рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Корея рефераты

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Образование. В начале 1990-х годов в начальных классах школы насчитывалось более 5,3 млн. учащихся, а в старших – 4,6 млн. Начальное образование носит обязательный характер, бесплатно и находится под контролем государства. Родители несут значительные расходы, дополняющие недостаточные бюджетные ассигнования в сферу просвещения, ибо в последующем учеба ведется на платной основе. Большинство окончивших начальную школу переходит в неполную среднюю школу. Только 70% ее выпускников продолжают образование в течение трех лет в полной средней школе. Менее 40% контингента обеих ступеней средней школы составляют девушки, обучающиеся отдельно от юношей. В средней школе основное внимание уделяется гуманитарным дисциплинам, а техническая и профессиональная подготовка осуществляется преимущественно в небольших частных заведениях.

В стране в 1998 действовало ок. 560 колледжей и университетов, включая колледжи с неполным (двухгодичным) курсом, педагогические колледжи и аспирантуру. В них обучалось ок. 1,5 млн. студентов. Среди наиболее крупных университетов – Государственный Сеульский университет, Пусанский (в Пусане), Чхуннам (в Тэджоне), Кёнбук (в Тэгу), Чонбук (в Чонджу), Чоннам (в Кванджу), Андон и Канвон (в Чхунчхоне). Среди частных университетов выделяются Корё, Чунан, Тонгук, Ханъян, Конгук, Мёнджи, Седжон, Соган, Сонгюнгван и Ёнсе (все в Сеуле), Чосон (в Кванджу), Тона (в Пусане) и Кемён (в Тэгу).

Художественная литература и живопись. В 20 в. наибольшую известность получили прозаики Ли Инджик, Ли Гвансу, Ким Донин, Пак Чонхва и Ан Сугиль, поэт Ким Соволь, эссеист Ким Чхинсоп, драматурги О Ёнджин и Ю Чхиджин.

Произведения традиционного типа, относимые к восточноазиатской художественной школе, в частности изображение ландшафтов, существуют бок о бок с картинами в западном стиле. Лидер первого направления – Ли Санбом. Принципы модернизма воплощают в своем творчестве Ким Инсын и Ли Инсон. Мастером каллиграфии считается О Сечхан. Ким Пэкчин – пионер современного зодчества, а Ким Чонён завоевал международную известность за свои абстракционистские конструкции.

Наука. В 1954 была создана Академия наук РК. Сначала она насчитывала 80 членов и имела два отделения: гуманитарное и естественно-техническое. Затем были образованы Национальная академия естественных наук и Национальная академия гуманитарных наук. Частным образом (в том числе при участии американских фондов) было создано Научное историческое общество «Чиндан», которое является ведущей организацией, занимающейся изучением истории и культуры Кореи. Одна из актуальных задач – развитие библиотечного дела. В Южной Корее в 1992 книжный фонд Национальной, публичных и вузовских библиотек насчитывал 25 млн. единиц. Почти половину из них составляют классические китайские труды по истории, литературе, общественной мысли и другим гуманитарным дисциплинам и работы на японском и западноевропейских языках. В Национальной библиотеке хранится 1,8 млн. печатных изданий. Государственный Сеульский университет имеет библиотечный фонд в 1,3 млн. томов.

Пресса, телевидение, радио, кино. В Республике Корея издается более 70 ежедневных газет (примерно половина – в Сеуле). Наиболее влиятельные газеты – «Тона ильбо», «Чосон ильбо», «Хангук ильбо» и «Кёнхян синмун» (первые две основаны в 1920) на корейском языке и «Кориа геральд», «Кориа таймс» – на английском языке. В стране действуют информационные агентства «Ренхап» (основано в 1980) и «Нэву-пресс».

В середине 1990-х годов в Корее доминировала государственная «Корейская радиовещательная система» с тремя главными радиостанциями и 26 местными филиалами. Кроме того, действуют 29 частных радиостанций. В 1992 в стране было зарегистрировано 43 телевизионных канала (24 государственных и 19 коммерческих). Почти каждая семья имеет телевизор (всего более 8 млн.). Круглосуточные радио- и телепередачи для своего воинского контингента ведет специальная служба американских вооруженных сил в Южной Корее.

Киноискусство в Южной Корее особенно интенсивно стало развиваться после 1945. В 1950-е годы правительство освободило отечественную кинематографию от налогового бремени. Это способствовало ежегодному выпуску до 100 фильмов в конце 1950-х годов и ок. 200 – в 1960-х годах. В настоящее время ежегодно выходит примерно 100 корейских кинофильмов. Многие из них завоевали признание на международных кинофестивалях.

