Общая экономико-географическая характеристика России
В Карелии и Мурманской
области производство электроэнергии
в большей степени сосредоточено на ГЭС, построенных на ряде порожистых небольших рек. Эти гидростанции
в значительной степени
обеспечивают развитие энергоемких производств в этой части района.
Развитие цветной металлургии
и других производств явилось
причиной ввода в действие Кольской АЭС (Мурманская обл.). Используются и естественные ресурсы для производства
электроэнергии построена
Кислогубская приливная электростанция.
Транспорт. В условиях слабой транспортной освоенности
территории большую роль играют реки. По рекам сплавляют лес, перевозят
грузы и пассажиров.
Железные дороги проложены в
меридиональном направлении от центральных районов европейской части России к
Мурманску, Архангельску и на
северо-восток, к Воркуте.
Крупный транспортный узел —
Череповец. Порты: Мурманск,
Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар. Мурманск (самый
большой из заполярных городов мира — 400 тыс. жителей) — важнейший незамерзающий порт России на Севере.
Центрально-Черноземный
район
Состав. Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.
Экономико-географическое положение. Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км2) и удобное
транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским
и Северо-Кавказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и
автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в
меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП.
Наличие крупных месторождений полезных ископаемых
(железной руды, цементного сырья) и благоприятные почвенно-климатические
условия, а также значительный резерв рабочей силы способствуют развитию
различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Природные условия и ресурсы. Климат — умеренно-континентальный, более мягкий, чем в Центральном экономическом районе. Природные зоны
— лесостепь и степь. Рельеф —
равнинный. Здесь сосредоточены значительные
массивы черноземных почв. Но большая часть территории района испытывает недостаток водных ресурсов.
Велики запасы железных руд Курской магнитной аномалии
(КМА) — около 40 млрд. т. Значительна доля богатых руд, где содержание железа
достигает 60%. Выделяются железорудные районы:
в Белгородской области — Старооскольский {Лебединское, Стойленское
месторождения и около г. Губкин) и Михайловский (г. Железногорск, Курская
обл.).
Имеются также месторождения огнеупорных глин, фосфоритов, строительных материалов. Топливных
ресурсов нет.
Население — 7,0 млн. человек; средняя плотность населения — 46 человек на 1 км2. Издавна это густозаселенный район.
Район складывался как сельскохозяйственный. В настоящее время население занято и в промышленности, и в
сельском хозяйстве. Коэффициент урбанизации — 62%.
Хозяйство. Главные черты хозяйства определяются удобным ЭГП,
наличием трудовых ресурсов,
богатством рудных месторождений, благоприятными
почвенно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, но
недостатком водных и энергетических ресурсов.
Специализация района
определяется преимущественным развитием
металлургической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности, а
также высокоразвитым сельским
хозяйством.
Горнорудная промышленность
(добыча железной руды) служит базой для развития черной
металлургии. Крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат
полного цикла и завод бездоменного
производства металла в Старом Осколе.
Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов,
сельскохозяйственных машин, химической
аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования
для пищевой и цементной промышленности.
Промышленные предприятия
размещаются в крупных городах — Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено
точное машиностроение; в Белгороде — металлоемкое
машиностроение – производство горного оборудования. В Липецке находится крупный
тракторный завод.
Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже,
красителей в Тамбове, химического волокна в
Курске. Коксовые газы используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном
промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.
Промышленность
строительных материалов,
особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство
железобетонных конструкций.
Район располагает
высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы.
Агропромышленный
комплекс. Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая
пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и
технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные
площади заняты под картофелем и овощами.
Животноводство имеет главным образом мясомолочное
направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство.
Развито садоводство.
Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса. Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других
областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают
все электростанции района. Значительную
часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС — Курская и
Нововоронежская.
Транспорт. Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает
внутренние и внешние связи.
Волго-Вятский район
Состав. Кировская и Нижегородская области. Республики:
Марий Эл, Мордовская и Чувашская.
Экономико-географическое положение. Территория – 263 тыс. км2.
Район расположен в центральной части европейской
территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение
района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог,
связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные
условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП
Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным
условиям с Центрально-Черноземным районом.
