Социально-экономические проблемы угольной промышленности
Предоставление
высвобождаемым работникам предувольнительных консультационных услуг.
Согласно
результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области, наличие возможности
получения предувольнительных консультаций отмечено 47% респондентов, в
Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазы Мониторинга ситуация
складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно. Эти данные свидетельствуют,
скорее всего, о снижении потребности в получении консультационных услуг со
стороны увольняемых работников в Кемеровской области. Действительно, в
Кемеровской области консультациями воспользовались 17% опрошенных (в первой
фазе – 27%).
Социологические исследования поведения людей на
рынке труда выявили, что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в
консультациях, когда сталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном
случае они больше полагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы
подтверждают данные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса
о доступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Они
свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области, о
снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работы после
увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области более динамичен по
сравнению с Тульской и Ростовской областями.
Ответы на вопрос о том, кем организованы
консультации, различаются по регионам. В Тульской области стала более заметной
роль службы занятости, в Кемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в
качестве организаторов предувольнительных консультаций осталась сравнительно
высокой во всех трех регионах. Администрацию шахты в качестве основного источника
информации о полагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской
области и по 68% в Ростовской и Тульской областях.
Наличие возможностей для
профессиональной переподготовки.
На момент опроса
лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров, не имеющих работы и ищущих
ее, уже прошли профессиональную переподготовку и немногим меньше половины этой
категории респондентов хотели бы ее пройти. Желающие пойти на переобучение по
большей части такую возможность имеют (от 45 до 55% общего числа желающих в
зависимости от региона).
Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые
на момент опроса уже устроились на работу, показывает, что профессиональная
переподготовка довольно распространена среди вновь поступивших на работу: от
17% нашедших работу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - в
Кемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же время лишь
один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали, что они
прошли переподготовку с помощь службы занятости.
Наличие временных рабочих
мест в рамках программ общественных работ.
Исследования
показали, что информация об общественных работах, которые организуются местной
администрацией постепенно распространяется среди населения. Однако осведомленность
о них по-прежнему низка: информированы об общественных работах не более 10%
опрошенных. Менее всего знают об этой форме временной занятости уволенные по
ликвидации или сокращению численности (штатов) в Кемеровской области (1%),
более всего (10%) – среди уволенных по сокращению в Ростовской области.
Исследование, проведенное качественными методами, выявило тенденцию повышения
уровня оплаты и расширения возможности участия в общественных работах
(Ростовская и Кемеровская области).
Доступность рабочих мест
на действующих и новых предприятиях.
Проблема получения
работы особенно актуальна для тех высвобожденных шахтеров, которые спустя
несколько месяцев после увольнения ищут новое место работы. На момент опроса
доля неработающих и ищущих работу среди уволенных по ликвидации или сокращению
существенно различалась от региона к региону. Лучше дела обстоят в Кемеровской
области, хуже – в Тульской и Ростовской областях. При этом доля неработающих
среди уволенных шахтеров по иным причинам практически одинаковая для
исследованных регионов и составляет около четверти опрошенных.
Сравнение полученных данных с результатами
первой фазы Мониторинга показывает, что ситуация на рынке труда для уволенных
шахтеров в Кемеровской и Тульской областях значительно улучшилась, а в
Ростовской области не изменилась. О том, что ситуация на рынке труда
анализируемых регионов несколько улучшилась, говорят не только объективные
показатели (с точки зрения доли ищущих работу), но и субъективные: у людей
снизились опасения потерять работу. Судя по субъективным оценкам опрошенных,
ситуация на рынке труда в Ростовской области хуже, чем в других областях, где
увольняющиеся преимущественно по собственному желанию (более мобильные) шахтеры
обладают существенно меньшим уровнем тревожности.
Расширение возможностей
для занятости путем поддержки малого предпринимательства и микро кредитования.
