рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Народное хозяйство Украины рефераты

Интеграционная стратегия Сообщества исходит из фазности, ступенчатости его развития. Она должна проходить последовательными этапами:

а) зона свободной торговли, когда участники ликвидируют таможенные барьеры, но каждый участник сохраняет собственный тариф против “третьих” стран;

б) таможенный союз, отмена тарифов между участниками и единый тариф против “третьих” стран;

в) общий рынок, свободное передвижение граждан и капиталов внутри объединения;

г) экономический союз, единая экономическая политика;

д) полная интеграция  (согласовываются валютная, фискальная сферы, кредит, конъюнктурная политика).

И, как итог, - дальнейшее превращение региона в сверхгосударство федеративного или конфедеративного типа - своеобразные Соединенные Штаты Западной Европы, то есть приход к созданию экономически и политически единого регионального комплекса.

Развитие ЕС шло приблизительно таким же путем, но гораздо медленнее, чем ожидалось. Разделительную черту в двух основных фазах эволюции ЕС провели в середине 70-х - начале 80-х гг. экономические кризисы 1974-1975  и 1980-1982, которые ощутимо ударили по экономике страны Общего рынка. Если в 60-х годах либерализация движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы вела к созданию таможенного союза, то в 80-90-х годах основной упор ставится на интеграцию рынка, то есть полная ликвидация таможенных границ, национально-государственных анклавов в промышленной сфере, стягивание научных потенциалов, совершенствование европейской валютной системы. Новая стратегия предусматривает ориентацию на развитие научно-технической сферы интеграции, технологической и промышленной автономии, “европейской промышленно-научной зоны”. Сюда следует добавить возрастание политической интеграции, как одной из самых приоритетных направлений.

Структура институтов ЕС включает 15 специализированных комитетов (валютный, по экономической политике, по сельскому хозяйству, по энергетике, по научно-техническим исследованиям и др.), 20 генеральных директоратов (по внешним связям, по конкуренции, по занятости и другим социальным вопросам, по сельскому хозяйству, по бюджету и т.д.), а также Европейский совет, который состоит из четырех “китов” Сообщества: Суд европейских сообществ, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Совет министров европейских сообществ и Европейский парламент. На этом структура не исчерпывается, есть еще ряд финансовых фондов, комитетов, отделов и агентств. Такая структура позволяет вести слаженную работу по всем аспектам сотрудничества стран - участниц в различных сферах и вести единую политику, приводя ее к взаимовыгодному результату.

Западноевропейское интеграционное развитие налагает заметный отпечаток на современные международные отношения. Большая часть внешнеполитической деятельности стран-участниц реализуется именно через интеграционное объединение. Для этой цели в ЕС есть целая система координационных механизмов, предназначенных для разработки общей линии в отношении внешнего мира. И деятельность его в политике не  ограничивается торгово-экономической сферой. Объединение стран Общего рынка стало влиятельной силой внутри капиталистического мира, способной не только конкурировать с США в экономической области, но и политически дистанциироваться от Вашингтона. США утрачивает роль гегемона и теряют обширную  “сферу влияния” не только в Европе, но и в близлежащих регионах. Это немаловажная победа объединенной Европы.

Еще одна сфера совместной политики ЕС - это региональная политика сообщества. В пределах ЕС имеются регионы, отличающиеся высокоразвитой промышленной структурой. Есть здесь и слаборазвитые регионы, расположенные главным образом на окраинах Сообщества (Южная Италия, Ирландия, северо-западные регионы Греции и др.). Для них характерны повышенный удельный вес сельского населения, повышенный уровень безработицы, слабо развита инфраструктура. Такая территориальная несбалансированность создает ряд экономических, социальных и политических проблем как для стран-членов, так и для ЕС в целом. Национальные правительства поощряют развитие в таких районах инфраструктуры, чтобы привлечь сюда частных инвесторов. Но не всегда отдельное государство может справиться со своим грузом проблем. Поэтому, согласно Римскому договору, одной из целей ЕС является выравнивание уровней развития стран-членов путем повышения существующих региональных различий и преодоления отсталости слаборазвитых районов. Региональная политика ЕС базируется на трех принципах. Первый состоит в том, что при разработке совместной политики принимаются во внимание  региональные особенности стран-членов с тем, чтобы выгоды от такой совместной политики получали в первую очередь наименее развитые районы. Второй - это более полная координация национальных региональных политик на базе общих критериев для каждого из таких регионов, принятых на уровне Сообщества. Третий принцип - это предоставление финансовой помощи этим районам по линии  финансово-кредитных институтов Сообщества. Эти средства распределяются в соответствии с важностью региональных проблем, и их значение для решения этих проблем в некоторых странах-членах довольно велико.