Музыкальное искусство. Страна славится богатыми традициями в области музыкальной культуры, основы которой были заложены в 1 в. до н.э. – 7 в. н.э. Достоверно известно, что к концу этого периода в раннефеодальном государстве Когурё музыканты играли по крайней мере на 20 музыкальных инструментах. В то же время в государстве Силла были изобретены новые музыкальные инструменты и существовал дворцовый оркестр, который исполнял мелодии национальных композиторов. Получило распространение хоровое пение и массовые народные танцы. Представления театра масок и придворные спектакли шли в музыкальном сопровождении. Корейская музыка этого времени была известна в Китае и Японии. В 12 в. корейские оркестры пополнились музыкальными инструментами из Китая. В середине 19 в. на основе хорового пения были созданы первые корейские оперы.

Современные национальные оркестры включают разнообразные струнные, духовые (бамбуковые и металлические) и ударные (из нефрита и металла) инструменты. Среди жанров классического национального искусства выделяются сольные и групповые танцы в масках под народную музыку, которые сочетаются с исполнением народных песен.

Часто в передачах всех радиостанций звучит западная классическая музыка. В Сеуле работают два высокопрофессиональных симфонических оркестра. Имеется несколько оперных трупп, в репертуаре которых около 30 зарубежных (преимущественно итальянских) и примерно 10 корейских опер.

Все больший интерес в последние годы привлекает кукольный театр (главным образом марионеток – конту-какси), имеющий глубокие национальные корни. Развито драматическое искусство.

Спорт. На Юге ежегодно проводятся соревнования по стрельбе из лука и по запуску воздушных змеев, в сельской местности сохраняется интерес к традиционным формам борьбы. В профессиональный спорт включена корейская борьба тхеквондо. Получили распространение бейсбол и гимнастика, а также дзюдо.

Образ жизни и праздничные дни. Типичный деревенский дом, состоящий из двух – четырех комнат, имеет глинобитные или из просеянной земли стены и соломенную или черепичную кровлю. В маленькие окна вместо стекла до сих пор нередко вставляют полупрозрачную бумагу. На приусадебном участке размещают надворные постройки. Источником водоснабжения служит индивидуальный или общественный колодец. Большинство деревенских жилищ не электрифицировано. Дома горожан среднего достатка и зажиточных селян все чаще возводят на каменном фундаменте; на оштукатуренные стены принято красной или голубой краской наносить рисунок. Окна застеклены и иногда украшены изящными деревянными решетками; крыши кроют черепицей. В самом жилище водопровод, как правило, отсутствует, а во дворе устроен сток для отвода использованной воды. Сохраняется традиционная система отопления – ондоль («теплый пол»). Под полом жилых комнат прокладывают трубы, по которым циркулирует теплый воздух от очага на кухне. В южных районах широко используют переносные жаровни; на о.Чеджудо обычен открытый очаг.

Основу трапезы корейцев составляет рис, приготовленный на пару, без соли. В корейском языке слово «пап», т.е. отварной рис, означает также «пища» или «еда». Обычно рис потребляют вместе с различными острыми приправами (из сои) и дополнительными кушаньями (панчан), из которых особенно важен кимчхи – салат из соленых и квашеных овощей, в первую очередь из белой редьки (му) и китайской капусты (пэчху). Широко распространены супы из морских водорослей с мясом или рыбой. В корейские блюда, как правило, добавляют специи, особенно перец и соль. Свинина и говядина обычны в рационе местного населения, курятина считается деликатесом.

В старой Корее о браках договаривались родители через сватов, причем учитывался в первую очередь социальный статус семьи жениха. У янбанов, т.е. в высшем сословии, было принято женить сына в 12–13 лет, иногда даже раньше, тогда как возраст невесты мог приближаться к 20 годам. Сегодня мужчины нередко женятся и в 30 лет. Общественное мнение поощряет раннее замужество девушек. Традиционно запрещены браки внутри родственных кланов – пон.

Корейцы отмечают множество праздников. Среди них выделяются Новый год (по григорианскому календарю), День Самиль (1 марта; годовщина восстания 1919 против японского правления), День Конституции (17 июля), День освобождения (15 августа), День корейской государственности (3 октября; в память основания государства Древний Чосон) и День хангыля (9 октября; в честь создания корейского алфавита). Чусок (в переводе «Осенний вечер») – праздник урожая, один из самых массовых праздников года, приходится на 15-й день восьмого месяца года по лунному календарю.

