рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Корея рефераты

В Северной Корее конституцией гарантирована свобода культов, и хотя официальные власти не одобряют религиозную деятельность, активно функционируют общины буддистов, конфуцианцев, христиан и адептов Чхондогё.

Города.

Северная Корея. Пхеньян – самый крупный (2,6 млн. человек) и промышленно развитый город КНДР. Вонсан, Хыннам, Чхонджин и Наджин являются ведущими портами на восточном побережье и крупными центрами индустрии. Синыйджу, расположенный в устье р.Амноккан, и Кэсон, находящийся на крайнем юге страны близ демаркационной линии, тоже входят в число больших городов. Порт Нампхо – морские ворота столицы.

Южная Корея. В 1995 в Сеуле насчитывалось 10,8 млн. жителей, что составило свыше 24% всего населения Южной Кореи. Помимо столицы, «миллионерами» являются еще пять городов: Пусан (3,8 млн. человек), Тэгу (2,3 млн.), Инчхон (Чемульпо, 2,8 млн.), Кванджу и Тэджон (по 1,2 млн. человек), а численность населения еще 30 городов превышала 100 тыс. Среди них – Ульсан (967 тыс.), Сувон (755 тыс.), Соннам (869 тыс.) и Чхонджу (563 тыс. человек).

Пусан на юго-восточном побережье, а также Инчхон (морские ворота Сеула), Кунсан и Мокпхо на западном побережье относятся к главным южнокорейским портам. Тэгу (пров. Кёнсан-Пукто), Тэджон (Чхунчхон-Намдо), Чонджу (Чолла-Пукто) и Кванджу (Чолла-Намдо) – административные центры провинций. Онян, к югу от Сеула, благодаря термальным источникам превратился в популярный курорт, а Хёамдон, к северу от Пусана, славится своими целебными водами и песчаными пляжами. Кёнджу в провинции Кёнсан-Пукто, столица средневекового королевства Силла, известна своими историческими памятниками.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

КНДР. После того как советская армия заняла Корею в августе 1945, в Северной Корее было объявлено о передаче местных административных функций коалиции корейских патриотов и коммунистов. В октябре 1945 была воссоздана Коммунистическая партия Кореи, которая в августе 1946 слилась с Новой народной партией и стала называться Трудовой партией Северной Кореи. Коалиционная администрация Северной Кореи в феврале 1946 была заменена Временным народным комитетом во главе с Ким Ир Сеном. В 1947 местные народные комитеты избрали представителей в Национальное народное собрание. В условиях раздела страны, а также после создания на территории Южной Кореи сепаратного государства Республика Корея в Северной Корее на первой сессии Верховного народного собрания 9 сентября 1948 была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), создано правительство и принята Конституция. В июне 1949 произошло объединение Трудовых партий Северной и Южной Кореи в единую Трудовую партию Кореи (ТПК). Председателем ЦК ТПК был избран Ким Ир Сен, который в 1972 стал президентом КНДР.

Государственное управление. Представители ТПК занимают все высшие административные должности, в задачу правительства входит проведение в жизнь линии партии.

По конституции 1948, кабинет министров во главе с Ким Ир Сеном был наделен исполнительной властью. Согласно конституции 1972, исполнительная власть была передана президенту. С избранием Ким Ир Сена на этот пост были ликвидированы Президиум Верховного народного собрания, а также кабинет министров. Вместо первого появился Центральный народный комитет, а вместо второго – Государственный административный совет во главе с премьер-министром, занимающим следующее после президента место в должностной иерархии.

Политические партии. Основа Трудовой партии Кореи (ТПК) была заложена в 1945, когда в Северной Корее был образован организационный комитет Коммунистической партии Кореи. В 1949 в Трудовую партию Кореи влились многие коммунисты, бежавшие с Юга. После проведения ряда организационных мероприятий Ким Ир Сен стал председателем ЦК ТПК и сохранял за собой этот пост с 1949 по 1966. В 1980 сын Ким Ир Сена – Ким Чен Ир был объявлен продолжателем дела своего отца, а в 1994 занял пост председателя партии.

В ТПК входит более 10% населения КНДР. Партия руководит деятельностью массовых организаций рабочих, крестьян, женщин, студентов и молодежи.

Разрешены также другие партии, незначительные по численному составу.

Судебные органы включают Верховный суд, провинциальные суды и народные суды. Прокуратура во главе с Генеральным прокурором, которого назначает Верховное народное собрание, ведет следствие по всем делам.

