Развитие международного туризма в России
p> В последние годы положение несколько изменилось. В ряде ВУЗов при
обучении по специальности "экономика", "менеджмент", "организация и
управление" открыты специализации "экономика международного туризма",
"менеджмент туризма и гостиничного хозяйства", "менеджмент социально-
культурной сферы и туризма". Некоторые ВУЗы страны обращают внимание на коммерческие курсы
Американской ассоциации отелей и мотелей, которые как правило обучают за
дополнительную плату на языке оригинала. В гостиничном и ресторанном секторах, а также индустрии туристов в
целом в России выделяется следующая характеристика: . высокий процент работников, занятых неполный рабочий день; . значительное количество женского персонала; . высокий процент временных работников; . большое количество малоквалифицированной молодежи. Требования к курсам общего и профессионального обучения, их
продолжительность, объем специальностей, теоретических и практических
знаний зависят от уровней подготовки: элементарного, среднего и
продвинутого (высшего). Гармонизация подготовки специалистов сферы туризма
и гостиниц является одной из целей российского туризма. В нормативно-методических материалах определены перечни основных
профессий и должностей работников индустрии туризма. Структура российских
предприятий туристской индустрии и перечень должностей в ней несколько
отличаются от структуры перечня, положенного в основу классификации на
международном уровне (стандарт). Опыт практической деятельности индустрии туризма показывает, что
персонал, работающий там, нацелен на решение следующих задач: 1. Обеспечение нормального экономического развития фирм – туроператоров, турагенств,
гостиниц и ресторанов (персонал – экономисты, менеджеры, специалисты по
маркетингу). 2. Управление отлаженной экономической структурой (административный персонал,
управляющие службами, турфирмами, гостиницами, ресторанами). 3. Обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне
(производственный персонал). 4. Обеспечение и поддержание необходимого качества предоставляемых туристских и
гостиничных услуг и безопасности пребывания туристов и экскурсантов
(управленческий и производственный персонал). ВЫВОД. Рассматривая развитие международного туризма в России, следует
отметить, что развитие действительно есть. В прежние времена, эпохи туризм обозначивался в формах путешествий с
целью познания, открытий, налаживания контактов с другими странами по
обмену опытом хозяйствования и носил в основном до 18-го века частный
характер. Рассматривая международный туризм, состояние его на современном этапе,
следует обратить внимание на то, что в России наметилось государственное
регулирование туристской деятельности. Координацию в сфере деятельности,
реализацию государственной политики в области сохранения и развития туризма
осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре и туризму. Принцип государственного регулирования туристской деятельности
заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной
из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской
деятельности. Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности
туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг
являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. Стандарт – это нормативный документ, содержащий правила, общие
принципы, характеристики, касающиеся туристской деятельности и доступный
широкому кругу потребителей. Стандарт, как нормативный документ, является
одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг,
позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на
продавцов и потребителей туристских услуг. Объект стандартизации – это услуги туристской деятельности. Предмет стандарта – качество предоставляемых услуг. Рассмотренные выше предоставляемые услуги по международному туризму в
России на современном этапе не всегда соответствуют обозначенным
стандартам по обслуживанию, обеспечению качества услуг при въездном
туризме. Вычленены следующие причины: . недостаточность собственного опыта по нормативно-правовому, научно-методическому обеспечению развития международного туризма; . недостаточное финансирование международного туризма; . недостаточная компетентность (образованность) специалистов по организации туристской деятельности. 3. Анализ развития международноготуризма на современном этапе 3.1.Выездной туризм, рынок туризма, география туризма. Выездной рынок в России менялся не только количественно, но и качественно.
