|
Народное хозяйство Украины
Для
этого необходимо выработать и ввести разумную аграрную и агропроизводственную
политику, исходя из экономических интересов крестьянства, его собственного
выбора относительно форм и методов хозяйствования. Крестьянин должен стать
свободным хозяином земли, других средств производства, продуктов и доходов, то
есть настоящим предпринимателем в рыночной экономики. Система его
взаимоотношений с поставщиками машин, удобрений и других промышленных товаров и
услуг, а также с покупателями сельскохозяйственной продукции и в том числе с
государством, должна строиться на принципах перепродажи по паритетным ценам,
которые обеспечивали бы высокую, стабильную доходность и рост накоплений
крестьянских хозяйств, кооперативных и государственных систем.
Но
экономика Украины достигнет современного мирового уровня лишь тогда, когда все
ее звенья возглавят специалисты-профессионалы с глубоким знанием проблем
воспроизводства и рынка не только внутреннего, но и внешнего; когда они будут
разговаривать со своими зарубежными коллегами на одном профессиональном языке,
находить с ними общие экономические интересы, смогут быть конкурентноспособны в
своих экономических и организационно-управленческий действий. В современных
трудных условиях в определении экономической стратегии нужно быть особенно
внимательными, не попасть на влияние на сегодня модных, но настолько же и легковесных
идей как экономического романтизма, так и экономического авантюризма.
Рыночная
экономика - это эффективная в тоже время жесткая система реализма и выживания.
Она основывается исключительно на высоком уровне экономических интересов,
знаний и умения на точных расчетах эффективно вести хозяйство, организовать
беспрерывный процесс совершенствования технологий, купли необходимых ресурсов,
продажи готовых товаров и управлять им, на объективных законах рыночной
экономики на теории функционирования в ней валютно-финансовой системы,
различных форм собственности в условиях конкуренции и меняющейся конъюнктуры
рынка.
4.2. Проблемы хозяйственного взаимодействи
Украины с государствами СНГ.
Распад
СССР породил в бывших союзных республиках две противоположные тенденции. С
одной стороны, бывшие союзные республики стремились закрепить свой национальный
суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За этим, главным образом,
стояло расхождение реальных экономических интересов, обусловленное различиями в
развитии производительных сил и предшествовавший период, и желание мексимальнео
использовать национальные ресурсы для удовлетворения потребностей внутреннего
рынка в условиях ухудшающейся экономической ситуации. С другой стороны, все более
настойчивыми становились требования сохранить ранее существовавшие
производственно-технологические связи с другими бывшими союзными республиками,
и в первую очередь, с Россией. Это обосновывалось наличием единой сети
транспортных коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции
научно-технического потенциала, общностью технических условий поизводства,
единством использования стандартов и прочими условиями.
Итог
1995 года, завершившего четвертый год самостоятельной экономической политики,
большинству новых независимых государств дал немало для экономического анализа
ситуации, сложившейся в противоречивой обстановке, а также дла выработки
возможных путей восстановления нарушенных связей. В 1995 году, как и в
предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках отмечалось постоянное
ухудшение функционирование экономики. Так, в странах СНГ в 1994-1995 годах
продолжалось падение объема валового национального продукта (ВНП), которое в
среднем составило 19% и 16% соответственно. В 1995 году объем ВНП в этих
станах продолжал падать, уровень падения составил от 7,5% в
Узбекистване до 35,6% в Грузии.
В
то же время лишь в Туркменистане омечался рост ВНП, в первую очередь за счет
роста сельскохозяйственного производства, где важнейшей экспортной культурой
был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки нефтепродуктов.
Спад промышленного производства был еще более глубоким. В целом за период
1990-1994 гг.сокращение ощего объема призводства в странах СНГ достигло почти
50%
для России и 60%
для Латвии, Литвы, Молдовы и некоторых других бывших республик СССР.
В
целом основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году в сопоставимых
ценах к 1991 году указана в таблице.