В конце 70-х в 80-х годах процесс наднационального регулирования распространяется на новую хозяйственную сферу - промышленность. Современный этап развития западноевропейской интеграции отмечен вмешательством органов ЕС в промышленную структуру, научные исследования сферу подготовки кадров. Он связан с оздоровлением промышленной структуры, началом, по сути, нового этапа индустриализации в Западной Европе, выходом на развитие новых технологий, “размыванием границ”, кооперацией в сфере технических средств, норм, стандартов, инфраструктуры и т.д.

При КЕС создан механизм совместной научно- технической политики. Сообщество становиться на путь создания “научно-технических стимуляторов”- программ развития в области новых технологий. Сами программы становятся мотором интеграции стран Западной Европы, рассматриваются как фактор унификации ЕС. Сотрудничество идет во всех приоритетных сферах, таких как программ термоядерного синтеза, информатики, робототехники, создания европейской системы телекоммуникаций, Европейского агентства космических полетов, в области авиастроения и биотехнологии.

Сообщество ведет совместный курс во многих других отраслях. Это сотрудничество в сфере аграрной политики, в сфере социальной политики, совместная деятельность в сфере энергетики, в транспортной политике, совместные действия по охране окружающей Среды и обеспечению ядерной безопасности, в сфере образования и в других сферах. Среди этих сфер наибольшего прогресса ЕС добилось в сельскохозяйственной отрасли, но положительные сдвиги в других сферах также налицо.

Наиболее развита инфраструктура институтов ЕС по экономике. Она охватывает восемь генеральных директоратов и семь специализированных комитетов. Сообщество проводит регулирование совместного рынка, вывод в финансовый мир европейской валюты- “экю”, принимает совместный бюджет, ведет единую экономическую политику к другим странам.

По замыслам организаторов ЕС, общий рынок должен был прежде всего обеспечить “четыре свободы”: свободное движение товаров между странами-участницами, свободную миграцию рабочей силы по свей территории ЕС, право беспрепятственного учреждения фирм в любом месте Сообщества и предоставления услуг, наконец, свободное передвижение капиталов между странами-участницами. Посредством крупного совместного рынка и свободы перемещения “факторов производства” рассчитывалось создать более благоприятные условия для использования преимуществ международного разделения труда, ускорить структурные сдвиги и, в конечном счете, добиться повышения эффективности общественного производства в масштабах свей группировки. Этот рыночный союз позволяет проникнуть через торговлю и экономическую политику в общую политику, расширить и укрепить внешнеполитическое влияние.

Интеграционные процессы в Западной Европе сопровождались возрастающим переплетением капиталов. С 1978 года создается европейская валютная система с ее основными рычагами: европейской расчетной единицей- ЭКЮ и европейским фондом валютного сотрудничества. Она базируется на трех основных элементах:

1) европейской валютной единице;

2) системе “европейской валютной змеи”, то есть механизма, тесно привязывающего валюты ЕС друг к другу (отклонения не должны превышать +_ 1,125%);

3) создание ЕВФ из национальных золотодевизных ресурсов.

Валютная система стала определенным шагом на пути установления более тесного единства, валютной стабилизации, создание мощного заслона против американского доллара. Валютная интеграция становится неотделимой от рыночной, аграрной и производственной интеграции и рассматривается как ключевой элемент будущей системы национального регулирования, ускорителя интеграционных процессов. Следующие шаги ЕВС- это миссия новых международных денег, которые по началу существовали бы параллельно с национальными деньгами, а затем наконец, отказ от национальных денег, ЭКЮ- валюта, единая для всей группы стран. Эта часть процесса вступила в начальную стадию своей реализации.