Происходили сдвиги в структуре, географии зарубежных путешествий. С начала
перестройки и до 1991 года выезд за границу носил в основном частный
характер (к родственникам, друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на
зарубежные поездки по приглашениям, явившимся первым шагом на пути
упрощения туристских формальностей. В 1991 – 1992 гг. в выездном потоке обозначилось два главных
направления: в ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок отличаются
не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Основным видом
поездок россиян в страны дальнего зарубежья являются шоп-туры. На них
падает почти 60% выездного тур. потока. По существу речь идет о так
называемой "челночной торговле", которая на официальном языке означает
"импорт физическими лицами потребительских товаров для последующей
перепродажи без уплаты налогов". Беспошлинный провоз товаров, высокая
конкуренция среди продавцов привели к установлению очень низких цен на
импортную продукцию. Эта деятельность и по сей день остается
высокорентабельной даже после ужесточения ограничений на "челночный"
бизнес. Челночной торговлей занимаются сотни тысяч человек, в основном
квалифицированные специалисты, дипломированные инженеры и технические
работники – люди, уволившиеся с прежней работы и неудовлетворенные местом
продавца в коммерческом рынке. Общий объем "челночного" импорта в России в 1995 году составил от 3
млрд. до 5 млрд. американских долларов, а в 1996 году– уже 11,4 млрд., или
22% всего импорта. Отечественные челноки едут главным образом в Китай, Турцию, Польшу. Эти страны, а
также Финляндия, являются основными направлениями организованного
Российского туризма. Жители Новосибирска, Иркутска, Читы, Братска,
Хабаровска и Владивостока составляют основную массу российских туристов,
направляющихся в Китай. География их поездок ограничивается северными
районами страны. В последнее время на этом туристском направлении происходят изменения.
Хотя шоп-поездки по-прежнему доминируют, растет спрос, особенно на
московском рынке на экскурсионно-познавательные программы. Шоп-туристы посещают также Грецию, Италию, Египет. Они начали
осваивать рынки Южной и Юго-Восточной Азии, с этой целью устремились в
Сингапур, Сянган (Гонконг), Индию, Таиланд, Южную Корею и Пакистан. Широкий
выбор разнообразных недорогих товаров привлекает шоп-туристов в
Объединенные Арабские Эмираты. Они всё чаще размещаются с комфортом и удобствами в отелях и сочетают
покупки с отдыхом, направляются на побережье, где занимаются разными видами
спорта, включая подводное плавание. Кроме того, они почувствовали вкус к
чисто светским развлечениям. Их можно встретить на верблюжьих бегах и
скачках или увидеть среди посетителей тематических парков и культурно-
исторических центров. География выездного туризма в России начала 90-х годов в основных
чертах сохраняется и по настоящее время. Сегодня популярны одно-
двухнедельные поездки на Кипр, Мальту, Италию, Грецию, Испанию, на
Канарские острова, в Болгарию, Тунис, Египет, Францию. Таиланд. Туристы посещают столицы европейских государств: Париж, Лондон, Вену,
Мадрид, Рим, Амстердам, Брюссель. Существует также спрос и на экзотические
туры (Кения, Танзания, острова Самоа, страны Латинской Америки).
Продолжительность путешествия составляет семь дней, а стоимость 300 тыс.
долларов. В реальной жизни наряду с дешевыми шоп-турами российские
граждане совершают очень дорогие зарубежные поездки. Вот как описывает модель поведения состоятельных туристов из России
одно из австрийских изданий: "Их можно увидеть на Сэнт Антоне, на Венской
Кертнерштрассе с её роскошными магазинами, на самых лучших местах
Зальцбургского концертного зала. Они живут только в пятизвёздочных
гостиницах и не могут представить обед без традиционной
икры. Русские люкс-туры штурмуют Австрию. Они покупают только самое лучшее
и дорогое, мало обращая внимание на то, сколько стоит. Каждый русский
оставляет в стране за покупку
4670 шиллингов, опережая по этим показателям представителя любой нации". После пика 1995 года общий выездной поток из России сократился почти
на 50%. Выезд российских граждан по линии организованного туризма,
напротив, продолжал расти вплоть до 1998 года. В 2000году российский тур бизнес усилил свои позиции: на отдых за
рубеж выехало почти вдвое больше, чем в1999 году, более того, число
туристов превысило докризисный уровень. Становилось очевидным, что кризис
способствовал консолидации и специализации туристического рынка России. 2. Некоторое анкетирование населения России, исследования. В 1997 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел выборочный
спрос населения России об участии в туризме. Результаты обследования
показали, что туристский рынок страны обладает большим потенциалом, который
слабо задействован. Подавляющая часть россиян (60%) отдыхала дома.
