рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Индия. Проблемы и пути их решения рефераты

    Политика  планиро­вания  семьи  в  Индии предусматривает самые различные пропаганди­стские, медицинские, административно-правовые и другие ме­ры.  По  всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, зани­мающиеся преимущественно его координационно- административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распро­странении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточ­ных  средств,  сравнительно,  несложных  операций по стерилизации и обеспечивают   даже соответствующее денежное воз­награждение. Ежегодно в  Индии  подвергаются  стерилизации  около 5 млн. мужчин и женщин,  а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

    Другая очень важная мера - повышение возраста вступ­ления в брак.  Если в 50-е годы средний  возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для жен­щин  немногим более 15 лет,  то уже в 60-е годы он повысился соответс­твенно до 23 и 17 лет, а в даль­нейшем для женщин - до 18 лет. В седь­мом  пятилетнем  плане  Индии  (1986  - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти прог­раммы  были теснее  ин­тегрированы  со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

    Все эти усилия привели к определенным результатам.  Так,  общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это  свиде­тельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится  еще  в  начальной  стадии. Средний  размер  семьи и в наши дни составляет- 5 человек.  Все это объясняется прежде всего тем,  что проведение демо­графической поли­тики  в  Индии  наталкивается  на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних тра­диций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жи­те­лей,  различных семейных обрядов. 

    Так уж повелось в Индии,  что  роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев оста­ется ограни­ченной.  Соблюдение религиозных и социальных норм  и  традиций  делает знакомство  и  помолвку непосредственно между же­нихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным,  а за­частую и невозможным  де­лом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителя­ми, которые стремятся обеспечить пере­дачу  по  наследству  не  только собственности,  но  и общественного положения,  кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родите­лям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предло­жат ему на выбор не­сколько достойных кандидатур. Сам отбор этих канди­датур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые по­лосы брачных объявлений.

    Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утеши­тельными.  1986 году эксперты ООН полагали,  что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек,  а в 1988  году  они  подняли  эту <планку>  до  1042  млн. человек.  Соответствующие про­гнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.


Религиозный состав населения Индии

Религиозный состав населения Индии весьма сложен.  Народы этой  страны исповедуют индуизм,  мусульманство,  христианство сик­хизм, буддизм, джайнизм,  местные традиционные верования.  Ре­лигия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на всю жизнь общества.

 Наиболее распростра­нен в Индии индуизм.

(Индусами часто на­зывают всех жителей Индии, тогда как в данном случае правильнее упот­реблять  слово  <индийцы>  - собирательный термин,  обо­значающий всех граждан этой страны.  Слово же <индус> (искаженная форма  от  <хинду>) следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.)

Его исповедуют более 80% жителей страны. Индуис­ты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.

    Религия индуизма сформировалась в древ­ней Индии в первом тысячелетии нашей эры.  Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара),  которое происходит в соответствии с законом  воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.  Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению  души. Это  учение  нашло  отражение в священных книгах индуизма,  и в первую оче­редь в <Бхагават-гите> а также в таких эпических произведениях, как <Махабхарата> (18 книг) и <Рамаяна>, посвященная подвигам Рамы.

    В рели­гии индуизма много богов,  но среди них выделяются  три  главных.  Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

    Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.

    Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.

 Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда  живот­ных,  в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священ­ными считаются  и некоторые растения,  например лотос.  Свя­щенна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очище­ния - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где бе­рега Ганга облицо­ваны каменными ступенями, заполненными прибывшими для очи­щения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга.  Быть  похороненным  в водах этой реки - заветная мечта каждого право­верного индуса.  Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов,  даже если они еще очень мо­лоды.  Хотя эти запреты офици­ально отменены,  большая часть населения продолжает их соблю­дать. 