Специфика интеграционных процессов в рамках ЕС во многом определяется системой централизованного коллективного финансирования из единого бюджета ЕС. Возникновение этой уникальной системы обусловлено прежде всего теми долгосрочными целями, которые преследовали основатели ЕС, а именно: намерением превратить интеграционную хозяйственную группировку в конечном счете в некое сверхгосударство. Чтобы облегчить перерастание таможенного союза в их экономический, а затем и политический союз был создан оригинальный механизм формирования и расходования коллективных финансовых средств. Единый централизованный бюджет ЕС формируется путем отчисления таможенных сборов, полученных на любом участке внешней границы ЕС, компенсационные сборы, сборы с производителей сахара, определенная доля налога на стоимость, взимаемого с покупателей на внутренних рынках стран, а также ежегодно выплата в бюджет доли из национальных бюджетов. В финансовый инструментарий бюджетной системы входят: Европейский инвестиционный банк, Европейских фонд валютного сотрудничества, Европейский фонд развития, Фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства, Европейский региональный фонд и Европейский социальный фонд. Единый бюджет предназначен для финансирования различных программ Сообщества- в социальной, экологической, научно-технической и других сферах, стабилизации интеграционной стратегии и надежного функционирования всех институтов ЕС.

Необходимо сказать, что совместный рынок стран-участниц организован в ЕС не как зона свободной торговли, а как таможенный союз, предполагающий наличие единого тарифного барьера на всей внешней границе Сообщества, а следовательно, единую тарифную(вообще протекционистскую) политику в отношении третьих стран. Наряду с этим предусматривалось осуществление “совместной торговой политики по единым принципам”. В 1970 компетенция заключать торговые договоры с третьими странами перешла от национальных правительств к КЕС. Эта общая торговая политика изначально покоилась на компромиссе между национальными и региональными интересами (странам-участницам можно было заключать двухсторонние соглашения с третьими странами, но при условии что они не противоречат общей торговой политике). В центе общеэкономической политики ЕС, несомненно находятся экономическое соперничество с США и Японией за рынки сбыта. Единая политика помогает организовать успешное сопротивление давлению этих “мировых гигантов”, хотя наряду с успехами случаются и уступки.

На современном этапе западноевропейская интеграция- фактор экономического роста. Интеграционные процессы в Европе форсировали повышательную тенденцию циклического производства. Сообщество стало фактором концентрации и централизации капитала, способствовало расширению рынка и международному разделению труда, перестройке хозяйственной структуры, “модернизации финансового капитала”. Западноевропейская интеграция не только расширила рынок географически, но и увеличила его емкость. “Общий”  рынок стал рассматриваться как более широкое экономическое пространство, как продолжение национального рынка. Она вызвала глубокие изменения в производстве, рост специализации, кооперации, стимулировала темпы роста. Однако вся история западноевропейской интеграции представляет собой лишь частичное решение ставящихся задач, просрочение сроков выполнения планов. Так, например, в “Программе-92” ставилась задача создания Европы без границ. Эта цель отложена на неопределенный срок. В данный момент политическая сплоченность отстает от экономической. Существенные разногласия между странами-участницами по поводу модели экономики в ЕС. Для Великобритании и Германии привлекательной выглядит модель неолибералистического подхода, ослаблению государственного контроля, а для Франции, Голландии, Греции- приверженность неокейнсианским (дирижистским) методам регулирования экономики. В некоторых случаях государства-участники предпочитают действия в угоду национальным, а не общим интересам. Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось Сообщество на данном этапе. Решение их видится в создании Европейского союза, в котором будут существенно расширены полномочия Европейского парламента и Совета Министров, введены другие атрибуты наднациональной власти. Этими, а также другими мероприятиями руководители Сообщества намерены дать новый стимул экономической и политической интеграции в Западной Европе.

Оценивая перспективы дальнейшего развития ЕС актуален вопрос о направлении, в каком пойдет его развитие. Пойдет ли оно в интеграцию “вглубь”, по пути создания экономического и политического союза, или “вширь”, ограничиваясь урегулированием текущих проблем и расширением числа участников объединения? Последнее выглядит наиболее проблематичным. Видя выгоды интеграционного объединения к членству в ЕС стремятся другие европейские страны. Просьбы о вступлении были поданы от Турции(в апреле 1987) и Австрии(в июле 1989). Вообще, исходя из Римского договора(ст.237), на участие в Сообществе может в принципе рассчитывать любая европейская страна. На практике положение инное. Такое не выгодно самим странам-участникам, так как, по выражению одного из теоретиков ЕС:” привилегии клубного членства нельзя распространить на всех: в противном случае не будет смысла в существовании клуба”. По одной из моделей будущего ЕС “ядро” европейской интеграции должны составить нынешние участники Сообщества, вслед за которыми в порядке убывания их вовлеченности в интеграционный процесс расположились бы члены Европейской ассоциации свободной торговли, а затем восточноевропейские государства. Участники внутреннего круга участвовали бы во всех аспектах политики, включая военную. Страны, расположенные во внешнем круге, имели бы дело только с экономикой.