Система местного управления. КНДР разделена на 9 административных провинций; кроме того, имеются город со специальным статусом – Пхеньян, два города центрального подчинения – Нампхо и Кэсон и один особый административный район. В каждой провинции избирается свое Народное собрание.

Вооруженные силы в 1998 насчитывали ок. 1132 тыс. человек. Из них в сухопутных войсках служило до 1 млн., на флоте, который состоит из кораблей береговой охраны и подводных лодок, 40 тыс. и в военно-воздушных силах 92 тыс. человек. Численность резервистов армии и флота ок. 540 тыс.

Внешняя политика. КНДР первоначально придерживалась просоветского курса. Однако во время войны на полуострове главную помощь Корее оказывал Китай, и в противостоянии СССР и Китая симпатии в конце концов стали склоняться в сторону КНР. После кубинского кризиса в 1962 КНДР совместно с Китаем осудила советскую политику мирного сосуществования с Западом, и в 1963 помощь от СССР была прекращена. С середины 1960-х годов КНДР заняла независимую позицию в конфликте между СССР и КНР и получала помощь от обеих стран. С 1971 Северная Корея налаживает дипломатические отношения со многими некоммунистическими государствами, в 1991 стала членом ООН.

Республика Корея, провозглашенная 15 августа 1948, является парламентской республикой. За период существования южнокорейского государства сменились шесть конституций (1948, 1960, 1962, 1972, 1980 и 1988).

Соответственно положениям конституции 1948, в стране была создана сильная исполнительная власть во главе с президентом, который избирался на четырехлетний срок Национальным собранием, а с 1952 – всеобщим голосованием. Высший государственный пост с 1948 по 1960 занимал Ли Сынман. В 1960 в Южной Корее была установлена парламентская система правления, при которой исполнительные органы подчинялись премьер-министру, ответственному перед Национальным собранием. В 1961 к руководству страной пришли военные во главе с Пак Чонхи, был восстановлен пост президента. Пак Чонхи победил на выборах 1963, 1967, 1971, 1972 и 1978. По конституции 1972, президентские полномочия были расширены. После убийства Пак Чонхи в 1979 в стране временно действовал режим чрезвычайного положения.

Конституцией 1980 предусматривались выборы президента специальной коллегией. Однопалатный парламент (Национальное собрание) с законодательными функциями должен был действовать в течение четырех лет.

В 1987 правительство разработало шестой по счету проект конституции. Согласно новой конституции, при президенте, который имеет право находиться на своем посту в течение одного пятилетнего срока, и с его участием создается Государственный совет. В него входят члены правительства во главе с премьер-министром (назначаемым президентом с согласия парламентариев) и Национального собрания, депутаты которого избираются прямым голосованием на четырехлетний период. Выборы проводятся по системе мажоритарного и пропорционального представительства.

Политические партии. До 1988 ведущая политическая партия придерживалась консервативных позиций и непосредственно контролировалась президентом. При Ли Сынмане эта роль отводилась Либеральной партии, при Пак Чонхи опорой режима стала Демократическая республиканская партия. В 1967 две оппозиционные партии – Народная партия и Новая партия Кореи – объединились в Новую демократическую партию (НДП) во главе с Ким Дэджуном (Ким Тэ Чжуном), которая была вынуждена объявить о самороспуске в 1980. В 1981 после всеобщих выборов в парламент, проведенных в условиях чрезвычайного положения, основной политической силой оказалась Демократическая партия справедливости (ДПС), руководимая новым президентом Чон Духваном.

Вслед за общенациональными студенческими выступлениями 1984 в 1985 была создана Демократическая партия Новой Кореи (ДПНК). Лидеры партии, Ким Дэджун и Ким Ёнсам, оставались вне официальной политической жизни, однако выборы в Национальное собрание в феврале 1985 сделали ДПНК центром парламентской оппозиции. Во время событий 1987 большинство членов ДПНК отвергли линию своих лидеров в Национальном собрании на примирение с правительством. Когда в мае 1987 гражданские права Ким Дэджуна и Ким Ёнсама были восстановлены, бóльшая часть членов ДПНК вошла в состав основанной им Демократической партии за воссоединение (ДПВ).

Единство в рядах новой политической организации сохранялось недолго. На выборах в декабре 1987 на пост президента ДПВ выдвинула Ким Ёнсама. В результате от нее откололось крыло Ким Дэджуна, также вошедшего в список кандидатов в президенты от новой Партии мира и демократии (ПМД). Раздробленной оппозиции противостоял лидер ДПС Ро Дэ У (Но Тхэу), который победил на президентских выборах. В апреле 1988 на выборах в Национальное собрание лидировала ДПС, за ней следовали ПМД и ДПВ.