Основные туристские потоки формировались в крупных городах, среди которых
особенно выделялась Москва. Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис привел к заметным
изменениям на туристском рынке. После августа 1998 года, когда реальная
стоимость зарубежной туристской поездки в рублях сразу выросла в 3 – 4
раза, а доходы населения резко упали, потенциальные путешественники стали
отдавать предпочтение дешевым турам и услугам.
С этого времени начинается возрождение внутреннего туризма. В 2000году российский тур бизнес усилил свои позиции: на отдых за
рубеж выехало почти вдвое больше, чем в1999 году, более того, число
туристов превысило докризисный уровень. Становилось очевидным, что кризис
способствовал консолидации и специализации туристического рынка России. Наряду со сдерживающими факторами, описанными выше в главе 3, существуют
и такие, которые способствуют развитию выездного туризма в России. Это
высокая покупательная способность иностранных валют; наличие неосвоенных
рынков сбыта и широких сфер приложения капитала, привлекающих компании из-
за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории
страны, включая такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин,
Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород. 90-е годы были отмечены общей положительной динамикой – средней
устойчивой тенденцией роста туристских поездок в Российскую Федерацию. На
этом фоне год 1999-й выделяется особо: он стал рекордным по числу прибытий. Таблица 8.*
| |СССР |СНГ |РОССИЯ |
|Показатели | | | |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Мир в целом * |266,3 |634,7 |158,9 |442,7 |
|США |22,5 |46,4 |22,7 |52,7 |
|Канада |12,9 |18,8 |12,8 |17,6 |
|Япония |1,3 |4,1 |5,2 |15,8 |
|Германия |11,1 |16,5 |22,4 |83,0 |
|Франция |30,1 |70,0 |7,9 |18,0 |
|Великобритания |14,4 |25,7 |15,5 |50,9 |
|Италия |22,1 |34,8 |24,0 |14,3 |
|Испания |22,3 |47,7 |18,0 |13,2 |
|Швейцария |8,9 |10,9 |4,5 |12,2 |
|Нидерланды |2,9 |9,3 |6,7 |12,9 |
|Мексика |11,9 |19,8 |3,3 |9,8 |
|Бразилия |1,3 |4,8 |0,4 |4,6 |
|Индия |1,2 |2,4 |1,0 |3,8 |
|Китай |3,5 |25,1 |– |8,4 |
|Южная Корея |1,0 |4,3 |0,3 |3,1 |
|Малайзия |2,1 |5,6 |1,7 |26,6 |
|Таиланд |1,9 |7,8 |0,5 |1,4 |
|Тунис |1,6 |4,7 |0,5 |1,5 |
|Россия |– |15,8 |– |11,7 | Источник "The World Bank World Development Indicators", 2000. Таблица 10. Распределение въезжающих и выезжающих туристов по группам стран ( в % к итогу)
|СТРАНЫ |Въезжающие туристы |Выезжающие туристы |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |
|ВСЕГО: |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|Страны с низким уровнем |3,1 |7,2 |1,3 |3,4 |
|доходов | | | | |
|Страны со средним уровнем |23,6 |31,3 |20,9 |36,4 |
|доходов | | | | |
|Страны с высоким уровнем |73,3 |61,5 |77,8 |60,2 |
|доходов | | | | |
Источник: The World Bank. World Development Indicators". 2000
