История и экономика Объединённых Арабских Эмиратов
История и экономика Объединённых Арабских Эмиратов
История и экономика
ОАЭ—Объединённых Арабских Эмиратов
С древнейших времен до
начала нового времени.
По последним археологическим
находкам, первые следы присутствия человека в этом регионе относятся
к 7 тыс. до н.э. В 5 тыс. до н.э. среди населявших эти районы народов получило
распространение земледелие. В 4 тыс. до н.э. побережье залива становится
важным торговым пунктом на пути следования морских судов между шумерской
цивилизацией Месопотамии и древней Индией. В 3 тыс. до н.э. на востоке
Аравийского п-ова возникло древнее государство Дильмун, существовавшее
до 2–1 тыс. до н.э. К этому же периоду относится создание на побережье
первых поселений и факторий финикийцев, способствовавших развитию
навигации, образованию торговых центров и колоний. В 6 в. до н.э.
территория современных ОАЭ попала под власть персидской династии
Ахеменидов. В 4 в. до н.э. в результате завоеваний Александра Македонского
здесь возникли греческие торговые колонии. Начиная с 3 в. до н.э. территория
юго-восточного побережья оказалась в сфере влияния Парфянского царства.
К этому периоду относится также переселение арабских племен с юга
и из центра Аравийского полуострова в район Персидского залива.
После падения Парфянского царства в 3–6 вв. н.э. народы, населявшие
побережье, вошли в состав государства Сасанидов; в стране создавались
персидские сельскохозяйственные колонии, среди местного населения
распространение получили иудаизм и христианство; существовали
христианские церкви и монастыри. В 7 в. эта территория была включена
в состав Арабского халифата; возникли такие крупные города, как Дубай,
Шарджа, Фуджейра; господствующей религией стал ислам. В кон. 7 в. район
залива стал частью халифата Омейядов. В середине 8 в. население
страны (в частности, княжеств Шарджа и Дубай) участвовало в восстании
племен Омана против наместника Омейядского халифа; в результате
в середине 8–9 вв. княжествами (эмиратами) управляли фактически
самостоятельные правители. В конце 9 в. они превратились в данников
Багдатского халифата. В 10 в. отдельные княжества вошли в состав
государства карматов, мусульманской шиитской секты исмаилитов,
которое существовало до конца 11 в. В нач. 13 в. большинство местных
правителей (в частности, Умм-эль-Кайвайна, Рас-эль-Хайма и Фуджейры)
оказались в вассальной зависимости от Ормузского государства.
С начала 16 века
до середины 19 века. После открытия морского пути в Индию (1498),
район Персидского залива становится важнейшим пунктом европейского
влияния в регионе. С начала 16 в. и до середины 17 в. часть побережья
Персидского и Ормузского заливов находилась под властью португальцев,
установивших монополию на всю торговлю между Дальним Востоком, Индией
и Юго-Восточной Азией. Основным соперником Португалии выступала
Османская империя, подстрекавшая арабские племена к восстаниям против
португальских захватчиков. Однако вскоре Персидский залив стал объектом
борьбы между Англией, Францией, Нидерландами, Персией и Оманом.
После вытеснения португальцев в сер. 17 в. на территории современных
ОАЭ и Омана было основано государство Яруба, распространившее
свое влияние на северо-восточное и западное побережье Аравийского
п-ова и Восточную Африку.
Во 2-й пол. 18 в. контроль
над юго-восточным побережьем Персидского залива и Ормузского пролива
захватила племенная конфедерация аль-кавасим; их власть распространялась
на шейхства Рас-эль-Хайма и Шарджа, п-ова Мусандам, а также юго-западное
побережье Ирана и некоторые острова в Персидском заливе и Ормузском
проливе. Располагая достаточно сильным флотом, аль-кавасим установили
полный морской контроль над навигацией.
