Саудовская Аравия
Законодательная
власть. Законодательного органа нет – король управляет страной посредством
указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис
аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов
королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии
общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по
вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по
различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета
имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект
или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их
председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть
представлены непосредственно королю и председателю совета министров для
рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с
согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить,
какой вариант будет принят.
Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и
председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС
возросла до 90 членов, а в мае 2001 – до 120. Председатель Совета – Мухаммед
бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением
изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три
представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено
присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета
постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат
призывы провести всеобщие выборы в КС.
Судебная
система. В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения
шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные,
наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями.
В 1993 были
приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из
дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и
гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда,
который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также
контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит
исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади.
Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета
Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей
апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.
Местные
органы власти. В соответствии с королевским указом 1993
Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994
провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях
принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее
важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы,
принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов
провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных
семейств.
В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах,
однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было
объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в
муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных
советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в
советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил
король Фахд.
Права человека.
Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая
отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека,
принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House,
Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области
политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав
человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными;
запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций,
религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных
меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная
казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии
отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве
широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.
Политические
партии и движения. Несмотря на запрет деятельности
политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму
политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.
Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы
националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом
на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда,
Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического
возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический
фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт
освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их
активность заметно снизилась, многие группы распались.
Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она
представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции,
технократами и выступает за расширение участия различных представителей
общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны,
политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии,
уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин.
Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы
королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден
все больше прислушиваться к её мнению.
Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и
религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка.
Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп,
но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции
выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма,
воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение
сторонников исламских реформ.
К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые
богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е
традиционалисты были представлены такими организациями, как «Группа подражания
благочестивости предков», «Группа сохранения Корана», «Единобожники»,
«Призывающие» и др.
Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную
молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся
в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его
действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в
стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту
исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги
неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями
(«Аль-Каида», «Братья-мусульмане») и могут стоять за рядом нападений,
совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.
Умеренные исламисты представлены «Комитетом по защите законных
прав» (образован в мае 1993) и «Движением за исламскую реформу в Аравии»
(возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют
преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную
исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической,
социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний,
контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.
Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной
провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу
отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими
группировками считаются «Саудовская Хезболлах» (известная также как «Хезболлах
Хиджаза», до 1000 чел.) и «Исламский джихад Хиджаза». Более умеренным является «Шиитское
движение за реформы», возникшее в начале 1990-х на базе «Организации исламской
революции». С 1991 оно издает «Аль-Джазира аль-Арабия» в Лондоне и «Арабиэн
монитор» в Вашингтоне.
Внешняя
политика. Саудовская Аравия – член ООН и Лиги арабских
государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 – член МВФ и МБРР, с 1960 – член Организации
стран – экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем.
Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ),
Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и
развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду
арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена
штаб-квартира секретариата
Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации –
Исламского банка развития, созданного в 1969.
Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран – экспортеров нефти
– облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами,
экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет
особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих
нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового
нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.
Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии
является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в
разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные
переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за
вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает
мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает
Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на
создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по
времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным
принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним
Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967
территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское
государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось
признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений».
Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план
провалился.
Во время войны в Персидском заливе (1990–1991) Саудовская Аравия
играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство
Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом.
В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.
Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение
дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были
восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией,
отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период
войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской
Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт –
Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка
из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило
существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации
освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской
Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с
Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х,
тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским
властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской
автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии
выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной
администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках
решений саммита ЛАГ в Бейруте (27–28 марта 2002).
Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997
дипломатические отношения с афганским движением «Талибан», прерванные в 2001. С
начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились
признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных
обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.
Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.
Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в
сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации
дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в
Эр-Рияде функционирует с мая 1991.
Территориальные
конфликты. В 1987 была завершена демаркация границы с
Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны
на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт
договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские
владения Карух и остров Умм-аль-Марадим. 12 июня 2000 было заключено
пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя
странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена.
Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями,
подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы
с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает
соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.
Вооруженные
силы. С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на
расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском
заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены
новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным
Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской
Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят
из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил
противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил.
