство небольшой электростанции для освещения домов в
центре города и двух главных улиц - Московской и Херсонской. Ранее, в 1874 г.,
при содействии Петербургского акционерного общества в губернском Курске был
построен водопровод.
С началом XX века для России и ее "глубинок", какой
оставалась Курская губерния, начиналась новая эпоха.
В конце 1970 года началось строительство Курской АЭС (город
Курчатов), а первый ток станция дала 19 декабря 1976 года.
В 1991 году с развалом СССР разорвались экономические связи
между республиками и регионами. Разразился чудовищный экономический кризис. Так
общее падение производства в 1997 году превысило 50% к уровню 1991 года. По
отдельным видам продукции - добыча железной руды и выработка электроэнергии
уменьшилась на 20%, производство аккумуляторов и трикотажа - в 10 раз,
строительных материалов в 2.5 раза, молока в 7 раз.
Такое падение производства в Курской области была лишь в
период немецкой оккупации. Появились безработные, круто вверх пошла инфляция.
Лишь в последнее время наблюдается стабилизация курской экономики.
Белгородская область
В VIII в., после разрушительных походов арабов на Северный
Кавказ в бассейне Оскола появляются аланы, и с этого времени территория
современной Белгородской области входит в состав Хазарского каганата. Данные
земли являлись северо-западным пограничьем указанного государства. На границе
была создана система крепостей, построенных под руководством византийских
инженеров из местного известняка. Население занималось оседлым скотоводством,
охотой, рыболовством и внешней торговлей. В Поосколье была высокоразвита черная
металлургия. Железо получали из болотной руды сыродутным способом.
В 965 году земли в верховьях Северского Донца были
присоединены к Переяславскому княжеству Киевской Руси. Золотоордынское
нашествие ХIII в., опустошившее значительную часть русской земли, особенно
разорительным оказалось для земель, за которыми надолго закрепилось название
"дикое поле".
Вхождение Северской области в состав централизованного
Московского государства способствовало оживлению "дикого поля",
заселению южной окраины беглыми крестьянами и холопами.
О том, как строились первые города, и как заселялась
Белгородчина, историки спорят до сих пор. Существует много различных мнений и о
точной дате основания Белгорода, а также Оскола (ныне Старого Оскола), Валуек.
С XII в. данная территория входила в состав Черниговского
княжества. Монголо-татарское нашествие привело к запустению края. В XV в.
Черниговско-Северская земля, включая земли по Донцу и Осколу, была отвоевана
Великим княжеством Литовским у Золотой Орды. В 1500 г. Василий Иванович
Шемячич, владевший этими землями, перешел с уделом на службу к великому князю
московскому Ивану III Васильевичу. Присоединение этих владений к Русскому
государству было закреплено русско-литовским договором 1503 г. С этого времени
Донецко-Оскольская лесостепь (территория современной Белгородской области)
играла важную роль в обороне страны от набегов крымских татар, т.к. здесь
сходились главные степные татарские дороги (Кальмиусская, Изюмская и Муравская
сакмы).
Решение о постройке Белгорода было принято Боярской думой в
1593 г., тогда же, вероятно, и возникло поселение на месте будущего города.
Однако Белгородская крепость была сооружена по указу царя Федора Ивановича
осенью 1596 г. Строительством руководили воеводы М.В.
Ноздреватый-Звенигородский и А.Р. Волконский. Первоначально крепость
располагалась на Белой горе, находившейся на правом берегу р. Северского Донца,
при впадении в нее ручья Ячнев Колодезь. Детинец (центральная часть крепости)
имел рубленые деревянные стены, установленные на валу, перед которым был вырыт
ров. В плане детинец представлял собой прямоугольник, размерами 220х240 м -
укреплена земляным валом и 8 башнями. Он располагался на краю обрыва над рекой.
Окольный город охватывал детинец полукольцом с противоположной стороны и имел
внешнюю деревянную стену протяженностью около 1 км с 10-11 башнями. Общая
площадь города составляла около 33 га.
