рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Непал рефераты

p> ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ И РАЙОНЫ

В пределах страны довольно четко выделяются три основные широтные зоны, различающиеся по природным условиям, экономике, этническому составу и культуре - Южный, Средний и Северный Непал. Это природно-хозяйственные зоны. Официальная же статистика исходит из пяти выделенных экономических районов (так называемых "районов развития"). Определены эти пять районов развития не по широтному, а скорее по меридиональному принципу.

ЮЖНЫЙ НЕПАЛ
Это узкая равнинная полоса тераев и внутренних тераев, разделенных горами
Сивалик. Здесь на плоской равнине сосредоточено 70% всех обрабатываемых земель страны, это житница Непала, где собирают два-три урожая в год. Летом выращиваются наиболее теплолюбивые культуры - рис, джут, сахарный тростник, зимой - ячмень, гречиху, просо, горчицу, табак. В относительно более сухих
Западных тераях сеют главным образом кукурузу (летом), пшеницу и ячмень
(зимой). Тераи - единственный район страны, имеющий излишки зерна. Отсюда рис направляется в глубинные районы Непала, а также на экспорт в Индию.
Много здесь и разнообразных фруктов — манго, папайя, бананы, апельсины, мандарины, лимоны, но садоводство не имеет товарного значения.
В силу благоприятных условий для сельскохозяйственного производства Южный
Непал - самая густонаселенная из трех зон страны. А ведь до середины XIX в. тераи были безлюдными и почти сплошь покрыты джунглями! Только племена тхару жили в этих краях с давних пор. Заселению тераев мешала свирепствовавшая в здешних болотистых местах малярия. Освоению тераев косвенно способствовало железнодорожное строительство в Индии: началась рубка сала, древесина которого шла на изготовление шпал.
Деревни располагаются, как правило, на более высоких участках, куда не достигают воды бурных в муссонный период рек. Сельские дома стоят компактно. Поскольку здесь даже зимой тепло, строения обычно делают легкими, глинобитными.
В Южном Непале много городов. Они протянулись цепочкой вдоль непало- индийской границы. Исторически эти города формировались как транзитные перевалочные пункты для торговли с Индией. Наиболее крупные из них -
Биратнагар, Джанакпур, Биргандж -в 60-е годы обзавелись значительной промышленностью и стали важными промышленными центрами.
Лежащий на востоке тераев Биратнагар имеет целый ряд значительных промышленных предприятий (сахарный завод, текстильные, деревоперерабатывающие фабрики). Только здесь выпускаются джутовые изделия
(идут на индийский рынок). В Джанакпуре находится большая сигаретная фабрика, в Биргандже — сахарный завод (оба эти предприятия были построены с помощью нашей страны). Южнонепальские города довольно похожи друг на друга и на города соседней Индии. Образ жизни, быт жителей тераев скорее североиндийские, чем у жителей долины Катманду - сердца Непала. Да и население здесь в основном индоарийского происхождения. Коренными жителями тераев считается народность тхару. По облику тхару — монголоиды, но вот парадокс — говорят они на индоевропейских языках (майтхили, бходжпури, авадхи).

