Общая экономико-географическая характеристика России
5. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.
В понятие «утечка капиталов» некоторыми
экономистами предлагается включать также упущенную российской экономикой
иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики. «Бегство
капиталов» учитывается в платежном балансе по статье «Пропуски и ошибки».
«Убегая» из России, частный капитал вывозится за
рубеж не столько по классическим причинам, сколько из-за стремления его
владельцев поместить его в более стабильной экономике, без опасности быть
экспроприированным. Одновременно, памятуя о значительной степени криминализации
нашего общества в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть «бегства
капитала» составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж
является одним из способов их «отмывания». Этот процесс характерен не только
для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные
структуры.
Правительство России пытается ограничить, взять под
контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый,
контролируемый вывоз капитала.
Контроль за движением валютных средств — это, в первую
очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их
переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах:
наличной и безналичной. Первая форма — это компетенция таможенных
органов, вторая — преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы
средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно
российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это
сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих
органов.
Ограничение процесса «бегства капитала» может
осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
1)
единого таможенно-валютного
контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого
контроля за бартерными операциями;
2)
лицензирования вывоза
капитала;
3)
инвентаризации российских
инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов
капитальных вложений.
Значение административных мер нельзя преувеличивать,
так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является
экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения
капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно
стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы
привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных
инвестиций, ищущих прибыльного применения.
В 1994 г. подписано соглашение о создании
российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города
Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных
экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья,
особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области,
может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных
совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и
производственных мощностей обеих сторон, прежде всего, российской.
Система экономических связей, возникающих между
государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров
и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату
субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Конкретный эффект
для страны, принимающей рабочую силу:
·
повышение
конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства,
связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
·
иностранные рабочие,
предъявляя дополнительный спрос, на товары и услуги, стимулируют рост
производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
·
при импорте
квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на
образование и профессиональную подготовку;
·
иностранные рабочие часто
рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы,
так как они первыми могут быть уволены;
·
иностранные работники не
обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных
программ.
Россия на международном рынке
труда. Вхождение России как
равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано,
помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция
рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные
процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х
годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем
гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу.
Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными
соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за
границей.
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж
(хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих
этот процесс, относят следующие:
— снижение давления на внутренний рынок труда;
— минимизация существующих в его структуре
дисбалансов;
— уменьшение безработицы;
— финансовые поступления от мигрантов;
— повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции,
осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство
предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные
соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и
многостороннее, соглашение государств — участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и
Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих
странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется
рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в
последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей
силы).
Россия и ЕС. Существуют две основные точки зрения на отношения России с
ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное
сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический
союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. «О» Маастрихтского договора
любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе.
Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет
означать для него «гибель, потерю управляемости, растворение».
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС –
1994г.) создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим
экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами
между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов,
учреждение и деятельность компаний.
Значение СПС заключается в том, что в последние годы
ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В
стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым
потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских
внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических
и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта.
В соответствии с Соглашением о партнерстве и
Сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим.
Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не
могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.
В соответствии с Соглашением отменяются
количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских
товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми
должна регулироваться отдельными соглашениями.
Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать
адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную
собственность.
ЕС, формируя свою политику по отношению к России,
рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре
Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости их экономических реформ, ее
интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему принятию
в ВТО и другие международные экономические организации.
Россия и АТЭС. Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное
сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания
уделять развитию экономических отношений с другими региональными
интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-тихоокеанским
регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР
неоспорима. Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах
Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю
России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой
азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская
ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.
Развивающиеся страны в
мирохозяйственных связях России. Насущные задачи национального развития и реформирования
экономики диктуют необходимость расширения и углубления внешнеэкономических
связей России. Эти связи должны способствовать всемерному использованию
преимуществ международного разделения труда. Курс на максимально возможное использование
МРТ призван привести к диверсификации внешних экономических связей.
Внешнеэкономические связи России с развивающимися
странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со
странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей
со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован.
Расширение экономического сотрудничества России с
развивающимися странами тесно связано с укреплением и развитием экспортного
сектора на основе диверсификации и облагораживания его структуры. Мировой опыт
свидетельствует, что реальные направления участия каждой страны в международном
разделении труда формируются лишь через экспортную ориентацию. При этом
экспортоориентированность страны способствует созданию и поддержке прежде всего
тех производств и структур, которые уже обладают сравнительными преимуществами
или могут их обрести впоследствии. А это, в свою очередь, способствует более
полному и эффективному использованию национальных экономических ресурсов.
Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда
развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков,
взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в
наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие
развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и
альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом.
По оценке российских специалистов, именно рынок
развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания
структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения
географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
Наиболее благоприятны перспективы для расширения
российского экспорта в группе «новых индустриальных стран». При этом возможно
наращивание как экспорта сырья, так и готовых изделий. Особенно велики
потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции
обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборудования.
Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все
виды сырья и готовых изделий в развивающихся странах. Их совокупные закупки на
мировом рынке в 70-80-е годы выросли по сырью в 10 раз, а по промышленным
изделиям более, чем в 10 раз. Импорт машин и оборудования рос еще более
высокими темпами.
Важным направлением российского экспорта в
развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплектного
оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного
практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано
на «новые индустриальные страны». С середины 90-х годов Россия активизирует
процессы технического содействия развивающимся странам. Основной объем работ
пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в
действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Традиционным направлением экспорта России в
развивающиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники.
Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на международном
рынке вооружений из промышленно развитых стран.
Важную роль в наращивании российского экспорта в
развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным
изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и развитие
производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи
страны.
Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся
страны, следует не забывать, что существуют значительные возможности для
расширения импорта из них сырья, продовольствия, потребительских товаров,
техники и технологии и, конечно, капитала.
Проблемы, связанные с импортом из развивающихся стран,
решаются способами, давно осуществляемыми промышленно развитыми странами.
Прежде всего, увеличение производства нужной нам продукции путем создания в
развивающихся странах собственных или совместных предприятий с участием
местного капитала. Второй путь — рационализация импорта путем переключения его
со стран, имеющих с Россией положительный торговый баланс, на страны, у которых
такой баланс отрицателен.
Опыт 90-х годов показывает, что в развивающихся
странах, прежде всего в НИС, есть возможность приобретать широкий ассортимент
промышленных изделий: одежды, обуви, товаров повседневного спроса, электроники
и др. Кроме того, именно НИС Юго-Восточной Азии могут рассматриваться как
важный источник будущих капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-тихоокеанском
регионе сосредоточено 60% мирового инвестиционного потенциала. Но доля
азиатских инвестиций составляла лишь 1,5% во всем объеме капиталовложений в
Россию.
Для мобилизации возможностей и развития уже имеющегося
потенциала экономических связей с развивающимися странами нужна научно
обоснованная стратегическая линия, подкрепляемая конкретными практическими
шагами по ее реализации.
IV. Экономико-географическая характеристика
экономических районов России
Россия представляет собой
самый обширный регион всей Евразии
и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный
анализ ее экономических районов имеет особый смысл.
Тем более, что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего
зарубежья.
Страна обладает огромными
ресурсами и емким внутренним рынком.
Освоение территории происходило асимметрично, существует
значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные
ландшафты, велики контрасты между
центром и периферией на всех уровнях.
Геополитическое положение
России изменилось в начале 90-х
годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим
организмом, своим
территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался
болезненным для всех. В
новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в
значительной степени изменился характер межотраслевых
и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.
Экономическое районирование —
это выделение территорий,
отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. А отраслью
специализации считается та
отрасль, производство продукции которой обеспечено ресурсами на длительное время, себестоимость ее
ниже, чем в Других районах, а
объем производства обеспечивает потребности сразу нескольких экономических районов страны.
Основными факторами,
влияющими на хозяйственную специализацию
территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географического
положения, в т.ч. по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, о также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с
обычаями и традициями местного
населения.
Экономические районы в РФ
формировались под воздействием
различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
На территории России выделяют
11 экономических районов:
Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный, Поволжский,
Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Как отдельный
подрайон рассматривается Калининградская
область.
Все экономические районы имеют свои особенности и свое
место и межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами
экономически обоснованного
размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в
масштабах всей страны.
Центральный район
Состав. Брянская, Владимирская, Ивановская,
Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области,
Москва (город федерального
значения).
Экономико-географическое положение (ЭГП). Положение района — центральное, выгодное в транспортном и других
отношениях на длительном этапе исторического развития. Это главный очаг
культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения
ресурсов по мере надобности из всех
районов, в возможности включения в межрайонные
(и международные) экономические связи и выполнения многообразных
обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее
европейской части.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|