Саудовская Аравия
Здравоохранение.
В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря
высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание
в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно
распространяется практически на всё население страны – от жителей больших
городов до кочующих в пустыне бедуинских племен. В 2003 рождаемость составила
37,2, смертность – 5,79 в расчете на 1 тыс. человек; детская смертность – 47 на
1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни – 68 лет. Иммунизация
младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического
контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую
лихорадку. Структура здравоохранения смешанная. В 1990–1991 в стране
действовало 163 больницы (25 835 коек), находящихся в подчинении министерства
здравоохранения. Около 1/3 лечебных учреждений относились к другим
министерствам и ведомствам (3785 коек). Кроме того, имелось 64 частные больницы
(6479
коек). Работали 12 959 врачей (на одного врача приходилось 544 пациента) и 29
124 лиц среднего медицинского персонала.
Образование. Образование
является бесплатным и открытым для всех граждан, хотя и не обязательным. В 1926
принят закон об обязательном начальном обучении и о создании светских
государственных школ. В 1954 было создано министерство просвещения,
приступившее к выполнению образовательных программ, основное внимание в которых
уделялось начальному образованию и профессиональному обучению, а также
религиозному просвещению. В конце 1950-х этими программами было охвачено
среднее и высшее образование. В 1960 был принят закон об обязательном обучении
девочек, открыты женские педагогические училища, в 1964 принят закон об
открытии высших учебных заведений для девушек.
Расходы на образование на протяжении многих лет занимали второе
место в бюджете, а в 1992 эта статья даже выдвинулась на первое место. В 1995
государственные расходы на образование составляли 12 млрд. долл., или 12% всех
расходов. В 1994 система образования включала 7 университетов, 83 института и
18 тыс. школ, в 1996 – 21 тыс. школ (290 тыс. преподавателей). В 1996/1997
учебном году в школах всех ступеней обучалось ок. 3,8 млн. детей. Возраст
поступления в школу – 6 лет. Начальная школа 6-летняя, средняя школа состоит из
двух ступеней: неполная средняя школа (3 года) и полная средняя (3 года).
Обучение мальчиков и девочек раздельное. В начале 1990-х девочки составляли 44%
из 3 млн. учащихся начальных и средних школ и 46% от общей численности
студентов университетов. Руководит образованием для девочек специальный
наблюдательный совет, курирующий также образовательные программы для взрослых
женщин. Учащиеся обеспечиваются учебниками и медицинским обслуживанием. Имеется
специальное управление, занимающееся школами для больных детей. В соответствии
с Пятым 5-летним планом развития, на развитие технического образования и
профессионального обучения в таких областях, как медицина, сельское хозяйство,
просвещение и др. был выделен 1,6 млрд. долл.
В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов. Университеты
находятся в ведении министерства высшего образования. К ним относятся
Университет исламских исследований в Медине (осн. в 1961), Университет нефтяных
и минеральных ресурсов им. короля Фахда в Дахране, Университет им. короля Абд
аль-Азиза в Джидде (осн. в 1967), Университет им. короля Фейсала (имеющий
отделения в Даммаме и Эль-Хуфуфе) (осн. в 1975), Исламский Университет им.
имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1950, статус университета с 1974),
Университет Умм эль-Кура в Мекке (осн. в 1979) и Университет им. короля Сауда в
Эр-Рияде (осн. в 1957). Численность студентов университетов в 1996 составляла
143 787 человек, преподавательского состава – 9490 человек. Около 30 тыс.
студентов обучаются за границей.
Благодаря государственным образовательным программам властям
удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения. Если в 1972
количество неграмотных достигало 80% населения, то к 2003 оно составило 21,2%
(мужчин – 15,3%, женщин – 29,2%).
Крупнейшие библиотеки. Национальная
библиотека (осн. в 1968), библиотека Сауда, библиотека при университете в
Эр-Рияде, библиотека Махмудия, библиотека Арифа Хикмата и библиотека при
университете в Медине.
Культура. Религия
пронизывает все общество: она формирует и определяет культурную и
художественную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не
подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские
государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с
традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными
саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым
известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской
Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области
устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не
является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в
последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было
сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в
увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они
мужчины. Среди наиболее известных музыкальных исполнителей можно отметить
первую поп-звезду Саудовской Аравии Абду Маджида-и-Абдаллаха и виртуоза
арабскою лютни (уд) Абади аль-Джохара. Популярностью в стране также пользуется
египетская поп-музыка. Такой же жесткий запрет введен на изображение
человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается
фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных
орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы
исламского искусства.
Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так
что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней,
эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее
значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому,
является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине,
а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость
религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В
городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий
и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и
традиционный дизайн.