В январе 1990 ДПВ решила заключить союз с правящей ДПС, что привело к возникновению Демократической либеральной партии (ДЛП). Члены ДПВ, не согласные с этой акцией, объединились в Демократическую партию. Последняя в июне 1991 слилась с другой малой партией, и была создана Новая демократическая партия (НДП). В сентябре 1991 после ее объединения с Демократической партией появилось новое политическое образование, сохранившее за собой название Демократическая партия. В январе 1992 Чон Джуён, основатель «Хёндэ», сформировал Партию за национальное объединение, позднее переименованную в Объединенную народную партию (ОНП).

Выборы в Национальное собрание в марте 1992 дали ДЛП 149 депутатских мест, Демократической партии – 97, ОНП – 31, остальные места заняли независимые кандидаты.

Готовясь к парламентским выборам 1996, ведущие партии образовали четыре главных политических блока. Партия новой Кореи (бывш. ДЛП) получила 139 мандатов, Национальный конгресс за новую политику (создан в 1995) – 79, Объединенные либеральные демократы (действует с 1995) – 50 и Демократическая партия – 15; кроме того, в состав Национального собрания вошли 16 независимых депутатов.

Судебные органы. В соответствии с конституцией 1988, высшей судебной инстанцией является Верховный суд, состоящий из председателя и 13 членов, назначаемых на шестилетний срок президентом Республики Южная Корея. В Верховный суд поступают жалобы на решения по гражданским и уголовным делам от четырех апелляционных судов страны (в Сеуле, Тегу, Пусане и Кванджу). Судебная система опирается на сеть местных судов и на Суд по делам семьи (находится в Сеуле).

Система местного управления. Республика Корея разделена на 9 административных провинций. Статус провинции имеет столица Сеул, а Пусан, Тэгу, Инчхон, Тэджон и Кванджу являются городами прямого подчинения. Все они управляются выборными губернаторами и исполнительными советами, а округа и основная масса городов, подчиненных провинциальным властям, возглавляются выборными мэрами и советами.

Вооруженные силы, оснащенные преимущественно американской военной техникой, включают сухопутные войска численностью ок. 650 тыс. человек, военно-воздушные силы, корабли береговой охраны и небольшое соединение морских пехотинцев. Кроме того, насчитывается свыше 4 млн. резервистов. В стране постоянно присутствует группа военных советников из США и размещены американские авиабазы.

Внешняя политика Республики Корея основана на поддержании тесных связей с США. Согласно договору 1963, США гарантируют ей защиту от внешней агрессии. Отношения с Японией нормализованы в 1965.

В 1991 Республика Корея стала членом в ООН.

ЭКОНОМИКА

КНДР

Данные о национальном продукте КНДР и балансе платежей отсутствуют, а сведения о производстве разрозненны и даются в натуральных показателях или в процентном выражении по отношению к неопределенной исходной базе. Однако имеется информация, касающаяся экономической политики государства и ее целей.

Экономическая политика. Промышленность в Северной Корее находится в государственной собственности. В стране действует система централизованного государственного планирования.

В сельском хозяйстве на протяжении 15 лет проводилась коллективизация. Земли, принадлежавшие японцам и богатым корейским помещикам, были распределены среди крестьян в 1946, а по окончании Корейской войны 1950–1953 в деревне создавались кооперативы и другие коллективные сельскохозяйственные предприятия, в конце 1950-х годов преобразованные в коммуны (наподобие китайских).

Первый экономический план был рассчитан на три года (1954–1956). Его сменил пятилетний план, в ходе выполнения которого возникло движение чхонлима («лошадь, мчащаяся со скоростью 1000 ли»), аналогичное китайскому «большому скачку». Согласно официальным заявлениям, задания этого плана были выполнены за три года. В 1961 настала очередь семилетнего плана. В первые три года намечалось сосредоточить усилия на подъеме сельского хозяйства и легкой промышленности, чтобы расширить выпуск потребительских товаров, а в оставшееся время развивать преимущественно отрасли тяжелой индустрии. Однако в 1962 правительство стало проводить политику сокращения потребления, направив ресурсы на производство вооружений. В 1965–1966 выпуск промышленной продукции сократился, и текущий плановый период был продлен. В 1971 состоялся переход к следующему, шестилетнему плану развития. В нем большее внимание было уделено использованию передовых технологий, достижению самообеспечения по сырью, дальнейшему подъему энергетики и улучшению качества продукции. После года корректировки второй семилетний план вступил в действие в 1978. Главные задачи были определены следующим образом: достижение максимума самообеспечения, модернизация производства, совершенствование системы управления хозяйством. Упор делался на отрасли энергетики и горнодобывающей промышленности, а также на осуществление технологической революции в сельскохозяйственном производстве. В апреле 1987 было объявлено о третьем семилетнем плане.