Кроме того, отмечают и многие другие знаменательные даты. Главные из таких праздников – День рождения Будды (8 апреля) и праздник лета Тано, приходящийся на 5-е число пятого лунного месяца и сопровождающийся массовыми гуляниями и посещением могил предков. Корейский Новый год (Соль), первый день года по лунному календарю, обычно отмечается в кругу семьи. Многие корейцы празднуют Рождество (25 декабря).

ИСТОРИЯ

Корейский полуостров был заселен уже в палеолите. Одно из древнейших жилищ Восточной Азии открыто при раскопках стоянки Сокчанни (около города Конджу, пров. Чхунчхон-Намдо, РК). Это землянка с остатками очага, в котором найдены древнейшие каменные фигурки животных. Ранние памятники неолита датируются VII–VI тысячелетиями до н.э. Неолитическая культура широко представлена по всей территории Корейского п-ова. На ранних этапах неолита люди занимались прибрежным речным и морским рыболовством, охотой и собирательством. Начиная с V–IV тысячелетий до н.э. появляются зачатки земледелия и скотоводства. Искусство выплавки бронзы пришло в страну из Китая во II тысячелетии до н.э., однако каменные и металлические орудия сосуществовали в Корее вплоть до начала нашей эры.

Древний Чосон. Время возникновения этого государства и его географическое положение пока остаются предметом научных дискуссий. Корейские ученые считают, что Древний Чосон существовал уже в 7 в. до н.э., а создавшие его племена проживали на территории южной части современного Северо-Восточного Китая и на севере Корейского п-ова. В сочинении китайского историка Сыма Цяня (2 в. до н.э.) Ши цзи (Исторические записи) упоминается китайский военоначальник по имени Ви Ман (кит. Вэй Ман), который сверг правителя Чуна и утвердился на престоле в 194 до н.э. Чун, согласно китайским источникам, был потомком знатного рода, основателем которого в Чосоне, согласно легенде, был знатный сановник из Китая Киджа (кит. Ци Цзы). Ранние китайские источники свидетельствуют, что Киджа с группой приверженцев династии Шан прибыл в Чосон после падения этой династии в 1122 до н.э.

Кидже предшествовал мифический персонаж – Тангун. Согласно мифу, самая ранняя из сохранившихся до наших дней запись которого содержится в памятнике 13 в. Самгук юса (Дополнение к истории Трех государств) Ирёна, Тангун был сыном Небесного владыки и «женщины-медведицы». В 2333 до н.э. Тангун основал государство, получившее название Чосон. Традиционная хронология, используемая в Южной Корее, до сих пор опирается на эту дату.

Созданное Ви Маном государственное образование утратило независимость в 108 до н.э., когда было покорено китайцами и для удобства управления было разделено на четыре округа. Главным из них был Лолан (по-корейски Аннан, или Наннан) со столицей на месте Пхеньяна, где вскоре возникла процветающая китайская община.

Китайская община в Лолане оказала значительное влияние на ход социально-хозяйственного развития Кореи в первых веках нашей эры. Железные орудия, привнесенные китайскими колонистами, способствовали развитию земледелия и военного дела. Из Китая была заимствована иероглифическая письменность, стали проникать основы древнекитайских религиозных систем, представления об управлении страной. Однако с самого начала китайские округа столкнулись с активным противодействием местных племен. Три округа вскоре были упразднены, дольше всех просуществовал Лолан.

Согласно традиционной хронологии, государство Когурё со столицей Куннэсон на правобережье среднего течения р.Амноккан было образовано в 37 до н.э. и включало часть территории современного Северо-Восточного Китая. В 313 н.э. Когурё завоевало земли Лолана и затем пыталось завладеть северной половиной Корейского п-ова.

На юге Корейского п-ова сложились племенные объединения «самхан», послужившие основой двух новых государств: Пэкче на юго-западе, на землях Махан (традиционная дата 18 до н.э.), и Силла на юго-востоке, близ современного города Кёнджу, на землях Пёнхан (традиционная дата – 57 до н.э.). Кроме того, в плодородной дельте р.Нактонган образовалось протогосударство Кая (Тэкая).