Верховный главнокомандующий – король, непосредственное руководство вооруженными
силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные
должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных
вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75
тыс. чел.) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную
бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов. На вооружении
1055 танков, 3105 БТР, св. 1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20
тыс. чел.) имеют на вооружении св. 430 боевых самолетов и ок. 100 вертолетов.
Силы ПВО (16 тыс. чел.) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел.)
состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок. 100 боевых и вспомогательных
кораблей. Основные военно-морские базы – Джидда и Эль-Джубайл. В середине
1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также
Национальная гвардия (около 77 тыс., в т.ч. 20 тыс. составляют ополченцы
племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно
превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу
входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов,
аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений.
Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны
(10,5 тыс.) и войска береговой охраны (4,5 тыс.). Комплектование вооруженных сил осуществляется
по принципу добровольного найма.
ЭКОНОМИКА
В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет
свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет
контроль за основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия
имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти
и играет ведущую роль в ОПЕК. Доказанные запасы сырой нефти составляют 261,7
млрд. баррелей, или 35 млрд. т (26% всех запасов), а природного газа – около
6,339 трлн. куб. м. (на январь 2002). Нефть приносит стране до 90% доходов от
экспорта, 75% государственных доходов и 35–45% ВВП. Приблизительно 25% ВВП
поступает из частного сектора. В 1992 ВВП Саудовской Аравии был эквивалентен
112,98 млрд. долл., или 6042 долл. на душу населения. В 1997 ВВП составил
146,25 млрд. долл., или 7792 долл. на душу населения; в 1999 возрос до 191
млрд. долл., или 9 тыс. долл. на человека; в 2001 – до 241 млрд. долл., или
8460 долл. на человека. Однако реальный экономический рост отстает от
увеличения числа жителей, что ведет к безработице и сокращению дохода на душу
населения. Доля отраслей экономики, не связанных с добычей и переработкой
нефти, в ВВП увеличилась с 46% в 1970 до 67% в 1992 (в 1996 она сократилась до
65%).
В 1999 правительство объявило планы начать приватизацию
электрических компаний, которая последует за приватизацией телекоммуникационных
компаний. Чтобы уменьшить зависимость королевства от нефти и увеличить
занятость стремительно растущего саудовского населения, в последние годы
стремительно развивается частный сектор. Основными приоритетами правительства
Саудовской Аравии в ближайшей перспективе является выделение дополнительных
средств на развитие водной инфраструктуры и образования, поскольку нехватка
воды и быстрый прирост населения не позволяют стране полностью обеспечивать
себя сельскохозяйственными продуктами.
Нефтяная
промышленность и ее роль. Крупнейшим держателем нефтяных
концессий и основным производителем нефти является «Арабиен америкен ойл
компани» (АРАМКО). С начала 1970-х она находится под контролем правительства
Саудовской Аравии, а до этого целиком принадлежала консорциуму американских
компаний. Компания получила концессию в 1933 и начала экспорт нефти в 1938.
Вторая мировая война прервала развитие нефтяной промышленности, которое
возобновилось в 1943, с началом строительства нефтеперерабатывающего завода в
нефтяном порту Рас-Таннура. Добыча нефти постепенно увеличивалась с 2,7 тыс.
т/день до 1944 до 33,5 тыс. т/день в 1947 и 68,1 тыс. т/день в 1949. К 1977
ежедневная добыча нефти в Саудовской Аравии возросла до 1,25 млн. т и
оставалась высокой в течение 1980-х, до тех пор, пока не начала снижаться в
результате уменьшения спроса на нефть на мировом рынке. В 1992 добывалось ок.
1,15 млн. т/день, причем 97% добычи приходилось на АРАМКО. Добыча нефти ведется и
другими, более мелкими компаниями, такими, как японская «Арабиен ойл компани»,
действующей в прибрежных водах недалеко от границы с Кувейтом, и «Гетти ойл
компани», ведущей добычу на суше в районе границы с Кувейтом. В 1996 квота
Саудовской Аравии, определяемая ОПЕК, составляла ок. 1,17 млн. т в день. В 2001
средний объем добычи составлял 8,6 млрд. баррелей/день (460 млрд. т/год). Кроме
этого, она пользуется запасами, находящимися в так называемой «нейтральной
зоне» на границе с Кувейтом, которые дают ей еще дополнительно до 600 тысяч
баррелей нефти в сутки. Крупнейшие месторождения нефти расположены в восточной
части страны, на побережье Персидского залива или на шельфе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|