В ходе очередной реформы местного самоуправления 23 мая 1779
года Белгородская губерния была упразднена. Белгород с прилегающими
территориями вошел в состав Курского наместничества, вскоре переименованного в
губернию. Белгород в это время становится уездным центром, уступив лидерство
Курску.
По новому административному делению в 1779 году территория
края вошла в состав двух губерний Российской империи – Курской и Воронежской.
Долгое время (до упразднения губерний и уездов) большая часть нынешней
Белгородской области были уездами Курской губернии (Белгородский,
Грайворонский, Корочанский, Новооскольский, Старооскольский, Ивнянский районы
занимали значительную часть Обоянского уезда). Юго-восточная часть
(Алексеевский, Валуйский, Вейделевский, Волоконовский, Красногвардейский,
Красненский) до 1917 года входили в состав уездов Воронежской губернии.
На этой территории в XIX в. развивалась перерабатывающая
промышленность и производство стройматериалов для местных нужд. За пределы
региона вывозили свою продукцию только мелоизвестковые заводы. Общероссийским
центром производства и переработки садово-ягодной продукции стал Корочанский
уезд.
В первые послевоенные годы в результате героического труда
белгородцев выросли такие крупные предприятия, как комбинат
"КМАруда", котлостроительный и цементный заводы, Белгородская ЦЭС,
Волоконовский сахарный завод, несколько маслосырзаводов и другие предприятия.
Уже к 1950 году промышленность области достигла довоенного уровня, а по
производству основных видов продукции в натуральном выражении перекрыла
довоенный уровень. Сильно пострадавшая во время войны сахарная промышленность
была полностью восстановлена и расширена. Постепенно вставало на ноги и
сельское хозяйство. Поголовье скота и птицы достигло довоенного уровня к 1951
году, во многих районах наблюдался подъем урожайности.
К моменту обретения своей самостоятельности край обладал уже
определенным экономическим и культурным потенциалом. Особую значимость имели
для него начатые работы по исследованию и разработке богатств Курской магнитной
аномалии (КМА), которые в дальнейшем послужили основой для строительства на
Белгородчине предприятий горнорудной промышленности.
Белгородская область была образована указом Президиума
Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года
В ее состав в момент образования вошли 23 района Курской
области и 8 районов Воронежской области, а также 7 городов (Белгород, Старый
Оскол, Новый Оскол, Валуйки, Шебекино, Грайворон и Короча), в том числе два
города областного подчинения – Белгород и Старый Оскол. В дальнейшем в
административно-территориальном устройстве области неоднократно происходили
изменения: образовывались новые города и районы, рабочие поселки, происходило
укрупнение и разукрупнение районов.
Основу промышленного производства составляли предприятия
пищевой промышленности (55%). Они занимались хлебопечением, производили муку,
масло растительное и животное, консервы всех видов. Каждая 5 тонна российского
сахара производилась в Белгородской области.
Белгородская область росла и развивалась. Интенсивно начала
развиваться промышленность, особенно горнорудная. С момента образования области
одно за другим вводились крупнейшие предприятия, в корне изменившие отраслевую
структуру промышленного производства: заметно стала увеличиваться доля отраслей
черной металлургии, машиностроения, металлообработки, медицинской,
мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Начиная с 1965 года, в области в широких масштабах
осуществлялись мероприятия по концентрации и специализации хозяйств, в основу
которых было положено создание крупных специализированных хозяйств по
выращиванию всех основных видов скота и птицы. Получили развитие
перерабатывающие отрасли промышленности.
В начале 70-х годов началось строительство собственной базы
строительной индустрии. В строй действующих вошли отдельные предприятия по
производству конструкций и панелей для крупнопанельного домостроения.
С момента образования область имела многоотраслевое сельское
хозяйство, которое постепенно выросло в крупное механизированное производство с
современным парком сельскохозяйственной техники, высокой культурой земледелия.
Все это помогало добиваться высоких и устойчивых урожаев основных
сельскохозяйственных культур.