В стране отсутствуют театры и общественные кинотеатры, запрещены
зрелища и представления.
Печать,
радиовещание, телевидение, интернет. Деятельность
саудовских СМИ является наиболее регламентированной во всем арабском мире. Им
не разрешается критиковать правительство и королевскую семью, а также подвергать
сомнению религиозные установления. Только с 2002–2003 появились признаки
либерализации государственной политики в отношении СМИ. Прессой и телевидением
стали освещаться темы, ранее считавшиеся запретными. Газеты в Саудовской Аравии
могут учреждаться только королевским указом. Издаётся 10 ежедневных газет и
несколько десятков журналов (2003). На арабском языке: «Аль-Биляд», с 1934,
тираж 30 тыс. экз.; «Аль-Джазира»; «Ан-Надва», с 1958, 35 тыс. экз.;
«Аль-Медина аль-Мунаввара», с 1937, 55 тыс. экз.; «Эр-Рияд», с 1964, 140 тыс.
экз.; «Араб ньюс». Правительственное информационное агентство – Саудовское
агентство печати (СПА), основанное в 1970.
Радиовещание ведется с 1948, имеется 76 радиостанций (1998),
контролируемых государством и транслирующих сводки новостей, выступления
ораторов, проповеди, образовательные и религиозные программы. С 2002 из Европы
ведется также вещание оппозиционной радиостанции «Голос реформ», принадлежащей
«Движению за исламские реформы в Аравии».
Телевидение существует с 1965, имеется 3 телевизионных сети и 117
телевизионных станций (1997). Все теле- и радиовещание осуществляется
государственной Вещательной Службой Королевства Саудовская Аравия.
Председателем управления надзора за радио и телевидением является министр
культуры и информации.
Сотовая телефонная сеть существует с 1981; Интернет – с конца
1990-х, имеется 22 Службы интернет-провайдеров (2003), зарегистрировано 1453
тыс. пользователей (2002). По неофициальным данным, 2/3 пользователей Интернета
– женщины. Правительством осуществляется цензура, действуют системы защиты,
блокирующие доступ на веб-сайты, которые считаются оскорбительными с точки
зрения исламской морали. В общей сложности заблокирован доступ к нескольким
тысячам веб-сайтов.
ИСТОРИЯ
Территорию Аравийского полуострова с древнейших времен (2 тыс. до
н.э.) населяли кочевые арабские племена, называвшие себя «аль-араб» (арабы). В
1 тыс. до н.э. в различных частях полуострова начинают складываться
древнеарабские государства – Минейское (до 650 до н.э.), Сабейское (ок. 750–115
до н.э.), Химьяритское царства (ок. 25 до н.э. – 577 н.э.). В 6–2 вв. до
н.э. на севере Аравии возникают рабовладельческие государства (Набатейское
царство, ставшее в 106 н.э. римской провинцией, и др.). Развитие караванной
торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья
способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина).
Во 2–5 вв. на полуострове получают распространение иудаизм и христианство. На
побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и
Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. В конце 5 в. н.э. в
Неджде сформировался союз арабских племен во главе с племенем Кинда. В
дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая
Хадрамаут и восточные районы Аравии. После распада союза (529 н.э.)
важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка, где в 570 н.э. родился
пророк Мухаммед. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и
персидскими династиями. В сер. 6 в. арабы во главе с племенем курейшитов сумели
отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку. В 7 в.
н.э. в западной части Аравийского полуострова возникла новая религия – ислам, и
образовалось первое мусульманское теократическое государство – Арабский халифат
со столицей в Медине. Под руководством халифов в конце 7 в. развертываются
завоевательные войны вне Аравийского полуострова. Перемещение столицы халифатов
из Медины сначала в Дамаск (661), а затем в Багдад (749) привело к тому, что
Аравия стала окраинной областью огромного государства. В 7–8 вв. большая часть
территории современной Саудовской Аравии входила в халифат Омейядов, в 8–9 вв.
– Аббасидов. С падением Аббасидского халифата на территории Аравийского
полуострова возникло множество мелких самостоятельных государственных
образований. Хиджаз, сохранявший значение религиозного центра ислама, в конце
10–12 вв. оставался в вассальной зависимости от Фатимидов, в 12–13 вв. –
Айюбидов, а затем – мамлюков (с 1425). В 1517 Западная Аравия, включая Хиджаз и
Асир, были подчинены Османской империи. В сер. 16 в. власть турецких султанов
распространилась на Эль-Хасу, область на побережье Персидского залива. С этого
момента и до конца Первой мировой войны Западная и Восточная Аравия входили (с
перерывами) в состав Османской империи. Значительно большей самостоятельностью
пользовался Неджд, население которого составляли бедуины и земледельцы оазисов.