СРЕДНИЙ НЕПАЛ
Средний Непал охватывает межгорную депрессию, обрамленную хребтом
Махабхарат. на юге и Большим Гималайским хребтом на севере. Условно можно считать эту полосу низко- и сред-негорьями. Как раз здесь складывалась непальская нация и происходили важнейшие события истории Непала. Это главная полоса расселения, но население в ней размещено исключительно
"пятнисто", сосредоточиваясь в межгорных котловинах.
Это район расселения тибето-гималай-ских народностей и основной ареал, где живут носители языка непали. Населенные пункты расположены в долинах рек и на пологих горных склонах. В целях экономии места в долинах дома строят в два-три этажа и ставят вплотную друг к другу. Это особенно характерно для селений неваров.
Сельское хозяйство в межгорных долинах имеет более интенсивный характер, чем в других районах. Урожайность основной зерновой культуры -риса - самая высокая в стране. Вторая но значению зерновая культура - кукуруза. На горных склонах земледелие затруднено; склоны приходится искусственно террасировать. Террасы узки, что затрудняет использование рабочего скота для обработки почвы. Пропахав одну террасу, животное "перепрыгивает" на нижележащей поле и про-должает там тянуть плуг.
С поднятием в горы климат долин меняется на умеренный. В горной части выращивают в основном ячмень, гречиху, горные сорта суходольного риса (при этом семена приходится заранее проращивать дома).
В Среднем Непале выделяются две главные горные котловины - долины Катманду и Покхары.
Долина Катманду. Это крупнейшая долина Среднего Непала, где городских жителей больше, чем сельских. Здесь находятся столица страны Катманду и два других болыиих по непальским меркам города - Лалитпур (Патан) и Бхактапур
(Бхадгаон). Два первых из них, разделенные рекой Багма-ти, почти слились, а третий лежит от них всего в 12 км (к востоку) и соединен с Катманду троллейбусной линией. Все города (особенно Лалитпур) -древние: Катманду был основан в 720 г., Лалитиур - в 299 г., в Бхакта-нур - в 889 г.
Лалитпур и Бхактапур имели в течение трех веков равный статус с Катманду - ведь все они были столицами княжеств от того времени, когда король Якша
Малла в XV в. разделил свое владение между тремя сыновьями и вплоть до завоевания долины Притхви Нараян Шахом и образования централизованного государства со столицей Катманду. В центре каждого из городов находится площадь (дарбар), которую окаймляют старинные храмы и дворцы правителей из династии Малла. Катманду в отличие от городов-соседей разросся очень сильно, вышел далеко за пределы своего исторического ядра. Историческое ядро обросло кварталами современных домов, кинотеатрами, универмагами, гостиницами. Но в центре столицы сохраняется зеленая "отдушина" - огромная незастроенная территория Тундикхел, вытянутая с севера на юг на 2 км при ширине 0,5 км.
Это место парадов, национальных торжеств, красочных фестивалей, спортивных праздников. Северная часть этой территории (место народных гуляний) называется Ратна-парк. В восточной части площади в роскошном дворце из 1600 комнат Синха-Дарбар ("Дворец льва"), служившем резиденцией премьер- министров из семейства Рана, размещаются некоторые министерства. На юге
Тундикхела расположен стадион и спортивный комплекс.
Тундикхел замыкает с запада старую часть города. В полукилометре от нее находится дворцовая площадь Хануман-дхока, где расположен старый королевский дворец, храм Таледжу (1549 г.), дворец богини Кумари и храм
Каста-мандан (буквальный перевод - "Деревянное здание"). Этот храм, согласно легенде, был выстроен из одного-един-ственного огромного дерева.
От слова Кастамандап происходит и название непальской столицы — Катманду.
Соседний с Катманду Лалитпур называют "городом искусств", "архитектурной жемчужиной" Непала. Не случайно, на санскрите Лалитиур означает
"Очаровательный город".
Это поистине музей под открытым небом. Особо знамениты два памятника средневековой архитектуры - индуистский храм Кришна-Мандир и буддийский храм Махабодха. Эти храмы относятся к типу шикхары, т. с. имеют вид сужающейся к вершине башни. Шикхара переводится как "вершина" и символизирует в индуизме мифическую гору Меру. В отличие от пагод, в основном строившихся из дерена, шик-хары — каменные. На каменных стенах
Кришна-Мандира высечены сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата. Храм
Махабодхи, относящийся к XIV в., знаменит тем, что облицован тысячами терракотовых пластинок с изображением Будды. Землетрясение 1934 г. сильно разрушило храм, но его сумели восстановить в точном соответствии с сохранившимися планами. Это говорит о том, что традиционное храмовое искусство не умерло.
Считается, что самые искусные непальские мастера работали и сейчас работают именно в этом городе. Их искусство продолжает и нынешнее поколение лалитиурских умельцев. В промышленной зоне города расположены мастерские резчиков по дереву и слоновой кости, металлистов, ткачей.
В отличие от Катманду и сросшегося с ним Лалитнура Бхактапур ("Город благочестивых") выглядит провинциально и тихо. Извилистые улицы террасами спускаются с холмов. Здесь немного улиц, по которым может проехать машина.
В Бхактуануре туристов привлекает своей поразительной целостностью
Дворцовая площадь, которой три века.
На ней, кроме пагод, стоит дворец, названный Пятидесятипятиоконным. У него действительно 55 окон поразительной красоты. На каждом окне рисунок резьбы свой, неповторяющийся. Этот дворец, построенный в XVII в., принадлежит к архитектурным шедеврам мирового значения. Гигантскими размерами и восхитительной пропорциональностью отличается и более молодой (начало XVIII в.) храм Ньята-пола. Эта пятиярусная деревянная пагода покоится также на пятиярусном, но каменном, цоколе. В храм нужно подниматься по величественной и очень крутой лестнице с парными фигурами стражей - богатырей, слонов, львов, грифонов и мифических существ по обеим ее сторонам. Каждая вышестоящая фигура считается вдвое сильнее, нежели располагающаяся ниже.
Долина Покхары. Долина расположена между хребтом Махабхарат и Большими
Гималаями на высоте 800 м над уровнем моря. По площади она гораздо меньше долины Катманду. Соединение долины Покхары со столицей страны хорошей асфальтированной дорогой придало ей новый импульс развития. В частности, это касается туристского бизнеса. Поскольку эта долина лежит ниже долины
Катманду, то здесь гораздо теплее зимой. Вообще в долине Покхары особый микроклимат; это самое влажное место в стране, поскольку муссонные ветры с юго-востока, упершись в стену Аннапурны, оставляют здесь влагу. Населяют долину преимущественно невары и тхакали. Невары были приглашены сюда местными правителями в конце XVIII в. в надежде, что те смогут наладить в этом крае торговлю. И невары оправдали эти надежды.
Долина Покхары славится своими озерами, особенно озером Пхева-Таль -самым крупным и живописным в этой долине. На зеркальной глади этого окруженного зеленым лесом озера отражаются заснеженные вершины гор, в том числе
Манхапучхре (буквально -"Рыбий хвост") и длинная зубчатая стена Аннапурны
(что означает "Дающая плодородие"). В последнее время вокруг озера появились гостиницы; иностранных туристов привлекают восхитительные пейзажи с гигантскими горами, неповторимые деревушки среди почти девственной природы. В закрытой горами долине Покхары - влажные субтропики и самые лучшие в Непале мандариновые сады.
Горная часть Среднего Непала. Горные склоны Среднего Непала населены несравнимо реже, нежели долины. Среди народностей Среднего Непала выделяются своей численностью тибето-бирманские народы - таманги, ма-гары и гурунги, раи, лимбу и другие.
Таманги живут вокруг долины Катманду. Слово "тамаиг" в переводе с тибетского означает "продавец лошади". И по сию пору в основном таманги ухаживают за лошадьми при дворе короля. Магары и гурунги, живущие к западу от долины Катманду, а также рат и лимбу, живущие к востоку от нес, издавна поставляли солдат в английскую армию, где они были известны под именем
"гуркхи" (от названия княжества Горкха). Рекрутируются в армию они и сейчас
(в британские, индийские вооруженные силы), но уже гораздо реже. Прослужив
15 -20 лет за границей, солдаты возвращаются домой с деньгами. Впрочем, военная служба - все-таки промысел меньшинства; в основной своей массе эти этнические группы заняты в сельском хозяйстве.

