Корея
В Северной Корее
конституцией гарантирована свобода культов, и хотя официальные власти не
одобряют религиозную деятельность, активно функционируют общины буддистов,
конфуцианцев, христиан и адептов Чхондогё.
Города.
Северная Корея.
Пхеньян – самый крупный (2,6 млн. человек) и промышленно развитый город КНДР.
Вонсан, Хыннам, Чхонджин и Наджин являются ведущими портами на восточном
побережье и крупными центрами индустрии. Синыйджу, расположенный в устье
р.Амноккан, и Кэсон, находящийся на крайнем юге страны близ демаркационной
линии, тоже входят в число больших городов. Порт Нампхо – морские ворота
столицы.
Южная Корея. В
1995 в Сеуле насчитывалось 10,8 млн. жителей, что составило свыше 24% всего
населения Южной Кореи. Помимо столицы, «миллионерами» являются еще пять
городов: Пусан (3,8 млн. человек), Тэгу (2,3 млн.), Инчхон (Чемульпо, 2,8
млн.), Кванджу и Тэджон (по 1,2 млн. человек), а численность населения еще 30
городов превышала 100 тыс. Среди них – Ульсан (967 тыс.), Сувон (755 тыс.),
Соннам (869 тыс.) и Чхонджу (563 тыс. человек).
Пусан на юго-восточном
побережье, а также Инчхон (морские ворота Сеула), Кунсан и Мокпхо на западном
побережье относятся к главным южнокорейским портам. Тэгу (пров. Кёнсан-Пукто),
Тэджон (Чхунчхон-Намдо), Чонджу (Чолла-Пукто) и Кванджу (Чолла-Намдо) –
административные центры провинций. Онян, к югу от Сеула, благодаря термальным
источникам превратился в популярный курорт, а Хёамдон, к северу от Пусана,
славится своими целебными водами и песчаными пляжами. Кёнджу в провинции
Кёнсан-Пукто, столица средневекового королевства Силла, известна своими
историческими памятниками.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО
КНДР. После того
как советская армия заняла Корею в августе 1945, в Северной Корее было
объявлено о передаче местных административных функций коалиции корейских
патриотов и коммунистов. В октябре 1945 была воссоздана Коммунистическая партия
Кореи, которая в августе 1946 слилась с Новой народной партией и стала
называться Трудовой партией Северной Кореи. Коалиционная администрация Северной
Кореи в феврале 1946 была заменена Временным народным комитетом во главе с Ким
Ир Сеном. В 1947 местные народные комитеты избрали представителей в
Национальное народное собрание. В условиях раздела страны, а также после
создания на территории Южной Кореи сепаратного государства Республика Корея в
Северной Корее на первой сессии Верховного народного собрания 9 сентября 1948
была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), создано
правительство и принята Конституция. В июне 1949 произошло объединение Трудовых
партий Северной и Южной Кореи в единую Трудовую партию Кореи (ТПК).
Председателем ЦК ТПК был избран Ким Ир Сен, который в 1972 стал президентом
КНДР.
Государственное
управление. Представители ТПК занимают все высшие административные должности, в
задачу правительства входит проведение в жизнь линии партии.
По конституции
1948, кабинет министров во главе с Ким Ир Сеном был наделен исполнительной
властью. Согласно конституции 1972, исполнительная власть была передана
президенту. С избранием Ким Ир Сена на этот пост были ликвидированы Президиум
Верховного народного собрания, а также кабинет министров. Вместо первого
появился Центральный народный комитет, а вместо второго – Государственный
административный совет во главе с премьер-министром, занимающим следующее после
президента место в должностной иерархии.
Политические
партии. Основа Трудовой партии Кореи (ТПК) была заложена в 1945, когда в
Северной Корее был образован организационный комитет Коммунистической партии
Кореи. В 1949 в Трудовую партию Кореи влились многие коммунисты, бежавшие с
Юга. После проведения ряда организационных мероприятий Ким Ир Сен стал
председателем ЦК ТПК и сохранял за собой этот пост с 1949 по 1966. В 1980 сын
Ким Ир Сена – Ким Чен Ир был объявлен продолжателем дела своего отца, а в 1994
занял пост председателя партии.
В ТПК входит
более 10% населения КНДР. Партия руководит деятельностью массовых организаций
рабочих, крестьян, женщин, студентов и молодежи.
Разрешены также
другие партии, незначительные по численному составу.
Судебные органы
включают Верховный суд, провинциальные суды и народные суды. Прокуратура во
главе с Генеральным прокурором, которого назначает Верховное народное собрание,
ведет следствие по всем делам.