Исследования, проведенные в рамках третьей фазы
Мониторинга, показали, что в процессе создания новых рабочих мест путем
развития самозанятости и поддержки малого предпринимательства, существуют
проблемы. Это малый объем субсидий и кредитов, отсутствие рынков сбыта,
маркетингового анализа, нехватка навыков ведения бизнеса у тех, кто начал свое
дело на субсидии или кредиты в рамках программ поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем в Тульской области есть примеры
успешного развития бизнеса, открытого на средства господдержки угольной
промышленности в рамках программ местного развития. Так, были выделены кредиты
на строительство электроремонтного предприятия, цеха по разливу газированных
напитков, станции техобслуживания. Эти предприятия успешно функционируют и
планируют расширяться.
Все они созданы представителями руководящего
состава закрывающихся шахт – энергетиками, инженерами. Они имели доступ к информации
о реструктуризации отрасли и о возможностях помощи новым предприятиям.
Большинство работающих на этих предприятиях – высвобожденные угольщики.
Практически во всех регионах участники программ
местного развития подчеркивали еще одно обстоятельство – низкую
привлекательность предоставляемых кредитов. По словам всех, кто пользовался
кредитами или получал субсидии на создание бизнеса, решающего значения эти
деньги не имели. Во-первых, речь идет о небольших суммах. С их помощью
ускоряется решение второстепенных задач, но важнейшим фактором успеха они не
становятся. Во-вторых, короткий срок кредита. Не оказывая существенного влияния
на организацию бизнеса, кредит, не успевая окупиться, уже должен быть
возвращен.
В целом в рассматриваемых угольных регионах
положение на рынках труда улучшилось. Программы создания новых рабочих мест,
содействия занятости путем поддержки самозанятости и малого
предпринимательства, осуществляемые в рамках смягчения социальных последствий
реструктуризации угольной отрасли, по-прежнему не в состоянии эффективно
противостоять безработице. Предпринимаемые усилия по созданию новых рабочих
мест недостаточны для обеспечения работой всех высвобождаемых работников
угольной отрасли, способных и желающих работать.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ
Изменения в структуре доходов и занятости
жителей шахтерских городов и поселков по сравнению с базовыми данными.
Изменения в структуре доходов и занятости жителей шахтерских городов и поселков
исследованных регионов происходили на фоне общей положительной динамики
социально-экономического развития страны в целом, начиная с января 1999 г.,
когда проводились исследования в рамках первой фазы Мониторинга.
Особенно заметно существенное повышение субъективных
оценок изменения материального положения семей жителей шахтерских регионов и их
текущего материального положения.
Сравнение данных количественных исследований,
проведенных на первой и третьей фазах Мониторинга, свидетельствует о росте
денежных доходов семей и улучшении их имущественного обеспечения (т.е.
увеличении в среднем количества товаров длительного пользования, имеющихся в
распоряжении семей).
Во всех обследованных регионах за последние
полтора года возросла доля работающего населения, особенно это заметно в
Тульской области. Как минимум осталась неизменной или даже сократилась доля
граждан, не имеющих работу и ищущих ее. При этом заметно уменьшилась доля
населения, занятого в угольной промышленности: в Ростовской и Кемеровской
областях почти на треть. Доля занятых в угольной промышленности Тульской
области низка (4-6% занятого населения), поэтому делать выводы о динамике
занятых в этой отрасли затруднительно.
Так же, как и уволенные шахтеры, опрошенное
население своими ответами подтверждает вывод об улучшении положения на рынках
труда шахтерских городов и поселков анализируемых областей России. В
полтора-два раза снизилась доля работающего населения, опасающегося потерять
свою работу.
Улучшилось положение дел в части полноты и
своевременности выплаты заработной платы. В апреле 2000 г. во всех
анализируемых регионах 2/3 работающих (напомним, что речь идет о населении, а
не только о шахтерах) уже получили заработную плату за месяц, предшествующий
опросу. В начале 1999г. в среднем лишь ? работающих респондентов давала такой
ответ (16% - в Тульской, до 37% - в Кемеровской области). В целом сократилась
доля тех респондентов, кому приходилось получать заработную плату в натуральной
форме (товарами, продуктами питания, зачетом коммунальных платежей и п.т.).
В целом исследования третьей фазы зафиксировали
наметившееся улучшение социально-экономического положения в угольных регионах.
