Состояние и перспективы развития бизнеса в городе Челябинске
Состояние и перспективы развития бизнеса в городе Челябинске
Содержание
Введение
1. Машиностроение города Челябинска:
нынешнее состояние и перспективы развития на примере Челябинского тракторного
завода
2. Состояние и перспективы развития
бизнеса в городе Челябинске
2.1 Малый и средний в Челябинской
области в 2009 году
2.2 Перспективы развития бизнеса на
2012 г
3. Жилищное строительство в городе
Челябинске
4. Химическая промышленность города
Челябинска
5. Культурное развитие Челябинска
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Я – Митькин Иван
Андреевич, выбрал для итоговой аттестационной работы тему – «Состояние и
перспективы развития бизнеса в городе Челябинске». Данная тема была выбрана
мной не случайно, так как бизнес – важная составляющая развития современного
Челябинска.
Город Челябинск - крупный
промышленный центр, 75 % продукции в общегородском объеме производства производят
крупные промышленные предприятия и 25 % - субъекты малого и среднего
предпринимательства. Ведущими отраслями являются металлургия и машиностроение.
В настоящее время на работу промышленного комплекса влияют такие факторы, как
спросовые ограничения на продукцию металлургического комплекса и увеличение
тарифов на услуги естественных монополий. В данных условиях возникает
необходимость диверсификации крупного промышленного производства и увеличения
объема продукции, производимой субъектами малого и среднего
предпринимательства, уход от образа города-завода и развитие мегаполиса в
соответствии с современными трендами в экономике, технологиях, информационном
обеспечении.
Развитие малого и
среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом эффективной
конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни
населения - основной цели деятельности Администрации города.
Малый и средний бизнес
играет значительную роль в решении экономических и социальных задач городского
округа, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению
потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды,
обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения города,
стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В Стратегии развития
города Челябинска до 2020 года развитие малого и среднего предпринимательства
определено «точкой роста» экономики города.
Особое значение малый и
средний бизнес приобретает в наблюдаемых сегодня условиях нестабильности экономики
(кризисных явлений), так как это динамичная форма хозяйствования, быстро
приспосабливающаяся к изменяющимся условиям.
В то же время ведение
предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска,
значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя
предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. Поэтому
необходимость развития малого и среднего предпринимательства признана на
государственном уровне.
Системный подход к
решению проблем развития предпринимательства на муниципальном уровне, с
использованием программных методов, способствует последовательной работе,
направленной на создание благоприятных условий ведения предпринимательской
деятельности в Челябинске.
Таким образом, изучение
перспектив развития и современного состояние развития бизнеса в Челябинске –
важная проблема не только в масштабах области, но и в масштабах каждого жителя
города.
Цель моей работы –
доказать, что в Челябинске существуют проблемы развития бизнеса и
предпринимательства.
Задачи работы:
- изучить современное
состояние бизнеса в Челябинске;
- проанализировать
приоритетные направления развития бизнеса в Челябинске;
- оценить возможности
развития бизнеса в Челябинске.
В своей работе использовал
теоретический метод, основанный на статистических материалах, а также научной
литературе.
1. Машиностроение
города Челябинска: нынешнее состояние и перспективы развития на примере
Челябинского тракторного завода ЧТЗ УРАЛТРАК
Челябинск – один из
крупнейших промышленных, торгово-финансовых, научных, культурных,
административных центров России, столица Челябинской области.
Последнее столетие
Челябинск развивался преимущественно как промышленный центр, город металлургии
и машиностроения.
Машиностроение в
отраслевой структуре промышленного производства Челябинска составляет около
13%. В числе наиболее крупных предприятий - Челябинский кузнечно-прессовый
завод, Челябинский тракторный завод-Уралтрак (ЧТЗ), Челябинский завод дорожных
машин им. Колющенко, Челябинский автоматно-механический завод, Челябинский
механический завод.
Машиностроение и
металлообработка - одна из ведущих отраслей экономики Челябинской области.
Удельный вес в общем объеме производства промышленной продукции составляет 14%.
Машиностроительный комплекс представлен автомобильной промышленностью (25,3%),
тракторным и сельскохозяйственным (14,1%), станкостроением, приборостроением,
металлургическим, строительно-дорожным и коммунальным, электротехническим,
горношахтным и горнорудным машиностроением, а также производством металлических
конструкций и изделий. Ведущую роль играет тяжелое машиностроение, производство
горно-металлургического оборудования, вагонов, включая трамвайных, тракторные,
грузовых автомобилей, дорожных машин и т.д.