Система местного
управления. КНДР разделена на 9 административных провинций; кроме того, имеются
город со специальным статусом – Пхеньян, два города центрального подчинения –
Нампхо и Кэсон и один особый административный район. В каждой провинции
избирается свое Народное собрание.
Вооруженные силы
в 1998 насчитывали ок. 1132 тыс. человек. Из них в сухопутных войсках служило
до 1 млн., на флоте, который состоит из кораблей береговой охраны и подводных
лодок, 40 тыс. и в военно-воздушных силах 92 тыс. человек. Численность
резервистов армии и флота ок. 540 тыс.
Внешняя политика.
КНДР первоначально придерживалась просоветского курса. Однако во время войны на
полуострове главную помощь Корее оказывал Китай, и в противостоянии СССР и
Китая симпатии в конце концов стали склоняться в сторону КНР. После кубинского
кризиса в 1962 КНДР совместно с Китаем осудила советскую политику мирного
сосуществования с Западом, и в 1963 помощь от СССР была прекращена. С середины
1960-х годов КНДР заняла независимую позицию в конфликте между СССР и КНР и
получала помощь от обеих стран. С 1971 Северная Корея налаживает
дипломатические отношения со многими некоммунистическими государствами, в 1991
стала членом ООН.
Республика Корея,
провозглашенная 15 августа 1948, является парламентской республикой. За период
существования южнокорейского государства сменились шесть конституций (1948,
1960, 1962, 1972, 1980 и 1988).
Соответственно
положениям конституции 1948, в стране была создана сильная исполнительная
власть во главе с президентом, который избирался на четырехлетний срок
Национальным собранием, а с 1952 – всеобщим голосованием. Высший
государственный пост с 1948 по 1960 занимал Ли Сынман. В 1960 в Южной Корее
была установлена парламентская система правления, при которой исполнительные
органы подчинялись премьер-министру, ответственному перед Национальным собранием.
В 1961 к руководству страной пришли военные во главе с Пак Чонхи, был
восстановлен пост президента. Пак Чонхи победил на выборах 1963, 1967, 1971,
1972 и 1978. По конституции 1972, президентские полномочия были расширены.
После убийства Пак Чонхи в 1979 в стране временно действовал режим
чрезвычайного положения.
Конституцией 1980
предусматривались выборы президента специальной коллегией. Однопалатный
парламент (Национальное собрание) с законодательными функциями должен был
действовать в течение четырех лет.
В 1987
правительство разработало шестой по счету проект конституции. Согласно новой
конституции, при президенте, который имеет право находиться на своем посту в
течение одного пятилетнего срока, и с его участием создается Государственный
совет. В него входят члены правительства во главе с премьер-министром
(назначаемым президентом с согласия парламентариев) и Национального собрания,
депутаты которого избираются прямым голосованием на четырехлетний период.
Выборы проводятся по системе мажоритарного и пропорционального
представительства.
Политические
партии. До 1988 ведущая политическая партия придерживалась консервативных
позиций и непосредственно контролировалась президентом. При Ли Сынмане эта роль
отводилась Либеральной партии, при Пак Чонхи опорой режима стала
Демократическая республиканская партия. В 1967 две оппозиционные партии –
Народная партия и Новая партия Кореи – объединились в Новую демократическую
партию (НДП) во главе с Ким Дэджуном (Ким Тэ Чжуном), которая была вынуждена
объявить о самороспуске в 1980. В 1981 после всеобщих выборов в парламент,
проведенных в условиях чрезвычайного положения, основной политической силой
оказалась Демократическая партия справедливости (ДПС), руководимая новым
президентом Чон Духваном.
Вслед за общенациональными
студенческими выступлениями 1984 в 1985 была создана Демократическая партия
Новой Кореи (ДПНК). Лидеры партии, Ким Дэджун и Ким Ёнсам, оставались вне
официальной политической жизни, однако выборы в Национальное собрание в феврале
1985 сделали ДПНК центром парламентской оппозиции. Во время событий 1987
большинство членов ДПНК отвергли линию своих лидеров в Национальном собрании на
примирение с правительством. Когда в мае 1987 гражданские права Ким Дэджуна и
Ким Ёнсама были восстановлены, бóльшая часть членов ДПНК вошла в состав
основанной им Демократической партии за воссоединение (ДПВ).
Единство в рядах
новой политической организации сохранялось недолго. На выборах в декабре 1987
на пост президента ДПВ выдвинула Ким Ёнсама. В результате от нее откололось
крыло Ким Дэджуна, также вошедшего в список кандидатов в президенты от новой
Партии мира и демократии (ПМД). Раздробленной оппозиции противостоял лидер ДПС
Ро Дэ У (Но Тхэу), который победил на президентских выборах. В апреле 1988 на
выборах в Национальное собрание лидировала ДПС, за ней следовали ПМД и ДПВ.