Липецкая область
В XVII-XVIII веках территория нынешней Липецкой области была
частью Азовской провинции, где зародился российский флот. Возрождение древнего
поселения, первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку,
связано с именем Петра I. Выбрав местом размещения верфей город Воронеж, Петр I
был озабочен поиском ближайших источников металла. Богатые залежи железных руд,
обилие леса, необходимого для печей, наличие рек, сделали район Липецка центром
металлургии. В 1703 г. в соответствии с указом царя-реформатора было начато
строительство двух железоделательных заводов в селе Липские Студенки на реке
Липовка (приток р. Воронеж) – вододействующего Боринского металлургического
завода и Верхнего металлургического завода, и был создан рабочий поселок
«Липецкие железоделательные заводы». Впоследствии возникли Кузьминский и Нижний
Липские железоделательные заводы. В 1709 году поселение при них было названо
слободой Липские Заводы.
В первой четверти XVIII века липецкие казенные заводы
постепенно расширялись, превращаясь в производственную базу Воронежского и
Балтийского флота. В петровские времена на заводах работало 500-600 человек,
занятых производством металла, пушек, бомб, пистолетов, мушкетов. Здесь же для
нужд флота изготавливали якоря и дреги. Металлурги ежегодно производили для
петровской армии в среднем более 21 тыс. тонн чугуна, около 200 тонн железа,
400 кг проволоки, 500 корабельных пушек, 1500 фузей, 200 мушкетонов, 500
пистолетов.
16 сентября 1779 г - по Указу Екатерины II слобода Липские
Заводы официально получает статус уездного города Тамбовского наместничества с
названием Липецк. В черту города вошли две слободы – Дикинская и Липецкая,
вместе с заводами, а также деревни – Коровино и Дикинская. В то время здесь
проживало около 6 тыс. человек. 16 августа 1781 г Липецк получает свой герб.
Под тамбовским губернским гербом (улей и три золотые пчелы) – раскидистая липа,
как символ древности и процветания, как родовое дерево возрожденного города.
В 1806 году в деревянном, хаотично застроенном Липецке
случился большой пожар, после которого застройка города стала производиться уже
по Генеральному плану, с прямыми, широкими улицами и зданиями из камня и
кирпича. Были построены курортные здания, гостиница, зал развлечений. На улице
Дворянской (ныне ул. Ленина) появились дворянские и купеческие особняки.
На рубеже XIX- XX веков вновь оживилась металлургическая
жизнь города. В 1902 году с участием бельгийского капитала было закончено
строительство двух доменных печей, положивших начало металлургическому заводу
"Свободный Сокол", который дал первый чугун 15 июля 1902 года, а в
1931 году был заложен другой гигант - Новолипецкий металлургический завод
(НЛМЗ, ныне - Новолипецкий Металлургический Комбинат - НЛМК), который начал
свою работу 7 ноября 1934 года. Строительство металлургического предприятия,
задуманного как комбинат с полным металлургическим циклом, стало переломным в
биографии Липецка. Именно НЛМК принес Липецку мировую славу индустриального
центра. Начиная с 30-х годов Липецк из небольшого, утопающего в зелени
провинциального городка превратился в крупный индустриальный центр Черноземья.
В 1943 году было принято решение о строительстве Липецкого тракторного завода,
который не один раз был отмечен орденами и наградами.
В послевоенные годы интенсивно велось восстановление
разрушенной экономики - промышленности и сельского хозяйства. Определяющим для
высоких темпов развития Липецка, других городов и сел стало решение о создании
мощного металлургического производства в центре России и об образовании
Липецкой области. Новолипецкий металлургический комбинат строила вся страна, но
прежде всего - Липецкая область. Для возведения новых цехов и производств
одного из крупнейших в стране металлургических предприятий была создана мощная
строительная база, развивалась транспортная инфраструктура. При явном
доминировании металлургии предпринимались меры для развития машиностроения,
химической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности. Экономический
потенциал области был использован для подъема сельского хозяйства, технического
перевооружения производства, решение социальных проблем. Это позволило
обеспечить население области продукцией земледелия и животноводства, поставлять
продовольствие в другие регионы.
За время существования области создан мощный
производственно-технический потенциал. За успехи в развитии
народнохозяйственного комплекса 4 июля 1967 г. Липецкая область была награждена
Орденом Ленина. Центр области - Липецк - превратился из маленького уездного
городка в полумиллионный современный город с развитой инфраструктурой.