Отрасль представлена 105
предприятиями машиностроения, 17 предприятиями, производящими металлические
конструкции и изделия, и 37 ремонтно-механических предприятий.
Машиностроительная
отрасль представлена следующими предприятиями:
- ОАО «Златоустовский
машиностроительный завод»;
- Челябинский инструментальный
завод ЧИЗ;
- Копейский
машиностроительный завод;
- Уральский автомобильный
завод ОАО "Автомобильный завод «УРАЛ»;
- Челябинский тракторный
завод ЧТЗ УРАЛТРАК;
- Челябинский
кузнечно-прессовый завод ЧКПЗ;
- Челябинский завод
дорожных машин им. Колющенко;
- Промышленная группа
КРАНОВ.
Рассмотрим
машиностроительный комплекс Челябинска на примере Челябинского тракторного
завода.
Челябинский тракторный
завод - УРАЛТРАК (ЧТЗ) - промышленное объединение по производству и продаже
широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров,
трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, мини-тракторов), запасных частей и
прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.
Основными целями
предприятия являются:
- Сделать ООО «ЧТЗ –
УРАЛТРАК» образцовым предприятием.
- Стать главным
производителем тракторной техники в России и странах ближнего зарубежья.
- Обеспечить своих
потребителей конкурентоспособной продукцией по доступной цене.
- Гарантировать высокое
качество жизни каждого работника.
- Обеспечить высокий
уровень отчислений на социальные нужды общества.
Потребителями продукции
ЧТЗ являются тысячи предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья
различных отраслей деятельности, таких как нефтегазовая, горнорудная,
строительная, лесная и других, а также государственные министерства и ведомства
различных стран.
ЧТЗ-УРАЛТРАК в числе
основной продукции предлагает потребителям: тракторы типа Т10М, Т10М2, Т11
(тяговый класс 10), Т12 (тяговый класс 15); бульдозеры Б10М, Б11, Б12 (тяговый
класс 10-15); тяжелые бульдозеры ДЭТ-250 и ДЭТ-320 (тяговый класс 25);
трубоукладчики ТР12 и ТР20 грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн; колесные фронтальные
погрузчики серии PROFFI: ПК-30 (грузоподъёмностью 3 тонны), ПК-46
(грузоподъёмностью 4,6 тонны) и ПК-65 (грузоподъёмностью 6,5 тонн); тяжелый
грунтовый виброкаток ВК-24; компактор БКК-1 для уплотнения твёрдых бытовых и
производственных отходов; дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных
сил; дизель-гидравлические станции и установки сбора нефтепродуктов с водной
поверхности (скиммеры); запасные части к выпускаемой технике (в т.ч. гусеницы и
катки в запчасти к тракторам Т-130, Т-170 и Б-170); агрегат для механизации
ремонтных работ Т-0,2.03КД на базе мини-трактора с краном-манипулятором, сварочным
агрегатом и различным гидравлическим инструментом.
Производственный
потенциал завода обеспечивает полный технологический цикл создания инженерных
машин: от заготовки до сборки и испытания.
На ЧТЗ широко
используются современные технологии: термообработка в среде инертных газов,
листогибка, механообработка на станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах,
роботизированная сварка, плазменная, лазерная резка металла и др.
Подразделения завода
используют оборудование ведущих станкостроительных заводов России, СНГ,
Германии, Чехии, Австрии, Швейцарии, Японии, Италии, Польши, Румынии, Венгрии и
др.
Общее количество единиц
технологического оборудования - около 18 000 штук.
В состав объединения
входят литейный, кузнечный, прессово-сварочный, механосборочные и другие
заводы.
Численность работающих -
более 20 000 человек
Производственная площадь,
занимаемая ЧТЗ, составляет 1,5 млн.м2.
В отдельных сегментах
российского рынка, таких, как бульдозеры и трубоукладчики самых востребованных
классов, ЧТЗ стабильно удерживает лидирующие позиции. Сотни машин ежегодно
поставляется на экспорт. Помимо стран СНГ, только в 2007 году техника с маркой
ЧТЗ поставлялась в 16 стран дальнего зарубежья.
Обладая разветвленной
дилерской сетью в России и странах СНГ, а также системой собственных складов
готовой продукции и запасных застей в регионах от Сахалина до С-Петербурга и
Краснодарского края, ЧТЗ обеспечивает эффективную работу выпущенной техники в
течение всего срока её использования в любом регионе.
