рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Состояние и перспективы развития бизнеса в городе Челябинске рефераты

Этот список неоднороден. В нем можно выделить как минимум три группы. Одна из них – так называемая золотая молодежь. Дети влиятельных родителей, которым родственный ресурс помогает делать карьеру (Андрей Гартунг, Станислав Луцет, Григорий Ройзман и другие). Мы не стали автоматически включать в наш список всех отпрысков высокопоставленных родителей, с помощью экспертов определив лишь тех, кто на сегодняшний день уже проявил себя в бизнесе или политике и чьи перспективы представляются нам наиболее весомыми. Вторая группа – люди, «сделавшие себя сами». В этом списке вы найдете несколько фамилий, которые пока не на слуху (Александр Гриневич, Сергей Селещук, Борис Раскинд), но велик шанс, что с течением времени они станут звучать чаще. И наконец, третья группа – люди, которые, несмотря на свой молодой возраст, уже сейчас входят в мегаэлиту Челябинска, например Алексей Александров и Дмитрий Вяткин.

Из списка намерено удалены несколько персон, которые также относятся к мегаэлите города и при этом достаточно молоды. Речь идет об Евгении Редине (заместителе губернатора в администрации Петра Сумина и в администрации Михаила Юревича), известном челябинском бизнесмене Дмитрии Еремине и, наконец, новом губернаторе Челябинской области Михаиле Юревиче, которому 13 февраля 2010 года исполнился 41 год. Их сверхуспешная карьера – главное доказательство того, что смена поколений во власти и бизнесе идет полным ходом. Они не новая, а уже состоявшаяся элита Челябинска и Челябинской области.

2012 год - время очередных президентских выборов в России. И на ситуацию в Челябинске, безусловно, повлияет результат этой избирательной кампании – кто через два года встанет у руля страны. Нынешний президент Дмитрий Медведев последовательно проводит политику, направленную на омоложение чиновничьего аппарата, продвигает на всех уровнях талантливую и амбициозную молодежь.

На мой взгляд, сильной стороной предложенного «золотого» списка является его неангажированность.

Задачей составления рейтинга было прежде всего вытащить на поверхность тех, чьи имена большинству читателей ни о чем не говорят.

Новую элиту, которая придет на смену нынешним «отцам города», определить действительно непросто. Люди, которые, казалось бы, сегодня имеют все предпосылки для бурного карьерного роста, через несколько лет могут остаться на прежних позициях, а то и вовсе, лишившись важного ресурса (папиного, партийного, чиновничьего), – потерять все свое влияние.

Кроме того, в настоящее время в Челябинске принята программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2010-2012 годах».

Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске.

Задачи программы:

- совершенствование нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;

- предоставление и развитие финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи;

- содействие повышению уровня квалификации кадрового состава для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональный и российский рынки;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- пропаганда развития малого и среднего предпринимательства.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку 478 субъектов, в том числе 2010 год - 132 субъекта, 2011 год - 159 субъектов, 2012 год - 187 субъектов.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку для продвижения производимых ими товаров (работ, услуг) на региональный и российский рынки 144 субъекта, в том числе 2010 год - 44 субъекта, 2011 год - 48 субъектов, 2012 год - 52 субъекта.

Характеристика программных мероприятий:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

4) имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Сроки реализации программы - 2010-2012 годы.

Городская целевая программа является расходным обязательством города Челябинска.

Обеспечение финансирования мероприятий программы осуществляется в пределах средств, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города на очередной финансовый год.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности :

-обеспечение устойчивого развития предпринимательства в городе Челябинске;

-увеличение доли численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, в общей численности работников всех предприятий и организаций города к 01.01.2013 г. до 38,7 %;

-увеличение доли объема отгрузки товаров и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме отгрузки товаров и услуг города Челябинска к 01.01.2013 г. до 27,8 %;

-увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет города к 01.01.2013 г. до 21,9 %.

