рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Социально-экономическое положение Барнаула рефераты

- приоритетным направлением развития малого предпринимательства в городе является поддержка малых предприятий производственной сферы.

 

1.7 Муниципальные финансы


Доходы

Изменения бюджетного и налогового законодательства РФ обусловили неустойчивость структуры доходов бюджета города и величины их поступлений. Так, в 2005 году поступления собственных доходов составили 1900,2 млн.рублей - снижение в сравнении с 2004 годом на 24% или на 603,6 млн.рублей по причинам:

- снижения нормативов отчисления в бюджет города по регулирующим налогам (налог на доходы физических лиц - с 55% до 30%, налог на имущество организаций - со 100% до 20%);

- передачи в краевой бюджет налога на игорный бизнес, акцизов на пиво и вино;

- отмены зачисления в бюджет города налога на прибыль, водного налога, налога на рекламу.

В 2006 году наблюдался рост собственных доходов на 969,2 млн.рублей или на 51% (за счет увеличения норматива отчисления в бюджет города на 10% по налогу на доходы физических лиц, эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличения объема продажи недвижимого имущества) (таблица 1.9).


Таблица 1.9 Структура доходов бюджета (млн.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

Налоговые и неналоговые доходы, из них:

2503,8

1900,2

2869,4

Налоговые доходы, из них:

2228,2

1556,0

2162,4

налог на прибыль организаций

67,2

-

-

налог на доходы физических лиц

1059,7

694,9

1229,3

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

139,4

-

-

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

202,7

260,5

361,7

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

186,8

246,5

271,2

налог на имущество физических лиц

16,3

21,5

32,5

налог на имущество организаций

324,4

78,6

-

налог на наследование или дарение

2,9

1,7

-

земельный налог

97,7

189,5

192,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

27,9

0,8

1,3

государственная пошлина

21,4

46,7

54,4

задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

-

14,6

18,8

арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли поселений

63,8

99,0

167,2

доходы от сдачи в аренду имущества

162,6

144,5

256,1

платежи при пользовании природными ресурсами

-

11,5

6,7

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

4,8

37,8

182,2

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

38,5

34,1

49,4

Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты), в том числе:

1962,2

2172,9

2268,6

субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий

-

115221

78694

прочие безвозмездные поступления

30 000

612

15 013


Обеспеченность доходами 1 жителя увеличилась на 26% и составила 7886 рублей (таблица 1.10).


Таблица 1.10 Уровень доходов на одного жителя (тыс.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Доходы на одного жителя

6,8

6,2

7,9

Расходы на одного жителя

7,1

6,3

7,7


Основную долю (75,4%) в собственных доходах бюджета города в 2006 году занимали налоговые доходы, которые составили 2162,4 млн. рублей, их поступление в сравнении с 2005 годом увеличилось на 39%.

Одним из основных источников налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Сумма поступлений за 2006 год составила 1229,3 млн. рублей, что на 77% превышает уровень 2005 года.

Поступление неналоговых доходов в бюджет города составило 706,9 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня 2005 года и в 2,5 раза уровня 2004 года.

Одним из основных источников неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, 64,6% от общего объема неналоговых доходов. Исполнение указанной статьи неналоговых доходов составило 456,9 млн.рублей, что в 1,8 и 2 раза выше соответственно 2005 и 2004 годов.

Причиной данного роста является введение коэффициентов для различных видов использования земли к ставкам арендной платы за землю, исходя из кадастровой оценки земли, при расчете арендной платы за муниципальное имущество введен коэффициент инфляции.

Поступления средств от приватизации муниципального имущества составили 182,2 млн.рублей, что в 4,8 раза выше уровня 2005 года и в 37,5 раза - 2004 года, в связи с увеличением объема продаж муниципального имущества.

Безвозмездные перечисления поступили в размере 2268,6 млн.рублей и увеличились лишь на 85,5 млн.рублей или на 4% по отношению к уровню 2005 года. Доля безвозмездных перечислений в общей сумме доходов составила 44,2% и снизилась к уровню 2005 на 9%.

Кроме этого, в бюджет города в 2006 году поступили безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в сумме 15 млн.рублей.

Расходы

Анализ исполнения расходной части бюджета города за 2004-2006 гг. показал, что за 2005 год объем финансирования расходов (в сумме 4159 млн.рублей) к уровню 2004 года снизился на 13% (таблица 1.11).


Таблица 1.11 Структура расходов бюджета (млн.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Расходы, в том числе:

4701,2

4159,4

5001,0

резервные фонды

10,7

11,0

10,6

национальная экономика

55,5

52,4

174,2

жилищно-коммунальное хозяйство

1658,9

1131,7

785,5

образование

1269,2

1381,1

1808,8

культура и средства массовой информации,

40,3

48,9

77,3

в том числе культура

39,1

47,5

75,4

здравоохранение и спорт, в том числе

985,1

630,8

722,1

здравоохранение

978,7

623,2

762,9

спорт и физическая культура

3,5

3,5

3,9

социальная политика

457,9

568,4

970,2


Данное уменьшение связано с исключением из объема средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования по отрасли "Здравоохранение", возмещением разницы в тарифах на коммунальные услуги по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство".