В последнее десятилетие XX века на базе зарубежных технологий
были созданы новые предприятия – «Завод холодильников «Стинол» и завод по
производству соков и нектаров «Прогресс», продукция которых хорошо известна за
пределами Липецкой области. Развивается малый и средний бизнес, особенно в
сфере пищевой и легкой промышленности, торговли, общественного питания и
бытового обслуживания населения.
Воронежская область
Территория современной Воронежской области была заселена
человеком в эпоху палеолита - древнекаменного века. Примерно на 30000 лет
отстоят от нас по времени древнейшие поселения в районе села Костенки, на
правом берегу Дона, в Хохольском районе Воронежской области.
В конце I тысячелетия до н.э. в степном Придонье проживали
ираноязычные скифо-сарматские племена.
Во II веке в степном Придонье поселяются ираноязычные аланы.
В IV веке через придонские степи прошли гунны - тюркоязычный народ, сформировавшийся
в Центральной Азии. Затем в Придонье появляются тюркоязычные болгары. В VII
веке группа болгарских племен перешла из Проидонья на Балканский полуостров,
где, смешавшись со славянами и переняв их язык, дала имя государству Болгария.
IX век был временем появления в Воронежском крае славян. В X
веке в степное Придонье с востока вторгся новый тюркоязычный народ - печенеги.
Вторжения повторялись и в дальнейшем. В середине XI века печенегов сменили
половцы.
История Воронежа хорошо отражена в исторических письменных
источниках с конца XVI века, хотя есть основания полагать, что город
существовал гораздо раньше, в конце XII века. Упоминания об этом можно
встретить в Ипатьевской, Лаврентьевской и Никоновской летописях, самое древнее
значится под 1177 годом. Тогда на реке Колокше произошла битва между князем
владимирским Всеволодом и князем рязанским Глебом. На стороне рязанцев
выступили братья Мстислав и Ярополк Ростиславич, занимавшие ранее престолы во
Владимире и Ростове Великом и желавшие вернуть их себе. Но победу в сражении
одержал князь Всеволод и владимирская рать. В ходе битвы в плен попали
рязанский князь Глеб, его старший сын Роман, князь Мстислав и многие знатные
бояре Рязани. Ярополку Ростиславичу удалось бежать и скрыться в рязанской
земле. Тогда князь Всеволод, как рассказывают летописи, послал в Разань
гонца-посла со словами: "Вы имеете нашего ворога, али иду к вам".
Рязанцы не пожелали пропадать из-за чужого князя, и "ехавше в Воронежь,
яша его сами и приведоша его в Володимерь".
В XIII веке на Воронежскую землю пришли, сея смерть и
разрушения, монголо-татары. Господство тюркоязычных кочевых народов
продолжалось вплоть до XVI века. Оно отразилось и в географических названиях.
Так, многие речки и урочища в Воронежской области носят тюркские названия:
Еманча (плохая речка), Кисляй (родник, источник), Толучеевка (полноводная
речка).
Свержение монголо-татарского ига и образование Российского
централизованного государства в конце XV века создали объективные предпосылки
для возрождения Воронежского края. В течение XVI века он был официально включен
в состав Российского государства.
Важной вехой в истории края стало основание города Воронежа.
Строительство города началось в 1585 году и было продолжено в следующем, 1586
году. Под защитой города, поблизости от него, в конце XVI – начале XVII века
возникли первые села и деревни: Айдарово, Березово, Боровое, Животинное,
Рамонь, Репное, Чертовицкое, Ямное и другие. В 1615 году в новом Воронежском
уезде существовало уже 59 поселений.
Интересной страницей в истории Воронежского края было
строительство здесь по решению Петра I русского военного флота в конце XVII –
начале XVIII века. Флот строился для действий на Азовском и Черном морях, для
борьбы с Турцией за берега этих морей. У корабельных верфей возникли новые
города – Тавров и Павловск. Всего было построено около 200 многопушечных
кораблей и галер. С помощью флота, построенного под Воронежем, летом 1696 года
Россия овладела городом Азовом – мощной турецкой крепостью при впадении Дона в
Азовское море.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|