Челябинский тракторный
завод имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Предприятие имеет
множество медалей, кубков, сертификатов и дипломов, полученных за достижения
высоких результатов в последние годы.
Особую гордость ЧТЗ
испытывает и за государственные награды: предприятие награждено орденом Ленина
(1971), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом Кутузова 1-й степени
(1945), орденом Красной Звезды (1944), Вьетнамским Орденом Дружбы (2003),
Орденом Святого благоверного князя Дмитрия Донского (2008). Орденом Ленина
награждены опытный завод ЧТЗ (1944) и конструкторское бюро ЧТЗ по дизелям
(1945). 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.
2. Состояние
и перспективы развития бизнеса в городе Челябинске
2.1 Малый
и средний в Челябинской области в 2009 году
С 2009 года реализуется
пятая ОЦП развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на
2009-2011 годы, с общим объемом финансирования из средств областного бюджета
более 200 млн. рублей.
Область активно участвует
в федеральных конкурсах, и в 2009 году привлекла дополнительно из федерального
бюджета 310,4 млн. рублей на поддержку начинающих предпринимателей, субъектов
молодежного предпринимательства, создание гарантийного фонда, софинасирование
муниципальных программ развития малого бизнеса, компенсацию процентов по
кредитам и лизинговым платежам действующих предпринимателей.
Приоритетными
направлениями реализации Программы в 2009 году являлись:
- сокращение
административных барьеров;
- снижение налоговой
нагрузки;
- имущественная
поддержка;
- финансовая поддержка
предпринимателей.
1. Сокращение
административных барьеров.
Еще до принятия
Федерального закона № 294 о защите прав предпринимателей при осуществлении
государственного и муниципального контроля, в феврале 2009 года Губернатором
Челябинской области подписано распоряжение, предписывающее приостановить
проведение плановых проверок малого бизнеса на территории области и
согласовывать внеплановые - с прокуратурой.
После вступления в силу
294-го Федерального закона, Губернатором Челябинской области в августе 2009
года принято решение о реализации на территории области конкурсного проекта
административной реформы «Совершенствование организации и осуществления
госконтроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля». На его реализацию
из федерального бюджета привлечено 2,0 млн. рублей.
На сайте Прокуратуры
Челябинской области размещен график проверок субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее - СМСП) контрольно-надзорными органами в 2010 году.
2. Для уменьшения
налоговой нагрузки на предпринимателей приняты областные законы:
- по снижению с
01.01.2009 г. ставки налога при УСН с 15% до 10% (доходы - расходы) по
приоритетным видам деятельности;
- по введению с
01.01.2010 г. УСН на основе патента для индивидуальных предпринимателей по 69
видам деятельности.
3. Адресная финансовая
поддержка - это наиболее востребованная предпринимателями форма поддержки в
рамках реализации Программы.
В 2009 году на оказание
финансовой поддержки направлено порядка
400 млн. рублей, из них:
- 49,7 млн. рублей - на
возмещение процентов по кредитам и лизинговых платежей 167 СМСП;
- 6,0 млн. рублей - на
компенсацию затрат по реализации предпринимательских проектов 46 субъектам
молодежного предпринимательства.
В результате оказания
данных форм поддержки будет создано 973 новых рабочих места, выпуск товаров на
1 рубль вложенных бюджетных средств составит 124 рубля, налоговые поступления -
6,5 рублей.
- 22,0 млн. рублей - на
предоставление грантов 98 начинающим предпринимателям на создание собственного
дела. В результате начинающими предпринимателями планируется создать более 600
новых рабочих мест;
- 25,0 млн. рублей - на
софинансирование 13 муниципальных программ развития предпринимательства;
- 45,2 млн. рублей - на
финансовую поддержку 478 предпринимателей из средств местных бюджетов.
В целях обеспечения
доступа к кредитным ресурсам, развития системы предоставления поручительств
создан Фонд содействия кредитованию СМП Челябинской области с имущественным
взносом 278,4 млн. рублей. В 2009 году поступило 50 заявок от предпринимателей,
по 36 - выданы поручительства на 44,1 млн. рублей, объем кредитов составил 120,6
млн. рублей.
В соответствии с
требованиями 209-ФЗ в 43 муниципалитетах созданы и ведутся реестры СМСП -
получателей поддержки (2064 СМСП). В областной реестр внесено 2414 СМСП.