Во 2-й половине 18
в. Оман, особенно его прибрежные районы, стал объектом борьбы сначала
между Великобританией (в лице Ост-Индской компании) и Францией, а
затем и ваххабитскими правителями Центральной Аравии. В 1798 между
представителями Ост-Индской компании и султаном Маската, также
стремившимся установить контроль над этой частью Аравии, было подписано
соглашение, положившее начало британской экспансии. Британские корабли
под лозунгом «свободного мореходства» попытались монополизировать
грузопотоки между портами Персидского залива и лишить местных
жителей их главного источника существования. Это привело к конфликтам
между Ост-Индской компанией и местным арабским населением (его англичане
называли пиратами, в связи с чем весь район получил наименование
«Пиратского берега»). Главным противником Ост-Индской компании стали
аль-кавасим, в тот момент попавшие под влияние ваххабизма. Нападения
аль-кавасим на отдельные военные и торговые суда Англия использовала
как предлог для начала войны.
В 1801 под лозунгом
борьбы против пиратства и работорговли военные корабли Ост-Индской
компании блокировали побережье Персидского залива и атаковали
арабские торговые суда. В 1800–1803 и в 1805–1806 англичане и их союзник,
султан Маската, с переменным успехом вели боевые действия против
племен «Пиратского берега».
В 1806 Ост-Индская
компания навязала шейхам аль-кавасим договор, согласно которому
последние обязывались уважать флаг и имущество компании. Однако
фактически соглашение не соблюдалось.
В 1809 военные силы
Ост-Индской компании возобновили боевые действия, уничтожив значительную
часть ваххабитского флота (более 100 кораблей) и обстреляв с моря
крепость Рас-эль-Хаймы. Однако уже в 1814 ваххабиты вновь захватил контроль
над морскими путями и два последующих года блокировали подступы к
Персидскому заливу.
Воспользовавшись
разгромом ваххабитов на суше, англичане направили в 1818 новую эскадру
к «Пиратскому берегу» с цель раз и навсегда положить конец пиратству.
9 декабря 1819 они штурмом овладели крепостью Рас-эль-Хаймы. Все принадлежавшие
арабам суда, включая рыбачьи лодки, были сожжены. Поражение вынудило
эмиров и шейхов 9 арабских княжеств подписать т.н. «Генеральный договор
о мире» (8 января – 15 марта 1820), провозгласивший «свободу мореплавания»
в Персидском заливе и обязавший прекратить пиратские нападения на
английские суда, а также практику рабства и работорговли. Англия
получила право неограниченного господства в водах Персидского и
Оманского залива; за ней признавалось право надзора за навигацией
и контроля за судами местных правителей. Фактически это соглашение
положило начало установлению английского контроля над этой территорией
и окончательному расчленению Омана на 3 части – имамат Оман, султанат
Маскат и «Пиратский берег».
В 1821 флот Англии и
Маската нанес еще одно поражение шейхам Персидского залива, не присоединившимся
к Генеральному договору о мире.
Несмотря на соглашение,
нападения шейхов друг на друга продолжались. Стремясь контролировать
династической и межплеменной борьбой, англичане навязали прибрежным
племенам новое соглашение. В 1835 между представителями Ост-Индской
компании и местными правителями было подписано т.н. Первое морское
соглашение о перемирии на шесть месяцев (впоследствии это соглашение
ежегодно продлевалось) на сезон жемчужного промысла, составлявшего
тогда главный источник доходов шейхств.
В 1838, после нескольких
безуспешных попыток покончить с работорговлей в этом районе, англичане
решили взять под свой полный контроль «Пиратский берег», Оман, Маскат,
Бахрейн и Кувейт и утвердить постоянное присутствие своих военных
судов в заливе. В 1839 между Великобританией и Маскатом был заключен
договор о совместных действиях против пиратства и работорговли,
к которому в том же году были присоединены шейхства «Пиратского
берега».
В 1843 Англия навязала
правителям «Пиратского берега» новое соглашение, которое продлевало
срок действия «Первого морского соглашения» (1835) на 10 лет. В соответствии
с ним, шейхи были обязаны подчиняться любым решениям представителей
Ост-Индской компании, действовавших от имени британских властей. Невыполнение
или нарушение их рассматривалось как нарушение «Первого морского
соглашения».
В 1847 в дополнении
к соглашению 1835 был подписан договор, значительно расширявший
прерогативы Великобритании в Персидском заливе. Этот договор предоставлял
Ост-Индской компании право обыскивать торговые суда, заподозренные
в пиратстве и работорговле. Он возлагал ответственность за нарушение
запрета работорговли на шейхов, подписавших договор, а также предоставлял
право представителям Ост-Индской компании выполнять функции третейского
судьи в конфликтах между местными правителями. Экономически договор
давал Великобритании ряд льгот и право эксплуатации жемчужных отмелей
Бахрейна и «Пиратского берега».