В январе 1990 ДПВ
решила заключить союз с правящей ДПС, что привело к возникновению
Демократической либеральной партии (ДЛП). Члены ДПВ, не согласные с этой
акцией, объединились в Демократическую партию. Последняя в июне 1991 слилась с
другой малой партией, и была создана Новая демократическая партия (НДП). В
сентябре 1991 после ее объединения с Демократической партией появилось новое
политическое образование, сохранившее за собой название Демократическая партия.
В январе 1992 Чон Джуён, основатель «Хёндэ», сформировал Партию за национальное
объединение, позднее переименованную в Объединенную народную партию (ОНП).
Выборы в
Национальное собрание в марте 1992 дали ДЛП 149 депутатских мест, Демократической
партии – 97, ОНП – 31, остальные места заняли независимые кандидаты.
Готовясь к
парламентским выборам 1996, ведущие партии образовали четыре главных
политических блока. Партия новой Кореи (бывш. ДЛП) получила 139 мандатов,
Национальный конгресс за новую политику (создан в 1995) – 79, Объединенные
либеральные демократы (действует с 1995) – 50 и Демократическая партия – 15;
кроме того, в состав Национального собрания вошли 16 независимых депутатов.
Судебные органы.
В соответствии с конституцией 1988, высшей судебной инстанцией является
Верховный суд, состоящий из председателя и 13 членов, назначаемых на
шестилетний срок президентом Республики Южная Корея. В Верховный суд поступают
жалобы на решения по гражданским и уголовным делам от четырех апелляционных
судов страны (в Сеуле, Тегу, Пусане и Кванджу). Судебная система опирается на
сеть местных судов и на Суд по делам семьи (находится в Сеуле).
Система местного
управления. Республика Корея разделена на 9 административных провинций. Статус
провинции имеет столица Сеул, а Пусан, Тэгу, Инчхон, Тэджон и Кванджу являются
городами прямого подчинения. Все они управляются выборными губернаторами и
исполнительными советами, а округа и основная масса городов, подчиненных
провинциальным властям, возглавляются выборными мэрами и советами.
Вооруженные силы,
оснащенные преимущественно американской военной техникой, включают сухопутные
войска численностью ок. 650 тыс. человек, военно-воздушные силы, корабли
береговой охраны и небольшое соединение морских пехотинцев. Кроме того,
насчитывается свыше 4 млн. резервистов. В стране постоянно присутствует группа
военных советников из США и размещены американские авиабазы.
Внешняя политика
Республики Корея основана на поддержании тесных связей с США. Согласно договору
1963, США гарантируют ей защиту от внешней агрессии. Отношения с Японией
нормализованы в 1965.
В 1991 Республика
Корея стала членом в ООН.
ЭКОНОМИКА
КНДР
Данные о
национальном продукте КНДР и балансе платежей отсутствуют, а сведения о
производстве разрозненны и даются в натуральных показателях или в процентном
выражении по отношению к неопределенной исходной базе. Однако имеется
информация, касающаяся экономической политики государства и ее целей.
Экономическая
политика. Промышленность в Северной Корее находится в государственной
собственности. В стране действует система централизованного государственного
планирования.
В сельском
хозяйстве на протяжении 15 лет проводилась коллективизация. Земли,
принадлежавшие японцам и богатым корейским помещикам, были распределены среди
крестьян в 1946, а по окончании Корейской войны 1950–1953 в деревне создавались
кооперативы и другие коллективные сельскохозяйственные предприятия, в конце
1950-х годов преобразованные в коммуны (наподобие китайских).
Первый экономический
план был рассчитан на три года (1954–1956). Его сменил пятилетний план, в ходе
выполнения которого возникло движение чхонлима («лошадь, мчащаяся со скоростью
1000 ли»), аналогичное китайскому «большому скачку». Согласно официальным
заявлениям, задания этого плана были выполнены за три года. В 1961 настала
очередь семилетнего плана. В первые три года намечалось сосредоточить усилия на
подъеме сельского хозяйства и легкой промышленности, чтобы расширить выпуск
потребительских товаров, а в оставшееся время развивать преимущественно отрасли
тяжелой индустрии. Однако в 1962 правительство стало проводить политику
сокращения потребления, направив ресурсы на производство вооружений. В
1965–1966 выпуск промышленной продукции сократился, и текущий плановый период был
продлен. В 1971 состоялся переход к следующему, шестилетнему плану развития. В
нем большее внимание было уделено использованию передовых технологий,
достижению самообеспечения по сырью, дальнейшему подъему энергетики и улучшению
качества продукции. После года корректировки второй семилетний план вступил в
действие в 1978. Главные задачи были определены следующим образом: достижение
максимума самообеспечения, модернизация производства, совершенствование системы
управления хозяйством. Упор делался на отрасли энергетики и горнодобывающей
промышленности, а также на осуществление технологической революции в
сельскохозяйственном производстве. В апреле 1987 было объявлено о третьем
семилетнем плане.