3. Жилищное строительство в городе Челябинске


Современная динамика развития строительного комплекса включает в себя многие факторы. И итоги года, конечно, складываются не только в рамках календаря. С начала века и Челябинская область, и страна в целом переживают второе рождение строительной отрасли. Последние 3 года подряд объемы жилищного строительства увеличиваются в области на 200 тыс. м2. Только в 2006 г. построено 1 млн. 234 тыс. м2 жилья. Хотя это далеко не предел - в лучшие советские годы область возводила полтора миллиона.

Безусловно, важную роль в развитии строительного комплекса сыграл национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который еще раз подчеркнул важность знаменитого «квартирного вопроса». На протяжении веков именно жилье является главным условием достойного, цивилизованного человеческого существования. И сегодня это - критерий социального благополучия, оценка уровня жизни.

Вот только «знак качества» ставить еще рано. В Челябинской области, достаточно благополучной, в благоустроенном жилье остро нуждается более 70 тыс. семей, и не менее 100 тыс. семей хотели бы улучшить жилищные условия. Почти 25 тыс. семей стоят на очереди по 10 и более лет. Более 11 тыс. семей ютятся в общежитиях, столько же проживают в ветхоаварийных домах. Чтобы только расселить 1 млн. м2 ветхого жилья, потребуется целое десятилетие. Так что сама жизнь заставляет действовать, а нерешенные проблемы задают темп роста.

На сегодняшний день средняя рыночная стоимость 1 м2 в Челябинской области составляет 22 тыс. руб. Естественно, основное увеличение рыночной стоимости дают крупные города. В Челябинске, к примеру, типовую квартиру в панельном доме меньше чем за 30 тыс. за 1 м2 не купишь. При этом рыночная цена нового жилья превышает себестоимость подчас на 80%. Конечно, такая ситуация сложилась, прежде всего, из-за недостаточного предложения. А поэтому первая и главная мера по снижению цен - это увеличение объемов строительства.

Другое направление - на снижение издержек. Как в бизнесе - все, что тянет предприятие на дно, должно отсекаться. Нужно сделать прозрачными, к примеру, механизмы землеотводов, сократить сроки оформления документации, а продажу застройщикам инфраструктурно подготовленной площадки осуществлять на условиях определенного ценового уровня стоимости квартир. Третье направление - на развитие разных форм строительства. Прежде всего, это касается малоэтажного индивидуального строительства. Его потенциал очень значителен, да и люди привыкли не ждать «милостей от государства». Только в прошлом году на индивидуальных застройщиков пришлось почти 40% общего объема введенного жилья. Чтобы увеличить объемы строительства в этом секторе, необходимо заниматься подготовкой участков, инженерной инфраструктурой, предлагать застройщику по доступным ценам местные материалы, сборные конструкции, срубы. Кстати, цена нового типового деревянного дома в среднем составляет 300 тыс. руб.

Другая форма строительства, которую мы развиваем и поддерживаем на протяжении многих лет, - это корпоративное жилье. Сегодня многие крупные предприятия области - такие, как ЧТПЗ, ММК, ядерный центр в Снежинске и др., имеют собственные программы по строительству, обеспечивают своих сотрудников жильем.

В области уже не первый год действует целевая программа «Жилье», в которой «социальный блок» занимает существенное место. В частности, реализуются подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей, работников бюджетной сферы. Только в прошлом году с участием бюджетных субсидий улучшили жилищные условия более 4 тыс. семей. Мы выполняем обязательства по обеспечению жильем «федеральных льготников», уволенных в запас, чернобыльцев. В 2006 г. в Челябинске сдано 160 квартир для сотрудников Главного управления внутренних дел. Наконец, на особом контроле стоит расселение ветхого фонда. За 4 года на эти цели направлено более 1 млрд. руб., свыше 3 тыс. семей справили новоселье.