    Естественно,  что все  это  оказывает  очень большое влия­ние на жизнь и быт индусов. Но без всякого сомнения, на­ибольшее воздействие на них оказывает догмат индуизма, предусматрива­ю­щий деление общества на касты (от латин.  castus - чистый),  или джати (на древнеиндийском языке - санскрите).  Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена,  но оказа­лась столь живучей,  что и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описы­вает это влияние восто­ковед-индолог Н.  Р.  Гусева. 

    Принадлеж­ность к касте определяет  все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают име­на своим детям,  обу­чают их, сообщают им специальные знания, отправляют все риту­альные церемонии и,  наконец, после смерти бывают преданы сож­жению (а некоторые - погребению) - все это происходит и произ­водится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.  Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и за­претов, создание которого предписывает­ся богам,  божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов  каждой касты регулирует их поступки и даже чувства.  С детских лет чело­век вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов  дхар­мы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты диктует ей внутриб­рачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме,  как ты,  поэтому  только  она может стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии - большая  ред­кость. 

    Согласно  индуизму,  бог Брахма  сначала создал четыре касты.  Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества.  К  этой  касте относились также крупные и средние феодалы - словом,  верхушка общест­ва.  Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, кото­рые  должны были защищать общество,  из бедер - касту вайшьев (торгов­цев,  ремесленников и земледельцев),  которым вменялось в  обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он соз­дал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала оп­ределяла прежде всего профессия,  которая,  как правило, переходила от отца к сыну,  зачастую не из­меняясь на протяжении жизни десятков поко­лений.  Со  временем увеличивалось число профессий и,  соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. раз­личных  каст и подкаст.  После войны  ни одна перепись населения этот во­прос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных ис­точниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

    В сословно-кастовой сис­теме индуизма есть еще одна,  самая низкая категория - неприка­саемых, или париев, к кото­рой  относится  наиболее отверженная и бесправная часть населения.  По преданию,  все,  что не подошло для создания четырех каст,  бог Брахма отбросил в сторону, в не­ведомую темноту. Из этих остатков и вышли неп­рикасаемые,  кото­рым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечис­тыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Ин­дуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех  четы­рех  каст. Считается,  что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса.  А ведь перед второй мировой войной таких не­прикасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек.       Конститу­ция Индии в законодатель­ном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправ­ное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар> (<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено  словом  <хариджаны> (<дети Бога>),  предло­женным Махатмой Ганди еще в 20-х годах.  И  тем  не  ме­нее  резкое  кастовое  расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государст­венных служащих.  До сих пор крайне редки браки между пред­ставителями высших и низ­ших каст. 

    Вторая по значению религия Индии -  ислам.  Мусульмане  составляют 11 %  всего населения,  среди них резко преобла­дают сунниты, но есть и шииты.  Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Ут­тар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преоб­ладают, но образуют значительную прослойку.  В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено за­коном.

    Последователи стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5%  до  2,6%,  но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно:  христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Хри­стиане живут главным образом в юж­ных штатах,- особенно в Керале и в Нага­ленде. 

    Сикхизм получил распространение в Пенджабе,  где при­верженцы этой религии составляют половину всего населения.  Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в ХV веке.  Как бы отражая гео­графическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния,  сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. На­пример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, де­ление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти,  проповедует единобожие.  В сикхских храмах:  нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Муж­чины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>,  что значит <лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на ма­кушке и покрытые красочным тюрбаном,  длинные  бороды,  не  бреют  усы. Принадлежностью каждого сикха явля­ется также кин­жал.

    Буддизм зародился в Северной Индии в сере­дине I тысячелетия - до н. э.  Но в наши дни его исповедует ме­нее 2%  ее населения -  часть жителей штатов Махараштра,  Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной  Индии.  Он  вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. По­скольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение жи­вых существ -  червей, насекомых, среди джайнов всегда пре­обла­дали не земледельцы, а торговцы,  ремесленники,  ростов­щики. Эти­ческие предписания джайнизма включают обеты прав­дивости, сдер­жанности, бесстрастности, строгий запрет воров­ства. 