СЕВЕРНЫЙ НЕПАЛ
Это высокогорная часть страны, охватывающая непальскую часть Большого
Гималайского хребта и небольшой участок расположенной севернее его области
Бхот. У Северного Непала много общего с Тибетом. Обитающие здесь народы — бхотия, шерпы, тхакали - в средние века прибыли сюда из Тибета.
Горцы живут в небольших деревнях. Плосковерхие дома обычно стоят компактно, вплотную один к другому, чтобы ослабить обдувание пронзительными ветрами.
Короткое холодное лето позволяет выращивать в высокогорье (да и то до высоты 3500 - 4000 м) лишь неприхотливые культуры - овес, ячмень, картофель. Из-за ограниченных возможностей земледелия главным занятием жителей служит пастбищное скотоводство — разведение яков, цзо (гибрид яка и коровы), овец. Однако и оно не в состоянии прокормить местное население.
Немалая часть жителей поэтому издавна занималась посреднической торговлей между Непалом и Тибетом. С непальской стороны ею прежде всего занимался небольшой народ тхакали, использовавший свое положение на удобном караванном пути. В Непал они доставляли из Тибета шерсть, а главное — соль
(на это они имели монопольное право, предоставленное им непальским правительством). В обратную же сторону из Непала в Тибет они везли рис, пшеницу, сахар, кустарные изде: лия. Главный перевалочный пункт торговли - поселок Тукуча, что означает буквально "место, где торгуют солью".
Освободившись от уборки урожая, многие тхакали спешат отправиться в крупные города Юго-Восточной Азии по торговому делу. Многие тхакали вместе с магарами, гурунгами, раи охотно шли на военную службу в бригады гуркхов.
Шерпы живут в основном на склоне Сагарматхи на высоте 3400 -4400 м. Они занимаются скотоводством и отчасти посреднической торговлей. Однако торговая жилка у шерпов не так развита, как у тхакали. В последние десятилетия шерпы принялись добывать средства к существованию другим путем
- сопровождая иностранные альпинистские экспедиции в качестве проводников и носилыциков. Южный склон Сагарматхи становится все более привлекательным для туристов и альпинистов, которых доставляют теперь сюда воздушным путем.
Возможности заработать на обслуживании туристов возросли. Эта работа, впрочем, сезонная, поэтому на зиму многие шерпы спускаются в поисках заработка в более южные районы страны, а также в Индию. Шерпы примечательны еще и тем, что это единственная народность Непала, которая практикует многомужество. Два брата берут одну жену на двоих (это предохраняет семью от имущественного дробления). Однако в последнее время подобная практика становится уже анахронизмом.