Сравнение данных первой и третьей фаз Мониторинга убедительно демонстрирует
положительную динамику ситуации на рынке труда анализируемых областей и
улучшение материального положения жителей шахтерских городов и поселков.
Состояние объектов социальной сферы.
Данные качественных исследований, проведенных в
рамках третьей фазы Мониторинга, подтвердили, что состояние объектов социальной
сферы в шахтерских городах неудовлетворительное. Передача объектов социальной
инфраструктуры в ведение муниципальных властей чаще всего осуществлялась без
достаточного финансирования, поэтому объекты постепенно приходят в негодность,
перестают функционировать или перепрофилируются. В Киреевском районе Тульской
области, где проходило качественное исследование, нехватка жилья и его плохое
состояние – одна их главных проблем.
Количественные исследования показали, что в
сравнении с респондентами, представляющими все население шахтерских городов и
поселков, уволенные шахтеры чаще проживают в частных домах. А это значит, что
качество жилья у них существенно хуже, поскольку, как правило, это одноэтажные
дома старой застройки и без необходимых удобств, которые обычно имеются в
стандартных многоэтажных и многоквартирных домах.
Состояние жилого фонда у уволенных шахтеров и
населения в целом различается незначительно: в Кемеровской области – от 38 до
44% опрошенных считают, что их жилье нуждается в капитальном ремонте, еще 4%
респондентов заявили об аварийном состоянии домов, в которых они живут. У
41-46% респондентов дома требуют текущего ремонта, у остальных квартиры или
дома находятся в нормальном состоянии. В Тульской и Ростовской областях
ситуация с жилым фондом шахтерских городов и поселков такова: 46-50% жилья
требует капитального ремонта,2-5% - находятся в аварийном состоянии, 10-12% - в
хорошем состоянии, у прочих жилье (дом, квартиры) нуждается в текущем ремонте.
Уровень удовлетворенности своими жилищными
условиями среди уволенных шахтеров ниже, чем у населения шахтерских городов и
поселков, особенно это заметно в Ростовской и Тульской областях.
По оценкам самих респондентов, характер
обеспечения коммунальными услугами не изменился или незначительно ухудшился.
Речь идет главным образом об ухудшении положения с водоснабжением в Ростовской
и Тульской областях и отключениях электричества в Ростовской области.
Снабжение пайковым углем
ü Согласно действующему законодательству получение бесплатного (пайкового)
угля является одной из льгот, которыми пользуются следующий категории:
пенсионеры, которым назначена пенсия в связи с работой на шахте, разрезе, в
подразделениях военизированной горноспасательной части (ВГСЧ); инвалиды,
которые пользовались правом получателя бесплатного угля до наступления
инвалидности; вдовы (вдовцы) бывших работников угольной отрасли, подразделений
ВГСЧ; семьи, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, работавшего в
угольной отрасли, в подразделениях ВГСЧ.
В рамках Мониторинга было проведено специальное
количественное исследование 499 получателей пайкового угля. Для анализа также
использовались углубленные интервью с получателями пай-угля, представителями
местной администрации, руководства угольных компаний и шахт, профсоюзными
работниками.
Материалы этого исследования (в силу отсутствия
региональной репрезентативности выборки) не позволяют проводить межрегиональные
сравнения.
Около 80% опрошенных получателей пай-угля -
пенсионеры, работавшие на предприятиях угольной отрасли или в военизированных
горно-спасательных частях. Вторая по величине категория получателей бесплатного
угля – вдовы бывших работников угольной отрасли (12% опрошенных). Инвалиды
составляют около 5% получателей этой льготы. Практически все получатели пай-угля
– это неработающие (96% опрошенных). Средний возраст получателей пай-угля – 66
лет.
Большая часть опрошенных проживает в частном
секторе (имеет отдельный дом или полдома) – 60% респондентов. Средний доход в
семьях получателей бесплатного угля весной 2000г. составил 563 руб. на одного
члена семьи в месяц. Субъективные оценки респондентами уровня жизни своих семей
свидетельствуют о его весьма скромном уровне.
Практически все участники опроса реально
нуждаются в угле: 97% респондентов отметили, что их семьи используют уголь для
отопления и других бытовых нужд.