Основные экономические показатели
стран СНГ в 1994 году к 1991 году ( по данным Статкомитета СНГ )
(%, в
сопоставимых ценах)
|
|
Валовой внутренний продукт
|
Общий объем промышленной
продукции
|
Валовая
продукция сельского хозяйства
|
Капитальные вложения
|
Индекс потребительских цен
(раз)
|
Азербайджан
|
46
|
53
|
56
|
113
|
2369
|
Армения
|
40
|
50
|
4
|
20
|
12,2
|
Беларусь
|
65
|
68
|
82
|
47
|
3207
|
Грузия
|
25
|
24
|
46
|
3
|
-
|
Казахстан
|
57
|
52
|
79
|
29
|
5615
|
Киргизия
|
52
|
42
|
73
|
23
|
582
|
Молдова
|
48
|
51
|
66
|
15
|
909
|
Россия
|
51
|
56
|
79
|
39
|
742
|
Таджикистан
|
51
|
48
|
52
|
33
|
764
|
Туркменистан
|
149,4
|
66
|
108
|
-
|
4236
|
Узбекистан
|
83
|
98
|
94
|
52
|
1129
|
Украина
|
60
|
62
|
77
|
43
|
10790
|
Всреднем
по содружеству
|
61
|
56
|
78
|
41
|
1604
|
Глубокий
кризис в 90-е годы также вызвал резкое падение производства в Украине. Начиная
с 1990 года происходило постоянное нарастание кризисных явлений. Пик кризиса
пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994 года, когда отметка
максимаьного падения ВНП достигла 45%.
В
какой-то мере 1994 год можно назвать обнадеживающим, поскольку именно в этом
году наметилась определенная производственная и финансовая стабилизация.
К
сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением производства в
декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Выпуск
промышленной продукции в феврале и марте 1995 года практически
стабилизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую
стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все же не дают
ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. В первую очередь
тревогу вызывают низкие темпы проводимых реформ. Таким образом, впервые
возникшие в экономике положительные тенденции пока еще не являются следствием
долго ожидаемого перелома в экономическом развитии и не приобрели устойчивого
характера. В то же время в экономике продолжают сохраняться и углубляться
кризисные явления, особенно в машиностроительном и некоторых других секторах.
Эти процессы вызвала значительное обострение социально-экономической
обстановки, рост скрытой безработицы.
Из
материалов Минстата Украины следует, что на конец 1995 года уровень безработицы
по стране составил 0,49% населения трудоспособного возраста. Одовременно
Министерство статистики сообщило, что в условия неполной занятости на
протяжении года в промышленности работал почти каждый третий работник.
Приведенные цифры свидетельствуют о довольно медленном развитии рыночных
отношений в Украине.
В
ряде стран СНГ, в том числе в России, Молдове и др., процессы рыночных
преобразований набрали значительно большие обороты. Намного больше создано
рыночных структур и значительно шире ведется процесс разгосударствления
имущества предприятий. Однако эти процессы несут с собой и большие лишения,
трудности, а в ряде отраслей распад производственных структур.
К
примеру, в 1995 году безработица в такой сравнительно небольшой стране, как
Молдова, достигла 23%, практически остановились все крупные предприятия
машиностроительного профиля, зависящие от поставок сырья и комплектующих из
других стран СНГ. Можно смело утверждать, что одной из главных причин падения
объемов ВНП в странах СНГ было постепенное прекращение межреспубликанской
торговли. Действительно, уже в 1992 году торговля между странами бывшего СССР
сократилась на треть. В 1993 году она упала еще на одну треть, а в 1994 году
падение было более одной трети.
Объм
экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1995 году оценивался в
36 трлн.руб., в том числе экспорт - 15 трлн.руб. Экспортные операции в 1995
году осуществлялись в основном с Россией, Молдовой и Беларусью, импортные - с
Россией и Туркменистаном. Анализ показывает, что отрицательное влияние падения
межреспубликанской теории наиболее болезненно проявляется в экономиках
небольших стран СНГ, степень зависимости которых от внутрисоюзного рынка была
более значительной. К сложным экономическим, политическим и социальным аспектам
переходного периода в странах СНГ следует добавить также и тот факт, что
техническая помощь и инвестиции из-за рубежа были значительно ниже ожидаемых.
Таким
образом, к началу 1996 года сложилась настоятельная необходимость попытаться
приостановить падение производства и направить торговлю и экономическое
сотрудничество между странами СНГ и Балтии на новую, рыночно ориентированную
основу.
В
опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов международного валютного
фонда (МВФ) дается оценка экономической обстановки в бывших республиках СССР и
излагается взгляд МВФ на пути дальнейших преобразований в их торговле. "Не
внушающая оптимизма картина"- так МВФ оценивает перспективы
экономического развития региона. Однако в исследовании отмечается, что распад
СССР создал уникальную возможность для выработки торговой политики с новыми
сувереными странами. По оценкам МВФ, уровень инфляции в республиках бывшего
СССР составил в 1994 году 457,4%, а в 1995 году - 85,2% ( в
1992-1993 гг.этот показатель превышал 1200%). По
мнению экспертов МВФ, в то время как большинство стран мира почувствует
реальные блага от либерализации торговли, большинство новых независимых
государств, в особенности Украина и Беларусь, по-прежнему будут ощущать
экономических ущерб от продолжающегося процесса разрыва экономических связей.