Литература:

1. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии- М.Междунар.отношения,1990-288с.

2. Максимова М.М. и др.Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов-М.:Наука,1986-272с.

3. Барановский В.Г.Европейское сообщество в системе международных отношений-М.:Наука,1986-320с.

4. Стрежнева М.И.Европейское сообщество и другие европейцы. Статья. - жур.Мировая экономика и международные отношения.№5,1991.



1.5. Новые индустриальные страны: причины экономического взлета.

 

 

Сущность феномена новых индустриальных стран (НИС) состоит в том, что во многих развивающихся государствах преодолевается аграрно- сырьевая специализация экономики, формируется диверсифицированный промышленный комплекс, отлаживается модель “открытого хозяйства”, способного адаптироваться к международным рынкам. К первому поколению индустриальных стран относят Бразилию, Аргентину, Мексику, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, ко второму- Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индию, Пакистан, Турцию, Египет, Тунис, Марокко, Колумбию, Чили.

Ядром НИС являются “четыре дракона” Юго-Восточной Азии: Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Гонконг.

Освоение электронных технологий в экономике новых индустриальных стран Азии- пример успешного действия ее перестройки. На рубеже 70-80-х годов повышение стоимости рабочей силы, ужесточение международной конкуренции, таможенный протекционизм стран с развитой рыночной экономикой грозили подорвать экспортную ориентацию экономики этих государств. Для освоения электронных технологий необходимы инженерные кадры и квалифицированная рабочая сила, способная к постоянному переобучению, и отлаженный конкурентный механизм в современном секторе экономики. “Четыре дракона” располагали и тем и другим.. во второй половине 80-х годов они стали международными экспортерами электронных товаров- от сверх больших интегральных схем до ЭВМ. Новые индустриальные страны Тихоокеанского региона переживают исключительно важный период своего развития. Глубокие внешнеполитические преобразования, структурная перестройка экономики наряду с обострением торговых противоречий с основными внешнеэкономическими партнерами определяли особенности  экономического положения Республики Корея, Сингапура, Тайваня и Гонконга на пороге 90-х годов.

Упрочение демократии в Республике Корея, на Тайване, а также в Сингапуре объективно ведет к сужению влияния бюрократии на экономические процессы, способствует ограничению сферы деятельности государственного сектора пределами экономической целесообразности, формирует благоприятную политическую среду для развития науки и создания высокотехнологичных производств. В настоящее время Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг все активнее втягиваются в процесс компьютеризации экономики с целью обеспечения конкурентноспособности своего экспорта на рынках развитых стран. Они фактически подключились к реиндустриализации, что ведет к большему сближению воспроизводственных структур промышленно- развитых государств и новых индустриальных стран.

Стратегический успех НИ Юго-Восточной Азии в освоении информационных технологий- это создание собственной научно-исследовательской базы по интегральным схемам. В 80-ые годы их емкость росла скачкообразно (с 64 до 1024 кбт).НИ смогли вписаться в инновационный марафон. Южная Корея стала третьей страной после США и Японии, разрабатывающей и выпускающей интегральные схемы типа запоминающих устройств емкостью 1 Мбт. Тайвань специализируется на создании логических интегральных схем. Малайзия, несколько отстав в области НИОКР, превратилась в мирового производителя интегральных схем меньшей емкости. Основой функционирования экономики Гонконга и Сингапура, двух городов- государств, традиционно являлось осуществление посреднических операций. Первоначально они охватывали реэкспортную торговлю, позднее также сферу международного кредита. К концу 70-ых годов Сингапур и Гонконг превратились в крупнейшие финансовые центры Восточной Азии, в которых международный монополистический капитал обрел партнера в лице китайской буржуазии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21