Период Трех государств (1 в. до н.э. – 7 в. н.э.). Когурё, Пэкче и Силла вступили в борьбу за господство на Корейском п-ове. Вначале казалось, что победителем окажется Когурё. Его вану (королю) Квангэтхо («Расширитель земель», 391–412) в начале 5 в. удалось лишить Пэкче владений в долине р.Ханган и во всей центральной области, известной ранее как Чинхан. Однако с переносом столицы Когурё в 427 в Пхеньян на полуострове окрепли силы, которые стали угрожать этому государству с тыла. К тому же Пэкче и Силла вскоре объединились, чтобы дать отпор общему врагу.

К 500 Когурё утратило земли в бассейне р.Ханган, контроль над которыми перешел к Силла. Это не только дало Силла стратегическое преимущество, но и позволило наладить прямые связи с Китаем через Желтое море. Теперь уже государство Силла было вынуждено столкнуться с противодействующей коалицией.

Силла оказалась в состоянии удержать свои владения и даже присоединила к себе государство Тэкая в 562, но не могло победить Когурё и Пэкче. Поэтому ему пришлось искать союзника в лице Танского Китая (618–907). Еще ранее императоры из династии Суй (589–619) предприняли два похода против Когурё, однако были разбиты предводителем когурёских войск Ыльчи Мундоком. Танские правители помнили об унизительном поражении и с готовностью откликнулись на предложение о союзе со стороны королевства Силла. Совместно действовавшие армии под командованием короля Мурёля, военачальника Ким Юсина и Танского Китая одержали победу над Пэкче в 660 и вынудили Когурё к капитуляции в 668.

Некоторые черты социального и политического устройства Силла уникальны. Хвараны («цветы-юноши») объединялись в отборные воинские подразделения, где проходили подготовку в качестве будущей элиты страны. Система кольпхум жестко делила аристократические роды по старшинству. Из высших выдвигались монархи, а места в служебной иерархии предоставлялись в строгом соответствии со степенью знатности. Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка («совета старейшин»). Первоначально в него входили главы племен, а затем совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать (в крайних случаях) вето на королевские решения. Привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории.

Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, по-видимому, свойственна государству Пэкче, которому во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры – Ямато (город Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийские скульптуры.

Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны.

Государство Объединенное Силла: 668–892. Свою систему государственного и общественного устройства Силла распространило на весь Корейский п-ов, за исключением самого северного района. Это привело к размыванию прежних, характерных для времени Трех государств различий в языке, обычаях и социальных институтах.

Несколько столетий доминирования Силла были ознаменованы синтезом китайских и корейских традиций. Административное управление в провинции и система землепользования были организованы по китайскому образцу. Столица Кёнджу напоминала главный город танской империи Чанъань. Для изучения классических конфуцианских текстов был основан национальный университет Кукхак (682), по образцу танского Китая были введены специальные экзамены для чиновников (788).

Другой характерной чертой этого периода было динамичное развитие экономики. Находки материальной культуры и письменные источники того времени свидетельствуют о благоденствии Кёнджу. Периферийные центры стремились бороться за лидерство со столицей. В один из таких центров в 9 в. превратился о.Вандо, находившийся во владении Чан Бого, знатока морских путей, соединявших Корею с Китаем и Японией.

Период Объединенного Силла отличало также интенсивное распространение буддизма и процветание искусства. Буддизм проник на Корейский п-ов в 4 в. и был быстро воспринят в Трех государствах. Примером буддийского искусства служат замечательные каменные скульптуры 8 в. в пещерном храме Соккурам близ Кёнджу. Каменные пагоды в храме Пульгукса, большие изящно орнаментированные бронзовые колокола и элегантные позолоченные бронзовые изваяния отражают творческие устремления и высокое мастерство творцов эпохи Силла. Именно в государстве Силла зародились поэтические произведения на корейском языке – короткие лирические стихотворения хянга.

С 780 в Силла началась междоусобная борьба. Один из местных лидеров Ван Гон назвал созданное им государство Поздним Когурё и в ходе длительного конфликта подчинил себе основного противника – «Позднее Пэкче». Но еще ранее, в 935, Силла мирно перешла под покровительство первого правителя новой династии Корё, основанной Ван Гоном.

Династия Корё (918–1392). Победа Корё не означала полного разрыва с наследием государства Силла. Значительная часть правящей элиты сохранила свои позиции. Система административного управления и порядок назначений на официальные должности претерпели лишь незначительные изменения. Буддизм не только сохранил, но и укрепил статус государственной религии и стал весомой политической силой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5