Данные изменения отразились на структуре расходов - доля социально значимых отраслей возросла до 63 %.

Одна из основных статьей расходов – оплата труда работников бюджетной сферы (39% объема расходов). В 2005 году произведено увеличение заработной платы указанной категории работников с 01 декабря 2004 года на 20% и с 01 сентября 2005 года - на 11%.

Бюджет города 2006 года по расходам исполнен в объеме 5001 млн.рублей, что выше уровня 2005 года на 20%. Данный рост также связан с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы с 01.05.2006 на 20% и с 01.10.2006 на 11%.

Значительно возросли в части городских полномочий расходы на капитальные вложения по сравнению с предшествующим периодом почти в 2 раза.

Финансировались расходы на погашение кредиторской задолженности, в целом ее объем сократился на 616 млн.рублей. С 2006 года дополнительным источником финансирования расходов является муниципальный целевой бюджетный фонд, за отчетный период в него поступило 15 млн.рублей.

Существующие местные налоги и налогооблагаемая база г.Барнаула не обеспечивает необходимый объем расходов местного бюджета (к местным относятся лишь два налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц). Полномочия по регулированию налогов на местном уровне ограничиваются установлением размеров ставок в пределах, определенных федеральным законодательством, сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот.

В анализируемом периоде администрацией города разработан и утвержден план мероприятий, в рамках которого в 2007 году проводятся мероприятия по увеличению собственного налогового и неналогового потенциала, объем собственной доходной части на 2007 год оценивается в размере 3700,9 млн.рублей, что на 29% выше уровня 2006 года.

Финансовая политика муниципального образования строится в соответствии с разработанными основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики.

Выводы:

- неустойчивая структура и величина поступлений доходов бюджета;

- высокая доля социальных расходов в структуре расходов бюджета;

- снижение кредиторской задолженности бюджета;

- разрабатываются и реализуются мероприятия по увеличению налогового и неналогового потенциала города.

 

1.8 Муниципальное имущество и земли


Имущество. В 2006 году действовало 1892 договора аренды. Площадь нежилых помещений, сданных в аренду – 526,9 тыс.м2. Общее поступление за 2006 год по арендной плате муниципального имущества составило 256,1 млн.рублей, что на 27,6% превышает поступления 2005 года и в 1,7 раза – поступления 2004 года (таблица 1.12).


Таблица 1.12 Доходы от использования муниципального имущества (млн.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества

150,1

200,7

256,1

Поступления доходов от управляющих компаний

-

6,4

31,5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

-

3,98

0,18

Средства от приватизации муниципального имущества

18,52

33,7

182,0


В 2006 году нежилые помещения муниципальной собственности были переданы в доверительное управление нескольким управляющим компаниям.

Общее поступление доходов по арендной плате от управляющих компаний за 2006 год составило 31,6 млн.рублей.

Дополнительный доход от сдачи в аренду муниципального имущества, переданного в доверительное управление, за 2006 год составил 13,2 млн.рублей.

Земельные ресурсы в черте города продифференцированы на основе кадастровой оценки земель. В результате выявлена площадь, с которой потенциально возможно взимание платы за землю, 25% - от площади города или 8031 га (земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, под административными и общественными объектами).

Взимание платы за земли, занятые военными объектами – 37 га, городскими лесами – 5013 га, обособленными водными объектами – 4449 га, землями общего пользования и резерва – 5035 га, сельскохозяйственного использования (пойма р.Обь) - 9636 га, не предусмотрено действующим законодательством, либо невозможно в связи с отсутствием землепользователя. В целях реализации экономического потенциала города завершена инвентаризация 1541 земельного участка под многоквартирными домами общей площадью 592,5 га для постановки на государственный кадастровый учет как на ранее учтенные участки (таблица 1.13).


Таблица 1.13 Количество заключенных договоров и площадь арендованных земельных участков

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Площадь арендованных земельных участков, га

3903,9

2482,8

2538,6

в том числе:

 

 

 

у юридических лиц

3557,4

2103,5

2144,67

у физических лиц

346,57

379,33

393,9

Количество действующих договоров аренды земельных участков, в том числе:

5715

5985

6153

у юридических лиц

2446

2502

2608

у физических лиц

3269

3483

3545

Площадь земельных участков, находящихся в аренде под временными сооружениями, га

22,86

23,64

53,01

Количество договоров аренды под временными сооружениями, заключенные администрациями районов

8819

9443

15112

Количество заключенных договоров аренды, в том числе:

1354

820

773

с юридическими лицами

453

290

385

с физическими лицами

901

530

388

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8