Природные условия и ресурсы. Климат — умеренно-континентальный. Весь районо расположен в лесной
зоне.
Собственные ресурсы района
не очень велики — торф, строительные материалы, фосфориты
(Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы —
также одно из богатств района. Река Волга — не только важная транспортная
артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.
Население. Численность населения Волго-Вятского района — 8,4
млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2.
Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек
в Кировской области до 74 человек на 1 км2
в Чувашии).
Национальный состав —
неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары,
удмурты.
Население Чувашии (1996г.) — 1,36 млн. человек (среди них 26% русских),
население Марий Эл — 766 тыс. человек (русских — 47%); Мордовии — 956 тыс. человек (доля русских - около 60%).
Городское население
превышает сельское (коэффициент урбанизации — 70%). Основная
часть населения живет в крупных городах.
Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.
Хозяйство. Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность.
Несущая роль принадлежит транспортному машиностроению, а
также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и
станкостроению.
Специализацию района
определяют следующие факторы: удобное
ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из
крупнейших еще в дореволюционной России), значительные
трудовые ресурсы, большие запасы водных и
лесных ресурсов при ясном недостатке сырьевых и энергетических.
По размерам производства и
разнообразию выпускаемой продукции
район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство
ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной
Сибири.
Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий
радиотехники, приборов, инструментов,
оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 60% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем
Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск).
Машиностроительные заводы
созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска
выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.
Обслуживают машиностроение
местные металлургические передельные заводы (Кулебаки,
Выкса), но большая часть металла поступает с Урала.
Химическая промышленность — вторая важная отрасль специализации
района (основной центр — г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения,
серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из
Альметьевска).
Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят
пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные
комбинаты (ЦБК) построены на Волге — в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК
в Балахне — крупнейший в России по
производству газетной бумаги.
Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы — хохломская роспись (г. Семенов).
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — многоотраслевое,
но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству. Разводят
крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве
картофеля, а на юге района — на выращивании зерновых и технических культур.
Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района использует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение
имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также
уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии
вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в
Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.
Транспорт. Самая крупная транспортная артерия — Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и
автомобильные магистрали в восточные
районы страны.
Поволжский
район (Поволжье)
Состав. Астраханская, Волгоградская, Пензенская,
Самарская, Саратовская, Ульяновская
области. Республики Татарстан и Калмыкия.
Экономико-географическое положение. Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от
впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Территория — 536 тыс. км2.
ЭГП этого района
исключительно выгодное. Поволжье непосредственно граничит с высокоразвитыми
Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Уральским и
Северо-Кавказским экономическими районами РФ, а также с Казахстаном. Густая
сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует
установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Волго-Камский
речной путь — дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря.
Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов,
проходящих через этот район, также подтверждает выгодность ЭГП района.
Природные условия и ресурсы. Поволжье имеет благоприятные природные
условия для проживания населения и ведения хозяйства.
Климат — умеренно-континентальный. Район
богат земельными и водными ресурсами.
Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.
Рельеф данного района разнообразен. Западная часть (правобережье Волги) — возвышенная, холмистая
(Приволжская возвышенность переходит в невысокие горы). Восточная часть (левобережье) представляет собой слегка
всхолмленную равнину.
Природно-климатические
условия, рельеф местности и большая протяженность района в
меридиональном направлении определяют
разнообразие почв и растительности. В
широтном направлении с севера на юг последовательно сменяют друг друга
природные зоны — лесная, лесостепная, степная, сменяющиеся затем знойными
полупустынями.
Район богат полезными ископаемыми. Добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства
строительных материалов. Вплоть до
открытия нефтяных месторождений в Западной Сибири, Поволжью принадлежало первое
место по запасам и добыче нефти в стране. В настоящее время район
занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского.
Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа — в
Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.
Население. Численность
населения Поволжья — 16,9 млн. человек. Средняя плотность населения — 30
человек на 1 км2, но
размещено оно неравномерно. Более половины
населения приходится на Самарскую,
Саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая — 61 человек на 1 км2, а в Калмыкии — минимальная (4 человека на 1 км2).