Весь мир приобретает жилье в кредит и не считает зазорным залезать в долги. Ипотека является нормой жизни. И в России она уже перестала быть диковиной. Хотя мы начинали выстраивать систему ипотечного кредитования практически с нуля. Когда в 2002 г. создавалось «Южно-Уральское агентство по ипотечному кредитованию», его уставный капитал составлял чуть более 100 млн руб. На сегодняшний день - свыше 1,5 млрд. руб. Его деятельность сегодня ведется в трех направлениях: инвестиции в строительство, предоставление займов и рефинансирование закладных у банков-партнеров. Под развитие ипотеки и нормальное ее функционирование подведена соответствующая законодательная база.

2006 год показал, что ипотека не просто «прижилась», но и гораздо быстрее, чем мы рассчитывали. Так, в планах на год стояла выдача 6 тыс. ипотечных кредитов, реально выдано 14 тыс. на сумму 10 млрд. руб. Еще на 7 млрд. руб. выдано кредитов коммерческими банками, которые работают по федеральным стандартам ипотечного жилищного кредитования. Безусловно, объемы кредитов будут расти и дальше, а ипотечная система - совершенствоваться.

Само время позволяет сегодня планировать более масштабно, воплощать те проекты, которые еще несколько лет назад были лишь в мечтах. Ежегодно возрастают объемы промышленного строительства, предприятия проводят коренную реконструкцию производства, замахиваются на смелые проекты. В качестве примера приведу замысел магнитогорских металлургов - построить в достаточно сжатые сроки уникальный толстолистовой стан «5000». За этот масштабный проект стоимостью под 30 млрд. руб. брались и боролись многие, но по силам эта задача оказалась только Магнитке.

В области активно ведется строительство социально значимых объектов. Собственно, мы и в тяжелые кризисные времена строили и оснащали школы и больницы. Но сегодня, как говорится, иной размах. За последние годы мы открыли замечательный центр дзюдо, крытый конькобежный дворец «Уральская молния», построили новый Ледовый дворец в Магнитогорске, открыли уникальный краеведческий музей - впервые в России за последние два десятилетия! Совсем недавно заложили строительство Ледового дворца в Челябинске. Продолжаем строить физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, областную детскую больницу. Будем участвовать в долевом строительстве Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов строительство и реконструкцию инфраструктуры области. Эта сфера деятельности и объемна, и затратна. В области завершен магистральный этап газификации. В среднем свыше 4 млрд руб. в год идет на реконструкцию дорожного хозяйства. Значительных вложений потребует реконструкция инженерно-коммуникационных сетей, водопровода, тепловых сетей, износ которых в общероссийском масштабе составляет 50-60%. По сути, мы должны коренным образом изменить саму среду обитания человека, сделать ее достойной.

За последние 3 года только инвестиции в жилищное строительство выросли почти в 2 раза и превысили 10 млрд руб. Их удельный вес в общем объеме инвестиций составляет 13%. Строить всегда выгодно, тем более, когда такой значительный спрос на недвижимость, когда объемы строительства растут. К тому же привлечение инвестиций определено областной промышленной политикой как одно из важнейших направлений деятельности.

Отсюда серьезные вложения в предприятия стройиндустрии, в создание новых производств, новых заводов. Это наиболее привлекательная отрасль после металлургии и машиностроения. Опыт инвестиций в стройиндустрию оказался для нас принципиально важным. Новые строительные предприятия, с одной стороны, стали выходом для проблемных территорий - например, шахтерских, после закрытия угольных шахт. С другой, обеспечили области хороший задел для увеличения объемов капитального строительства, в том числе жилищного - в течение последних 3 лет на 200 тыс. м2 в год.

Новые строительные мощности в области вводятся ежегодно. Только в прошлом году введены 3 предприятия: по производству плит перекрытия в Сатке и блоков для тоннелей метро в Челябинске, кирпичный завод в Карабаше. В целом, в отрасли по производству стройматериалов работают более 400 предприятий, которые уже обеспечили Челябинской области 6-е место в России по объемам производства в данном секторе. Само собой, область в состоянии полностью обеспечить свои потребности в стройматериалах, многие из которых не уступают по качеству импортным аналогам.