Весь этот район представлял собой огромное количество мелких феодальных
государственных образований с самостоятельными правителями практически в каждом
селении и городе, постоянно враждовавшими между собой.
Первое
саудовское государство. Корни государственного устройства
современной Саудовской Аравии лежат в религиозном реформаторском движении
середины 18 в., называемом ваххабизмом. Оно было основано Мухаммедом ибн Абд
аль-Ваххабом (1703–1792) и поддержано Мухаммедом ибн Саудом (годы правления
1726/27–1765), вождем племени анайза, населявшим район Эд-Дирийя в центральном
Неджде. К середине 1780-х Саудиды утвердились на всей территории Неджда. Им
удалось объединить часть племен центральной и восточной Аравии в
религиозно-политическую конфедерацию, целью которой стало распространение
ваххабитского учения и власти недждских эмиров на территорию всего Аравийского
полуострова. После смерти аль-Ваххаба (1792) сын Ибн Сауда, эмир Абдель Азиз I ибн
Мухаммед аль-Сауд (1765–1803), принял титул имама, что означало объединение в
его руках как светской,
так и духовной власти. Опираясь на союз ваххабитских племен, он
поднял знамя «священной войны», требуя от соседних шейхств и султанатов
признания ваххабитского учения и совместного выступления против Османской
империи. Сформировав многочисленную армию (до 100 тыс. чел.), Абдель Азиз в
1786 приступил к покорению соседних земель. В 1793 ваххабиты захватили
Эль-Хасу, штурмом овладели Эль-Катифом, где окончательно укрепились к 1795.
Попытка Османской империи восстановить свою власть над Эль-Хасой провалилась
(1798). Одновременно с борьбой за район Персидского залива ваххабиты развернули
наступление на побережье Красного моря, совершая набеги на окраины Хиджаза и
Йемена и захватывая расположенные вдоль границ оазисы. К 1803 почти все побережье
Персидского залива и прилегающие к нему острова (включая Катар, Кувейт, Бахрейн
и большую часть Омана и Маската) были подчинены ваххабитами. На юге были
завоеваны Асир (1802) и Абу-Ариш (1803). В 1801 армии Абдель Азиза вторглись в
Ирак и разорили священный город шиитов Кербелу. Убив свыше 4 тыс. горожан и
забрав сокровища, они отступили назад в пустыню. Экспедиция, посланная вслед за
ними в Аравию была разбита. Нападения на города Месопотамии и Сирии
продолжались вплоть до 1812, однако за пределами Аравийского полуострова учение
аль-Ваххаба не нашло поддержки среди местного населения. Разорение городов в
Ираке восстановило против ваххабитов всю шиитскую общину. В 1803 в знак мести
за осквернение святынь Кербелы Абдель Азиз был убит шиитом прямо в мечети Эд-Дирийи.
Но и при его наследнике, эмире Сауде I ибн Абдель Азизе (1803–1814), ваххабитская
экспансия продолжилась с новой силой. В апреле 1803 ваххабитами была взята
Мекка, спустя год – Медина, а к 1806 подчинен весь Хиджаз.
С конца 18 в. участившиеся ваххабитские набеги стали все сильнее
беспокоить правителей Османской империи. С захватом ваххабитами Хиджаза власть
Саудидов распространилась на священные города ислама – Мекку и Медину.
Практически вся территория Аравийского полуострова была включена в состав
ваххабитского государства. Сауд получил титул «хадим-ал-харамайн» («слуга
священных городов»), что давало ему возможность претендовать на главенство в
мусульманском мире. Потеря Хиджаза была серьезным ударом по престижу Османской
империи, представители духовенства которой провозгласили «фетву», официальный
религиозный эдикт, поставив последователей аль-Ваххаба вне закона. На
подавление ваххабитов была направлена армия египетского правителя (вали)
Мухаммеда Али. Однако в декабре 1811 египетская армия была полностью
разгромлена. Несмотря на первое поражение и отчаянное сопротивление ваххабитов,
египтяне в ноябре 1812 взяли Медину, а в январе следующего года – Мекку, Таиф и
Джидду. Они восстановили ежегодное паломничество к святым местам, запрещенное
ваххабитами, и вернули Хашимитам контроль над Хиджазом. После смерти Сауда в
мае 1814 эмиром Неджда стал его сын Абдалла ибн Сауд ибн Абдель Азиз. В начале
1815 египтяне нанесли силам ваххабитов серию тяжелых поражений. Ваххабиты были
разгромлены в Хиджазе, Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и
Недждом. Однако в мае 1815 Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию.
