История и экономика Объединённых Арабских Эмиратов
Вплоть до середины
1967 продолжались попытки создания федерации с последующим присоединением
ее к т.н. «Исламскому пакту» (блока стран во главе с Саудовской Аравией).
Современная история
ОАЭ. В 1968 правительство Великобритании объявило о намерении вывести
свои войска из региона до конца 1971 и передать власть местным правителям.
Перед лицом сложных экономических и международных проблем большинство
шейхств высказались в пользу создания независимой федерации
шейхств Восточной и Юго-Восточной Аравии. Формально инициаторами объединения
выступили шейхи Заид ибн Султан Аль Нахайян (Абу-Даби) и Рашид ибн Саид
Аль Мактум (Дубай), которые 18 февраля 1968 подписали соответствующее
соглашение. 25 февраля 1968 на совещании в Дубае главы 9 британских
подмандатных эмиратов (семь эмиратов Договорного Омана, Катар и
Бахрейн) впервые обсудили возможность создания единого федеративного
государства. 1 марта 1968 было объявлено о создании (с 30 марта 1968)
Федерации Арабских Эмиратов (ФАЭ). Согласно договору, вступившему
в силу 30 марта 1968, высшим органом власти Федерации определялся
Высший совет, в который вошли правители всех 9 эмиратов; последние
поочередно должны были занимать пост председателя Совета в течение
года. Создание других органов было отложено до следующего совещания.
Однако эти планы не были осуществлены из-за противоречий, возникших
между правителями о месте и роли их эмиратов в создаваемой федерации.
В результате борьбы интересов в новом объединении образовалось
две группировки, на которые оказывали воздействие также соседние
государства (Саудовская Аравия, Иран и Кувейт). В одну из групп вошли
правители эмиратов Абу-Даби, Эль-Фуджайры, Шарджи, Умм-эль-Кайвайна,
Аджмана и Бахрейна. Оппозицию им составили правители Дубая,
Рас-эль-Хаймы и Катара. Вместе с тем правители Катара и Бахрейна, обладая
более развитой экономикой и превосходя остальные эмираты по населению,
отказывались признать равенство всех членов федерации. В результате
разногласий ФАЭ к концу 1969 фактически распалась, не успев оформиться
окончательно. Попытка оживить проект федерации была предпринята в
марте 1971, когда было вновь объявлено о временном создании Федерации
арабских эмиратов (Договорный Оман вместе с Катаром и Бахрейном). Однако
объединения не произошло. После вывода британских войск в сентябре
1971 Бахрейн и Катар провозгласили себя независимыми государствами.
После совещания в
Дубае 18 июля 1971 шесть эмиратов из семи образовали Объединенные
Арабские Эмираты (ОАЭ) и подписали временную конституцию. Седьмой
эмират, Рас-эль-Хайма, отказался присоединиться, мотивируя свое несогласие
отказом других эмиратов предоставить ему право вето на общегосударственные
решения и равное представительство в федеральном собрании. Кроме
того, Рас-эль-Хайма отказался уступить Ирану острова Большой и Малый
Томб, богатые запасами нефти. Другие же эмираты не желали себя связывать
каким-либо обязательством перед Рас-эль-Хаймой в случае её конфликта
с Ираном.
Великобритания и
ряд других арабских государств поспешили признать образование ОАЭ.
Однако Иран и Саудовская Аравия отказались признать новое государство,
имея территориальные претензии к Абу-Даби и Шардже. По этой причине
официальное провозглашение независимости ОАЭ, назначенное на август
1971, было отложено. В результате последовавших переговоров с
участием Лондона в ноябре 1971 было достигнуто соглашение между
Ираном и Шарджей, по которому часть острова Абу-Муса перешла к Ирану;
разделу подлежали также залежи нефти в прибрежных водах острова.