Таблица 11. Структура экспорта услуг | |Экспорт услуг |Услуги |Поездки |Прочие |
|СТРАНЫ |(млрд. долл.) |транспорта |(в % к итогу) |(в % к итогу) |
| | |(в % к итогу) | | |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |1980 |1999 |1980 |1999 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Мир в целом |363,5 |1316,7|39,2 |25,3 |27,0 |30,3 |33,9 |44,7 |
|США |38,1 |239,9 |37,4 |19,0 |27,8 |34,7 |34,8 |46,3 |
|Канада |7,1 |30,3 |35,7 |19,6 |35,8 |30,9 |28,5 |49,5 |
|Япония |18,8 |61,8 |67,9 |34,4 |3,4 |6,1 |28,7 |59,5 |
|Германия |25,8 |78,9 |34,2 |25,7 |19,4 |20,8 |46,4 |53,4 |
|Франция |42,2 |84,6 |25,0 |24,1 |19,6 |35,4 |55,4 |40,5 |
|Великобритания|34,3 |97,6 |41.3 |19,5 |20,2 |24,6 |38,5 |55,9 |
|Италия |18,8 |66,6 |24,4 |16,0 |47,6 |44,7 |28,0 |39,3 |
|Нидерланды |16,7 |51,6 |52.9 |39,9 |13,5 |13,2 |33,6 |47,0 |
|Норвегия |8,5 |14,0 |75,3 |61,2 |8,9 |15,0 |15,8 |23,9 |
|Мексика |4,4 |11,9 |10,2 |12,0 |73,1 |66,2 |16,8 |21,8 |
|Бразилия |1,7 |7,1 |48,6 |26,3 |7,5 |18,6 |43,8 |55,1 |
|Венесуэла |0,7 |1,3 |43,0 |21,4 |36,7 |74,1 |20,4 |4,5 |
|Индия |2,9 |11,1 |15,6 |16,0 |54,2 |26,6 |30,2 |57,3 |
|Китай |– |24,0 |– |10,2 |– |52,4 |– |37,3 |
|Южная Корея |2,4 |23,8 |64,3 |42,8 |15,4 |24,9 |20,3 |32,3 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Индонезия |– |4,3 |– |0 |– |98,0 |– |2,0 |
|Малайзия |1,0 |10,7 |45,1 |22,0 |30,3 |22,3 |24,6 |55,8 |
|Таиланд |1,4 |13,1 |21,9 |20,4 |63,5 |47,2 |14,6 |32,3 |
|Россия |– |12,9 |– |24,5 |– |50,3 |– |25,2 | Источник: "The World Bank World Development Indicators". 2000. Таблица 12. Динамика поступлений и расходов по международному туризму (млрд. долл.) |СТРАНЫ |Поступления |Расходы |Сальдо |
| |1980 |1999 |1980 |1999 |1980 |1999 |
|Мир в целом |101,4 |440,0 |102,1 |365,2 |-0,7 |+74,8 |
|США |10,1 |71,3 |10,4 |56,1 |-0,3 |+15.2 |
|Канада |2,3 |9,4 |3,1 |10,8 |-0,8 |-1,4 |
|Япония |0,6 |3,7 |4,6 |28,8 |-4.0 |-25,1 |
|Германия |6,6 |16,4 |20,6 |46.9 |-14,0 |-30,5 |
|Франция |8,2 |29,9 |6,0 |17,8 |+2,2 |+12,1 |
|Великобритания |6.9 |21,0 |6,9 |32,3 |0 |-11,3 |
|Италия |8,2 |29,8 |1,9 |17.6 |+6,3 |+12.2 |
|Нидерланды |1,7 |6,8 |4.7 |11,2 |-3,0 |-4,4 |
|Испания |7.0 |29,7 |1,2 |5,0 |+5,8 |+24,7 |
|Швейцария |3,1 |7,8 |2,4 |7,1 |+0,7 |+0,7 |
|Мексика |5,4 |7,9 |4,2 |4,3 |+1,2 |+3.6 |
|Бразилия |1,8 |3,7 |1,2 |5,7 |+0,6 |-2,0 |
|Китай |0,6 |12,6 |0,06 |9.2 |+0,5 |+3,4 |
|Республика Корея |0,4 |5,9 |0,4 |2,1 |0 |+3,8 |
|Малайзия |0.3 |2.5 |0,5 |2.5 |-0,2 |0 |
|Таиланд |0.9 |5,9 |0,2 |1,5 |+0,7 |+4,4 |
|Тунис |0,6 |1,6 |0,06 |0,2 |+0,5 |+1,4 |
|Филиппины |0,3 |2,4 |0,1 |2,0 |+0,2 |+0,4 |
|Россия |– |6,5 |– |8,3 |– |-1,8 | Источник "The World Bank World Development Indicators", 2000
Ниже приведены данные по странам- лидерам в области иностранного туризма в
2000 году, с указанием места, занятого в 1990 году ( 1 ), 1995 (2 ) и 2000
(3 ), по числу прибытий иностранных туристов (4, 2000 год, тыс.) и прироста
