рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особые экономические зоны рефераты

Стороны подтверждают свое стремление сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями и предпри­нимателями Калининградской области и Литовской Республики (ст. 9).

Стороны согласились в том, что в целях развития торгово-эко­номических связей между Калининградской областью и Литовской Республикой целесообразно создать экономические миссии соответ­ственно в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).

22 мая 1992 г. было заключено Соглашение между Правитель­ством Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудни­честве Калининградской области Российской Федерации и северо­восточных воеводств Польши.

Осуществление планов создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени зависит от реализации согла­шений России с Литвой и Польшей.

В свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением тех изъятий, которые установлены законода­тельными актами об иностранных инвестициях, законами о СЭЗ (если они имеются) и положениями о конкретных зонах. Особое зна­чение для регулирования хозяйственной деятельности в СЭЗ приоб­ретает, естественно, законодательство о предпринимательской дея­тельности, налоговое законодательство, положения законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответствен­ностью, антимонопольного законодательства, других актов, связан­ных с переходом к рыночной экономике. Что же касается органов хозяйственного управления, то на практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы. В одних случаях (на­пример, в зоне "Янтарь") был создан Комитет по развитию СЭЗ. Было предусмотрено, что Положение о Комитете утверждает Совет Министров РСФСР по согласованию с Калининградским областным Советом народных депутатов.

В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д., вопросы ад­министративного и хозяйственного руководства зоны должны возла­гаться на соответствующие местные органы власти и управления. В' этих случаях административное управление СЭЗ должно возлагаться на соответствующие территориальные органы региона, в рамках ко­торого предлагалось на правах самостоятельного структурного под­разделения создавать администрацию зоны. Функции генерального администратора СЭЗ может выполнять приглашаемый по контракту специалист.                                                 .

Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также централь­ных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.

Корпорация призвана заниматься перспективным планирова­нием развития СЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, меро­приятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустрой­ство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивает, в случае не­обходимости, снабжение и финансирование предприятий^

Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В прав­ление по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.

Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой адми­нистративно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав исполнительного органа той террито­рии, на которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяй­ственного развития зоны может заниматься специальная корпорация.

Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при ко­торой иностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хо­зяйственную деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих странах, где были об­разованы специальные зоны, широкое распространение получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.

Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о координации их деятель­ности федеральными органами управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г., со­гласно которому Комитет по иностранным инвестициям (см. выше) обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон на территории России.

На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные админи­страции в пределах своих полномочий; орган хозяйственного разви­тия и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономи­ческой деятельности Украины и иностранных субъектов такой дея­тельности. В то же время в Казахстане органами государственной власти на территории зоны являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной власти админи­стративному совету зоны.

Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отме­тить, что в Казахстане аналогичная должность может быть предо­ставлена только гражданину Казахстана.

Согласно ст. 14 Закона Кыргызстана 1992 г., органом управле­ния СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ, Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством. Представляется интересной норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами тер­риториальной единицы республики (город, район) исполнение функ­ций Генерального директора СЭЗ возлагается на главу соответствую­щей местной государственной администрации.

УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности ино­странных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством об иностранных инвестициях и по­ложениями о свободных экономических зонах. Остановимся на По­ложении о зоне "Янтарь". В нем говорится о том, что иностранные инвестиции пользуются на территории свободной экономической зоны правовой защитой и что их режим не может быть менее благо­приятным, чем соответствующий режим для имущества отечествен­ных юридических лиц и граждан. В Положении также предусмотре­но, что не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с другими действующи­ми в СЭЗ предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что нс допуска­ется принудительное изъятие иностранных инвестиций: "Не допуска­ется также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором своих обяза­тельств" (п. 7). На первый взгляд, включение этих общих положений, повто­ряющих соответствующие положения российского законодательства (за исключением последнего), представляется излишним. Однако с практической точки зрения включение таких правил в Положение дает иностранному инвестору более полное представление о режиме инвестиций в данной зоне.