Весной 1815 был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а
ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной
Аравии. Эмир Абдалла обещал подчиняться египетскому губернатору Медины, а также
признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить
безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные ваххабитами в Мекке. Но
перемирие оказалось недолгим, и в 1816 война возобновилась. В 1817 в результате
успешного наступления египтяне взяли укрепленные поселения Эр-Расс, Бурайду и
Унайзу. Командующий египетскими силами Ибрахим-паша, заручившись поддержкой
большинства племен, в начале 1818 вторгся в Неджд и апреле 1818 осадил
Эд-Дирийю. После пятимесячной осады город пал (15 сентября 1818). Последний
правитель Эд-Дирийи, Абдалла
ибн Сауд, сдался на милость победителей, был отправлен сначала в Каир, затем в
Стамбул и там публично казнен. Другие Саудиды были вывезены в Египет.
Эд-Дирийя была разрушена. Во всех городах Неджда срыли укрепления и поставили
египетские гарнизоны. В 1819 вся территория, прежде принадлежавшая Саудидам,
была присоединена к владениям египетского правителя Мухаммеда Али.
Второе
саудовское государство. Однако египетская оккупация
продолжалась всего несколько лет. Недовольство коренного населения египтянами
способствовала возрождению ваххабитского движения. В 1820 в Эд-Дирийе вспыхнуло
восстание во главе с Мисрахи ибн Саудом, одним из родственников казненного
эмира. Хотя оно было подавлено, ваххабитам спустя год вновь удалось оправиться
от поражения и под руководством вернувшегося из изгнания имама Турки ибн Абдаллаха
(1822–1834), внука Мухаммеда ибн Сауда и двоюродного дяди Абдаллы, восстановить
саудовское государство. Из разрушенной Эд-Дирийи их столица была перенесена в
Эр-Рияд (ок. 1822). Стремясь сохранить дружественные отношения с османскими
правителями Ирака, Турки признал номинальный сюзеренитет Османской империи.
Высланные против ваххабитов египетские войска погибли от голода, жажды,
эпидемий и партизанских набегов. Египетские гарнизоны сохранились в Касыме и
Шаммаре, но и оттуда они были выбиты в 1827. Сломив сопротивление непокорных
бедуинских племен, ваххабиты к 1830 вновь захватили побережье Эль-Хасы и
принудили шейхов Бахрейна выплачивать им дань. Через три года они подчинили
себе все побережье Персидского залива к югу от Эль-Катифа, включая часть территории
Омана и Маската. Под контролем Египта оставался только Хиджаз, который был
преобразован в египетскую провинцию во главе с наместником. Несмотря на потерю
центральной и восточной Аравии, египтяне продолжали оказывать воздействие на
политическую жизнь этих районов. В 1831 они поддержали притязания на
ваххабитский престол Машари ибн Халида, двоюродного брата Турки. В стране
начался долгий период борьбы за власть. В 1834 Машари с помощью египтян
завладел Эр-Риядом, убил Турки и сел на его место. Однако спустя месяц Фейсал
ибн Турки, опираясь на поддержку войска, расправился с Машари и стал новым
правителем Неджда (1834–1838, 1843–1865). Такой поворот событий не устраивал
Мухаммеда Али. Поводом к новой войне послужил отказ Фейсала платить дань Египту.
В 1836 египетская экспедиционная армия вторглась в пределы Неджда и спустя год
овладела Эр-Риядом; Фейсал был захвачен в плен, отправлен в Каир, где находился
до 1843. На его место был поставлен Халид I ибн Сауд (1838–1842), сын Сауда и
брат Абдаллы, до этого находившийся в египетском плену. В 1840 египетские
войска были выведены с Аравийского полуострова, чем воспользовались ваххабиты,
высказывавшие недовольство проегипетским курсом Халида. В 1841 правителем
Неджда объявил себя Абдалла ибн Тунайян; Эр-Рияд был захвачен его сторонниками,
гарнизон уничтожен, а Халид, который в этот момент находился в Эль-Хасе, бежал
на корабле в Джидду. Правление Абдаллы также оказалось недолгим. В 1843 он был
свергнут вернувшимся из плена Фейсалом ибн Турки. В сравнительно короткий срок
Фейсалу удалось восстановить фактически распавшийся эмират. В течение следующих
трех десятилетий ваххабитский Неджд вновь стал играть ведущую роль в
политической жизни центральной и восточной Аравии. В этот период ваххабиты
дважды (1851–1852, 1859) пытались установить свой контроль над Бахрейном,
Катаром, Договорным Берегом и внутренними районами Омана. На короткий момент
владения Саудидов вновь распространились на значительную территорию от
Джабель-Шаммара на севере до границ Йемена на юге. Их дальнейшее продвижение на
побережье Персидского залива было остановлено только вмешательством
Великобритании. Вместе с тем, центральная власть Эр-Рияда оставалась слабой,
вассальные племена часто враждовали между собой и поднимали восстания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|