этого показателя за год ( 5,% ).[1]
|Страна |1 |2 |3 |5 |
|Франция |1 |1 |1 |2,0 |
|Испания |3 |3 |2 |3,7 |
| США |2 |2 |3 |8,7 |
|Италия |4 |4 |4 |12,8|
|Китай |12 |8 |5 |15,5|
| Великобритания |7 |5 |6 |-1,9|
|Россия |17 |18 |7 |23,2|
| Канада |10 |11 |8 |4,9 |
|Мексика |8 |7 |9 |5,0 |
|Германия |9 |13 |10 |10,5|
|Польша |27 |9 |11 |1,3 |
| Австрия |6 |10 |12 |2,0 |
|Венгрия |5 |6 |13 |8,1 |
|Греция |13 |16 |14 |2,8 |
ВЫВОД. Несмотря на трудности, переживаемые Россией, специалисты прогнозируют
поступательный рост её значения на мировом рынке туризма. Ожидается, что к
2020 году она войдет в первую десятку наиболее популярных туристских
направлений. 3.3. Факторы, способствующие развитию международного туризма в России. Несмотря на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы:
политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной
обстановки и террористические акты, законы стран ближнего зарубежья,
формальности стран и дополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые
прежде, как правило, проходили через республики, отсутствие необходимой
материальной базы, массированная антиреклама России на Западе, негативная
информация об общественном и политическом положении России и многие другие,
Россия обладает потенциалом развития международного туризма. Этому могут способствовать:
1. Освоение рынков сбыта и широких сфер приложения капитала, привлекающих
компании из-за рубежа;
2. Обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны;
3. Развитие индустрии туризма. В освоении рынков сбыта большое значение имеют следующие факторы:
1. Повышение достоверности информации о международном туризме, т. е. сбор информации, обследование, исследование международного туризма, аналитико- диагностическая деятельность на основе полученной информации. Проблема статистической информации о туризме в России ещё остается.
2. Сегментирование туристского рынка, т. е. предоставление услуг по вкусам, интересам, привычкам, возможностям и т. д. С обострением конкуренции следует ловить малейшие оттенки потребительского спроса. Рыночный сегмент должен отвечать ряду условий: - по географическому принципу; - по геодемографическому принципу ( запросы городского и сельского населения); - по демографическому принципу (заключается в делении рынка на группы по возрасту, полу потребителей); - по социально-экономическому признаку, учету уровня доходов. Главным поставщиком туристов являются страны с высоким уровнем жизни,
но в них выделяется дифференциация доходов. В середине 80-х годов в СССР
основную массу туристов из США составляли лица с годовым семейным бюджетом
от 20 до 75 тыс. американских долларов; в середине 90-х годов вследствие
резкого увеличения цен на услуги в России такие поездки могли позволить
себе главным образом семьи, чей годовой доход превышал 50 тыс. американских
долларов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|