Промышленность и транспорт. В Северной Корее развивается преимущественно тяжелая индустрия. В нее направляется и бóльшая часть инвестиций. В конце 1960-х – начале 1970-х годов предпринимались попытки децентрализации производства.

В конце 1990-х годов Северная Корея располагала железнодорожной сетью протяженностью ок. 5050 км (из них электрифицировано 3500 км). Сеть автомобильных дорог превышала 31 200 км (из них лишь ок. 1700 км с твердым покрытием). Главные автомагистрали соединяют Пхеньян с близлежащим портом Нампхо и портом Вонсан на восточном побережье. Развиты водный и воздушный транспорт.

Сельское хозяйство. Северная Корея традиционно получала продовольствие в основном с Юга или из Китая, поэтому после раздела ей пришлось самостоятельно решать продовольственную проблему: за 1949–1969 сборы зерна были практически удвоены, повысились урожаи других культур.

Рост урожайности зерновых культур был обусловлен широким применением орошения на рисовых полях и использованием минеральных удобрений. Положительно сказались также механизация полевых работ, электрификация сельской местности и совершенствование организации производства.

Внешняя торговля и кредитно-финансовая система. Информация о внешнеэкономических связях, банках и финансовом положении Северной Кореи крайне скудна. Вся внешняя торговля осуществляется специальными государственными компаниями. Экспорт включает прежде всего черные металлы, продукцию химических производств, машиностроения и легкой промышленности (главным образом текстиля); в импорте преобладают промышленное оборудование и машины, нефтепродукты и пшеница. До 1990 торговля велась в основном с государствами социалистического лагеря, главным образом с СССР и Китаем, но с ростом в конце 1970-х годов северокорейского экспорта уже в 1980 на них приходилось менее 50% внешнеторгового оборота. Главными партнерами в середине 1990-х годов оставались КНР, Япония, Россия и Иран.

Финансовая система создавалась по советскому и китайскому образцам. Банки обслуживают в основном государственные предприятия, за счет доходов которых страна получает бóльшую часть налогов. Денежная единица – вона КНДР.

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Экономическая политика. Южнокорейская экономика базируется на принципах частного предпринимательства. В собственности государства находятся железные дороги и связь и в значительной мере энергетика, угледобыча, черная металлургия. Совместные предприятия, созданные при участии государства и иностранного капитала, заняты производством минеральных удобрений и нефтепродуктов. Государству принадлежало также большинство банков, пока не произошла их массовая приватизация в 1980-х годах.

В 1960–1970-х годах бизнесменам предоставлялись субсидии и различные льготы в соответствии с целями пятилетних планов, которые предусматривали стимулирование экспортных отраслей. Власти тесно сотрудничали с крупными экспортерами в вопросах принятия решений о новых капиталовложениях, источниках финансирования, квотах на вывоз продукции за рубеж и ценах. Огромную роль в экономике Южной Кореи играют национальные финансово-промышленные группы (чэболь). Многие из них сегодня входят в число крупнейших компаний мира – «Самсунг», «Хёндэ», «Дэу», «LG».

Национальный продукт. В 1997 валовой внутренний продукт (ВВП) Южной Кореи составил более 10 тыс. долл. на душу населения. В течение ряда лет экономика страны развивалась исключительно быстрыми темпами (рост ВВП часто составлял более 10% в год).

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство постепенно теряют прежнее значение: их удельный вес в ВВП уменьшился с 45% в 1963 до 8% в 1991. Напротив, аналогичный показатель для горнодобывающей и обрабатывающей промышленности поднялся за это время с 12 до 28%.

Доля инвестиций по отношению к совокупной продукции повысилась примерно с 15% в начале 1960-х годов почти до 40% в начале 1990-х годов, что было следствием роста накоплений в самой стране и заметного притока финансовых средств из-за границы. В 1950–1960-х годах иностранная помощь, поступавшая преимущественно от США, служила главным фактором капиталообразования в Южной Корее, но в условиях быстрого расширения экспорта стали преобладать внутренние источники накопления. К концу 1990-х годов увеличилась внешняя задолженность, которая угрожала превысить размеры экспорта и стала одним из факторов экономического кризиса в декабре 1997. Оздоровить ситуацию смогли финансовые вливания со стороны Международного валютного фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5