рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Индия. Проблемы и пути их решения рефераты

Индия. Проблемы и пути их решения

 

 

Среднеобразовательная

Школа №1937

 

Реферат по географии

на тему:

«Индия. Проблемы и пути их решения»

 

Выполнил ученик 11 класса

Лифанов Роман

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  1998 г.




             

Государственный строй Индии

                                                                               

    Понятие государственного строя, как известно, включает две состав­ляющие: форму правления и форму административно - территориаль­ного устройства.  Пример Индии свидетельствует о том,  как много по­литиче­ских и социальных проблем связано с их установлением.

    В течение двухсот  лет Индия  была  владением Великобритании. В те­чение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение,  которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона,  а 26 января 1950  года  была  провозглашена Республикой. В этот  день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия  осталась членом Содружества,  возглав­ляемого Великобританией.

    В соответствии с конституцией страны,  при­нятой в том же  году, со­стоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха").  Главой го­сударства считается президент,  избираемый на пять  лет.  Однако в своих действиях он обя­зан руководствоваться рекомендациями  правительства,  возглавляемого  премьер-министром.   Поэтому практически  исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии,  кото­рая на выборах получает большинство в  Народной  палате.  Со времени  достижения  Индией не­зависимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия  "Индийский  национальный  конгресс".

    История  становления  административно - территориального  устрой­ства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в да­лекое прошлое.  Едва  ли не главная черта этого устройства в эпоху феодаль­ной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раз­дроб­ленности.

    В эпоху британского  владычества  территория современной Индии со­стояла как бы из двух административно-территориальных час­тей.  Пер­вую из  них представляли восемь провинций, составлявших так назы­ваемую "Британскую Индию".  Это были крупные территориальные об­разования,  занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас,  Би­хар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль.  Здесь же  находились  основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть об­ра­зовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимо­сти от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в  большинстве своем они представляли собой мелкие и  мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные поме­щичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения.  Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населе­ния, что препятствовало на­циональной консолидации народов Индии.

    Поэтому еще с конца 19 века одним из требова­ний нараставшего на­ционально-освободительного движения стала ликви­дация княжеств и образование провинций по лингвистическому (националь­ному) при­знаку. Наиболее последовательно  они поддерживались  пар­тией  "Ин­дийский национальный конгресс",  но,  придя к власти,  эта пар­тия не могла не считаться с  очень сложными межнациональными отно­шениями в стране. Поэтому административно-территориальные ре­формы осуще­ствлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.

     На первом  этапе (1947 - 1956) основной административно -террито­риальной единицей Ин­дии стал штат.  Всего было выделено 27 штатов,  которые подразделя­лись на четыре группы (категории). В группу "А" вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы вла­сти и управляющиеся губернаторами. В группу "В" вошли бывшие княже­ства и союзы княжеств, во главе кото­рых стояли так называемые радж­прамукхи, избираемые  раджами из своей среды с последующим утвер­ждением их президентом. К группе "С" были отнесены образованные из бо­лее  мелких  княжеств  так называе­мые "комиссарские"  штаты,  управ­ляющиеся комиссарами или лейте­нант - губернаторами,  к группе "Д" - Анда­манские и Никобарские  ост­рова.

    На втором этапе, который начался в 1956 году, произошли более ради­кальные изменения в направлении укрупнения  сетки  административно - территориального деления и формирования более однородных в на­цио­нальном отношении административных единиц.  Основной такой единицей в Индии остался  штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории).  Более сильно изменились административные границы в Юж­ной Индии,  несколько меньше - в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 шта­тов,  сформирован­ных по принципу лингвистического (национального)  единства.  Наряду со штатами был пределен статус нескольких союзных территорий, управ­ление которыми находилось в ведении президента Индии.

    Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами.  Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по терри­тории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури, Ми­зор, Аруначал-Прадеш,  Сикким,  на севере - Химачал-Прадеш. Об­разование подобных <малых> штатов, в большинстве своем вы­росших  союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.

    Современная Индия - федеративное государство (по конститу­ции - союз штатов). В  него  входят 25 равноправных штатов и по­мимо этого еще 7  союзных территорий. Индийские штаты пред­ставляют собой  крупные административно- территориальные об­разования,  в основе которых лежит языковая общность населе­ния. Это значит, что границы штатов более или менее точно сов­падают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения  образует <свой> народ. 

Союзные территории - небольшие административные единицы, управление которыми  осуществляется  непосредственно цен­тральным правительством.  К ним относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Пон­дишери), бывших португальских колоний Даман и  Диу и не кото­рые другие.

           Наиболее крупные народы Индии и ареалы

                   их распространения (по штатам)

Народы

Штаты

1    Хиндустанцы

Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш 

Харьяна

2    Бихарцы

Бихар

3    Бенгальцы

Западная Бенгалия

4    Телугу (андхра)

Андхра-Прадеш

5    Матархи

Махараштра

6    Тамилы

Тамилнад

7    Гуджаратцы

Гуджарат

8    Каннара

Карнатака

9    Малаяли

Керала

10   Ория

Орисса

11   Пенджабцы

Пенджаб

12   Раджастханцы

Раджастхан

13   Ассамцы                                     Ассам                  

 

Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до ½ в Джамму и Кашмире, но этот принцип со­блюдается всюду.

Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собра­ние и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и долж­ность губернатора, назначаемого президентом страны. Если прези­дент временно вводит в том или ином штате президентское прав­ление, то оно от его имени осуществляется губернатором.    

    Административно-территориальное деление Индии не является изменным. Время от времени в него вносятся отдельные коррек­тивы хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать что между отдельными  штатами существуют взаимные территори­альные претензии,  обычно касающиеся небольших, но экономиче­ски важных районов.

    Но главный  административно-территориальный  конфликт  Ин­дии,  имеющий очень большое политическое звучание,  связан с  Кашмиром.  При разделе бывшей  британской  Индии на два госу­дарства Индия и Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмир­ское княжество. После посылки <добровольцев> и вспышки вооруженных столкно­вений  между двумя странами было принято компромиссное реше­ние о разделе Кашмира,  2/3 которого вошли в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые  разногласия  по каш­мирскому вопросу уже приводили к индо-пакистанской войне,  ко­торая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти разногласия оста­ются и поныне. Индия считает, что кашмирский вопрос уже решен уже окончательно, тогда как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума  -  в расчете на то, что преимущественно мусульманское население штата выскажется за присоединение к Пакистану.  Существует и проект  создания, точнее возрождения, независимости Кашмира.


Демографический взрыв и демографическая политика в Индии

                                                                                                                  

    Индия - страна,  где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет.  Первая из них имела место в 1881 году,  а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует таблица

                                                                                                                          

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

Годы


 

Численность

Населения

в млн. чел.

  Прирост за 10 лет

Средне­годовой

Прирост,

В %


Рост по отношен.

К 1901 г.

В %

В млн.

Чел.

В %


 1901       238,4                 -                -              -                -                             

 1911       252,1              +13,7       +5,75         0,56          +5,8                                                                     

 1921       251,3              -0,8          -0,31         -0,0З          +5,4                                                                      

 1931       279,0              +2б,7       +11,00       1,04          +17,0                                                                          

 1941       318,7              +39,7       +14,22       1,33          +33,7                                                                   

 1951       361,1              +42,4       +13,31       1,25          +51,5                                                                        

 1961       439,2              +78,1       +21,51       1,96          +84,3                                                                   

 1971       548,2              +109,0     +24,80       2,20          +159,9                                                                       

 1981       683,3              +135,1     +24,66       2,22          +186,6                                                                     

 1991       843,9              +160,6     +23,50       2,11          +254,0                                                                        

   

    Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов не­сложных расчетов.  Они  показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно  в 1,5 раза. И абсолют­ный и относительный рост его за отдельные десятилетия был до­вольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5%  в год. Более того, в 1911, - 1921  годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился.  В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза.  Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население  Бра­зилии  или  России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек,  что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год.  При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.    

    В результате подобных темпов роста в 1991 году население соста­вило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. жен­щин). По этому  показателю  Индия  прочно  занимает место после Китая, концентрируя 15,7 %  мирового населения. Следовательно,  каждый седьмой житель  нашей планеты - индиец.

    Все сказанное свидетельствует о том,  что во второй половине века в Индии про­исходит демографический взрыв.  В самом деле,

при  ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч,  а каж­дый час  примерно  на  1,9 тыс.  человек.  Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности.  Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев.  Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во  второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей,  хотя и немного понизилась по срав­нению с  предшествующими периодами.

    Демографический  взрыв  сильно  осложняет решение основных экономических и социальных задач,  стоящих перед страной.  Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв.  а это соответственно увели­чило  <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину насе­ления страны составляют дети и молодежь до 18 лет,  и по мере их взросления  государство  должно было бы  каждую  неделю стро­ить тыс.  новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест,  а это практически невозможно.  Индия не в состоянии  также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме,  как обеспечение быстро растущего населения  продовольствием.  Вот  почему в Индии при­давалось и придается особое значение демографической политике,  направленной  на снижение рождаемости.     Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению националь­ной программы планирования семьи в качестве  официальной  го­сударственной политики.  Это произошло еще в 51 году,  когда на­чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства страны.  Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а  имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.  С течением времени она видоизменялась,  Например, в 1977 году из демографической политики были  исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка,  питание, образование и права  жен­щин.

    Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традици­онной многодетной к двух- трехдетной семье.  Она проводилась под лозун­гами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По- времени заво­дить вто­рого ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!>  и т.  п.  После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планиро­вания  семьи  возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>,  <Два ребенка - достаточно!> и т.  п.  С помощью таких программ правительство рас­считывало  уже  к  концу  текущего  столетия достичь  простого  вос­производства населения,  а в ХХ1 веке перейти к нулевому приросту и,  следовательно,  к стабилизации его численности.

Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.