Договорный Оман. С
разгромом ваххабитов, попытавшихся в 1851–1852 вернуть себе контроль
над Персидским заливом, Англия навязала правителям эмиратов новое
соглашение. В мае 1853 шейхи Рас-эль-Хаймы, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана,
Дубая и Абу-Даби подписали «Договор о постоянном морском мире». В
соответствии с ним «Пиратский берег» был переименован в «Договорный
Оман» (Trucial Oman), или «Договорный берег». Англия взяла на себя обязанность
выступать посредником в урегулировании сухопутных споров, а также
защищать эмираты от нападения на них третьей стороны. Представитель
Ост-Индской компании получил официальное право наказывать всех нарушителей
договора, включая шейхов.
По соглашению 1869
шейхи Договорного Омана обязывались не заключать самостоятельно
соглашений с третьими странами, не предоставлять им какие-либо привилегии
и не сдавать в аренду территории своих эмиратов без согласия Англии.
В 1892 были подписаны
еще несколько соглашений, приведшие к установлению полного английского
протектората над Договорным Оманом. В 1898 в дополнении к этому соглашению
был подписан еще один договор, запретивший шейхам Договорного Омана
покупать или продавать оружие. На территории шейхств были созданы
английские военные базы (в частности, на территории Шарджи, Дубая
и Абу-Даби). Политическую власть осуществлял английский офицер связи
по зоне Персидского залива (со штаб-квартирой в Шардже), подчинявшийся
политическому резиденту вначале в Бушире (Иран), затем на Бахрейне.
В начале 20 в. количество
шейхств изменилось. В сентябре 1900 Рас-эль-Хайма вошла в состав Шарджи
(с 1921 снова самостоятельное шейхство), в то же время в 1902 от Шарджа
отделилась Эль-Фуджейра (признана в марте 1952) и в 1903 – Кальба (признан
в 1936, в 1952 вновь включен в состав Шарджи).
Основной доход
арабскому населению в этот период по-прежнему приносила торговля
жемчугом. В 1911 англичане заключили соглашение, обязывавшее правителей
шейхств не предоставлять никому, кроме Англии, концессий на ловлю жемчуга
и губки в своих водах. К началу Первой мировой войны по англо-турецкой
конвенции 1913 Англия получила исключительное право на Договорный
Оман, а в 1922 англичане установили свой контроль за правом шейхов
предоставлять кому-либо концессии на разведку и добычу нефти.
До начала 1930-х
британские связи с побережьем оставались крайне ограниченными.
Экспансия ваххабитских правителей Неджда еще более пошатнула позиции
Великобритании в этом регионе. Во внутренних районах, где власть англичан
всегда была номинальной, племена склонялись к объединению с ваххабитами
Центральной Аравии. Только в 1932 территория Договорного Омана понадобилась
британским авиалиниям для строительства промежуточных аэропортов
(дом отдыха для пассажиров и команды в Шардже) на пути между Лондоном
и Индией.
В конце 1920-х на побережье
разразился экономический кризис, вызванный появлением на мировом
рынке японского искусственного жемчуга.
Обнаружение нефти
изменило стратегическое и экономическое значения этого удаленного
уголка Британской империи. Опасаясь, что этот район может попасть в
руки конкурентов, англичане срочно создали компанию «Петролеум
девелопмент оф Трушилл Коуст». В 1937 британские нефтяные компании
получили концессии на добычу и разведку нефти в Дубае и Шарджи, в
1938 – в Рас-эль-Хайме и Кальбе, в 1939 – в Абу-Даби и Аджмане.
Принимая во внимание
возросший вес Договорного Омана в регионе, Лондон начал разрабатывать
план объединения подвластных ему шейхств в федеративное арабское государство,
в состав которой должны были войти также Ирак, Трансиордания и Палестина.
Планы Англии всерьез встревожили население эмиратов. Там участились
антифеодальные и антиколониальные выступления. В Шардже дело
дошло до открытых столкновений, в ходе которых был разрушен построенный
англичанами аэродром. Племена, пограничные с Маскатом и Оманом, с
оружием в руках препятствовали проведению картографической съемки.