Промышленность и
транспорт. В Северной Корее развивается преимущественно тяжелая индустрия. В
нее направляется и бóльшая часть инвестиций. В конце 1960-х – начале
1970-х годов предпринимались попытки децентрализации производства.
В конце 1990-х
годов Северная Корея располагала железнодорожной сетью протяженностью ок. 5050
км (из них электрифицировано 3500 км). Сеть автомобильных дорог превышала 31
200 км (из них лишь ок. 1700 км с твердым покрытием). Главные автомагистрали
соединяют Пхеньян с близлежащим портом Нампхо и портом Вонсан на восточном
побережье. Развиты водный и воздушный транспорт.
Сельское
хозяйство. Северная Корея традиционно получала продовольствие в основном с Юга
или из Китая, поэтому после раздела ей пришлось самостоятельно решать
продовольственную проблему: за 1949–1969 сборы зерна были практически удвоены,
повысились урожаи других культур.
Рост урожайности
зерновых культур был обусловлен широким применением орошения на рисовых полях и
использованием минеральных удобрений. Положительно сказались также механизация
полевых работ, электрификация сельской местности и совершенствование
организации производства.
Внешняя торговля
и кредитно-финансовая система. Информация о внешнеэкономических связях, банках
и финансовом положении Северной Кореи крайне скудна. Вся внешняя торговля
осуществляется специальными государственными компаниями. Экспорт включает
прежде всего черные металлы, продукцию химических производств, машиностроения и
легкой промышленности (главным образом текстиля); в импорте преобладают
промышленное оборудование и машины, нефтепродукты и пшеница. До 1990 торговля
велась в основном с государствами социалистического лагеря, главным образом с
СССР и Китаем, но с ростом в конце 1970-х годов северокорейского экспорта уже в
1980 на них приходилось менее 50% внешнеторгового оборота. Главными партнерами
в середине 1990-х годов оставались КНР, Япония, Россия и Иран.
Финансовая
система создавалась по советскому и китайскому образцам. Банки обслуживают в
основном государственные предприятия, за счет доходов которых страна получает
бóльшую часть налогов. Денежная единица – вона КНДР.
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
Экономическая
политика. Южнокорейская экономика базируется на принципах частного
предпринимательства. В собственности государства находятся железные дороги и
связь и в значительной мере энергетика, угледобыча, черная металлургия.
Совместные предприятия, созданные при участии государства и иностранного
капитала, заняты производством минеральных удобрений и нефтепродуктов.
Государству принадлежало также большинство банков, пока не произошла их
массовая приватизация в 1980-х годах.
В 1960–1970-х
годах бизнесменам предоставлялись субсидии и различные льготы в соответствии с
целями пятилетних планов, которые предусматривали стимулирование экспортных
отраслей. Власти тесно сотрудничали с крупными экспортерами в вопросах принятия
решений о новых капиталовложениях, источниках финансирования, квотах на вывоз
продукции за рубеж и ценах. Огромную роль в экономике Южной Кореи играют
национальные финансово-промышленные группы (чэболь). Многие из них сегодня
входят в число крупнейших компаний мира – «Самсунг», «Хёндэ», «Дэу», «LG».
Национальный
продукт. В 1997 валовой внутренний продукт (ВВП) Южной Кореи составил более 10
тыс. долл. на душу населения. В течение ряда лет экономика страны развивалась
исключительно быстрыми темпами (рост ВВП часто составлял более 10% в год).
Сельское
хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство постепенно теряют прежнее значение:
их удельный вес в ВВП уменьшился с 45% в 1963 до 8% в 1991. Напротив,
аналогичный показатель для горнодобывающей и обрабатывающей промышленности
поднялся за это время с 12 до 28%.
Доля инвестиций
по отношению к совокупной продукции повысилась примерно с 15% в начале 1960-х
годов почти до 40% в начале 1990-х годов, что было следствием роста накоплений
в самой стране и заметного притока финансовых средств из-за границы. В
1950–1960-х годах иностранная помощь, поступавшая преимущественно от США,
служила главным фактором капиталообразования в Южной Корее, но в условиях
быстрого расширения экспорта стали преобладать внутренние источники накопления.
К концу 1990-х годов увеличилась внешняя задолженность, которая угрожала
превысить размеры экспорта и стала одним из факторов экономического кризиса в
декабре 1997. Оздоровить ситуацию смогли финансовые вливания со стороны Международного
валютного фонда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|