В национальной структуре населения преобладают русские. Компактно проживают татары и калмыки. Заметна
доля чувашей и марийцев среди жителей района. Численность населения
Республики Татарстан составляет 3,7 млн. чел. (среди них русских — около 40%). В Калмыкии проживает около 320 тыс.
чел. (доля русских — более 30%).
Поволжье — район
урбанизированный. В городах и поселениях городского типа
проживает 73% всех жителей. Подавляющая
часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и
крупных промышленных городах. Среди
них выделяются города-миллионеры
Самара, Казань, Волгоград.
Хозяйство. По уровню
развития ряда отраслей промышленности район мало чем уступает
высокоиндустриальным районам, таким как Центральный и Уральский, а в некоторых
случаях даже превосходит их. Это один из
ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности. Поволжье — крупнейший район многоотраслевого сельского
хозяйства. На долю района приходится 20% валового сбора зерна. Поволжский
экономический район отличается большой активностью во внешнеэкономических
связях России.
Основные отрасли специализации промышленности Поволжья
— нефтяная и нефтеперерабатывающая, газовая и химическая, а также
электроэнергетика, сложное машиностроение и производство строительных
материалов.
Поволжье занимает второе место в России после Западно-Сибирского экономического района по добыче нефти и
газа. Количество добываемых
топливных ресурсов превышает потребности
района. Выгодное транспортно-географическое
положение района обусловило
появление целой системы магистральных нефтепроводов,
идущих как в западном, так и в восточном направлении, многие из которых имеют ныне международное значение.
Формирование в Западной
Сибири новой нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти. Теперь
трубопроводы Поволжья
"повернуты" целиком на запад.
Па нефтеперерабатывающих
заводах района (Сызрань, Самара,
Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают
не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно
связаны. Наряду с природным добывают и
перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.
Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией
(добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров.
Крупнейшие центры: Нижнекамск,
Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара – Тольятти,
Саратов — Энгельс, Волгоград —
Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический
циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии,
нефтепродуктов, спиртов, синтетического
каучука, пластмасс.
Развитие энергетики, нефтегазовой и химической промышленности ускорили развитие машиностроения в этом
районе. Развитые транспортные связи,
наличие квалифицированных кадров,
соседство с Центральным районом вызвали необходимость создания приборо-
и станкостроительных заводов (Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волжский,
Казань). Авиастроение представлено в Самаре
и Саратове. Но особенно выделяется в
Поволжье автомобилестроение. Наиболее известными являются заводы
Ульяновск (автомобили марки «УАЗ»), Тольятти («Жигули»), Набережные Челны (грузовые автомобили «КАМАЗ»), Энгельс (троллейбусы).
Сохраняется значение пищевой
отрасли промышленности. Каспий и устье Волги — это
важнейший внутренний рыбопромысловый бассейн
России. Однако необходимо отметить,
что с развитием нефтехимии, химии и строительством крупных
машиностроительных заводов экологическое состояние реки Волга резко ухудшилось.
Агропромышленный комплекс. На
территории района, расположенной в лесной и полупустынной природных зонах, ведущая
роль в сельском хозяйстве принадлежит животноводству. В лесостепной и степной
зоне — растениеводству.
Именно регионы Среднего Поволжья имеют и самую высокую
распаханность территории (до 50%). Зерновой район расположен примерно от широты Казани до широты Самары (выращивается рожь,
озимая пшеница). Распространены посевы технических культур, например, посевы
горчицы составляют 90% посевов этой культуры в России. Здесь же развито
животноводство мясомолочного направления.
К югу от Волгограда расположены овцеводческие хозяйства. В
междуречье Волги и Ахтубы выращивают овощи и бахчевые культуры, а также рис.
Топливно-энергетический комплекс. Район полностью обеспечен топливными ресурсами (нефть и газ). Энергетика района имеет
республиканское значение. Поволжье специализируется на производстве
электроэнергии (более 10% общероссийского производства), которой снабжает и
другие районы России.
Основу энергетического
хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада
(Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская,
Волжская около Волгограда и др.). Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в европейской
части РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|