Во главу угла в своих рекомендациях МВФ ставит процесс либерализации торговли в
странах СНГ и на первое место выдвигает снятие контроля над экспортом. И хотя
эта мера связана с необходимостью решения других проблем - либерализации цен и
валютного обмена, выработки ответственной финансовой политики и т.д., уже на
первой стадии возможно снятие таможенного контроля в количественном выражении.
Три
года становления содружества независимых государств для истории - лишь
мгновение, но за эти годы произошло стремительное разъединение молодых
государств, сопровождавшееся глубоким кризисом как политического, так и экономического
характера. Три года поиска путей и средств преодаления возникших противоречий
породили стремление к развитию региональных интеграционных процессов нового
характера, обосновали необходимость поиска подходов к двустороннему и
многостороннему экономическому сотрудничеству. Последние три года убедительно
доказывают, что без восстановления бывших хозяйственных связей невозможно
быстро преодолеть повсеместные кризисные явления и приостановить спад производства.
Договор
о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 года, явился
закономерным и объективным итогом происходящих в СНГ процессов и заложил основу
согласованной стратегии по преодолению кризисных явлений и реформированию всей
экономической сферы СНГ. Главной особенностью договора является то, что он
провозглашает принцип уважения суверенитета каждого государства и
невмешательства в дела друг друга, уважения прав и свобод человека,
неприменения экономического давления во взаимоотношениях.
К
основным целям экономического союза относятся: формирование условий стабильного
развития экономик сторон, поэтапное создание общего экономического пространства
на базе рыночных отношений, создание равных возможностей и гарантий для всех
хозяйственных субъектов, совместное осуществление экономических проектов,
решения разнообразных социально-экономических задач.
Достижение
этих целей предполагает обеспечить свободное перемещение товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы, согласованную денежно-кредитную, налоговую,
внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику. Стороны согласились, что
экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции,
координации действий в осуществлении экономических реформ через
межгосударственную ассоциацию свободной торговли, таможенный, валютно-денежный
союзы.
В
договоре особое место занимают торгово-экономические отношения. В целях
создания межгосударственной ассоциации свободной торговли стороны договорились
в своих взаимоотношениях обеспечить последовательное снижение и отмену
таможенных пошлин, алогов и сборов, гармонизацию таможенного законодательства,
упрощение таможенных процедур. Такое внимание к таможенным проблемам связано, в
первую очередь, с тем, что ранее существовавшие связи по специализации и
кооперированию были разрушены из-за возникших таможенных барьеров. Тарифные и
нетарифные ограничения в торговле ведут к разрыву связей поставшиков с
потребителями, что приводит к прямым потерям прибыли предприятиями, уменьшению
национального дохода в масштабах государства, недополучение налогов. Кроме того
таможенные барьеры приносят и косвенные потери. Государства вынуждены нести
огромные потери по оформлению таможенных процедур и по организации государственного
регулирования внешней торговли. В результате это ведет к ограничению
конкуренции, к монополизации многих производств, а в итоге к повышению цен и
отсутствию стимулов к технологическому и управленческому совершенствованию. В
развитие положений договора 15 апреля 1994 года было подписано соглашение
главами государств СНГ об образовании межгосударственной ассоциации свободной
торговли, предусматривающее в будущем достижение прозрачности границ.
С
момента заключения договора о создании экономического союза в СНГ был
разработан и утвержден Перспективный план интеграционного развития СНГ на
1994-1995 и последующие годы. В соответствии с этим планом приняты такие важные
документы, как соглашение о создании зоны свободной торговли, о сотрудничестве
в области инвестиционной деятельности, Концепция Платежного союза государств
СНГ, Концепция Таможенного союза, проект основ таможенных законодательств СНГ,
а также концепция взаимного правового урегулирования хозяйственных отношений и
другие документы.
С
развитием этих соглашений 21 октября 1994 года был создан Межгосударственный
экономический комитет (МЭК), в президиум которого вошли вице-премьеры
стран-учатсниц СНГ. В качестве рабочего органа МЭК, включающая в себя
уполномоченных представителей стран СНГ. Украина как ассоциированный член СНГ и
Экономического Союза принимает участие в работе МЭК.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|
|