    Довольно сложный религиозный состав населения  Индии,  как  и  этнический состав,  накладывает отпечаток на всю внутриполитиче­скую ситуацию в стране, приводя к почти не прекра­щающимся рели­гиозным противоречиям.  Прежде всего,  это противоречия между индуистами и мусульманами,  индуистами и сикхами.

    Кровавые столкновения между индуистами и мусульма­нами на религи­озно-общинной почве время от времени буквально по­трясают страну.  Чаще всего они происходят в мусульманском  штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разру­шили в городе  Айодхья  (штат Уттар-Прадеш)  мусульманскую мечеть Бабри-Масджит,  чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Со­гласно преданию именно в Айодхье - и это описано в <Рамаяне> - правил царь Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама,  вернувшийся сюда после дальних  странствий  и  занявший престол своих предков.) Подобная акция вы­звала вспышку идуистско-му­сульманских столкновений по всей стране и  привела  к  гибели бо­лее 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы подверг­лись нападению со стороны му­сульман. В штате Уттаррадеш было введено прямое президентское  правление,  а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязанно­сти и пота­кавшее религиозным фанатикам. Однако  нельзя  не учитывать,  что в стране есть крупные силы, вы­ступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до  соз­дания индусского государства Хинду раштра. Во главе подоб­ного движения стоит фундаменталистская <Бхаратия Джанатз парти> (БДП).

     В Пенджабе религиозно-общинные распри осо­бенно усилились после того как местные сепаратистские группи­ровки начали призы­вать к отделению  районов,  населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и опорной базой сепаратисты  сделали комплекс знаменитого Золотого храма в го­роде Амритсаре - центре сикхизма, само название которого озна­чает <хранилище амриты> (божественного  нектара).  В октябре 1984 года двое военнослужа­щих-сикхов из состава личной ох­раны премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее.  А в 1991 году жерт­вой аналогичного покуше­ния стал сменивший Индиру Ганди на  по­сту  премьер-министра ее  сын Раджив Ганди.  Однако на этот раз заговор был инспири­рован тамильскими националистами, действую­щими на юге страны.

                                                                               

Городское население и крупнейшие города                         

Индии                                                           

                                                                             

Индия - страна древней городской культуры.  Такие ее города, как Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре че­ловече­ской цивилизации. Но до середины ХХ века уровень урба­низации в Индии оставался очень невысоким,  что характеризовало  её в основном как  страну  сельских жителей.  Лишь во второй поло­вине ХХ века он стал возрастать быстрее.

 

Рост городского населения Индии в ХХ веке                                                                                        


Годы переписей      

 


Городское население

       В млн. чел.


Доля городского насе­ления, в %


                 1901                        25,8                             10,8

                 1911                        25,9,                            10,3

                 1921                        28,1                             11,2

                 1931                        33,4                             12,0

                 1941                        44,2                             13,9

                 1951                        62,4                             17,3

                 1961                        78,9                             18,0

                 1971                       109,1                            19,9

                 1981                       159,5                            23,3

                 1991                       217,2                            25,7

                                                                                                                                                                                           

     Несмотря на это,  Индия и в начале 90-х годов относится к средне - урбанизированным странам. Тем не менее по общему числу горо­жан она уступает только Китаю. Согласно некоторым прогнозам к 2000 году городское население Индии может достигнуть 360 млн. человек или 34 %. 

    Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа городов.  В 1901 году их насчитывалось немно­гим более 1900,  1981 - 4000, а в 1991 году - 4700.  В том числе больших городов 1961 году было 108,  в  1981 году - 220,  а в 1991 году - более 300. В них живет примерно 2/3 всех горожан.  Если в 1901 году население более 1 млн. имела только Калькутта,  с 1911 года этот рубеж превзошел  также Бом­бей, а в 1951 году таких городов- <миллионеров> стало 5,  то в 1981 году их число увеличилось до 12, а в 1991 году- до 23.

Страницы: 1, 2, 3