СТРУКТУРА ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ

И для индуизма, и для буддизма очень характерно представление о четырех- частной организации мира. Эти представления нашли отражение не только в структуре храмов, но и в композиции городов, а также населенных пунктов долины Катманду.
Окруженная с четырех сторон горами Большая Долина Непала (сейчас чаше всего ее именуют долиной Катманду) в священных книгах индуистов и буддистов называется Непалмандала и изображается в виде мандалы. Согласно легендам, в те далекие времена, когда эта долина якобы еше была покрыта водой, четверо болхисатв (праведников, находящихся на пути к просветлению) посещали это священное озеро. Они останавливались на возвышенных местах вокруг этого водоема, образуя как бы круг в пространстве и времени. В центре озера неожиданно появился четырехлепестковый лотос, и в центре лотоса засверкал
Сваямбху (букв, саморожленный) - божество в виле яркого света. Один из бодхисатв разрубил гору и выпустил воду из озера. На месте озера появилась плодороднейшая долина, окруженная с четырех сторон горами. В центре же долины оказался холм, на котором блистал светом Сваямбху на лотосе.
Впоследствии на этом холме воздвигли огромную буддийскую ступу
Сваямбхунатх. Ступа в центре долины и священные горы с четырех сторон символизируют "дхармачакра" - "колесо закона".
Сама природа придала долине Катманду форму круга, и выход к внешнему миру происходит через четыре основных горных перевала. Вокруг этой долины с четырех сторон света расположены по четыре храма каждому из главных богов индуистского пантеона - Вишну, Ганеше и другим. Кроме того, в восьми углах долины на берегах рек расположены восемь святых мест в честь богинь- прародительниц (такая восьмерка называется Аштаматрика) и также восемь божеств-хранителей (бхайрав). Число 8 кратно 4, а четверка - одна из главных мифопоэтических констант, упорядочивающих мироздание как у индуистов, так и буддистов (Будда стал просветленным на четвертый день, благородных истин в буддизме -четыре, путь, ведущий к освобождению от страдания, восьмеричен, правильное направление мысли имеет четыре ступени).
Таким образом, расположение святых мест в долине Катманду не случайное, а строго соответствует индуистским и буддийским представлениям о строении
Вселенной.
Примечательно, что не только храмы, но и города в долине Катманду построены по принципу мандалы (или дхармачакры).
В Лалитпуре (Патане) в центре города находится главная ступа (Ашокаступа), а на севере, юге, западе и востоке - ступы в честь четырех эпох. Вдобавок вокруг Лалитпура также строго по восьми румбам расположены места почитания восьми богинь индуистского пантеона.
Другой город долины - Бхактапур - имеет форму восьмиугольника, и в восьми его ключевых точках расположены места поклонения восьми богиням.
Точно так же в центре непальской столицы Катманду был воздвигнут храм
Кантишвара (отсюда и второе название столицы - Кантипур, то есть "Город
Кантишвара"), а вокруг города расположились святые места в честь восьми уже знакомых нам главных богинь.