30 ноября 1971, за
два дня до провозглашения независимости ОАЭ, иранские войска высадились
на острове Абу-Муса (полностью аннексирован в 1992) и оккупировали
стратегически важные острова Большой и Малый Томб, принадлежавшие
Рас-эль-Хайме. Действия Ирана вызвали протест в арабском мире; ряд
стран обратились с жалобой на Иран в Совет безопасности ООН. Великобритания
ограничилась лишь выражением своего несогласия с действиями Ирана.
2 декабря 1971 на состоявшейся в Дубае конференции семи эмиратов
было провозглашено создание ОАЭ. В федеративное государство вошли
только шесть из семи эмиратов Договорного Омана. Президентом ОАЭ
был избран правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан аль Нахайян, вице-президентом
– правитель Дубая шейх Рашид бен Саид Аль Мактум. Новый президент подписал
договор о дружбе с Великобританией, который аннулировал все прежние
соглашения, заключенные между эмиратами-членами ОАЭ и британским
правительством. Временной столицей был избран Абу-Даби. Спустя несколько
дней ОАЭ были приняты в Лигу арабских государств и Организацию Объединённых
Наций. Не добившись международной поддержки по вопросу об островах
Большой и Малый Томб, 11 февраля 1972 к ОАЭ также присоединилась
Рас-эль-Хайма.
Только Саудовская
Аравия не признала нового государства, ставя условием своего признания
решение вопроса по Эль-Бурайми. В результате нового раунда переговоров
в августе 1974 Абу-Даби и Саудовская Аравия заключили между собой
соглашение, по которому Саудовская Аравия признала права Абу-Даби
и Омана на оазис, а в свою очередь получила территорию Сабха Биты в
южной части Абу-Даби, два маленьких островка и право построить дорогу
и нефтепровод через Абу-Даби до побережья залива.
Значительные доходы
от экспорта нефти позволили финансировать большую часть программ
развития и определили консервативный и в целом прозападный курс
ОАЭ, а также их тесные связи с Саудовской Аравией. Однако политическая
жизнь в ОАЭ не была лишена противоречий. С момента создания ОАЭ между
Абу-Даби (выступавшим за укрепление централизованной федеральной
власти) и Дубаем (являвшимся сторонником сохранения значительной
самостоятельности каждого из эмирата) не прекращалось соперничество
за лидерство в федерации. В первом кабинете министров, сформированном
в 1971, ключевую роль играли сыновья эмира Дубая, занявшие посты премьер-министра,
заместителя премьера, министра обороны, экономики, финансов и
промышленности. В конце декабря 1973 в связи с реорганизацией Совета
министров заместителем премьер-министра был объявлен сын эмира
Абу-Даби Хамид бен Заид аль Нахайян. К концу 1970-х сторонники интеграции
во главе с правителем Абу-Даби одержали еще одну важную победу, добившись
объединения вооружённых сил эмиратов под единым командованием
(1976), осуществили передачу органов полиции, безопасности, иммиграции
и информации в ведение центрального правительства.
На протяжении
1970-х продолжались пограничные споры между эмиратами и их соседями.
Правитель Рас-эль-Хайма продолжал выступать за отделение эмирата от
федерации. В 1978 вооруженные силы Рас-эль-Хайма совершили неудачную
попытку захватить спорную территорию, принадлежащую Оману. Падение
шаха в Иране в 1979, рост исламского фундаментализма и ирано-иракская
война создали дополнительную угрозу стабильности ОАЭ. В мае 1981 в
ответ на возникшие угрозы ОАЭ становятся одним из шести членов-учредителей
Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который
на фоне ирано-иракской войны превратился в военно-политический альянс.
В ходе ирано-иракской
войны правители отдельных княжеств поддерживали Ирак, другие (Дубай,
Шарджа и Умм-эль-Кайвайн) сохраняли дружественные отношения с Ираном.
