рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особые экономические зоны рефераты

Особые экономические зоны

ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преиму­ществ определенных территорий привели к созданию во многих стра­нах особых экономических зон. В различных вариантах они сущест­вуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мекси­ке, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.

В мире было создано около 600 зон, в основном во второй по­ловине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в на­чале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).

Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнооб­разии в основном созданные зоны можно свести к нескольким ос­новным типам: таможенной, зоне экспортного производства и ком­плексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельство­вал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:


связь с международными рынками (транспортные и телеком­муникационные возможности);

степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфра­структуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);

           Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;

обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;

обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами'.

Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных про­странствах. У нас же пошли по другому пути. В России было декла­рировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (Алтай­ский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) Исход­ным при создании этих зон было благое пожелание улучшить поло­жение и решить другие задачи, главным образом, за счет предостав­ления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых отчисле­ний, а это оказалось нереальным.

В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.

Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зре­ния, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положе­ние этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможнос­ти: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конеч­ный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской ко­леей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного вос­становления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.

Другой удачный пример выбора — порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом еди­ную экономическую зону.

Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Вос­токе — зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 де­кабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставля­ются широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности. Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в ряде актов.

Более привычным и соответствующим международной практи­ке представляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.

Итак, свободная экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.

К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны.

Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал предложение пра­вительства Москвы по созданию в Москве свободной таможенной зоны "Московский Франко-Порт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3).

Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".

Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотрено создание свободной таможенной зоны "Аэро­порт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.

И с экономической, и с юридической точек зрения следует от­личать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свободных экономических зон(4).

Общим является стремление привлечь иностранные инвести­ции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать ком­плекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии созда­ния такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйственной деятельности и создание предприятий.

В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в Рес­публике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономические зоны включают в себя свободные тамо­женные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1). Причем свободные таможенные зоны и зоны экспортного производства в качестве субзон могут вхо­дить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Как осуществляется правовое регулирование в части, касаю­щейся создания зон и определения особых условий для инвестирова­ния иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие зако­нодательные акты об иностранных инвестициях были включены спе­циальные положения об иностранных инвестициях в свободных эко­номических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии).

В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был принят Закон "О свободных экономи-ческих зонах в Казахской ССР". Затем последовал ряд постановле­ний Верховного Совета Республики Казахстан о создании зон в от­дельных районах и городах. Однако Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению деятельнос­ти свободных экономических зон" все ранее принятые постановле­ния были признаны утратившими силу.

В Беларуси было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г. "О создании СЭЗ в райо­не г. Бреста", однако затем действие его было приостановлено.

16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Кыргызстан "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".

Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и функционирования специаль­ных (свободных) экономических зон"(5).

Декрет Украины предусматривает, что специфика регулирова­ния иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономи­ческих зонах устанавливается законодательством Украины о специ­альных (свободных) экономических зонах (ст. 49).

В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.

Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде территории свободного между­народного предпринимательства". Постановлением Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.

В России Верховным Советом были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О создании зон свободного предпринимательства", а также постановление Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон. Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Спе­циальное постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного предпринимательства г. Ле­нинграда и г. Выборга и о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г. Зеленограде (распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о создании сво­бодной экономической зоны "Сахалин" (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.). Положение о свобод­ной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Ян­тарь") было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, определяли правовые основы хозяйственной деятельности в них, цели их создания и т.д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была сформулирована следующим образом. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:

ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудни­чества с зарубежными странами;

обеспечения благоприятных условий для привлечения ино­странного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциа­ла отечественных предприятий для увеличения экспортных возмож­ностей региона;

развития производства экспортной и импортозаменяющей про­дукции, трансконтинентального транзита;

отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Ряд общих вопросов принципиального характера, касающихся всех СЭЗ, был определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных эко­номических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена подготовка Закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".

СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели созда­ния остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государст­ва, на территории которого создается зона, и осуществление его су-веренных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ — хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.

Но дело в том, что, когда в экономической литературе приме­нительно к зонам говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается территория одного государственно-правового образования, окружен­ная территорией другого государства. Здесь речь идет именно об осо­бой, чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в преде­лах государства.

Практика создания зон в Российской Федерации свидетельст­вует, что путем принятия положения по каждой зоне можно опреде­лить ее территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона "располагается в административных грани­цах Калининградской области с прилегающими к ней районами кон­тинентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны)". Напомним читателю, что Положение было принято до распада СССР, после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне в Балтийском море Российской Федерации.

Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо тер­риториальных изменений, передвижения границ как в пределах како­го-либо государства, так и вне его.

Могут быть, конечно, особые случаи. В международной прак­тике наиболее известным из них было установление особого между­народно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши, гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.

Представляют интерес различные проекты создания совмест­ных СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими приграничными стра­нами. К числу таких зон могут быть отнесены российско-китайские экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе, различные зоны в Причерноморье.

В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не толь­ко е Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обра­щение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима. Это под­тверждено Указом Президента Украины от 23 июня 1993 г.

Иногда возникают другие проблемы. Так, привнесение полити­ческих аспектов может затруднить и во всяком случае замедлить раз­витие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион Ке­нигсберг".

Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить дея­тельность свободной зоны "Янтарь". Как известно, территория вхо­дящей в состав России Калининградской области, на которой распо­лагается зона, не имеет общей границы с другими областями Россий­ской Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между прави­тельствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области. Приведем важнейшие положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной экономической зоны.

Стороны намерены установить льготный таможенный режим между Калининградской областью Российской Федерации и Литов­ской Республикой (ст. 1).

Литовская Республика обязуется беспрепятственно обеспечи­вать передачу природного газа, поставляемого Российской Федера­цией для нужд Калининградской области, по газопроводу, проходя­щему по территории Литовской Республики (ст. 3).

Стороны обязуются урегулировать отдельным соглашением ус­ловия транзита пассажиров — лиц, постоянно проживающих в Рос­сийской Федерации, через территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно проживающих в Литовской Республи­ке, через территорию Калининградской области.

Такое соглашение должно основываться на принципах добро­соседства, общепризнанных нормах международного права и учиты­вать документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (ст. 7).

Стороны заключают соглашения об условиях транзита транс­портных средств и грузов Российской Федерации по железнодорож­ным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным путям, тру­бопроводам, а также электроэнергии по линиям электропередачи через территорию Литовской Республики, а также Литовской Респуб­лики — через территорию Калининградской области.

Литовская Республика гарантирует транзитные перевозки на­роднохозяйственных грузов Российской Федерации через территорию Литовской Республики. Российская Федерация гарантирует транзит­ные перевозки народнохозяйственных грузов Литовской Республики через территорию Калининградской области так же, как и других районов Российской Федерации, без обложения таможенными пош­линами (ст. 8).

Страницы: 1, 2