Территориальная организация экономики и населения Центрального Черноземного экономического района
Территориальная организация экономики и населения Центрального Черноземного экономического района
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный университет им Н.И. Лобачевского»
Экономический
факультет
Кафедра
государственного и муниципального управления
РЕФЕРАТ
по территориальной организации
населения
на тему: Территориальная организация
экономики и населения Центрального Черноземного экономического района
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2010 год
Содержание
Введение
Глава 1. Оценка
природно-ресурсного потенциала
Глава 2.
Территориальная организация экономики в регионе
2.1 Отрасли
хозяйственной специализации района и их размещение
2.2 Формы
территориальной организации экономики в районе
Глава 3.
Территориальная организация населения в регионе
3.1 История
заселения региона
3.2 Опорный каркас
расселения населения региона
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
Состав Центрально-Черноземного экономического района:
Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.
Площадь: 167 700 км²
Численность населения: 7 872 000 чел.
Уровень урбанизации: 62 % населения проживает в городах.
В формировании хозяйственного комплекса
Центрально-Черноземного экономического района важную роль играют наличие
богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в
сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное
экономико-географическое положение. В межрайонном территориальном разделении
общественного труда Центрально-Черноземный район выделяется производством
продукции железорудно-металлургического комплекса, некоторыми отраслями
машиностроения, химической и пищевой промышленностью. В сельском хозяйстве
отраслями рыночной специализации являются: производство зерна, сахарной свеклы,
подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса. Имея 1% территории
России и 5% населения, район производит более 42% железной руды, 17% чугуна,
10% стали, готового проката черных металлов, кузнечно-прессовых машин,
химического оборудования, цемента, 20% телевизоров, холодильников,
растительного масла, более 40% сахарного песка.
Центрально-Черноземный район граничит с ведущим промышленным
районом страны - Центральным и удобно расположен по отношению к
топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Природные
условия региона характеризуются умеренной континентальностью средние
температуры июля - 19 - 22°С, января - 8 - 11°С количество атмосферных осадков
колеблется от 400 до 550 мм в год, продолжительность вегетационного периода -
175-185 дней. Несмотря на засушливость отдельных частей региона условия
благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья
выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью. Водными
ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития.
Земельные ресурсы района используются очень интенсивно. Высока степень
сельскохозяйственной освоенности территории. Из 16,8 млн. га земельного фонда
89% принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, в структуре сельхозугодий
82% занимает пашня, 3,9% сенокосы, 12,8% - пастбища. Земельные ресурсы
выделяются и своим качеством: 80% составляют почвы черноземного типа.
Основным видом транспорта в транспортной системе района
является железнодорожный (на его долю приходится более 95% отправления грузов),
обеспечивающий его хозяйственные связи и выполняющий транзитные функции. По
территории района проходят: важные железнодорожные магистрали, соединяющие
Центр России с Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и другими районами
(Москва – Курск – Белгород – Харьков, Москва – Воронеж – Лиски - Ростов, Москва
- Елец - Валуйки - Донбасс, Москва - Мичуринск - Тамбов - Саратов, Волгоград -
Поворино - Грязи - Орел - Рига, Харьков - Лиски - Балашов, Воронеж – Курск –
Киев), крупные автострады в том же направлении (Москва - Симферополь, Москва - Воронеж
– Ростов-на-Дону, Москва - Тамбов - Волгоград), магистральные трубопроводы из
Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. Существенное
значение для района имеет и воздушный транспорт. Речной транспорт развит
слабо. Единственная судоходная магистраль - Дон с притоками Северским Донцом и
Хопром.
В межрайонном грузообороте ввоз грузов превышает вывоз. В
большом количестве завозятся топливо, уголь, лес и пиломатериалы, различное
оборудование, в структуре вывоза преобладают продукция сельского хозяйства и
пищевой промышленности, железная руда, чугун и сталь, строительные материалы.
Среди многочисленных сел и деревень района расположены
городские поселения: 50 городов и 83 поселка городского типа. Самые большие
города (с численностью населения более 100 тыс. человек) - областные центры -
Воронеж (903,8 тыс.), Липецк (519,2 тыс.), Курск (441,2 тыс.), Белгород (336,9
тыс.), Тамбов (314,1 тыс.), а также Старый Оскол (211,8 тыс.), Мичуринск (121,8
тыс.), Елец (120,3 тыс.). Средние (с населением от 50 тыс. до 100 тыс.
человек): Железногорск (96,9 тыс.), Губкин (86,9 тыс.), Борисоглебск (66,3
тыс.), Лиски (56,5 тыс.), Моршанск (49,9 тыс.) и Рассказово (49,6 тыс.)