Согласно ст. 42 ЗИИ России, в зоне "Янтарь" был максималь­но упрощен порядок регистрации предприятий с иностранными ин­вестициями. В соответствии со ст. 42 ЗИИ предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн. руб., а также филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвес­тициями могут регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию свободной экономической зоны (п.8).

Вопросы создания совместных предприятий должны решаться на месте (п. 9). По данным на май 1994 г., в зоне "Янтарь" было за­регистрировано 771 предприятие с иностранными инвестициями, из них — 565 с долевым участием и 206 — полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций за 1993 год составил 5 млн.долл. США. В конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП.

В зоне "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так, многие польские и австрий­ские фирмы выразили интерес к возможностям создания консигна­ционных складов, что представляет несомненный интерес для госу­дарств, не имеющих выхода к морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы хо­зяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных банков. Такие предло­жения были сделаны банками Польши, Италии и США.

Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо ограничений. Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной деятельности, связанной с использованием располо­женных на территории зоны месторождений топливно-энергетичес­ких и минерально-сырьевых ресурсов. В этих случаях применяется действующее в России специальное законодательство.

Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О не­которых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации" было специально предусмотре­но, что условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых  природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и мор­ской экономической зоны, определяются соответствующим законо­дательством и нормативными актами Российской Федерации.

Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и бартерные операции, которые произ­водятся в этой зоне с товарами и услугами (п. 10). Экспорт произве­денных в зоне товаров, а также импорт не .подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены уста­новленным законодательством перечнем.

В отношении подлежащих лицензированию товаров, произво­димых в зоне, возник вопрос о предоставлении права на их лицензи­рование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и ис­пользованию янтаря получила право выдавать лицензии на разработ­ку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на тер­ритории свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).

Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и им­портируемые товары, которые используются для производства про­дукции или реализации на месте, освобождаются от уплаты таможен­ной пошлины (п. 21). В первые пять лет функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% — в фонд социальной защиты населения (п. 27).

Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию свободной экономичес­кой зоны.

Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Соглас­но ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим. Он заключается в том, что иностранные инвесторы и пред­приятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу при­быль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого вида налого­плательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобожда­ются от уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не менее 30 % годового объе­ма производства введены налоговые каникулы сроком до 5 лет в от­ношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу, уста­новлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п. 25).

Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26).

Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических зонах Российской Фе­дерации сохранен тот порядок налогообложения, который был уста­новлен Законом России об иностранных инвестициях и положения­ми о свободных экономических зонах. Следовательно, установлен­ный в Российской Федерации общий порядок налогообложения, на основе которого иностранные инвестиции и предприятия с ино­странными инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической зоне не распространяется. Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных зон.

Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.

Из установленных Законом об иностранных инвестициях Рос­сии льгот наиболее существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей и иными природными ресурсами, право на дол­госрочную аренду сроком на 70 лет с правом субаренды, возмож­ность введения упрощенного порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового. Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок въезда и выезда введен Поло­жением о зоне (п. 35).

Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система на­числения зарплаты в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде именных чеков, расчет­но-кредитных карточек и других безналичных платежей для исполь­зования в специальных магазинах зоны и за рубежом.

Мы подробно изложили Положение о свободной экономичес­кой зоне "Янтарь", утвержденное в сентябре 1991 г. Но, как отмеча­лось в ряде публикаций, многие пункты этого Положения не удалось реализовать на практике(7).

Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ Президен­та Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области.

В Указе предусмотрено, что предприятия с иностранным учас­тием, созданные в 1992 году, получают налоговый кредит сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, если они дейст­вуют в сфере материального производства. Другие предприятия, за­нятые производством промышленной, сельскохозяйственной продук­ции, товаров народного потребления, если доля этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит на 5 лет, ос­тальные предприятия — на 4 года. При этом изменения в налоговом законодательстве должны распространяться в последующем на об­ласть лишь при согласии ее компетентных органов. Снимаются огра­ничения на регистрацию СП. Товары, произведенные в Калинин­градской области, освобождаются от экспортных пошлин на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с них взимаются. Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, по-прежнему должны устанавливаться федеральными орга­нами.

