Развитие международного туризма в России
p> - сегментирование по психографическому признаку (образ жизни людей). В мировой практике этот туризм получил широкое
распространение. Наука
"Психология" помогает сегодня туризму в определении, в выделении типов
туристов. - сегментирование по поведенческому признаку (однородные группы людей, по характеру, реакции, поведению); - многомерное сегментирование, по нескольким переменным (семейное положение, холостые, уровень доходов, село, город и др.). Анализируя спрос рынка с этой точки зрения, следует сказать, что
сегментация рынка туризма России сегодня отстает от мировых стандартов.
3. Изучение туристского спроса. Спрос меняется вместе с развитием общества. Некоторые
спросы видоизменяются, другие отмирают, следует учитывать эластичность
спроса, т. е. зависимость от дохода потребителя, временные рамки,
сезонность, пространство и современные тенденции туристского спроса. Так с
середины 80-х годов в мировом туризме обозначились две тенденции:
увеличение средней продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости
привели к более высокой доле в туризме лиц старших возрастов, и вторая
тенденция происходит под влиянием социально-экономических факторов. Сильное
воздействие оказал мировой экономический кризис. Он сопровождается резким
падением покупательских способностей. Это вызвало дробление отпускного
периода и рост непродолжительных поездок.
4. Обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны зависит от
развития в следующих направлениях: - Россия может предоставить туристские услуги с целью отдыха и развлечений на такой огромной, богатой природными красотами территории; - В начальном этапе развития находится и деловой туризм. Страны Европы: Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия занимают сегодня особое место в деловом туризме. Стремительно развивается бизнес-туризм на американском континенте. Слабо меняется в России и география инсентив- туризма: поездки в виде поощрения, за успехи в работе, делах. США по- прежнему являются основным "поставщиком" премированных туристов.
ВЫВОД. 1. Экономическая деятельность, связанная с туризмом, традиционно
определяется с точки зрения спроса, потребления товаров и услуг
посетителями и производимых ими туристских расходов. При таком подходе
туризм выступает в качестве собирательной сферы, охватывает виды
деятельности разных отраслей, поскольку посетители несут расходы во всех
секторах экономики 2.Развитие индустрии туризма. Изменения в отношениях собственности
нашли отражение в системе индустрии туризма. Сегодня получила широкое
распространение на Западе система "Таймшер". Это совместное владение, или,
точнее, долгосрочная аренда клубных средств с правом пользования ими в
течение определенного времени (например, одной недели, на протяжении 30 –
50 и более лет, ежегодно). Особенность классической Таймшери состоит в
наличии сертификата собственности на определенный период отдыха. В ряде
стран Таймшер может быть передан по наследству, являться предметом залога,
уступки и обеспечения кредита. Система "владения отдыхом" первоначально
возникла в Европе, была усовершенствована в Северной Америке. Сам же рынок
Таймшеров сформировался позднее и существует 15-20 лет. К сожалению, эти перспективы не касаются России, в которой идея Таймшери, не успев
возникнуть, была дискредитирована. Таймшерские компании продавали
"собственность на каникулы" по завышенным ценам, а главное – не
обеспечивали последующего комплексного обслуживания клиентов. В результате
многие их владельцы почувствовали себя обманутыми и безуспешно пытаются
продать приобретенные аппартаменты. Возможности в обеспечении рынка спроса очень велики. Сегодня следует
России обратить внимание на всевозможные средства размещения туристов:
коллективные, индивидуальные (в собственном загородном доме, аренда у
частного лица, у родственников, знакомых), улучшение гостиничной базы,
улучшение питания в системе обслуживания (питание, как правило, связывается
с размещением), развитие сектора развлечений (это не только забавы и
удовольствия, но и мировая индустрия с миллиардным оборотом, растущим из
года в год. Сегодня кроме экскурсий возможны иные познавательные
возможности: посещение магазинов, игорных заведений и др.). Прежняя система
организации досуга оказалась очень жесткой. Большую популярность у
американцев, например, имеют тематические парки: развлекательные программы
и аттракционы (Дисней Уолт, Диснейленд и др.). Развитие сети поставщиков туристических услуг: транспортные компании,
средства размещения, предприятия питания следует вывести на более высокий
уровень. Особый интерес сегодня представляет и для России проблема
глобализации международного туризма. Это процессы концентрации процесса
производства и концентрации капитала, что приводит к образованию
транснациональных компаний. В туризме выход компании за национальные границы во многом
предопределен своеобразием туристского продукта. Как уже объяснялось в
работе, он представляет собой набор услуг и некоторых товаров,
приобретаемых туристом. Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются
взаимодополняющими. Их следует использовать, чтобы достичь необходимого
результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на
остальные туристические услуги. Поэтому каждый производитель стремится
распространить свою деятельность на другие сферы туризма. Например, авиакомпании могут увеличить свою долю в туристических
расходах путем интеграции производства. Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких элементов,
прежде всего перевозки и размещения, приносит компании дополнительные
выгоды. В-третьих, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах туристских
потоков, получают преимущества благодаря хорошим знаниям туристического
спроса. Инициатива интернационализации производства в туризме исходит в
значительной степени от стран-поставщиков туристов, которым она приносит
наибольшие выгоды. Пример. Схема 2. Структура расходов международного туриста на ближнюю поездку в % ( по А. Буллу, 1998) Предположим, что существуют только туристические компании А, В и С.
