рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Непал рефераты

p> САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ.

Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"), тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле.
Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений.
Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая
1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной
Сагарматхи.
Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35 м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны).
Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и сентябрь - ноябрь (послемуссонный).

Почему трудно этнографам?

Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому
"национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.
К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а этнических - в Среднем Непале 11 из 26.
Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".
По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи языков.
Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето- бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают, что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов), однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие
- из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты.
Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север, но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из
Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.
Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова
"Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем сильнее монголоидные черты в облике населения.
Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система продолжает существовать.
Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая.
Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты
("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга, магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм, тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как известно, четыре кастовые варны (группы):
1) брахманы - священнослужители;
2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;
3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;
4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау
- цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные, сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)
Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей внутренней иерархией.
Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким кастам.
Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.
Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх- кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров
Рана.
По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш
Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый лучший").
Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето- бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали, имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть язык кхасов.
Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари, распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме
Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.
Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868), считается основоположником современного литературного языка непали.
Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он распространен в тераях и имеет литературную традицию.
Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский, гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).
Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на языках многих его народностей.

Динамика и размещение населения.

В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем, смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных источников.
Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.
Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный для бракосочетания день.
Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) , когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень молодом возрасте.
Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри, редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку, маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.
Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у нее как подарок мужа со дня их свадьбы).
В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не требовались.
Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом
"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).
Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%, по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.
Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду
(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в
Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы
(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -
15%.
Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.

ОБРАЗОВАНИЕ

За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование
-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).
Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94% мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей соответствующего возраста.
В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м классе государственного экзамена.
Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).
Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).
Действуют три университета, из которых два - государственные, а один - частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -
Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия
Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.
Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад), радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия существует с 1985 г.).

ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ

Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и
5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами
- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота, жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.
Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет, хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей или жаровен с углем в состоятельных семьях используют электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.
Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы, стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.
Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины, сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины, сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6- метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку, пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.
Одежду дополняет яркая шаль.
Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах - крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).
По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.
Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи - кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком посыпается пробор в волосах невесты.
Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских женщин красный цвет преобладает. ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах - чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу, немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).
Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные) небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к нему притрагивается представитель более низкой касты, считается оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!
Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу, мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат- таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).
Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.
Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах, прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир, предлагаемый туристам.
Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали, садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их соседей-индийцев привычки к такой позе нет.
Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.
Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове, точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку дров, ведь древесина
- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика
-одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика
- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в тераях
-слоны.
Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как
"приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и бар {баньян). Мы можем легко представить их, мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь.
Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек, отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос
(3,2 км).
24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский дом целиком держится на женских плечах.
Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того, как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно, завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества.
Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.
В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п.
На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового дня, принято есть основательно.
Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе.
Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены.
Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове, козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.
К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится.
Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и утром, и вечером.
После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи, как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают ребятишкам сказки...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5