Указом Президента России от 4 июня 1^92 г. среди мер, на­правленных на поддержание и развитие СЭЗ, предусмотрено осу­ществление государственной программы приватизации на территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть средств, которая подлежит перечислению в центральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов. По ним предоставляются бюджетные кредиты. Средства, полученные в счет таких кредитов, должны направляться органами управления сво­бодных зон на финансирование ключевых объектов инфраструктуры зоны. Здесь усматривается стремление в масштабе России поддер­жать хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать инвестирование в них более привлекательным для иностран­ных предпринимателей.

Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На все субъекты эконо­мической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвести­циях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельнос­ти зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.

На территории СЭЗ, согласно Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отра­жаются в Положении о зоне (ст. II).

В Положении о СЭЗ "Брест" было предусмотрено, что хозяй­ственную деятельность в зоне могут осуществлять белорусские и иностранные юридические и физические лица, которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех допустимых зако­ном формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах, за исключением запрещенных действующим законодательством.

Был также предусмотрен особый таможенный режим: освобож­дение от оплаты таможенной пошлиной товаров и иного имущества, импортируемых на территорию СЭЗ "Брест" и экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки через зону на экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны осуществляться без каких-либо тарифно-таможенных и на­логовых льгот.

На территории зоны действует также особый налоговый режим. Налог на прибыль всех предприятий, расположенных в СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не более 25% с учетом налога на перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте перевода. В зоне не применяются налоги на экспорт-импорт и другие экономические меры регулирования средств, направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности при ценообразовании и на­логообложении.

Освобождаются от уплаты транзитного налога юридические и физические лица при транспортировке ими грузов, предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию Беларуси.

Совместные предприятия с участием иностранных юридичес­ких лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30%, и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия), вся выручка которых образуется только за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения ими до­хода, включая первый год получения дохода в СЭЗ.

1  См.: Общие принципы создания зон совместного предпринимательства// Приложение к газете "Экономика и жизнь". 1991. № 34. С.5— 6; Зоны совместного предпринимательства в СССР. Концепция создания и функционирования //Внешняя торговля. 1989. № 6. С.2.


2       Представление об этом дают следующие данные: Зона "Алтай" — площадь 261 тыс.кв.км, население 3,7 млн. жителей; Зона "Выборг" — население 150 тыс. человек; Зона "Ева" (Еврейская автономная область) — площадь 360 тыс.кв.км; Зона "Технополис-Зеленоград" — население 170 тыс. человек; Зона "Янтарь" — площадь 15500 кв.км, население — 1,1 млн.человек; Зона "Санкт-Петербург" — площадь 370 кв.км, население — 4,5 млн.человек; Зона "Кузбасс" — площадь 95 500 кв.км, население — 3,5 млн.человек; Зона "Садко" (Новгородская область) — площадь 55 300 кв.км, население — 1 млн. человек; Зона "Сахалин" — площадь 87 100 кв. км, население — 800 тыс. человек; "Чита" (Читинская область) — пло­щадь 431 тыс.кв.км, население — 2 млн. человек; "Находка" — площадь 1600 кв.км, население — 200 тыс.человек.


3    См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2166.


4     См.: Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные экономичес­кие зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2—3. С. 39—40.


5       См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.


6 См.: Общие принципы создания зон совместного предпринимательства. С.6.


7  См..например: Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество (Кали­нинградская область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. N» 2—3. С. 22—25; Карянина Т. Пойдет ли Европа в нарисованную дверь. Калининград осваи­вает статус свободной экономической зоны//Российская газета. 1994. 16 июля.


Страницы: 1, 2