РОССИЙСКО-НЕПАЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-непальским связям уже более 120 лет. Заложил основы отношениям дружбы, взаимопонимания и обоюдного доверия между народами России и Непала известный российский востоковед, знаток санскрита и буддизма, профессор
Иван Павлович Минаев. Он был первым из русских, кто ступил на землю Непала.
Произошло это в 1875 г.. Российский ученый был принят тогдашним королем
Непала Сурендрой Бикрамом Шахом. И.П. Минаев позднее писал, что Непал - превосходный пример гармонического соединения двух великих культур и традиций - индуизма и буддизма. Именно благодаря научным публикациям
Минаева в России узнали о народе и культуре Непала.
Решение об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и
Королевством Непал было принято обеими странами в 1956 г., а спустя несколько лет в Москве и Катманду открылись посольства.
В июне 1958 г. тогдашний король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Дев с королевой посетили Советский Союз (люди постарше, наверное, помнят сочиненную тогда у нас самодеятельную песню о "королеве Непала")- Ответный официальный визит правительственная делегация СССР нанесла в Непал через два года.
В 1957 г. в СССР приехали первые два непальских студента, и с тех пор счет непальских студентов, обучающихся в вузах СССР, пошел на десятки человек. В
Непале сейчас трудятся более
4000 выпускников наших вузов. Выпускники советских вузов зарекомендовали себя как прекрасные специалисты в различных областях производства, науки и культуры, и многие из них занимают высокие посты в стране.
С 1959 г. Советский Союз приступил к оказанию Непалу экономической и технической помощи. Началась помощь с изыскательских работ и строительства шоссейной дороги "Восток - Запад", строительства.ГЭС на р. Панаути, завода по переработке сахарного тростника и сигаретной фабрики. В 1963 г. был торжественно открыт первый объект советской помощи Непалу - госпиталь в
Катманду, а в 1965 г. начали действовать и промышленные предприятия.
В начале 60-х годов в Непале и СССР были созданы и общественные организации
- Союзы дружбы между нашими странами, которые в последующие годы немало сделали для того, чтобы люди обеих стран лучше узнали друг друга.
Именно в 50-е - 60-е годы был заложен прочный фундамент дружбы и сотрудничества между нашими странам.

ГИМАЛАЙСКИЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ НА ЭКСПОРТ

В горах Непала достаточно благоприятные климатические условия для выращивания таких цветов (например, орхидей), которые находят неплохой сбыт в Японии и странах Европы. Однако непальским экспортерам цветов приходится преодолевать немало трудностей — отсутствие опыта, слабая технологическая база, трудности и дороговизна транспорта. Последний фактор особенно затрудняет бизнес. Из Непала экспортировать цветы можно только воздушным путем, оплата же перевозок обходится непальским предпринимателям вдвое дороже, чем их коллегам и соседям — индийским продавцам цветов. Поэтому
Непал не может специализироваться на цветах массового ассортимента - розах, гладиолусах или астрах. Зато большие экспортные возможности у орхидеи. В
Непале в естественных условиях произрастает 90 видов и 350 подвидов этого прекрасного растения. Четыре вида орхидей умеренного климатического пояса уже экспортируются в небольших количествах в Японию. В основном же непальские цветы направляются пока на индийский рынок. Любопытно, что непальские орхидеи в Индию идут не как цветы, а как лекарственное растение.
Лекарственные растения - весьма важная статья непальского экспорта.
К сожалению, значительная часть лекарственных трав экспортируется не прямо, а через Индию посредством местных торговцев и уже как статья индийского экспорта. К примеру, из индийского порта Калькутты ежегодно уходит за океан
150 т растения чираито (используется для лечения малярии). Таким же образом из Непала вывозится и мумие, по-здешнему шиладжит.
Мумие - это, конечно, не растение, а органическое смолоподобное вещество, образующееся в горных породах, обычно в известняках, но в Непале - в сланцах и гнейсах. Количество мумие увеличивается в муссонный период, и оно высачивается из горных пород. Лечебными свойствами мумие как народного средства непальцы пользуются издревле.

ЙЕТИ - "СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК"
Кто не слышал о "снежном человеке" - покрытом шерстью получеловеке- полуобезьяне, якобы живущем высоко в непальских Гималаях. Здесь он известен, как йети, и многие шерпы, сопровождавшие альпинистов, утверждают, что видели или слышали его.
Бум интереса к йети пришелся на 50-е годы, когда Непал открылся для европейцев. Тогда были спешно организованы экспедиции за снежным человеком в Гималаи, но никаких положительных результатов поиски не дали. Ни одна экспедиция не встретила йети, хотя крупные следы в снегу им и попадались.
Скептики, впрочем, считают, что это всего лишь оплывшие следы ступни человека или крупных животных. Жители Гималаев верят, что йети все-таки живут в недоступных местах, в горных пещерах. "Тигры снегов" - шерпы относятся к йети с почтением, но стараются избежать с ними прямой встречи, иола-гая, что ничего хорошего такое столкновение с йети людям не сулит.
Хотя снежный человек не обнаружен и большинство ученых относятся к йети как к легенде, в Непале принят закон, запрещающий охоту на снежного человека. В
Непале стараются использовать миф о йети в рекламных целях -изображая его на сувенирах, называя так авиалайнеры и роскошные гостиницы.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5