Наибольшей степени противоречия между эмиратами достигли в июне
1987, когда в Шарджи произошла попытка дворцового переворота: шейх
Султан ибн Мухаммед Аль Касими был вынужден отречься от престола в
пользу своего брата, Абдель Азиза Аль Касими. Президент страны шейх
Заид бен Султан аль Нахайян (Абу-Даби) поддержал притязания на власть
Абдель Азиза, в то время как вице-президент и премьер-министр Рашид
бен Саид Аль Мактум (Дубай) заявил о своей поддержке Султана. Конфликт
был разрешен только после того, как в спор вмешался Высший совет правителей,
восстановивший полномочия шейха Султана и объявивший претендента
наследным принцем.
В 1990, когда Ирак
вторгся в Кувейт, ОАЭ приняли участие в возглавлявшейся США многонациональной
коалиции сил, выделив на это 6,5 млрд. долларов и направив свои войска.
После окончания войны военно-морские силы США и Великобритании продолжали
использовать порты ОАЭ.
Последнее десятилетие
20 в. в целом отличалось внутриполитической и экономической стабильностью.
Исключением явилось закрытие (по подозрению в финансовых махинациях)
в июле 1991 Международного торгового и кредитного банка (МТКБ),
принадлежавшего большей частью правящему семейству эмирата
Абу-Даби. В декабре 1993 Абу-Даби предъявило иск исполнительному руководству
МТКБ о возмещении ущерба. В июне 1994 11 из 12 бывших руководителей
МТКБ, обвиненных в мошенничестве, были осуждены в Абу-Даби к тюремному
заключению и обязаны оплатить компенсацию. После продолжительных
переговоров, в 1995, все же было достигнуто соглашение с вкладчиками
и кредиторами. В июне 1996 с двух руководителей МТКБ после апелляции
были сняты обвинения в мошенничестве.
Начиная с войны в
заливе ОАЭ увеличили расходы на оборону, расширили свои международные
контакты и дипломатические отношения. В 1994 было подписано соглашение
о военном сотрудничестве с США, спустя год – с Францией. Наряду с
Саудовской Аравией и Пакистаном правительство ОАЭ в 1997 признало
режим «талибов» в Афганистане. В 1998 ОАЭ восстановили дипломатические
отношения с Ираком, прерванные в связи с войной в персидском заливе
(1991). Большое внимание уделялось проблемам урегулирования арабо-израильского
конфликта.
В тот же период
страной были предприняты шаги по решению территориальных проблем.
Так, в 1999 в ходе визита султана Омана в Абу-Даби были урегулированы
пограничные вопросы с Оманом. В ноябре 2000 состоялись переговоры
с Катаром о границе. Исключением остается территориальный спор
с Ираном. В конце 1992 Шарджа и Иран достигли соглашения по острову
Абу-Муса, который полностью переходил в юрисдикцию Ирана; всем иностранцам,
проживающим на островах, включая граждан ОАЭ, было предписано получить
иранские визы. В 1996 Иран еще более укрепил свою позицию, начав строительство
аэропорта на острове Абу-Муса и электростанции на острове Большой
Томб. В 1997 ОАЭ выразили протест относительно иранской военной активности
в Персидском заливе. В ноябре 1999 Совет сотрудничества арабских
государств Персидского залива повторно высказался в поддержку ОАЭ
в их споре вокруг трех островов. В 1999 между ОАЭ и Саудовской Аравией
вспыхнул дипломатический конфликт в связи с желанием Саудовской
Аравии нормализовать отношения с Ираном.
Темой постоянных
дебатов был вопрос степени интеграции эмиратов. К концу 1990-х годов
в силу тактических разногласий в политическом курсе, проводимом
Абу-Даби и Дубаем, полная интеграция вооруженных сил страны так и не
состоялась. Интеграции эмиратов во многих областях мешает все еще
сохраняющееся соперничество между лидерами Абу-Даби и Дубая.