Они являются национальными производителями туристических продуктов в
одноименных странах и не имеют зарубежных филиалов. Компания А размещается
в стране генерирующей туристский поток, и предоставляет весь комплекс
услуг, связанных с выездом граждан за границу. Компания С базируется в
стране назначения. Она организует прием интуристов и обслуживание. Компания
В принадлежит третьей стране, по территории которой туристы следуют
транзитом. Эта фирма обеспечивает перевозку пассажиров из страны А в страну
С через В. Если бы каждая компания имела возможность приобрести две другие,
то компания А получила бы доход 11 + 35 + 47 = 93 % вместо прежних 119 %. Большинство транснациональных компаний в туризме базируются сегодня в
странах Западной Европы (Франция, Великобритания) и Японии, а с недавнего
времени в Сянгане (Гонконге). География штаб-квартир транснациональных
компаний подтверждает тот факт, что интернационализация туристского бизнеса
берет начало в странах, генерирующих туристические потоки и осуществляющих
зарубежное инвестирование. Сегодня большая перспектива развития транснациональных компаний: . интеграция гостиничных цепей, превращающихся в заметное явление
международной жизни. Гостиничная цепь представляет собой группу отелей, имеющих общее
руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку. В Америке
получила развитие система франчайзинга, т.е. прокат торговой марки. В Европе большое распространение получила практика подписания
контрактов на управление между владельцем отеля и компанией,
специализирующейся в гостиничном менеджменте, – оператором. . В условиях острой конкуренции со стороны интегрированных гостиничных цепей
независимые отели объединяются в гостиничные консорциумы. Путем членства в
таких организациях они получают доступ к услугам, ранее считавшимися
привилегией интегрированных гостиничных цепей. Отели часто вступают в консорциумы, чтобы стать абонентами глобальных
компьютерных систем резервирования. Кроме того, независимые отели проводят
совместно маркетинговые исследования, рекламные компании, централизованные
закупки оборудования, осуществляют другие виды деятельности, которые
требуют больших затрат и не всегда под силу каждому предприятию в
отдельности. Список крупнейших консорциумов возглавляет "Ютел Интернейшнл". По оценкам международных экспертов, в ближайшие годы гостиничная
индустрия будет развиваться высокими темпами. ВЫВОД. Предлагаемые некоторые пути решения проблемы развития международного
туризма свидетельствует о влиянии его развития на подъем экономики
страны. Кроме того развитие таким образом международного туризма,
совокупность интернациональных туристских связей представляет собой крупное
общественное явление в системе современных отношений между народами.
Развитие международного туризма с присущими ему законами и традициями
является мощным средством развития сотрудничества народов планеты,
укрепления взаимных контактов, взаимосвязей наций и народностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотрев историю туризма делаем вывод, что вплоть до ХХ века
международный туризм в России носил познавательный характер. Самые ранние
сведения об отдельных зародышевых формах туризма и его социальной базе
относятся к эпохе античности. Славяне, вероятно, были первыми, кто начал совершать морские и
сухопутные путешествия. В эпоху средневековья зародилось новое веяние путешествий с целью
познания и налаживания торговых отношений между городами других стран и
Россией. Путешествия, предпринимаемые с целью посещения и познания носили
ещё и характер приобщения к подлинно великим творениям искусства того
времени. Они уже тогда являлись дорогим удовольствием. Со второй половины ХVII века, со вступлением стран в пору Нового
времени, меняется и расширяется база путешествий и в последней трети ХVIII
века экономически окрепшая Россия совершает путешествия более длительного
периода, чтобы научно и подробно изучить жизнь за пределами страны,
наладить торговые отношения. Но и этот период не исключает приобщение к
европейской культуре, культуре стран других континентов. Позднее в ХIX веке законодателями путешествий становятся не отдельные
путешественники, а зарождается групповой туризм. Особое внимание в ХХ веке
наряду с познанием, отдыхом, приобщению к культуре уделяется образованию,
развитию школьного туризма. Туризм становится возможным не только "высшим слоям" населения.
Советский Союз развивает организованный выездной и въездной туризм.
Получает важность посещение предприятий, обмен мнениями, озвучивание
увиденного и услышанного среди населения.
В конце ХХ века, начиная с 1985 года, получает развитие туризм по познанию
хозяйствования, налаживанию контактов совместной деятельности с
иностранными деловыми людьми, специалистами по улучшению управления
развития производством в стране, особенно промышленного хозяйства. Получает
распространение деловой туризм. Но наряду с этим сильное развитие получает
аристократический туризм. За пределы страны могут выехать люди только
богатые, имеющие валютные накопления с целью отдыха, развлечения и
оздоровления, туризм за приобретением товаров.