В конце концов Лондон был вынужден отказаться от плана создания федерации.
В 1938–1939 произошла
неудачная попытка политических реформ в Дубае. Правящая династия
основала Финансовый совет, состоящий из местной знати, который,
однако, попытался отстранить ее от власти. Спустя год Совет был распущен.
В годы Второй мировой
войны шейхства Договорного Омана придерживались политики нейтралитета,
после войны их статус был повышен до эмиратов (княжеств), одновременно
были сделаны первые шаги по интеграции эмиратов в федерацию. В
1945 и 1950–1951 состоялись несколько встреч правителей эмиратов, на
которых обсуждались вопросы объединения полицейских сил, таможенного
управления, валютной системы. В 1951 для защиты персонала нефтяных
компаний были созданы местные вооруженные силы, т.н. «Скауты Договорного
Омана» (численность – 1600 человек, во главе – британские офицеры). В
1952 созданием двух институтов – Совета Договорных Государств, возглавлявшегося
британским политическим агентом в Дубае, и Фонда развития Договорных
Государств – были заложены основы будущей федерации.
Одновременно продолжались
внутренние и внешние пограничные конфликты, часто вызванные экономическими
интересами западных монополий. В 1947–1949 произошли столкновения
между Абу-Даби и Дубаем.
Внутриполитическая
обстановка в 1940–1950-е осложнялась соперничеством английских и
американских нефтяных компаний. Вплоть до середины 1950-х наиболее
острым предметом спора между АРАМКО, «Ирак петролеум компани» и
«Ройял Датч-Шелл» были нефтеносные земли оазиса Эль-Бурайми, претензии
на которой с 19 в. предъявляли правители Абу-Даби, Саудовской Аравии
и Омана. В 1949 здесь появились поисковые партии американской нефтяной
компании АРАМКО, действовавшей в интересах Саудовской Аравии; в
1952 саудовские силы установили свой контроль над Эль-Бурайми. Только
в октябре 1955, после провала переговоров, поддерживаемые англичанами
вооруженные силы Омана и Абу-Даби вновь завладели оазисом.
В 1953 Абу-Даби предоставил
нефтяную концессию Англо-французскому консорциуму. В 1958 здесь, в
местечке Баб, расположенном в пустыне, были обнаружены крупные запасы
нефти, а в 1962 началась ее добыча и экспорт. За несколько лет скромный
эмират превратился в великое нефтедобывающее государство Среднего
Востока. В 1966 нефтяные месторождения были открыты в Дубае, а в
1973 – в Шардже и др. эмиратах.
Обнаружение нефти
вызвало обострение политической ситуации в стране. В 1961–1963 в ряде
эмиратов развернулось антиимпериалистическое движение, поддержанное
некоторыми представителями правящих кругов. В 1962 правитель Шарджи
отдал концессию американской нефтяной компании, чем вызвал недовольство
официального Лондона. За правителем Шарджи последовал шейх
Рас-эль-Хаймы. В октябре 1964 в обход британских властей комиссия Лиги
арабских государств (ЛАГ) с согласия правителей Рас-эль-Хаймы и Шарджи
посетила ряд пунктов Договорного Омана. В ответ на эти шаги правитель
Шарджи шейх Сакр III ибн Султан аль Касими (1925–1993) по указанию британских
властей подвергся аресту и был объявлен низложенным; на жизнь правителя
Рас-эль-Хаймы шейха Сакра ибн Мухаммеда аль Касими было совершено
покушение. Стремясь не допустить дальнейшего вмешательства ЛАГ в
дела Договорного Омана, британские власти в июле 1965 провели в Дубае
совещание 7 правителей шейхств, на котором было принято решение об
образовании Совета экономического развития, а также рассмотрены
15 крупных экономических проектов, которые должны были способствовать
развитию этих территорий. Однако выступления продолжались, захватив
в 1966 даже относительно благополучное Абу-Даби. В ответ на это 6 августа
1966 в Абу-Даби был организован бескровный переворот; в результате
решения шейхов рода Нахайян, сместивших правившего эмира шейха Шахбута,
к власти пришел шейх Заид ибн Султан Аль Нахайян (нынешний глава ОАЭ).
Страницы: 1, 2
|