После террористических
атак 11 сентября 2001 на Нью-Йорк и Вашингтон правительство ОАЭ приняло
решение о разрыве дипломатических отношений с движением «Талибан»
в Афганистане, были заморожены счета 62 организаций и частных
лиц, подозреваемых США в финансировании террористических движений,
приняты меры по ужесточению контроля за денежными потоками.
Во время Иракской
войны 2003 в ОАЭ разместились войска США, страна оказала существенную
гуманитарную помощь Ираку после официального объявления о прекращении
боевых действий.
3 ноября 2004 умер
президент страны Заид бан Султан. Федеральный совет Объединенных
Арабских эмиратов 3 ноября 2004 избрал новым президентом страны старшего
сына шейха Заида – шейха Халифу бен Заида аль Нахайяна. Пятидесятишестилетний
шейх Халифа до сегодняшнего дня возглавлял Верховный совет по нефти
Абу-Даби и является заместителем Верховного командующего вооруженными
силами. На посту вице-президента с 3 декабря 2001 находился шейх
Мактум бен Рашед Аль Мактум. 5 января 2006 на 62-м году жизни он скончался
во время визита в Австралию.
Экономика
Процветание Эмиратов
основано на экспорте нефти и газа. До 50-х годов, когда в ОАЭ открыли
нефтяные месторождения, главными отраслями экономики были рыболовство
и добыча жемчуга, которая уже тогда находилась в упадке. С 1962
Абу-Даби первым из эмиратов начал экспортировать нефть. Состояние
экономики резко изменилось в 1973 г., когда резко выросли мировые цены на нефть. Благодаря этому ОАЭ прошли ускоренный путь развития
и за 25 лет достигли завидного экономического благосостояния. Из
региона небольших пустынных княжеств Эмираты превратились в государство
с высоким уровнем жизни (ВНП на душу населения – $25 000).
Покойный правитель
Абу-Даби шейх Заид быстро осознал потенциал нефтяной промышленности
и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта
нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры.
Значительный национальный
доход позволяет равномерно развиваться всем членам конфедерации
независимо от их нефтяных запасов. Кроме того, в ОАЭ по-прежнему
процветают кустарные промыслы, кочевое животноводство, рыболовство,
оазисное земледелие и жемчужный промысел.
Развитие нефтяной
промышленности и строительства также способствовало притоку иностранной
рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения
страны. Каждый пятьдесят пятый в стране — миллионер, к свадьбе государство
жалует молодой семье 100 тыс. долларов, а за каждого рожденного
ребенка арабская женщина получает 20 тыс. долларов и участок земли.
Поэтому существует пословица, говорящая, что каждый араб рождается
уже с нефтяной скважиной. Для тех же, кто не в состоянии добиться финансового
благополучия собственными силами, государство строит дома за
свой счет, а молодым людям оплачивает обучение за границей. В то же
время заработок приезжих индусов или пакистанцев может составлять
лишь несколько сотен долларов.
В последнее время
доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в
ВВП постепенно снижается, уступая место таким отраслям как недвижимость,
торговля, сельское хозяйство. Страна только на четверть обеспечивает
свои внутренние потребности в продовольствии, поэтому инвестиции
в сельское хозяйство весьма высоки. И в первую очередь инвестиции
поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить
пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения.
Не последнее место
в национальном доходе занимает туризм, причем уровень обслуживания
туристов соответствует самым высоким европейским стандартам. Активно
развивается как экскурсионное и пляжное направления, так и шопинг.
В настоящее время объем туристического потока из России около четверти
миллионов человек в год. Развитие бизнеса и туризма способствовало
началу в эмиратах строительного бума. Миллиарды долларов вкладываются
в показательные проекты, а символом таких городов, как Абу-Даби и
космополитичный Дубай, стали шикарные гостиницы и небоскребы.
Используемая
литература
1.
#"#">#"#">#"#">http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Ekonomika
5.
http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Istoriya
Страницы: 1, 2
|
|