Международный туризм в России находится в развитии постоянно. Сегодня, на
современном этапе он вступает в новый этап развития, который потребовал от
Российской Федерации пересмотреть международный туризм с позиции развития
мирового туризма, развития времени. В этом есть некоторые результаты, но
это ещё начало пути. И рассматривая международный туризм по его
классификации, которую предлагает автор А. Ю. Александрова, следует
отметить следующее развитие международного туризма в стране: Таблица 13.
|Классификация |Вид туризма |Развитие |
|туризма | | |
|1 |2 |3 |
|По виду используемых |купально-пляжный |частично для богатых |
|ресурсов | |жителей страны и для |
| | |иностранных гостей |
| |лечебный |для знатных жителей, |
| | |имеющих доход |
| |экологический |слабо развит |
| | | |
| |горный |использован не в полную |
| |водный |меру и возможности |
|По источникам |коммерческий |развивается |
|финансирования | | |
| |социальный |слабо развит |
|По возрастному составу |туризм пожилых людей |слабо развит |
|участников путешествий | | |
| |туризм лиц среднего |развивается |
| |возраста | |
| | |слабо развит |
| |молодежный туризм | |
|По числу участников |индивидуальный | |
|путешествий | |слабо развиты |
| |групповой | |
|По способу организаций |организованный |развивается |
|путешествий | | |
| |неорганизованный |развивается |
|По способу размещения |гостиничного типа |идет развитие |
|туристов | | |
| |не гостиничного типа |слабое развитие |
|По видам используемых |автобус, авиация, водный,|каждый вид использован не|
|транспортных средств |автомобильный, |на полную возможность |
| |железнодорожный транспорт| |
| | | |
|1 |2 |3 |
|По дальности поездки |ближний |есть большие возможности,|
| | |резерв |
| |дальний | |
|по продолжительности |краткосрочный |развивается |
|путешествия |среднесрочный |развивается |
| |долгосрочный |не развит |
|По ритмичности туристских|сезонный |развивается |
|потоков |круглогодичный |слабо развит | Для достижения положительных результатов от международного туризма
необходимо поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги
тратились внутри страны, а не за её пределами. Если развитие туризма планируется непрофессионально, может случиться
так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него.
Чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуется профессионально основанная
на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и
реализации турпродукта, хорошие знания международных правовых норм и
правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, коньюнктуры
туристского рынка. ЛИТЕРАТУРА 1. СМ. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации", 11 ноября 1996 г.
2. Указ Президента Российской Федерации "О реорганизации и развитии
туризма в Российской Федерации" от 22.12.1995.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
4. Аксютина Ю. В. Туристический бизнес: развитие и совершенствование
управления. Автореферат.
5. Шаповал Г. Ф. История туризма. Мн., 1999.
6. Власов Л. Пешком вокруг света // Вокруг света. 1976 № 10.
7. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР. М., 1989.
8. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. М., 1990.
9. Чмель Радим. Международный туризм – настоящее и будущее // Тур-пресс –
Новости.
1995 № 2.
10. Квартальнов В. А. Туризм. Киев, 1989.
11. Зорин, Каверина, Квартальнов. Международный туризм. Туризм как вид
деятельности. Мн., 1990.
12. Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня,
завтра. М., 1985.
13. Сенин В. С. Введение в туризм. М., 1998.
14. Шпилько С.Н., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в
Российской Федерации // Труды академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995.
15. Tourism: 2020 vision. Madrid, 1997.
16. Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 1999.
17. Мальков Э. Д. Экономические аспекты международного туризма //
Внешнеэкономический бюллетень № 7, 2001.
18. Туризм № 01,02' 2002.
19. БИКИ, 10 апреля,2001
20. Деньги №5,2001 -----------------------
*Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
* Чмель Радим. Международный туризм–настоящее и будущее //Тур-пресс –
Новости. 1995, № 2
* Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
** Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001. . Чмель Радим. Международный туризм- настоящее и будущее//Тур-пресс – Новости.
1995. № 2. * Число въезжающих туристов значительно превышает число выезжающих в связи с посещениями последними более, чем одной страны. [1] БИКИ,10 апреля,2001.
-----------------------
ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ Конфесно-выставочный Бизнес-поездки Инсентив- туризм ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ Побудительный Поощряющий ПОЗНАНИЕ ПРИБЫЛЬ Награждение фирмы За высокие показатели Результат Сильный мотив к работе ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ВЫСОКОРЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Страна происхождения туриста [pic] Страна назначения дистанции Международное связующее звено 22 Размещение
30
Авиаперевозка 8 Услуги трансагенства 13 Путешествие по стране 5 Покупка товаров (в т.ч. в магазинах беспошлинной торговли) 3 Другие услуги, в т. ч. информационные 12 Покупки
5
Налоги
2
Налоги Всего
11
Всего (без налогов) 47 Всего (без налогов) 35
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|