Остальные городские поселения относятся к малым. Среди них есть старые города,
утратившие былое значение (Острогожск, Павловск, Рыльск, Данков, Чаплыгин и
др.), и новые (Курчатов, Шебекино и др.).
По половому составу населения район имеет примерно такие же
показатели, как и Центральная Россия в целом: доля мужского населения здесь меньше,
чем женского (46,1%). Население в трудоспособном возрасте составляет 54,5%. Это
на 2,1% меньше, чем в Центральном районе, и на 2,5% меньше, чем в среднем по
России. Такое положение объясняется большой долей сельского населения: из села
в течение послевоенных лет происходил отток молодежи.
В районе сравнительно высока плотность населения - 47
чел./км². Этот показатель в 5,4 раза выше средней величины по России,
почти в два раза превышает показатель Уральского района, но в 1,3 раза ниже,
чем в Центральном районе. Заселена территория более или менее равномерно,
причем, как и раньше, максимально - на юго-западе (Белгородская обл.), а
минимально - на северо-востоке (Тамбовская обл.). Заметно увеличилась плотность
населения в Курской и особенно Белгородской областях благодаря притоку
переселенцев из других районов России (в связи с освоением КМА и возникновением
новых предприятий).
Используя преимущества своего географического положения между
важнейшими экономическими районами страны, а также большие природные и людские
ресурсы, Черноземный Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным
районом.
Глава 1. Оценка природно-ресурсного потенциала
Главным природным богатством района являются железные руды
Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел –
Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до
25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с
мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды Курской
магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного экономического района по
состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1 оцениваются в 31,7 млрд.т, в т.ч.
в Курской области 9,3 млрд.т, в Белгородской 22,4 млрд.т. Развиты два главных
типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с
содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше
60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены
железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до
700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к
магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской
области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской
области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское,
Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области - Михайловское,
Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от
35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах
со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств.
Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью
подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ведется с помощью
специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при проходке шахтных
стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять
расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной
промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего
лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.
Кроме железных руд в районе имеются цементное, огнеупорное и
другое минерально-строительное сырье, а также бокситы (Висловское месторождение),
фосфориты (Щигровское месторождение). Широко известны месторождения огнеупорных
глин (Семилукское), мела (Белгородское), известняков (Студеновское и Ситовское)
и доломитов (Данковское).
В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены
промышленные месторождения бокситов - Висловское месторождение, но из-за
большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не
эксплуатируется.
Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют
третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию
Российской Федерации. Кроме того, в области имеются месторождения цементного
сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны
Латненское месторождение огнеупорных глин и Павловское - строительных
материалов.
В Курской области имеются залежи торфа, фосфоритов,
строительных материалов.
Липецкая область располагает месторождениями строительных
материалов и доломитов. Наиболее известны месторождения строительных
материалов, такие, как Студеновское, Сокольско-Ситовское, а доломитов -
Данковское.
В Тамбовской области имеются запасы строительных материалов,
фосфоритов, минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка -
Тамбовское и Полковское.
Центрально-Черноземный район остро дефицитен по
топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное
топливо.
Климат района умеренно континентальный, в заданной части
достаточно увлажненный, в юго-восточной - более сухой, нередки засухи. Средняя
температура июля +(19-20) 0С, января - (9-11) 0С. Количество годовых
атмосферных осадков 400-500 мм в год. Продолжительность вегетационного периода
с температурой выше 50С - 175-200 дней, с температурой выше 100С- 140-170 дней.
Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой является Дон с
притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем течении до Павловска
судоходен. Остальные реки мелководны, основное их использование - водоснабжение
населения и промышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженный
водохозяйственный баланс в крупных городах.
Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе
Курской и на севере Тамбовской областей распространены серые лесные и
подзолистые почвы, на всей остальной территории - разного типа черноземы с
содержанием гумуса от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до
120- 130 см. Это самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на
рыхлых грунтах песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной
эрозии, ведущей к образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до
60% земель, поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу
земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная
обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около
половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району - 8%.
Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в
основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация
лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой
древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует привозное
сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты,
фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах
народного потребления.
Глава 2. Территориальная организация экономики в регионе
2.1
Отрасли
хозяйственной специализации района и их размещение
В промышленном комплексе Центрально-Черноземного района
ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной
специализации.
Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат широко
вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего зарубежья. К крупнейшим
предприятиям металлургического комплекса относятся Лебединский, Михайловский,
Стойленский ГОКи, объединение "КМАруда", Новолипецкий
металлургический комбинат, завод "Свободный сокол", Оскольский
электрометаллургический комбинат, Семилукский завод по производству огнеупоров
и другие.
Себестоимость производства железной руды в регионе ниже на
20%, чем в среднем по Российской Федерации, даже несмотря на большие затраты на
рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия. Развитие отрасли в
Центральном Черноземье идет по двум направлениям: расширение добычи и
обогащение железных руд и увеличение выпуска и ассортимента металлургической
продукции за счет реконструкции Новолипецкого металлургического комбината и
введение новых мощностей на Оскольском электрометаллургическом комбинате. Район
является основным поставщиком электротехнической, автолистовой и трубной стали
в России.
Технический уровень производства и производительность труда в
черной металлургии района выше, чем в среднем по России; по многим позициям
продукция отрасли отвечает мировым стандартам.
Машиностроение
Машиностроение является также отраслью рыночной специализации
Центрально-Черноземного района и характеризует я многоотраслевой структурой. В
регионе получили развитие сложные трудоемкие отрасли: радиоэлектроника,
авиация, приборостроение, так и металлоемкие отрасли: горнорудное
машиностроение, производство экскаваторов, кузнечно-прессовых машин,
металлорежущих станков, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение,
химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических
конструкций. Размещение машиностроительного комплекса в регионе отличается
крайней неравномерностью и сосредоточено в основном в Воронежской области (42%
от общего выпуска продукции), также выделяются машиностроительные центры:
Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и
другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой
промышленности.
Пищевая промышленность
Отраслью рыночной специализации района является пищевая
промышленность. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также
является многоотраслевой. Важное значение имеет сахарная, мясная, маслобойная,
маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная. Эти отрасли
поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок. Пищевая
промышленность в регионе характеризуется технической отсталостью, большим
износом основных производственных фондов (до 70%), высокой долей ручного труда.
Мощность предприятий сильно отстает от объемов заготавливаемого сырья. Поэтому
даже в средние по урожайности годы часть сырья остается непереработанной.
Химическая промышленность
Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе
тоже относится к отраслям рыночной специализации. Но она сдерживается
отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических
ресурсов. Тем не менее отрасль в районе получила значительное развитие и
большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. Это - синтетический
каучук, шины из Воронежа, резинотехнические изделия из Тамбова и Курска,
синтетические волокна из Курска, синтетические моющие средства из Шебекино
анилиновые красители из Тамбова. Перспективны в районе производство минеральных
удобрений и производство синтетических материалов.
Цементная промышленность
По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно
из-за ограниченности собственных ресурсов. Цементная промышленность - отрасль
строительного комплекса Центрально-Черноземного района также относится к
отраслям рыночной специализации. Ее развитие в районе обусловлено наличием
крупных ресурсов сырья, комплексным использованием вскрышных пород при
разработке железных руд КМА. Крупные цементные заводы размещены в Белгороде,
Старом Осколе, Липецке. Другие отрасли промышленности в Центрально-Черноземном
районе являются дополняющими комплекс.
Электроэнергетика
Электроэнергетика региона имеет специфичную структуру. Более
80% электроэнергии дают атомные электростанции. Здесь построены и постоянно
расширяются Нововоронежская и Курская АЭС. В областных центрах работают крупные
тепловые электростанции. Часть электроэнергии поступает из ЕЭС России, но район
по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие
хозяйства Центрального Черноземья.
Строительная индустрия
Строительная индустрия в основном удовлетворяет внутренней
потребности региона. Она развивается на богатой и разнообразной собственной
сырьевой базе. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский
фактор, поэтому предприятия сосредоточены в основном вокруг областных центров.
Лесная и деревообрабатывающая
промышленность
Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует
привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные
плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в
товарах народного потребления.
Легкая промышленность
Легкая промышленность Центрально-Черноземного района развита
слабо и размещена очень неравномерно. Предприятия сосредоточены в основном в
Тамбовской и Курской областях. Тамбовская область специализируется на
производстве шерстяных тканей, в Курской области расположена Глушковская
шерстяная фабрика и построен крупный трикотажный комбинат, использующий
химическое волокно. Дальнейшее развитие отрасли связано с совершенствованием ее
территориальной структуры и направлено на более полное удовлетворение
потребностей населения района. Швейная промышленность размещена повсеместно,
кожевенно-обувные предприятия расположены в Курске, Воронеже.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|