4. Активно реализуются
меры по имущественной поддержке малому бизнесу.
В области утверждены
Перечень областного имущества (49 объектов площадью 11,2 тыс. кв.м.), а также
105 Перечней муниципального имущества для предоставления в аренду
предпринимателям, включающих 1,8 тыс. объектов общей площадью 797,3 тыс. кв.
метров.
Порядки формирования и
ведения соответствующих Перечней, за исключением Озёрского городского округа,
приняты во всех муниципальных образованиях области.
Во исполнение поручения
Президента РФ Д.А. Медведева
№ Пр-1633 на территории
41 городского округа и муниципального района (кроме Озёрского городского округа
и Кунашакского муниципального района) приняты нормативные правовые акты,
регламентирующие условия предоставления муниципального имущества
предпринимателям на долгосрочной основе.
В июле 2009 года
Правительством области принято решение об уменьшении размера арендной платы за
пользование областным имуществом для всех субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее именуются - СМСП) на 30%.
Продолжается работа по
«льготной приватизации» бизнеса. Предприниматели области подали 987 заявок на
выкуп арендуемых помещений. В отношении 557 объектов были приняты положительные
решения. Из них уже выкуплено в собственность предпринимателей (заключены
договоры купли - продажи) 297 помещений общей площадью 46,6 тыс. кв. метров.
В рамках имущественной
поддержки 26.05.2009 г. на площадке ОГУ «Инновационный бизнес-инкубатор
Челябинской области» открыт бизнес-инкубатор офисного типа для СМП из числа
социально незащищенных слоев населения (многодетных родителей, инвалидов, молодежи,
женщин) на 49 офисов со 153 рабочими местами. В 2009 году по итогам 6
конкурсных отборов размещен 31 СМП со 145 рабочими местами: 18 субъектов
молодежного предпринимательства, 12 субъектов женского предпринимательства, 1
субъект социального предпринимательства (многодетные родители).
5. Важным моментом
является работа с федеральным центром по совершенствованию механизма
регулирования развития предпринимательства. Все антикризисные меры для
предпринимательства, предложенные областью в 2008-2009 гг., поддержаны
Правительством России:
- разрешить плательщикам
ЕНВД не применять ККТ;
- увеличить до 60 млн.
рублей размер дохода, дающего право предпринимателям на использование УСН;
- продлить срок
использования временных сооружений для организации деятельности розничных
рынков;
- предусмотреть
обязательное размещение муниципальных заказов среди СМП;
- упростить процедуру и
снизить плату за подключение к электросетям СМСП;
- внести изменения в
159-ФЗ в части уменьшения срока аренды (непрерывно в течение 2-х и более лет) и
уточнить критерий «добросовестности» арендатора.
2.2
Перспективы развития бизнеса на 2012 год
Малый бизнес с каждым
годом занимает все более важное место в экономической жизни города. Наблюдается
тенденция увеличения численности занятых в малом бизнесе. На их долю в
Челябинске уже сейчас приходится одна треть от оборота организаций всех видов
экономической деятельности. Реализуется Программа «Развитие и поддержка малого
предпринимательства в городе Челябинске на 2007-2009 годы». В 2007 году
Челябинск дважды выиграл областной конкурс на лучшую программу по поддержке
малого предпринимательства и получил грант на общую сумму 2 млн. руб.
«Пилотным» проектом городских властей в прошлом году стал конкурс на лучший
молодежный предпринимательский проект в городе Челябинске.
В Челябинском
политическом и бизнес-сообществе в течение последних пяти лет отчетливо
наблюдается смена элит. Поколение 20-40-летних челябинцев, уже почувствовавших
вкус власти и денег, все активнее заявляет о себе в коридорах власти и на
бизнес-сцене. У кого из них есть шанс стать новой элитой города, кого уже
сейчас можно отнести к этой категории, почему некоторые молодые персоны
неохотно идут на контакт с прессой – ответы на эти и другие вопросы мы
постарались дать в нашем новом проекте. Основываясь на собственных знаниях и
экспертных оценках и руководствуясь такими критериями, как объем капитализации
и вес на рынке компании, работая в которой, управленец отличился, опыт успешной
деятельности в органах власти, достойное образование, лидерские качества и
харизма, потенциал человека, способного влиять на развитие города, были выявлены
100 самых перспективных молодых представителей бизнес-сообщества и политиков
Челябинска. (Тор-100. Новая элита Челябинска).
Страницы: 1, 2, 3
|