Другой важный момент - в сферу строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынок риэлторских услуг активно включается, пусть и со своими скромными капиталами, малый бизнес. Предпринимательские предпочтения данной сфере сегодня удерживают 2-е место после торговли. Это тоже серьезный ресурс для развития строительной отрасли.

Определить резервы для увеличения объемов строительства можно лишь комплексно. В строительной сфере все сплетено, все связано в крепкий узел - от архитектурных решений до наличия цемента или стекольного песка. Тем не менее можно выделить несколько основных точек роста.

1. Расширение и модернизация производственной базы строительных предприятий. Многие из них далеко не новые, и степень износа основных фондов составляет в среднем 50%. Но сегодня практически на всех крупных предприятиях отрасли идет техническое перевооружение, некоторые заводы перепрофилируются. Почти каждое предприятие активно инвестирует собственные средства в расширение и обновление производства, в освоение новых видов продукции. В предстоящие 4 года на эти цели планируется инвестировать почти 10 млрд руб.

2. Внедрение современных технологий строительства жилья: будь то каркасно-монолитное или крупнопанельное домостроение, различные серии, зарекомендовавшие себя в других регионах, различные конструктивные системы. Главное - строить быстро и качественно.

3. «Организационный ресурс». Необходимо значительно сократить сроки подготовки градостроительной документации, не теряя при этом качества и здравого смысла, сроки подготовки земельных участков, разработки генеральных планов муниципальных поселений. Этот же вопрос нужно решать и в отношении земельных аукционов.

В прежние годы невысокие темпы строительства многие оправдывали несовершенством законодательства, отсутствием необходимых нормативно-правовых актов и общей экономической политики. Сегодня ситуация изменилась, и изменилась принципиально. Конечно, можно до сих пор говорить о «сырых» законах. Но и идеальных законов еще никто не придумывал. В целом, ключевые федеральные законы на сегодняшний день приняты, и это вполне достаточное руководство к действию. Очень многое зависит от самих регионов - насколько они глубоко «вспахивают» правовое поле, насколько конструктивны взаимоотношения исполнительной, законодательной власти и бизнеса, насколько хорошо они слышат друг друга.

В Челябинской области это взаимопонимание найдено давно. И как следствие - создана серьезная правовая база, приняты основные областные целевые программы, в том числе по реализации национального проекта «Доступное жилье», принимаются необходимые законы, «закрывающие» ту или иную проблему. В частности, в 2006 г. приняты законы «О составе, порядке подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования», о публичных слушаниях по проектам генеральных планов, «О документации по планировке территорий Челябинской области». В текущем году планируются изменения в областные законы о земельных отношениях, автомобильных дорогах. Будет разработана и новая областная целевая программа по реализации национального проекта на 2008-2010 гг.

Основными экономическими партнерами Челябинской области являются Московская область и Москва. Основой взаимного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества стали подписанные в 2001 г. Соглашения с Правительством Москвы и Правительством Московской области. В частности, в их рамках предусмотрены совместные мероприятия в сфере строительства, в том числе вопросы взаимопоставок отдельных видов строительной продукции, а также участие в текущем году предприятий строительной индустрии Челябинской области в Международной «Строительной неделе Московской области».

Эти соглашения, конечно, не единственные. Челябинская область давно и тесно сотрудничает с Республикой Башкортостан, Нижегородской и Новосибирской областями, Республикой Татарстан, Ямало-Ненецким автономным округом и другими регионами. Нормой жизни строительных предприятий стало взаимное участие в выставках и конференциях. Есть и совместные проекты - например, строительство в Новосибирске завода по производству теплоизоляционных материалов.

В самом начале апреля долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» активно обсуждалась на VIII Южно-Уральском экономическом форуме. Ее главное направление - достичь через эффективность экономики нового качества жизни. Безусловно, увеличение строительства жилья является базовым параметром. Нынешние темпы строительства и динамика развития предприятий стройиндустрии реально позволяют выйти на 2 млн м2 жилья к 2010 г. и на 4 млн. м2 - к 2020 г. Так что надежный и прочный фундамент для этого создан.

Страницы: 1, 2, 3