Исследование показало, случаев нарушений при
выдаче талонов на получение бесплатного угля в 1999 г. практически не было.
В основном люди не смогли получить талон по
личным причинам. Лишь четыре респондента отметили, что им было отказано в
выдаче талона.
В основном талоны выдаются на тех шахтах, где
респонденты или члены их семей ранее работали (68% опрошенных). В городской
администрации талоны в 1999 г. получили 11% опрошенных. Остальные получили
талоны в ликвидационных комиссиях, на других шахтах и т.п. В большинстве
случаев талоны выдаются в летний период, а уголь по ним получают несколько
позже, по мере надобности, - чаще осенью, перед началом отопительного сезона.
На момент опроса (апрель – май 2000 г.) респонденты уже успели получить по
талонам 1999 г. причитающийся им бесплатный уголь (87% опрошенных). Остальная
причина, по которой респонденты еще не получили уголь, - отсутствие в пунктах
выдачи. Никто из респондентов не сослался на проблемы с транспортом как причину
несвоевременной доставки бесплатного угля.
Вместе с тем транспортировка получаемого
бесплатного угля является прерогативой самих получателей. В соответствии с
законодательством государство не берет на себя решение этой части проблемы по
обеспечению льготных категорий граждан пайковым углем. Исследование показало,
что нередко транспорт предоставляется администрацией угольных предприятий (34%
респондентов отметили, что транспорт был предоставлен шахтой, на которой они
получали уголь, 6% - шахтой, выдающей талоны на уголь), в редких случаях –
местной администрацией (2%). Остальные респонденты ответили, что
транспортировку бесплатного угля они обеспечивали самостоятельно (с помощью
родственников, путем частного найма автотранспорта и т.п.).
Независимо от того, каким способом был
обеспечен транспорт для перевозки бесплатного угля, он, как правило,
оплачивался получателями из собственных средств. Лишь 16% опрошенных отметили,
что уголь был им привезен бесплатно. За доставку пай-угля получателям пришлось
заплатить в среднем 157 руб. (т.е. примерно 40 руб. за доставку 1 т угля).
Многие респонденты не знают, за счет каких
средств финансируется выдача бесплатного угля.
Таким образом, исследование показало, что у
большей части респондентов трудностей с отоплением в 1999 г. не возникало
(такой ответ дали 61% опрошенных). О них упомянули 22% опрошенных. Наиболее
часто респонденты упоминали снижение нормы пай-угля в Ростовской области и
низкое качество пай-угля в Тульской и Кемеровской областях.
Эффективность работы местных Наблюдательных советов*.
ü *Во всех шахтерских городах, получающих средства государственной
поддержки по программам местного развития, созданы общественные органы –
Наблюдательные советы. В их состав входят, как правило, представители
администрации города, службы занятости, руководство неугольных предприятий, а
также представители профсоюзов и других общественных организаций. О задачах
Наблюдательных советах см. в тексте.
Исследования показали, что о наличии и
деятельности НС знали в основном руководители и люди, причастные к этой
деятельности.
В шахтерских городах и поселках Ростовской
области о том, что существует НС, знают 14% жителей и 2% из числа уволенных
шахтеров, в Тульской – 5 и 3%, в Кемеровской – 16 и 17 соответственно.
Содержательный и иногда позитивные оценки
работы НС дают местные предприниматели, которые получают средства господдержки
угольной промышленности в рамках программ местного развития. Наиболее
позитивные отзывы о работе НС можно слышать от тех, кто не только входит в его
состав, но и оказывает решающее влияние на принимаемые НС решения.
Как правило (это же показатели и исследования
на предыдущем этапе), это руководители местных администраций, в некоторых
случаях – руководители угольной отрасли на местах.
Из сказанного выше однако, не следует, что НС
всегда только фикция или декоративный институт. Основные задачи, которые они
решают, включают: определение приоритетов и основных направлений и развития
социальной сферы организацию и проведение конкурсного отбора проектов для
финансирования с использованием средств господдержки привлечение других
источников финансирования программы развития города (поселка).
Страницы: 1, 2, 3
|